МОБУ Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа 2 ( с углубленным изучением отдельных предметов) г.Якутска «Влияние природы на жизнь и здоровье человека» 6 класс Учитель географии : Копырина Л.И.
Цель урока Образовательные Расширить и углубить знания о природных стихийных явлениях, происходящих в литосфере, гидросфере,атмосфере, причинах их возникновения; Научить воспроизводить изученный материал на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях. Развивающие Продолжить развитие умений ориентироваться на карте посредством определения районов возникновения стихийных явлений ; Продолжить развитие самостоятельности и познавательного интереса у обучающихся, умения анализировать, делать выводы; Развивать метапредметные компетентности (компетентность в решении проблем и задач, учебные, коммуникативные, информационные компетентности, компетентность взаимодействия) Развивать навыки работы с различными источниками географической информации Воспитательные Формировать положительную мотивацию к изучению предмета; Воспитывать культуру умственного труда; Познакомить учащихся с правилами поведения для сохранения жизни во время стихий природных явлений
Стихия (от греч. stoichcion) - то явление природы, мощная сила которого независима от человека и непреодолима им. Стихия это бедствие, катастрофа дли всего живого, поэтому будем говорить так: стихийное бедствие.
Стихийные природные явления ЛитосфераГидросфераАтмосфера землетрясениянаводнениясмерчи Извержения вулкановцунамиУраганы, холод
Стихийные явленияПричины возникновения землетрясения подземные толчки и колебания земной поверхности извержения вулканов разрыв, так и столкновение литосферных плит, из которых сложена земная кора и верхняя часть мантии наводнения половодье, паводки, заторы,ветровые нагоны, вследствие гидродинамических аварий цунами Подводные землетрясений смерчи СТОЛКНОВЕНИЕ ВМ ураганы РАЗНИЦА В ДАВЛЕНИИ
К. Брюллов Последний день Помпеи Извержение вулканов приводит к колоссальным разрушениям и бесчисленным жертвам. На картине К.Брюллова Последний день Помпеи изображено извержение вулкана Везувий в 79 г. н.э. Это страшное извержение привело к исчезновению двух городов: Помпеи и Геркуланума.
Извержение Везувия. Гибель Помпеи (письмо) О грандиозной катастрофе мы узнали из сохранившегося до нашего времени письма ученого Плиния младшего к римскому писателю Тациту, в котором он описывает гибель своего дяди Плиния старшего и события тог страшного дня: «24 августа около часа пополудни над горой показалось облако необычайной величины… Это облако поднималось вверх сильной струёй воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать чёрные камни, обожжённые и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело. Между тем из Везувия стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был ещё ясный день, здесь царила ночь… Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Стабию сожгли потоки лавы, Геркуланум затопили грязекаменные потоки, а Помпеи завалило многометровым слоем раскалённого пепла и камней.. Погибли тысячи людей. Но на этом Везувий не успокоился – почти 7 лет уже на протяжении нескольких столетий происходили извержения.
Карта вулканов и зон землетрясений мира
Самые страшные землетрясения Почти 80% зданий в городе Сан- Франциско было разрушено, без крова остались человек, 3000 – погибли.
28 декабря 1908 года, Мессина, Италия В Мессине погибла почти половина жителей. Общее количество погибших оценивается в тысяч человек (некоторые источники называют цифру до 200 тысяч).
года, Токио-Йокохама, Япония За двое суток произошло 356 подземных толчков, а высота цунами в заливе Сагами достигла 12 метров. Количество погибших в той катастрофе оценивается в человек.
29 февраля 1960 года, Агадир, Марокко. Землетрясение магнитудой 5,9 баллов продолжалось всего 15 секунд, но число погибших составило 15 тысяч человек, ранения получили 12 тысяч, 35 тысяч остались без крова.
