Психомоторная нейропсихологическая коррекция для детей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие сенсомоторной интеграции у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально- органического генеза.
Advertisements

Март Защита реферата Учитель-дефектолог МДОУ д/с 54 г. Глазова, первой квалификационной категории, стаж педагогической работы 27лет Дементьева Валентина.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ МБДОУ Верх - Амонашенский детский сад Автор : воспитатель первой младшей группы Меликян И. А.
Пальчиковая гимнастика – это комплекс упражнений для рук (пальцев),способствующий улучшению координации движений пальцев, развитию мелкой моторики и направленный.
КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКО ГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА МЕТОДОМ ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА. педагог-психолог МБДОУ ДСКВ 49 «Родничок» г. Нижневартовск.
Образовательная кинезиология.. «Кнопки мозга» Одна рука легко массирует углубления между первыми и вторыми ребрами в зоне слева и справа под ключицами.
Кинезиологические упражнения. Глазодвигательные упражнения.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой..
Подготовила Друзина Г. И., руководитель структурного подразделения « Детский сад « Радуга » МКОУ - ООШ с. Грачевка.
Тема по самообразованию «Игры на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Воспитатель Сулейманова Альбина Ибрагимовна г. Когалым 2015 г.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой.
Подготовил: Учитель-логопед Лосева Е.В.. развитие слухового восприятия зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики функций.
МОУ Ч ЕРЕПАНОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ( КОРРЕКЦИОННАЯ ) ШКОЛА – ИНТЕРНАТ VIII ВИДА К ОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ.
Проект по развитию мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. « Волшебные пальчики» Автор проекта : Штайнбрайс Ольга Викторовна.
«Нейропсихологический подход при подготовке детей с задержкой психического развития к школьному обучению». «Обучая левое полушарие, вы обучаете только.
Индивидуальное сопровождение детей, имеющих отклонения в развитии.
Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования 17 «Юные спасатели МЧС»
Игровые пособия и тренажёры кабинета психомоторной коррекции. ГБОУ СОШ 995.
Укрепление физического, психического, умственного здоровья через кинезиологические упражнения Учитель-логопед: Н.А.Щелчкова.
Зачем нужны игрушки? Игрушка (по мнению взрослого) Предназначена для детского развития Должна быть ОБЯЗАТЕЛЬНО обучающей.
Транксрипт:

Психомоторная нейропсихологическая коррекция для детей

Разработана технология «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребёнка». Её фундаментом является метод "замещающего онтогенеза", созданный в 1990 – 1997гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Цыганок, 1995; Семенович, Архипов, 1995; Гатина, Сафронова, Серова, 1996; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьёва, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2005, 2007) и доказавший свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с различными вариантами развития. Разработана технология «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребёнка». Её фундаментом является метод "замещающего онтогенеза", созданный в 1990 – 1997гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Цыганок, 1995; Семенович, Архипов, 1995; Гатина, Сафронова, Серова, 1996; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьёва, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2005, 2007) и доказавший свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с различными вариантами развития. Анна Владимировна Семенович имеет 120 научных и учебно-методических публикаций. Наиболее крупные из них: «Мозговая организация психических процессов у левшей», «Эти невероятные левши», «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза». Анна Владимировна Семенович имеет 120 научных и учебно-методических публикаций. Наиболее крупные из них: «Мозговая организация психических процессов у левшей», «Эти невероятные левши», «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза». Семенович А.В.

Методологически коррекционная программа опирается на современные (по А.Р. Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации психических функций в онтогенезе (прежде всего, в ракурсе теории о трёх блоках мозга), учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации; принцип «замещающего онтогенеза». Методологически коррекционная программа опирается на современные (по А.Р. Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации психических функций в онтогенезе (прежде всего, в ракурсе теории о трёх блоках мозга), учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации; принцип «замещающего онтогенеза».

Нейропсихологическая коррекция представляет собой трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга. Нейропсихологическая коррекция представляет собой трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: 1. Воздействуя на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза активизировать развитие всех высших психических функций (ВПФ). 2. Расширение адаптационных возможностей, развитие коммуникативных навыков и формирование у детей положительной оценки себя и своих способностей. 3. Формирование умений выходить из опасных ситуаций, противостоять влиянию сверстников. Помочь ребёнку обрести сопротивляемость склонности к негативному и вредному поведению. 1. Воздействуя на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза активизировать развитие всех высших психических функций (ВПФ). 2. Расширение адаптационных возможностей, развитие коммуникативных навыков и формирование у детей положительной оценки себя и своих способностей. 3. Формирование умений выходить из опасных ситуаций, противостоять влиянию сверстников. Помочь ребёнку обрести сопротивляемость склонности к негативному и вредному поведению.

