Человеческий капитал России: образование Гайдаровские чтения 17 марта 2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
Advertisements

Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______ Масштаб 1 : 5000.
Число зарегистрированных преступлений. Уровень преступности.
Рейтинг территорий с преимущественно городским населением по уровню преступности в 2008 году 1ЗАТО «Звездный»33,10 2Гремячинский230,00 3г. Кунгур242,00.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.

Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Общие результаты ЕГЭ города Канаш в разрезе общеобразовательных учреждений.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
ЦИФРЫ ОДИН 11 ДВА 2 ТРИ 3 ЧЕТЫРЕ 4 ПЯТЬ 5 ШЕСТЬ 6.
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОЦП «Р АЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
Освоение субсидии на модернизацию системы общего образования.
«О формировании бюджетной заявки по отрасли «Образование» в условиях подготовки доклада о результатах и основных направлениях деятельности» Комитет общего.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Д. Дуброво д. Бортниково с. Никульское д. Подлужье д. Бакунино пос. Радужный - Песчаный карьер ООО ССП «Черкизово» - Граница сельского поселения - Граница.
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Итоги аттестации школьников за учебный год МОУ Красноткацкая СОШ.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Транксрипт:

Человеческий капитал России: образование Гайдаровские чтения 17 марта 2011 г.

Структура потоков поступающих, 2001 (млн. человек) Полная школа 10,11, (12) класс НПО СПО ВПО Рынок труда, служба в ВС, другие страны Дополнительное образование взрослых Основная школа 5-9 классы 1-4 классы Дошкольники Не ходят в детские сады 0,26 0,46 0,18 0,37 1,6 0,037 0,24 0,130,610,430,220,680,50 0,74 0,04 0,024 0,17 2,32 1,54 0,67 0,61 0,69 1,1 0,01 0,46 0,02 Это численность ушедших из программ соответствующего уровня

Структура потоков поступающих, 2003 (млн. человек) Полная школа 10,11, (12) класс НПО СПО ВПО Рынок труда, служба в ВС, другие страны Дополнительное образование взрослых Основная школа 5-9 классы 1-4 классы Дошкольники Не ходят в детские сады 0,29 0,47 0,17 0,38 1,4 0,12 0,13 0,110,620,500,210,940,48 0,92 0,03 0,025 0,20 2,35 1,59 0,68 0,70 0,95 1,0 0,01 0,31 0,03

Структура потоков поступающих, 2005 (млн. человек) Полная школа 10,11, (12) класс НПО СПО ВПО Рынок труда, служба в ВС, другие страны Дополнительное образование взрослых Основная школа 5-9 классы 1-4 классы Дошкольники Не ходят в детские сады 0,30 0,39 0,14 0,35 1,2 0,08 0,19 0,100,590,460,181,110,50 0,86 0,04 0,025 0,23 2,00 1,53 0,66 0, ,99 0,01 0,31 0,03

Структура потоков поступающих, 2007 (млн. человек) Полная школа 10,11, (12) класс НПО СПО ВПО Рынок труда, служба в ВС, другие страны Дополнительное образование взрослых Основная школа 5-9 классы 1-4 классы Дошкольники Не ходят в детские сады 0,27 0,29 0,10 0,29 0,94 0,04 0,11 0,130,550,450,191,290,58 0,80 0,04 0,03 0,25 1,53 1,30 0,62 0, ,98 0,02 0,30 0,03

Структура потоков поступающих, 2009 (млн. человек) Полная школа 10,11, (12) класс НПО СПО ВПО Рынок труда, служба в ВС, другие страны Дополнительное образование взрослых Основная школа 5-9 классы 1-4 классы Дошкольники Не ходят в детские сады 0,29 0,24 0,08 0,21 0,76 0,03 0,140,490,420,171,370,64 0,63 0,02 0,023 0,22 1,29 0,95 0,54 0, ,07 0,04 0,34 0,01

