Культура речи журналистов. Что изучает предмет языкознания и почему он важен для журналиста. Языкознание (лингвистика), наука о человеческом естественном.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Advertisements

Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Тема проекта: «Русский язык в сети Интернет» Название проекта: «Русский язык. Культура речи» Работу выполнила Ученица 10а класса Давлятова Валерия Додарчоновна.
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
Методическое объединение учителей русского языка Вязниковского района представляет предмет «Русский язык»
Пред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В.
Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета,
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
мышление и речь
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Применение орфографических и пунктуационных правил при создании учащимися собственных текстов в рамках подготовки к ЕГЭ.
1. Из своих коллег с большим уважением я отношусь к тем, кто: А) знает всё на свете и всегда рассказывает о самом интересном и необычном; Б) интересуется.
В поисках утраченного смысла Понять бы людям, что у них нет другого Пути, кроме как возрождать исконное Слово с исконным Смыслом. Иначе никакое умствование.
Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Урок литературы в 9 классе с использованием ТРКМЧП Прелести и горести первой любви (по рассказу И.С. Тургенева «Первая любовь») Е.П. Цирулькевич, учитель.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Транксрипт:

Культура речи журналистов

Что изучает предмет языкознания и почему он важен для журналиста. Языкознание (лингвистика), наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях. Языкознание (лингвистика), наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях.

Что изучает предмет языкознания и почему он важен для журналиста Условно выделяются внутренняя и внешняя лингвистика. Условно выделяются внутренняя и внешняя лингвистика. К внутренней лингвистике относятся: К внутренней лингвистике относятся: общее языкознание (изучает общеязыковые категории), общее языкознание (изучает общеязыковые категории), сравнительно-историческое и сопоставительное языкознание (исследует генетические и типологические отношения между разными языками), сравнительно-историческое и сопоставительное языкознание (исследует генетические и типологические отношения между разными языками), области языкознания, которые изучают разные уровни языковой системы: фонетика, фонология, грамматика (морфология, словообразование, синтаксис), лексикология, фразеология области языкознания, которые изучают разные уровни языковой системы: фонетика, фонология, грамматика (морфология, словообразование, синтаксис), лексикология, фразеология.Историей становления языковой системы занимается история языка и этимология...Историей становления языковой системы занимается история языка и этимология..

Что изучает предмет языкознания и почему он важен для журналиста Внешняя лингвистика (паралингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, социолингвистика и т.д.) изучает аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе. Внешняя лингвистика (паралингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, социолингвистика и т.д.) изучает аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе.

Для журналиста язык - орудие труда, рабочий инструмент. А инструмент нужно точить; отличие только в том, что, скажем, топор тупится во время работы, а язык журналиста - его "топор" - во время бездействия. Владение языком нужно оттачивать постоянно. Для журналиста язык - орудие труда, рабочий инструмент. А инструмент нужно точить; отличие только в том, что, скажем, топор тупится во время работы, а язык журналиста - его "топор" - во время бездействия. Владение языком нужно оттачивать постоянно.

Правило "ни дня без строчки" некоторыми писателями оспаривается на том основании, что в деле литературы большую роль играет вдохновение, а не только "техника". Для журналиста это правило "ни дня без строчки" верно, хотя вдохновение есть и тут, как почти во всяком деле. В деле журналиста, роль вдохновения несколько уменьшается. Иногда бывает так, что ощущение профессионального мастерства и "всемогущества" может само по себе вызвать вдохновение, которое уже давно не расценивается учеными как дар свыше, а считается следствием определенной работы мозга, особенного подъема нервной деятельности, причиной которого могут быть разные факторы. Правило "ни дня без строчки" некоторыми писателями оспаривается на том основании, что в деле литературы большую роль играет вдохновение, а не только "техника". Для журналиста это правило "ни дня без строчки" верно, хотя вдохновение есть и тут, как почти во всяком деле. В деле журналиста, роль вдохновения несколько уменьшается. Иногда бывает так, что ощущение профессионального мастерства и "всемогущества" может само по себе вызвать вдохновение, которое уже давно не расценивается учеными как дар свыше, а считается следствием определенной работы мозга, особенного подъема нервной деятельности, причиной которого могут быть разные факторы.