Цели 1-го уровня: стабилизация и активация энергетического потенциала организма (подкорковых образований).Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции. Цели 1-го уровня: стабилизация и активация энергетического потенциала организма (подкорковых образований).Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции. Задачи: оптимизация общего тонуса тела, проработка «проблемных зон». Развязывание синкинезий. Расширение полей зрительного восприятия. Формирование сенсомоторных взаимодействий. Задачи: оптимизация общего тонуса тела, проработка «проблемных зон». Развязывание синкинезий. Расширение полей зрительного восприятия. Формирование сенсомоторных взаимодействий.

Цели 2-го уровня: формирование операционального обеспечения психических процессов. Оптимизация и коррекция сенсомоторных взаимодействий. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции. Цели 2-го уровня: формирование операционального обеспечения психических процессов. Оптимизация и коррекция сенсомоторных взаимодействий. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции. Задачи: формирование сенсомоторных взаимодействий. Формирование пространственных представлений. Развитие целостного образа тела. Освоение внешнего и телесного пространства. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие ловкости, меткости. Задачи: формирование сенсомоторных взаимодействий. Формирование пространственных представлений. Развитие целостного образа тела. Освоение внешнего и телесного пространства. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие ловкости, меткости.

Цели 3-го уровня: формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ. Цели 3-го уровня: формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ. Задачи: ритуалы, правила игры и роли. Развитие памяти, внимания, логического и образного мышления. Причинно-следственные отношения. Последовательность. Произвольное внимание. Развитие навыков сотрудничества и коммуникативных навыков. Формирование новых полезных умений. Задачи: ритуалы, правила игры и роли. Развитие памяти, внимания, логического и образного мышления. Причинно-следственные отношения. Последовательность. Произвольное внимание. Развитие навыков сотрудничества и коммуникативных навыков. Формирование новых полезных умений.

Основы программы воздействуя на сенсо-моторный уровень (уровень действий и ощущений) с учетом общих закономерностей онтогенеза (естественного развития) активизировать развитие всех высших психических функций. Занятия могут быть групповые и индивидуальные. воздействуя на сенсо-моторный уровень (уровень действий и ощущений) с учетом общих закономерностей онтогенеза (естественного развития) активизировать развитие всех высших психических функций. Занятия могут быть групповые и индивидуальные.

Рассмотрим курс занятий с детьми 4-7 лет по программе «Дельфины» Автор – логопед Т.Н. Ланина, ЦППРиК «Тверской» ЦАО г.Москвы Программа создана по идеологии метода замещающего онтогенеза, ориентированна на формирование базовых предвербальных предпосылок речевого развития

Программа «Дельфины» осуществляется в три этапа. На первом этапе ребенок должен научиться чувствовать свое тело и управлять им. При этом все движения ( общая, тонкая и артикуляционная моторика) носят синхронный характер.На первом этапе ребенок должен научиться чувствовать свое тело и управлять им. При этом все движения ( общая, тонкая и артикуляционная моторика) носят синхронный характер. На втором этапе они приобретают реципрокный характер.На втором этапе они приобретают реципрокный характер. На третьем этапе интегрируются во взаимодействии с движениями глаз.На третьем этапе интегрируются во взаимодействии с движениями глаз.

Программа «Дельфины» состоит из 7 блоков 1 блок. Разминка1 блок. Разминка 2 блок. Растяжки рук2 блок. Растяжки рук 3 блок. «Море»3 блок. «Море» 4 блок. Пальчиковая гимнастика4 блок. Пальчиковая гимнастика 5 блок. «Глазодвигательный репертуар»5 блок. «Глазодвигательный репертуар» 6 блок. Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия6 блок. Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия 7 блок. Механическая гимнастика для рук7 блок. Механическая гимнастика для рук

Блок 1. Разминка Упражнения выполняются стоя, 4-6 раз каждое. «Яблочко по блюдечку покатилось» «Качели» «Часы» «Плечи прыгают» «Кощей» «Руки уронили» «Карусели и качели»

Блок 2. Растяжки рук Выполнение растяжек должно производиться стоя, в щадящем режиме, медленно и плавно, не более 4 раз. Эти упражнения не изменяются на втором и третьем этапах. Руки в замок, тянуть их вверх, вниз, в стороны; руки накрест в замке, вывернуть их как бы наизнанку; прогнуть назад и тянуть вверх, руки за спиной, наклон вперед с поднятыми руками вверх. Взять правой рукой за локоть прямую левую руку и тянуть ее вправо, то же – с правой рукой. Соединить пальцы домиком и надавливать друг на друга; то же по одной паре пальцев. Зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же по одной паре пальцев.

