Кафедра русского языка и литературы ИМОЯК ТПУ 1. Основной целью курса является формирование образцовой языковой личности, обладающей коммуникативной компетенцией,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культура речи в структуре профессиональной компетентности специалиста.
Advertisements

Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Русский язык и культура речи к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Язык и речь Понятие модели при описании лингвистических фактов. Структурность языка. Соотношение единиц плана выражения и плана содержания. Уровни и единицы.
Национальный русский язык. Роль языка в обществе. Язык и речь. Формы языка.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 9 КЛАСС. ГИА-9.
Что такое лингвистика? Лингвистика Происхождение языков Функционирование языков Сходство и различие языков Процессы говорения и понимания во времени.
Изучение стилистики на уроках русского языка в старших классах.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (РУССКИЙ ЯЗЫК). Общая характеристика программы Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе.
Языковая норма Выполнили: Нифантова Алина Цырульникова Юлия.
Правописание и культура речи Учитель русского языка Учитель русского языка и литературы и литературы Корчемкина Эльвира Григорьевна.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
Духовно – нравственное воспитание в рамках новых стандартов образования. Культура речи и профессионализм.
Основы стилистики. Стилистика - раздел языкознания, изучающий различные стили (стили языка, стили речи, жанровые стили, индивидуальный стиль автора и.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Муниципальное образовательное учреждение «Вожбальская общеобразовательная школа» Формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроках русского.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Транксрипт:

Кафедра русского языка и литературы ИМОЯК ТПУ 1

Основной целью курса является формирование образцовой языковой личности, обладающей коммуникативной компетенцией, под которой понимается умение человека организовать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными ситуациям общения. 2

К практическим задачам курса относятся: 1) формирование навыков правильной и стилистически грамотной речи (как устной, так и письменной) – то есть устойчивых умений употреблять языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) в соответствии с требованиями ортологии (науки о правильности речи) и стилистики (науки, изучающей стилистические ресурсы языка); 2) 2) формирование умений оценивать речевое поведение (как свое, так и других людей) и речевые произведения в разных сферах общения. 3

Лингвоэкология – новое направление в изучении языковой сферы обитания человека и общества – отмечает ряд процессов, протекающих в русском языке и сознании его носителей: 1) оскудение словарного запаса, забвение многих семантически ценных слов и фразеологизмов (бытие, распнули, крёстный путь, Иисус воскрес и др.); 2) в то же время происходит реабилитация слов и понятий (милосердие, благотворительность, инакомыслие, державность, лицей, гимназия); 3) употребление слов с размытой семантикой (клиенты, правые, левые, радикалы, консерваторы); 4) эвфемизация, языковое лукавство (эвфемизмы: высшая мера наказания, несун, рынок рабочей силы, ночные пансионаты); 5) "синдром заимствований" (шоу, прессинг, консенсус, гала-концерт, джус); 6) утрата знаковой целесообразности и эстетического вкуса в наименованиях (аббревиатуры, собственные имена: Экорамбурс, Инстар Лоджистикс; 7) языковое насилие в виде навешивания языков (враг народа, враг нации, враг перестройки, совок, экстремист, красно-коричневый); 8) взрыв сквернословия, "вседозволенность сальностей и хамства" (А.И. Солженицын), вульгаризация речевого общения; 9) интенсивное появление и использование "лингвоцинизмов" – свидетельств человеческого разбоя и технократизма (покорение природы, рабсила, человеческий материал, людское сырьё, крестьянские ресурсы, человекоединица); 10) криминализация, жаргонизация языка (тёлки, баксы, торчать, балдеть, туфта, замели). 4

Язык - это не только исторически сложившаяся форма культуры, объединяющая человеческое общество, но и сложная знаковая система. Это связано с многоуровневым строением языка, включением в него ряда подсистем, или уровней: фонетического, морфологического, лексического, синтаксического. 5