Функции языка. Журналисту необходимо знать языкознание для того, чтобы владеть языком в совершенстве, чтобы пользоваться всеми его возможностями. Поэтому стоит отдельно остановиться на функциях языка. Наука выделяет следующие основные функции языка: Журналисту необходимо знать языкознание для того, чтобы владеть языком в совершенстве, чтобы пользоваться всеми его возможностями. Поэтому стоит отдельно остановиться на функциях языка. Наука выделяет следующие основные функции языка: 1. Реализация мышления (особенно научного). Известно, что человек мыслит не только словами, но и образами и т. д. Тем не менее выражает свои мысли он с помощью той или иной знаковой системы, будь то семафор, азбука Морзе или система дорожных знаков. Язык - универсальная и самая совершенная знаковая система, через которую можно выразить все остальные. Именно с языком имеет дело журналист. Именно знающему язык в совершенстве легче находить своим мыслям выражение (формулировку). 1. Реализация мышления (особенно научного). Известно, что человек мыслит не только словами, но и образами и т. д. Тем не менее выражает свои мысли он с помощью той или иной знаковой системы, будь то семафор, азбука Морзе или система дорожных знаков. Язык - универсальная и самая совершенная знаковая система, через которую можно выразить все остальные. Именно с языком имеет дело журналист. Именно знающему язык в совершенстве легче находить своим мыслям выражение (формулировку).

2. Реализация общения. Если не знать тонкостей языка, можно не понять другого человека или остаться непонятым самому. Журналист должен писать ясно. 2. Реализация общения. Если не знать тонкостей языка, можно не понять другого человека или остаться непонятым самому. Журналист должен писать ясно. 3. Воздействие на человека при помощи разных интонаций, стилей и т. д. Журналист должен уметь передать не только свои мысли, но и свои ощущения. 3. Воздействие на человека при помощи разных интонаций, стилей и т. д. Журналист должен уметь передать не только свои мысли, но и свои ощущения. 4. Поэтическая, когда определенные словесные комбинации становятся культурной ценностью. 4. Поэтическая, когда определенные словесные комбинации становятся культурной ценностью.

5. Язык как средство хранения всех человеческих знаний. Чтобы умело пользоваться языком и всеми его функциями, нужно знать его"внутреннее устройство", законы, скрытые качества и особенности. Кто-то из древних сказал, что язык - самое прекрасное и самое ужасное, что придумал человек. С помощью языка люди сочиняют стихи, признаются в любви... И с помощью языка же - лгут, предают, подличают. Язык давно признан мощнейшим идеологическим оружием, которому диктаторы уделяли не меньше внимания, чем оружию привычному - огнестрельному или атомному. Поэтому журналист должен подходить к изучению языка с должным уважением. 5. Язык как средство хранения всех человеческих знаний. Чтобы умело пользоваться языком и всеми его функциями, нужно знать его"внутреннее устройство", законы, скрытые качества и особенности. Кто-то из древних сказал, что язык - самое прекрасное и самое ужасное, что придумал человек. С помощью языка люди сочиняют стихи, признаются в любви... И с помощью языка же - лгут, предают, подличают. Язык давно признан мощнейшим идеологическим оружием, которому диктаторы уделяли не меньше внимания, чем оружию привычному - огнестрельному или атомному. Поэтому журналист должен подходить к изучению языка с должным уважением.