Высшее образование стало базовой социальной потребностью Больше 85% семей предпочитают, чтобы их дети получили ВО 45% семей готовы пойти для этого на серьезные материальные затраты (сопоставимы со стоимостью платного обучения в вузах) Коэффициент охвата населения ВО – более 90% (вырос на 15% за последние 5 лет)

Охват молодежи высшим образованием на пути к массовому высшему До ¼ молодежи получает профессиональное образование, последовательно обучаясь на основных программах разных уровней По данным Росстата в 2008 году: 10% выпускников программ НПО сразу поступили в колледжи и вузы 35% выпускников колледжей сразу поступили в вузы

Премия за высшее образование в отношение заработной платы работников с профессиональным образованием соответствующего уровня к заработной плате работников со средним (общим) образованием в годах Российский мониторинг экономики и здоровья населения Росстат

Отдача от высшего образования в России в годах Превышение зарплаты работника в возрасте 40 лет с высшим образованием над зарплатой остальных работников (~ 70%)

Низкое качество профессиональных квалификаций НПО и основная часть СПО – «провал» в исходном качестве обучающихся – Низкая социализация – Отсутствие мотивации к обучению и профессиональной работе Вузы – Значительная часть студентов не готова к освоению сложных профессиональных квалификаций

Уровень подготовки поступающих в вузы (на бюджетные места очной формы)

Качество будущей массовой интеллигенции УчителяВрачи

Качество человеческого капитала ИнженерыТорговцы

Университеты: место пребывания? Для 70% студентов практика доказывает, что в университетах надо только числиться, но полезные компетенции и карьеру искать за его пределами Возвращение к до-университетскому типу карьеры (19 век)

Великий разрыв-1 Более 70% возрастной когорты получают высшее образование Что предложит им рынок труда? – Доля мест для профессионалов с высшим образованием на рынке труда составляет меньше 30% и имеет относительно низкую эластичность. – Рабочие места, не требующие ВПО. Везде «работникам с дипломом» выплачивается «образовательная премия» % сверх зарплаты адекватно образованных работников Сфера услуг Квалифицированные исполнители с высокой долей коммуникации в структуре труда Квалифицированные исполнители «герметичного» или «регламентного» типа Малоквалифицированные исполнители

Великий разрыв-2 Сферы желаемого и приемлемого для «образованного человека» Желаемое: «чистая» работа с элементами свободы и креативности в среде «образованных людей» Желаемое: «чистая» работа с элементами свободы и креативности в среде «образованных людей» Приемлемое: рутинная исполнительская работа с относительно высоким вознаграждением Неприемлемое: зарегламентированна я исполнительская работа + тяжелый физич.труд

Нужна принципиально новая социальная политика Ориентация не только на помощь бедным и неспособным (1-5 децили по доходам) «Великий разрыв» – это проблема 4-8 децилей по доходам ВОЗВРАТ К НЕ-ТАРГЕТИРОВАННОЙ СОЦПОЛИТИКЕ НЕВОЗМОЖЕН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПАТЕРНАЛИЗМ ОЧЕВИДНЫМ ОБРАЗОМ ИСЧЕРПЫВАЕТ СЕБЯ УЖЕ В «СТАРОЙ» СОЦПОЛИТИКЕ (денег не хватает)

Новая социальная политика 2 таргет-группы: – Бедные – Неустроенные представители среднего класса (новые недовольные) По отношению ко 2-й группе нужны принципиально другие инструменты. Эта группа востребует не «любые социальные сервисы, только даром» --- она хочет каччественных и уже сейчас платит (доплачивает) за них

Особенность социальной политики в образовании Образование – «домен» 3-х политик – Социальная (социальные лифты, социальное перемешивание) – Инновационная (формирование креативного класса) – Экономическая (рынок труда) Поддержка не только бедных, но и талантливых

Что с ресурсами?