Каждый уровень языка характеризуется: 1) наличием определенного количества элементов (фонем, морфем, лексем, синтаксем) и 2) наличием отношений между ними (т.е. наличием структуры); в современной лингвистике признается факт существования различных системных отношений между языковыми единицами (как между единицами одного уровня, так и между единицами разных уровней): парадигматических (нелинейных, вертикальных), синтагматических (сочетаемостных, линейных) и иерархических. Парадигматическими и синтагматическими отношениями связаны единицы одного уровня, иерархическими – единицы разных уровней. 6

Парадигматическими признаются отношения между единицами одного уровня, которые противопоставлены друг другу (нелинейно и неодновременно) по каким- либо признакам и при этом имеют общий признак. Так, например, парадигматическими отношениями связаны формы прилагательного весёлый (весёлого, весёлому и т.д.), они образуют парадигму склонения; формы глагола говорить (говорю, говоришь и т.д.), которые образуют парадигму спряжения. Все грамматические формы одного слова также составляют парадигму. 7

К синтагматическим (сочетаемостным) отношениям относятся линейные отношения между языковыми единицами одного уровня в речевой цепи (в тексте). Синтагматическими отношениями, например, будут связаны согласный и гласный в слоге МА; или слова (единицы лексического уровня) в словосочетаниях весёлый человек, рой пчёл и т.д. Такую элементарную, обычно двучленную, единицу называют синтагмой. 8

Иерархическими являются отношения между языковыми единицами разного уровня. В принципе иерархические отношения между разноуровневыми языковыми единицами могут быть представлены так: из фонем складываются морфемы, из морфем – слова, из слов словосочетания и предложения. 9

- коммуникативная: посредством языка реализуется потребность человека в общении, - информативная: язык выступает как средство передачи информации, посредством языка информация накапливается и передается из поколения в поколение). 10

Язык как определенная система знаков и правил оперирования знаками реализуется в речи. Речь - это "конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом" (Арутюнова Н.Д.). Разделение языка и речи весьма условно: выделение этих явлений (а по сути дела – двух сторон одного феномена) связано с традицией лингвистических исследований, идущей от Ф.Де Соссюра. 11

Свойства языка: абстрактность социальность Свойства речи конкретность индивидуальность; речь воспринимаема, преднамеренна и направлена к определённой цели, она обусловлена ситуацией, субъективна и произвольна. 12

Современный русский язык – это общенациональный язык народа, форма существования русской культуры. Русский язык имеет длительную и сложную историю. По своему происхождению он относится к индоевропейской семье языков, славянской группе, восточнославянской подгруппе. 13

Литературный язык – высшая форма существования национального языка, его ядро Просторечие (ридикулит, колидор, без пальта, шофера). Территориальные диалекты Социальные диалекты (жаргоны) 14

- обработанность - состав словаря литературного языка строго отобран из общей сокровищницы национального языка; по образному выражению М. Горького, литературный язык – это язык, обработанный мастерами слова; - нормированность - значение и употребление слов, их произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняются общепринятому образцу; - закрепленность в словарях и грамматиках ; - общеупотребительность - использование во всех сферах общественной деятельности всеми носителями языка; - - наличие функциональных разновидностей (стилей); - - существование в устной и письменной форме; - - функционирование в качестве международного языка и в качестве средства межнационального общения. 15

Книжные стили: научный официально-деловой публицистический художественный (язык художественной литературы) Разговорный стиль 16

Норма – основной признак литературного языка. Характерные особенности литературной нормы: относительная устойчивость и динамичность; распространенность, общеупотребительность, общеобязательность, соответствие употреблению, традиции и возможностям языковой системы. 17

Нормативный Коммуникативный Этический Нормативный аспект культуры речи предполагает знание литературных норм и умение их применять в речи. Коммуникативный аспект культуры речи предполагает знание функциональных стилей языка и умение их использовать в целях оптимизации общения. Соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность и деликатность и составляют этическую сторону общения. 18

"...культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач« (Е.Н. Ширяев). Культура речи является лишь частью более широких понятий: речевой культуры, культуры общения, куда входят еще два компонента – культура мышления и психологическая культура общения. В совокупности все это составляет общую культуру человека. 19

20