Зачем журналисту нужно изучать языкознание. Можно услышать такое мнение: журналист - это практик, его дело - писать, а не теоретизировать о языке. В свете этого изречения языкознание представляется для журналиста лишним. Это, однако, не так. Теоретизировать действительно больше пристало филологам-языковедам, но знать основныеположения современной науки о языке журналисту необходимо. Язык - система сложная, многогранная и глубокая. Знание теории повлияет на практику только положительно. Иногда говорят, что лишнее знание только помешает, вызовет исчезновение непосредственного взгляда на язык, приведет к сухости. Но можно и нужно интуитивно чувствовать язык; но интуиция даст ответ на вопрос "как", а твердое знание лингвистики - еще и на вопрос "почему так". Интуиция и знание должны дополнять и проверять друг друга, а не противоречить между собой. Можно услышать такое мнение: журналист - это практик, его дело - писать, а не теоретизировать о языке. В свете этого изречения языкознание представляется для журналиста лишним. Это, однако, не так. Теоретизировать действительно больше пристало филологам-языковедам, но знать основныеположения современной науки о языке журналисту необходимо. Язык - система сложная, многогранная и глубокая. Знание теории повлияет на практику только положительно. Иногда говорят, что лишнее знание только помешает, вызовет исчезновение непосредственного взгляда на язык, приведет к сухости. Но можно и нужно интуитивно чувствовать язык; но интуиция даст ответ на вопрос "как", а твердое знание лингвистики - еще и на вопрос "почему так". Интуиция и знание должны дополнять и проверять друг друга, а не противоречить между собой.

Качества, необходимые журналисту. Роль владения языком. Может сложиться мнение, что совершенное знание языка считается единственным качеством, необходимым журналисту. Это не так. Всякая крайность неверна. Журналист должен обладать несколькими важнейшими качествами. Его мастерство образуется неразделимым их сплавом. Эти качества следующие (очередность перечисления роли не играет, так как я не осмеливаюсь поставить что-то одно на первое место): Может сложиться мнение, что совершенное знание языка считается единственным качеством, необходимым журналисту. Это не так. Всякая крайность неверна. Журналист должен обладать несколькими важнейшими качествами. Его мастерство образуется неразделимым их сплавом. Эти качества следующие (очередность перечисления роли не играет, так как я не осмеливаюсь поставить что-то одно на первое место): 1. Умение общаться, коммуникабельность. Уметь общаться - значит и найти тему, и узнать, кто может быть полезен в ее разработке, и "разговорить" человека, и суметь задать ему самые нужные и интересные вопросы. Именно умение общаться с людьми дает журналисту готовый материал или "пищу" для дальнейших размышлений и поисков. Сюда же можно отнести бы и известную предприимчивость, напористость, легкость на подъем. 1. Умение общаться, коммуникабельность. Уметь общаться - значит и найти тему, и узнать, кто может быть полезен в ее разработке, и "разговорить" человека, и суметь задать ему самые нужные и интересные вопросы. Именно умение общаться с людьми дает журналисту готовый материал или "пищу" для дальнейших размышлений и поисков. Сюда же можно отнести бы и известную предприимчивость, напористость, легкость на подъем.

2. Умение мыслить, анализировать, оценивать, делать выводы. Здесь важно не просто думать, но думать по возможности объективно. Идеальной, высшей объективности человеку достичь не дано - на то он и субъект, чтобы мыслить субъективно. Но нужно уметь избегать логических противоречий, голословных выводов, заведомо недобросовестных, тенденциозных оценок, когда из нескольких фактов берется только тот, который соответствует изначальной позиции автора. В публицистике не должно быть субъективизма, нарочито необычного, якобы "самобытного" языка - всего того, то в литературе резко отличает одного писателя от другого. Тем не менее личность хорошего публициста сохраняется и чувствуется в его материалах. Этого нужно достигать прежде всего ясностью авторской позиции, особенностями мышления и, конечно, языком. 2. Умение мыслить, анализировать, оценивать, делать выводы. Здесь важно не просто думать, но думать по возможности объективно. Идеальной, высшей объективности человеку достичь не дано - на то он и субъект, чтобы мыслить субъективно. Но нужно уметь избегать логических противоречий, голословных выводов, заведомо недобросовестных, тенденциозных оценок, когда из нескольких фактов берется только тот, который соответствует изначальной позиции автора. В публицистике не должно быть субъективизма, нарочито необычного, якобы "самобытного" языка - всего того, то в литературе резко отличает одного писателя от другого. Тем не менее личность хорошего публициста сохраняется и чувствуется в его материалах. Этого нужно достигать прежде всего ясностью авторской позиции, особенностями мышления и, конечно, языком.

