Тематическое картографирование в ГИС Географические информационные системы Тверской государственный университет. Кафедра картографии и геоэкологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тематическое картографирование в ГИС (продолжение) Географические информационные системы Тверской государственный университет. Кафедра картографии и геоэкологии.
Advertisements

Образовательная картография Технология аналитической и проектной работы.
Тематическое картографирование. ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТЫ посвящены одной теме или комплексу взаимосвязанных тем; посвящены одной теме или комплексу взаимосвязанных.
Современные методы географических исследований уч.Кореневский А.Г.. Современные методы географических исследований уч.Кореневский А.Г..
Способы наглядного представления статистических данных.
Статистический метод- один из основных в географии Кугут Ирина Анатольевна, учитель географии МОУ СОШ 32 « Эврика-развитие » г. Волжский.
Картография Обзорная лекция. Элементы географических карт Математическая основа Картографическое изображение Вспомогательное оснащение карты Дополнительные.
Диаграммы Гистограмма Линейчатая Круговая График Точечная Объекты диаграмм в Excel 2007 и их свойства.
Построение таблиц и графиков Таблицы Таблица – это форма систематизированного рационального и наглядного изложения цифрового материала, характеризующего.
Гистограмма показывает изменение данных за определенный период времени и иллюстрирует соотношение отдельных значений данных. Категории располагаются по.
Электронные таблицы позволяют визуализировать данные, размещенные на рабочем листе, в виде диаграммы. Диаграмма наглядно отображает зависимости между.
Модели поверхностей в ГИС Географические информационные системы Тверской государственный университет. Кафедра картографии и геоэкологии.
КАРТОГРАФИЧЕСКАЯГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Картографическая генерализация – это отбор и обобщение изображаемых на карте объектов соответственно её назначению,
Г РАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ Л ЕКЦИЯ 5. Клобертанц Е.П. Красноярск, 2013 г. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО.
Тема 4: «Средние величины» Вопросы темы: 1.Сущность и значение средних величин 2.Научные принципы и условия расчета средних величин 3.Средняя арифметическая.
Лекция 1. ЧТО ТАКОЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ? Харитонов А. Ю. Министерство образования и науки Украины Донецкий национальный технический университет Кафедра.
1. Статистическая сводка и группировка 2. Статистическое изображение данных 3. Статистические графики 4. Абсолютные и относительные величины.
Информатика в школе Расчеты с использование электронных таблиц Обработка числовой информации.
Относительные статистические величины Лекция 3. относительные величины это обобщающие показатели, выражающие меру количественных соотношений, присущих.
Сводка и группировка Статистическая сводка -научно организованная обработка первичных материалов наблюдения –систематизация –группировка –подсчет групповых.
Транксрипт:

Тематическое картографирование в ГИС Географические информационные системы Тверской государственный университет. Кафедра картографии и геоэкологии.

Определения ТЕМАТИЧЕСКИЕ (ОТРАСЛЕВЫЕ) КАРТЫ отражают какой- либо феномен (объект, явление, отрасль) или некоторое сочетание феноменов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ комплекс мероприятий и процессов по созданию тематических карт и атласов. Тематическое картографирование Картографирование общества (население, хозяйство, историческое) Картографирование природы (климатическое, геологическое, геоботаническое) Картографирование взаимодействия природы и общества (природоохранное, геоэкологическое)

Тверской государственный университет. Кафедра картографии и геоэкологии. Способы картографического изображения СПОСОБ ЗНАЧКОВ применяют для показа объектов, локализованных в пунктах и обычно не выражающихся в масштабе карты. Различают абстрактные геометрические, буквенные и наглядные значки. Применение шкал условных знаков позволяет передавать количественные показатели посредством размера значков; СПОСОБ ЗНАЧКОВ применяют для показа объектов, локализованных в пунктах и обычно не выражающихся в масштабе карты. Различают абстрактные геометрические, буквенные и наглядные значки. Применение шкал условных знаков позволяет передавать количественные показатели посредством размера значков; ЛИНЕЙНЫЕ ЗНАКИ используются для изображения реальных или абстрактных объектов, локализованных на линиях; ЛИНЕЙНЫЕ ЗНАКИ используются для изображения реальных или абстрактных объектов, локализованных на линиях; ИЗОЛИНИИ (изометрические линии) – линии одинаковых значений картографируемого показателя. Способ применяется для изображения непрерывных, плавно изменяющихся явлений, образующих физические поля. Псевдоизолинии передают распределение дискретных объектов, не являющихся полями; ИЗОЛИНИИ (изометрические линии) – линии одинаковых значений картографируемого показателя. Способ применяется для изображения непрерывных, плавно изменяющихся явлений, образующих физические поля. Псевдоизолинии передают распределение дискретных объектов, не являющихся полями; СПОСОБ КАЧЕСТВЕННОГО ФОНА применяют для показа качественных различий явлений сплошного распределения по выделенным районам, областям или другим единицам территориального деления. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ФОН используют для передачи количественных различий явлений сплошного распространения в пределах выделенных районов; СПОСОБ КАЧЕСТВЕННОГО ФОНА применяют для показа качественных различий явлений сплошного распределения по выделенным районам, областям или другим единицам территориального деления. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ФОН используют для передачи количественных различий явлений сплошного распространения в пределах выделенных районов; СПОСОБ АРЕАЛОВ состоит в выделении на карте области распространения какого-либо сплошного или рассредоточенного явления;