Ресурсное обеспечение высшего образования США – 3,5% ВВП, $45 тыс. в год на студента, 65% частных средств ЕС – 1,3% ВВП, $15 тыс. в год на студента,

Удельный вес внебюджетного финансирования образования в общем объеме финансирования образования

Оценка финансовых потоков в отрасли «Образование», 2001 (млрд. руб.) Бюджеты (253) Внебюджетные средства (средства семей, предприятий) (80) Детское дошкольное образование (51) Общее образование (151) Начальное профессиональное образование (20) Высшее профессиональное образование (88) Среднее профессиональное образование (23)

Оценка финансовых потоков в отрасли «Образование», 2003 (млрд. руб.) Бюджеты (424) Внебюджетные средства (средства семей, предприятий) (150) Детское дошкольное образование (84) Общее образование (246) Начальное профессиональное образование (33) Среднее профессиональное образование (39) Высшее профессиональное образование (172)

Оценка финансовых потоков в отрасли «Образование», 2005 (млрд. руб.) Бюджеты (677) Детское дошкольное образование (133) Общее образование (366) Начальное профессиональное образование (42) Среднее профессиональное образование (62) Высшее профессиональное образование (295) Внебюджетные средства (средства семей, предприятий) (221)

Оценка финансовых потоков в отрасли «Образование», 2007 (млрд. руб.) Бюджеты (1157) Детское дошкольное образование (221) Общее образование (611) Начальное профессиональное образование (63) Среднее профессиональное образование (91) Высшее профессиональное образование (444) Внебюджетные средства (средства семей, предприятий) (273)

Оценка финансовых потоков в отрасли «Образование», 2009 (млрд. руб.) Бюджеты ( 1599 ) Детское дошкольное образование (325) Общее образование (817) Начальное профессиональное образование (68) Среднее профессиональное образование (122) Высшее профессиональное образование (538) Внебюджетные средства (средства семей, предприятий) (268)

Финансирование профессионального образования (с колледжами) в западных странах и России, годы

Лишние люди – или нужные люди?

Соотношение фактического и требуемого уровня образования работников, 2008 Работники с высшим образованием: 28,3% из них работают там, где их образование не востребовано

Образовательное поведение граждан Очень высокая ценность образования (первичный социальный статус россиянина задается наличием у него высшего образования) Очень высокий спрос на третичное образование Относительно низкий спрос на дополнительное (непрерывное) образование

Поведение работодателей Предпочтение высшего образования даже на чисто исполнительских должностях Предпочтение работников с опытом работы, избегание «свежих» выпускников (зарплатная «премия» за опыт работы выше, чем в других странах) Сворачивание связей с системой формального профессионального образования – Доля фирм, НЕ ГОТОВЫХ сотрудничать с учреждениями НПО, СПО, ВПО выросла на последние 5 лет с 40% до 70%

Вывод: Образование используется для социализации, а не профессиональной карьеры Неразличение мотивов спроса на третичное образование ведет к искажению политики государства Необходимо новое профессиональное образование

Новое профессиональное образование Отвечает на вызов «избегания ПТУ и техникумов» ---- квалифицированные исполнители готовятся в прикладном бакалавриате в стенах университетов Отвечает на вызов низких профессиональных квалификаций ---- короткие курсы освоения конкретных квалификаций на рыночной основе (бедным и безработным – бюджетные ваучеры)

Новое профессиональное образование Отвечает на вызов отсутствия рыночных сигналов качества работника определенной квалификации система профессиональных экзаменов Отвечает на вызов депрофессионализации высшей школы профессиональные магистратуры

Новое профессиональное образование Отвечает на вызов глобальной конкуренции инновационных систем > 50 исследовательских университетов + международные научные стандарты Отвечает на вызов депрофессионализации высшей школы профессиональные магистратуры

Сначала реформы, потому деньги… НЕВЕРНО – Эффективный контракт ВЕРНО – Структура образования (старшая школа – % непосещающих), старшие курсы ВПО, кривая структура