3. Язык должен быть оригинальным без оригинальничания - четкими, "плотными", образными и в то же время строгими. Тут мало одного природного чутья и одних приобретенных знаний. Нужно сочетание вкуса, знаний и опыта. Необходимо отметить, что эти качества в какой-то мере связаны между собой. Без должного владения языком невозможна четкость мысли. А четкость мысли, в свою очередь, влияет на способность к мышлению и анализу вообще - размытость формулировок представляет трудность и для думающего (журналист), и для воспринимающего (читатель). Кроме того, "внутренняя косноязычность"влияет и на коммуникативные возможности человека: как бывает важно точно сформулировать вопрос! То есть первые два качества в известной степени зависят от последнего. 3. Язык должен быть оригинальным без оригинальничания - четкими, "плотными", образными и в то же время строгими. Тут мало одного природного чутья и одних приобретенных знаний. Нужно сочетание вкуса, знаний и опыта. Необходимо отметить, что эти качества в какой-то мере связаны между собой. Без должного владения языком невозможна четкость мысли. А четкость мысли, в свою очередь, влияет на способность к мышлению и анализу вообще - размытость формулировок представляет трудность и для думающего (журналист), и для воспринимающего (читатель). Кроме того, "внутренняя косноязычность"влияет и на коммуникативные возможности человека: как бывает важно точно сформулировать вопрос! То есть первые два качества в известной степени зависят от последнего.

О значении грамотности и всестороннего образования для журналиста. А.С.Пушкин писал, что, грамматика ничего не предписывает языку, а лишь объясняет законы, по которым он живет и развивается. Точно так же - и вся лингвистика в целом. Нужно всегда осознавать, уметь объяснить, что мы делаем и почему. Польза очевидна. Многие замечательные журналисты не имеют гуманитарного образования (В. Песков, Я.Голованов и другие). Но это тот случай, когда профессия выбрала человека.Если же, наоборот, человек выбирает профессию и идет учиться, то не должен пренебрегать ни одной из предлагаемых дисциплин. Конечно, многое начинающий журналист постигает самостоятельно, уже на практике. Поэтому неверно утверждение, что любой филолог может стать журналистом, тогда как не любой журналист может стать. Понятно, что языковед-теоретик должен и на практике владеть языком лучше; но умение журналиста, его профессиональные качества не ограничиваются владением языком. Хороший журналист - изначально филолог, но не теоретик, а практик. Однако знание теории необходимо и здесь..Почему еще так важно знание языка? А.С.Пушкин писал, что, грамматика ничего не предписывает языку, а лишь объясняет законы, по которым он живет и развивается. Точно так же - и вся лингвистика в целом. Нужно всегда осознавать, уметь объяснить, что мы делаем и почему. Польза очевидна. Многие замечательные журналисты не имеют гуманитарного образования (В. Песков, Я.Голованов и другие). Но это тот случай, когда профессия выбрала человека.Если же, наоборот, человек выбирает профессию и идет учиться, то не должен пренебрегать ни одной из предлагаемых дисциплин. Конечно, многое начинающий журналист постигает самостоятельно, уже на практике. Поэтому неверно утверждение, что любой филолог может стать журналистом, тогда как не любой журналист может стать. Понятно, что языковед-теоретик должен и на практике владеть языком лучше; но умение журналиста, его профессиональные качества не ограничиваются владением языком. Хороший журналист - изначально филолог, но не теоретик, а практик. Однако знание теории необходимо и здесь..Почему еще так важно знание языка?