Тверской государственный университет. Кафедра картографии и геоэкологии. Способы картографического изображения ЛОКАЛИЗОВАННЫЕ ДИАГРАММЫ характеризуют явления, имеющие сплошное или полосное распространение, с помощью графиков и диаграмм, помещаемых в пунктах наблюдения этих явлений; ТОЧЕЧНЫЙ СПОСОБ применяют для показа явлений массового, но не сплошного распространения с помощью множества точек (маленьких кружков), каждая из которых имеет определённый «вес», обозначая некоторое число единиц данного явления; ТОЧЕЧНЫЙ СПОСОБ применяют для показа явлений массового, но не сплошного распространения с помощью множества точек (маленьких кружков), каждая из которых имеет определённый «вес», обозначая некоторое число единиц данного явления; ЗНАКИ ДВИЖЕНИЯ используют для показа пространственных перемещений каких-либо природных, социальных, экономических явлений. Различают два вида знаков движения: векторы движения – стрелки разного цвета, формы или толщины и полосы (ленты) движения – полосы разной ширины, внутренней структуры и цвета; СПОСОБ КАРТОДИАГРАММ – это изображение абсолютных статистических показателей по единицам административно-территориального деления с помощью диаграммных знаков (круговых, столбчатых, площадных, объёмных); СПОСОБ КАРТОГРАММ используют для показа относительных статистических показателей по единицам административно-территориального деления. Картограммы имеют интервальную шкалу, в которой интенсивность цвета или плотность штриховки закономерно изменяется соответственно нарастанию или убыванию значения картографируемого показателя.

Тверской государственный университет. Кафедра картографии и геоэкологии. Электронные тематические карты Создание любой электронной тематической карты начинается с изучения особенностей картографируемого явления и выбора тематических переменных – исходных данных, используемых для построения карты. ДИАПАЗОНЫ. СТОЛБЧАТАЯ (картодиаграмма). КРУГОВАЯ (картодиаграмма). ЗНАЧКИ (размерные символы). ПЛОТНОСТЬ ТОЧЕК. ОТДЕЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ. ПОВЕРХНОСТЬ. Тематические карты типов диапазоны, значки, плотность точек, отдельные значения и поверхность строятся по одной тематической переменной; карты типов столбчатая и круговая (диаграммы) – одновременно по нескольким переменным.

Тверской государственный университет. Кафедра картографии и геоэкологии. Метод картограмм Методу КАРТОГРАММ соответствует группа шаблонов Картограмма в методе диапазонов. При создании электронных тематических карт методом картограмм записи с близкими значениями тематической переменной группируются и созданным группам присваивается единый цвет или штриховка. Для группировки близких величин и выявления закономерностей данных предусмотрена возможность автоматического создания интервальных шкал (стандартных схем классификации) пятью различными способами. Равное количество записей. Равный разброс значений. Естественные группы. На базе дисперсии. Квантили.

Тверской государственный университет. Кафедра картографии и геоэкологии. Метод картограмм РАВНЫЙ РАЗБРОС ЗНАЧЕНИЙ (равные интервалы) подразумевает, что каждый диапазон имеет примерно равную разницу между верхней и нижней границами – каждый класс содержит одинаковый диапазон значений. Самое низкое значение вычитается из самого высокого, и результат делится на число указанных классов. На карте усиливается разница в визуальном восприятии между предельными значениями картографируемого показателя.