Блок 3. «Море» Все упражнения выполняются стоя по 4-6 раз. Данная физкультминутка не претерпевает изменений на втором и третьем этапах. Все упражнения выполняются стоя по 4-6 раз. Данная физкультминутка не претерпевает изменений на втором и третьем этапах.

Сценарий: На море плещутся волны: Маленькие и большие. Вот такие! По волнам плывут дельфины: мама и папа. Один нырнул, а другой вынырнул, вот так. За ними плывут их дельфинята, вот такие! Один нырнул, а другой вынырнул. Вот плывут их хвостики, вот один плавник, вот другой плавник. А навстречу дельфинам плывут змейки, вот одна змейка, вот другая. А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так. Ну-ка показали все ножки-осьминожки. И все вместе танцуют и смеются. Вот так!

Блок 4. Пальчиковая гимнастика Данные упражнения можно разнообразить и усложнять от этапа к этапу любыми играми с пальчиками, учить детей рассказывать стихотворения и сказки руками, ногами, глазами, телом, поиграть в пантомиму и другие интересные игры. «Пальчики здороваются» «Ладушки» «Змейки» «Крестики» «Ножницы» и другие.

Блок 4. «Глазодвигательный репертуар» Упражнения вводятся в коррекционный курс в начале 2- го этапа. При выполнении этих упражнений голова всегда фиксирована. Каждое из движений выполняется На расстоянии вытянутой руки На расстоянии локтя Около переносицы Последовательно лежа, сидя и стоя, в медленном темпе, с фиксацией в крайних положениях.

При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, мячик, маленькие игрушки и т.д. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, мячик, маленькие игрушки и т.д. Отработка движений глаз по четырем основным ( вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям( по диагоналям); к себе ( сведение глаз к центру) и от себя.Отработка движений глаз по четырем основным ( вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям( по диагоналям); к себе ( сведение глаз к центру) и от себя. Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру круга, овала и т.д.Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру круга, овала и т.д. Рисование в воздухе перед собой знака бесконечности.Рисование в воздухе перед собой знака бесконечности.

После того как эти упражнения освоены, можно попытаться совместить их с движениями языка. Сначала глаза и язык двигаются за предметом в одну сторону, затем глаза следят за предметом, а язык поворачивается в противоположную сторону. При этом следует обратить особое внимание на то, что движения глаз и языка должны быть одновременными, а не последовательными. После того как эти упражнения освоены, можно попытаться совместить их с движениями языка. Сначала глаза и язык двигаются за предметом в одну сторону, затем глаза следят за предметом, а язык поворачивается в противоположную сторону. При этом следует обратить особое внимание на то, что движения глаз и языка должны быть одновременными, а не последовательными.

Блок 4. Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия Все упражнения выполняются по 4-6 раз. В этот цикл можно вставлять и другие артикуляционные упражнения. Когда они начинают сочетаться с глазодвигательными этюдами, их следует делать 2-3 раза. «Цветок» «Ветер» Покусывание и почесывание губ «Улыбка-трубочка» «Хомяк» и другие.

Блок 7. Механическая гимнастика для рук Механическая гимнастика для рук выполняется взрослым, хотя со временем можно и полезно научить ребенка самостоятельному ее использованию. Эти упражнения неизменны на всех этапах программы «Дельфины» Пассивный массаж можно сделать с помощью разнообразных контрастных средств: жестких и мягких щеточек, горячих и холодных предметов, мягких и колючих шариков и специальных массажеров, тканей различной фактуры и т.п.

По окончанию описываемого цикла у большинства детей улучшается качества игровой, учебной, изобразительной деятельности, конструирования, устной и письменной речи. По окончанию описываемого цикла у большинства детей улучшается качества игровой, учебной, изобразительной деятельности, конструирования, устной и письменной речи.