Известно, что доверие к журналисту теряется, если в его материале ошибка - орфографическая, грамматическая или стилистическая. Некоторые считают, что журналист не должен корпеть над исправлением ошибок - на то есть корректоры. Но, как мы можем судить по сегодняшним газетам, корректоры - далеко не грамотны. Да и если журналист не умеет грамотно говорить и писать, он вряд ли умеет грамотно мыслить. А если и умеет, то донести свою мысль до читателя ему становится гораздо труднее. Она или искажается, или запутывается, затуманивается, что одинаково плохо. К тому же, владение языком помогает думать, четко формулировать свои мысли. В журналистике больше "ремесла", чем в литературе. Поэтому к технической стороне следует подходить очень тщательно, постоянно отрабатывать легкость и ясность языка. Языкознание в этом деле обойти никак нельзя. Известно, что доверие к журналисту теряется, если в его материале ошибка - орфографическая, грамматическая или стилистическая. Некоторые считают, что журналист не должен корпеть над исправлением ошибок - на то есть корректоры. Но, как мы можем судить по сегодняшним газетам, корректоры - далеко не грамотны. Да и если журналист не умеет грамотно говорить и писать, он вряд ли умеет грамотно мыслить. А если и умеет, то донести свою мысль до читателя ему становится гораздо труднее. Она или искажается, или запутывается, затуманивается, что одинаково плохо. К тому же, владение языком помогает думать, четко формулировать свои мысли. В журналистике больше "ремесла", чем в литературе. Поэтому к технической стороне следует подходить очень тщательно, постоянно отрабатывать легкость и ясность языка. Языкознание в этом деле обойти никак нельзя.

Журналист - не языковед; некоторые области языкознания ему нужнее, чем другие. Такими я считаю прежде всего грамматику, лексикологию, фразеологию. Неприятно видеть в опубликованных материалах неправильное употребление предлога или неверное понимание значения слова. Очень досадно наблюдать случаи бездумного и ненужного использования иностранных слов. Происходит это от недоверия к родному языку, которое есть следствие плохого владения им.Языкознание нельзя проигнорировать и потому, что науки нужно изучать в комплексе. Бывает, что отрывочное образование оказывается хуже, чем отсутствие образования вообще. Кроме того, многие науки являются смежными и взаимосвязанными. Таким образом, не имея понятия о языкознании, нельзя изучать стилистику. Журналист - не языковед; некоторые области языкознания ему нужнее, чем другие. Такими я считаю прежде всего грамматику, лексикологию, фразеологию. Неприятно видеть в опубликованных материалах неправильное употребление предлога или неверное понимание значения слова. Очень досадно наблюдать случаи бездумного и ненужного использования иностранных слов. Происходит это от недоверия к родному языку, которое есть следствие плохого владения им.Языкознание нельзя проигнорировать и потому, что науки нужно изучать в комплексе. Бывает, что отрывочное образование оказывается хуже, чем отсутствие образования вообще. Кроме того, многие науки являются смежными и взаимосвязанными. Таким образом, не имея понятия о языкознании, нельзя изучать стилистику.

Заключение Таким образом, среди всех разновидностей русского языка четко выделяется русский литературный язык. Он справедливо считается высшей формой национального языка. Это язык книг, газет, язык театра, кино и телевидения, язык средней и высшей русской школы. Чтобы язык газет действительно можно было назвать высшей формой "великого и могучего русского языка", журналисту нужно относиться к себе требовательно и уж никоим образом не пренебрегать языкознанием. Для журналистов важно не только усвоение теоретических основ вузовского курса современного русского литературного языка, но и выработка языкового чутья и стилистических навыков. Они должны научиться осмысливать языковые факты в стилистическом аспекте, получить сведения, необходимые для понимания и сознательного использования речевых средств в их функциональном применении. Остается самим учиться так мыслить и выражать свои мысли. Таким образом, среди всех разновидностей русского языка четко выделяется русский литературный язык. Он справедливо считается высшей формой национального языка. Это язык книг, газет, язык театра, кино и телевидения, язык средней и высшей русской школы. Чтобы язык газет действительно можно было назвать высшей формой "великого и могучего русского языка", журналисту нужно относиться к себе требовательно и уж никоим образом не пренебрегать языкознанием. Для журналистов важно не только усвоение теоретических основ вузовского курса современного русского литературного языка, но и выработка языкового чутья и стилистических навыков. Они должны научиться осмысливать языковые факты в стилистическом аспекте, получить сведения, необходимые для понимания и сознательного использования речевых средств в их функциональном применении. Остается самим учиться так мыслить и выражать свои мысли.