Тверской государственный университет. Кафедра картографии и геоэкологии. Метод картограмм Метод ЕСТЕСТВЕННЫЕ ГРУППЫ (естественные границы) основан на естественной группировке значений. Диапазоны создаются исходя из предположения, что значения распадаются на несколько характерных групп. В результате автоматического подбора различных значений границ классов, достигается наилучшая группировка близких значений и максимальная разница значений между классами. На карте усиливается визуальное восприятие районов с минимальными значениями картографируемого показателя

Тверской государственный университет. Кафедра картографии и геоэкологии. Метод картограмм НА БАЗЕ ДИСПЕРСИИ (стандартного или среднеквадратического отклонения) каждый класс определяется в зависимости от удаления его значений от среднего значения, полученного для всех объектов. Среднее значение определяется как сумма всех значений, делённое на число объектов. Затем среднее значение поочерёдно вычитается из значения для каждого объекта, разность возводится в квадрат, результаты суммируются, полученная сумма делится на число объектов, и из результата извлекается квадратный корень (дисперсия). На карте акцентируется внимание на районах со средними значениями картографируемого показателя.

Тверской государственный университет. Кафедра картографии и геоэкологии. Метод картограмм Метод КВАНТИЛИ (квантование) упорядочивает объекты, основываясь на значениях атрибутов от меньшего к большему, и суммирует число объектов по мере их выбора. Суммарное значение делится на число классов, в результате чего определяется число объектов в каждом классе. Объекты включаются в класс по порядку, начиная с наименьших значений, до полного заполнения класса, после этого переходят к следующим классам. Внимание не акцентируется на какой-либо группе картографируемых показателей и визуально подчёркивается только относительная разница между районами.

Тверской государственный университет. Кафедра картографии и геоэкологии. Метод картограмм Метод РАВНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЗАПИСЕЙ распределяет значения таким образом, что каждому диапазону принадлежит примерно равное их количество. Если число записей не кратно числу диапазонов, то спорные записи распределяются по тем диапазонам, к которым ближе значение записи. Внимание как в методе квантили не акцентируется на какой-либо группе картографируемых показателей и визуально подчёркивается относительная разница между районами.

Тверской государственный университет. Кафедра картографии и геоэкологии. Метод картограмм Большинство пользователей могут отчетливо различить не более семи цветов на карте. Использование большего числа цветов затрудняет поиск объектов с близкими значениями. Оптимальное число классов – четыре-пять. Для упрощения восприятия структур на карте целесообразно заменять количественные показатели качественными характеристиками. Различные цвета создают разный визуальный эффект. Оттенки красного и оранжевого в большей степени привлекают внимание, а сине-зелёные – меньше. Тёмный цвет воспринимается пользователем как характеристика «большего» или «интенсивного».

Тверской государственный университет. Кафедра картографии и геоэкологии. Метод картограмм Некоторые цвета ассоциируются с определённой смысловой нагрузкой. Например, красный цвет традиционно ассоциируется с опасностью. ЧЕТЫРЁХ ЦВЕТОВ достаточно для раскрашивания любой карты так, чтобы никакие два региона, имеющие общую границу, не были бы изображены одним и тем же цветом.

Тверской государственный университет. Кафедра картографии и геоэкологии. Метод картодиаграмм Способу КАРТОДИАГРАММ в соответствуют методы столбчатых и круговых картодиаграмм. В отличие от метода диапазонов электронные карты данного типа строятся одновременно по нескольким тематическим переменным. КАРТОДИАГРАММЫ Круговые картодиаграммы Столбчатые картодиаграммы Картодиаграммы позволяют одновременно показывать распределения количественных характеристик и категории объектов, и могут быть использованы для быстрого анализа распределений.

Тверской государственный университет. Кафедра картографии и геоэкологии. Метод картодиаграмм Применение СТОЛБЧАТЫХ КАРТОДИАГРАММ даёт возможность соотносить доли, вносимые каждым из числовых значений в общую сумму или сравнивать вклад каждой переменной на разных территориальных единицах. Кроме того, картографирование разновременных показателей позволяет получить представление о динамике явления Кроме того, картографирование разновременных показателей позволяет получить представление о динамике явления.

Тверской государственный университет. Кафедра картографии и геоэкологии. Метод картодиаграмм Применение КРУГОВЫХ КАРТОДИАГРАММ даёт возможность проводить сравнение отдельных характеристик одного объекта и нескольких объектов по одной характеристике. Размер секторов картодиаграмм зависит от значения каждой конкретной тематической переменной.

Тверской государственный университет. Кафедра картографии и геоэкологии. Метод картодиаграмм Картодиаграммы эффективны в том случае, если на карте отображается не более 30 объектов. Большее их число затрудняет выявление распределений. Не рекомендуется использовать более пяти тематических переменных. Большое число категорий затрудняет восприятие карты.