Армения. 7 декабря 1988 года, Спитак, Город Спитак и еще 58 сел были полностью разрушены. Количество погибших составило 25 тысяч человек
Япония, 11 марта 2011 Фукусима На утро 16 марта официальные источники сообщают о гибели 3767 человек; без вести пропавшими числятся 7845 человек.
Меры безопасности: При возможности покинуть здание ; Занять безопасное место ( проемы капитальных внутренних стен и углы между ними у стены) Нельзя пользоваться лифтом, надо опасаться лестниц и выходных дверей; Если есть возможность, обязательно выключить электричество, газ По мере прекращения толчков надо немедленно выйти на улицу, оказаться на открытой местности
Цунами
Предупреждение о цунами 1. Необходимо четкое и своевременное прогнозирование времени, места и интенсивности стихийного бедствия. Это даёт возможность своевременно оповестить население об ожидаемом ударе стихии. 2. Правильно понятое предупреждение позволяет людям подготовиться к опасному явлению путём эвакуации. 3. Знание второстепенных признаков приближения катастроф может помочь пережить их с наименьшими потерями. К таким признакам относится беспричинное, на первый взгляд, беспокойство животных и птиц, а в некоторых случаях, массовый исход их из мест обитания. 4. А также нужно признать, что, несмотря на 4-тысячелетний опыт изучения цунами, предсказать это явление очень трудно. Самое большое, на что способна современная наука, - это предсказание крупного сейсмического толчка без указания точного времени.
Наводнения - возникают из-за сезонного таяния снегов, непредсказуемо обильных осадков или обрушившихся цунами. Они несут в долину воду, грязь и обломки скальных пород. Вышедшая из берегов река уносит прочь, разрушает жилые дома и другие строения.
Будьте готовы к срочной эвакуации и выполните следующие действия : отключите электричество и выключите газ плотно закройте все двери и окна забравшись на верхние этажи, захватите все необходимое на первое время(теплая одежда, одеяла, энергетически ценные продукты питания, шоколад, молоко, чистая вода возьмите с собой деньги, документы, ценные вещи
Ураганы,смерчи
1. Если во время урагана вы оказались на улице, то нужно находиться как можно дальше от зданий и спрятаться в кювете, яме, канаве, прижавшись плотно к земле. 2. Нужно избегать находиться рядом с химическими нефтеперегонными заводами и линиями электропередачи, так как катастрофы и пожары -результат сильных стихийных бедствий. 3. Когда ветер стих не стоит сразу же выходить на улицу: через несколько минут шквал может повториться. Потом, когда станет ясно, что ураган закончился, выходя из дома, вначале осмотритесь - нет ли нависающих предметов и частей конструкций, оборванных проводов. Нет ли запаха газа. 4. Дети из детских садов и школ должны отправиться по домам, все мероприятия отменяются; если штурмовое предупреждение наступило слишком поздно, дети размещаются в подвалах или в центральной части здания, в коридорах на первом этаже. «Как вести себя во время урагана?»
Экстремальные условия: низкая температура…
О каких стихийных явлениях вы узнали? Каковы причины этих явлений? Каковы последствия? Есть ли на Земле места, где не бывает стихийных явлений?
Задание : показать сейсмические зоны – районы мира
ГЕОГРАФИЯ.СЛАЙ- АЛЬБОМ.СТИХИИ ЗЕМЛИ.М.: ЦЕНТР ПЛАНЕТАРИУМ.2006СОСТВАВИТЕЛЬ СМИРНОВА М.С. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ. СТИХИИ ЗЕМЛИ. М.: ЦЕНТР ПЛАНЕТАРИУМ.2006СОСТВАВИТЕЛЬ СМИРНОВА М.С. WWW/ASK/COM/RU/ КАРТЫ МИРА. Использованные источники :
1. ПАР.55 СТР.161 ПРОЧИТАТЬ 2. НАЙТИ В ГАЗЕТАХ МАТЕРИАЛ И ПОДГОТОВИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПО МЕСТНЫМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КАТАСТРОФАМ. Домашнее задание :