«Азбука» Ивана Федорова (1574) – первый печатный учебник русского языка. В «Азбуке» даны: 45 букв кирилловского алфавита, грамматика, орфография, элементы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация Соболевой Т.С. «РУССКИЕ УЧЕНЫЕ – ЛИНГВИСТЫ».
Advertisements

Преподаватель – к. ф. н., доцент Крапотина Татьяна Геннадьевна.
Ученые-русисты. Михаил Васильевич Ломоносов 1)разработка научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей»; 2)создал первую научную.
Тема урока: «Русские ученые – лингвисты, внесшие вклад в изучение русского языка » Голубева Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы.
Зарисовки о русских лингвистах о русских лингвистах «…он понял истинный источник русского языка и красоты оного…» А.С. Пушкин.
Наука о языке родилась из филологии- науки о текстах. В древности именно изучение священных или просто очень важных текстов и необходимость толковать их,
Язык и речь Понятие модели при описании лингвистических фактов. Структурность языка. Соотношение единиц плана выражения и плана содержания. Уровни и единицы.
Лев Владимирович Щерба – в ыдающийся русский ученый и педагог
РАЗДЕЛ 2. ФОНОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ (ФОНОЛОГИЯ).
Зарисовки о русских лингвистах о русских лингвистах «…он понял истинный источник русского языка и красоты оного…» А.С. Пушкин.
Тема работы: В ыдающийся лингвист Лев Владимирович Щерба и его вклад в развитие русского языкознания Литературный язык, которым мы пользуемся, - это подлинно.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время является принцип связи обучения с жизнью (или связи.
Частные методы, входящие в контекстный анализ. Апресян,Ю.Д. Дистрибутивный анализ // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990: 137 – 138.
Выполнила : ученица 8 « Б » класса МОУ « Судогодская основная общеобразовательная школа » Мишулина Мария. Г. Судогда, 2011 год.
Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Технологии развивающего обучения: обзор, признаки и особенности.
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
Транксрипт:

«Азбука» Ивана Федорова (1574) – первый печатный учебник русского языка. В «Азбуке» даны: 45 букв кирилловского алфавита, грамматика, орфография, элементы просодии.

«Грамматика...» М.Смотрицкого (1619) «Букварь» К.Истомина (1694) «Российская грамматика» М.В.Ломоносова (1757)

Ф.И.Янкович-де-Мириево «Руководство учителям первого и второго разряда народных училищ Российской империи»

Ф.И.Буслаев

- разграничивает «учебную метóду» и «ученую метóду», т.е. методы обучения и исследования. - задачи учебной методики: опираться на опыт преподавания, на анализ результатов обучения; изучать личность ученика; обеспечить научную достоверность материала; воспитать в ученике "охоту к серьезным занятиям и пробудить любовь к науке; - создал методику изучения в школе живого русского языка на основе анализа образцов художественной литературы, фольклора; - учил брать язык как единое целое, в неразрывной связи всех его элементов: чтение, письмо, развитие речи, работа по грамматике, лексике, этимологии рассматриваются в совокупности; - высоко ценил практические упражнения - изложения, сочинения, переписку, переводы, деловое письмо; - основной задачей и для низших, и для высших ступеней обучения считал развитие «врожденного дара слова»; - в изучении языка видел огромные возможности умственного развития ученика, рекомендовал развивать навыки самостоятельности, творческого отношения к делу, применять эвристическую методику, чтобы сами ученики «открывали неизвестное посредством известного».

К. Д. Ушинский ( )

К.Д. Ушинский -на начальном этапе обучения русский язык является главным предметом; -его преподавание преследует три цели: «во- первых, развить в детях ту врожденную душевную способность, которую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям логику этого языка, то есть грамматические его законы в их логической системе»; -выступал за систематическое изучение грамматики как базы для развития логического мышления детей и как основу для развития речи учащихся. -предложил систему изложений и сочинений, значение которых в развитии речи оценивал очень высоко.

И. И. Срезневский ( ) ( )

сложилась в конце 1870-х – начале 1880-х годов в Казанском университете.

Н.В. Крушевский ( ) И.А. Бодуэн де Куртенэ ( ) В.А. Богородицкий ( ) С.К. Булич ( )

Основные идеи Бодуэн де Куртенэ 1. Язык - это исключительно психическое явление. 2. Не принимал «законы», скептически относясь к понятию закона в лингвистике. (1883) Н.В. Крушевский 1. Язык как одновременно физиолого-акустическое и психическое явление. 2. Закон как общее правило, универсальное для всех языков: - «исторические» законы (история языка), -«статические» законы(«Всякий звук в одинаковых условиях акустически и физиологически приблизительно одинаков у всех индивидов данного говора и времени»); -«статический закон звукового сочетания» («со звуком х может сочетаться только звук z 1, но не может вовсе сочетаться звук z 2 ». «Однообразие звука и звуковой системы…а также однообразие звуковых сочетаний суть единственные законы, которым подчиняется каждое без исключения слово данного языка». -Динамические законы – это прежде всего законы изменений артикуляций, от них производны законы перехода звуков.

Сформировалась в Московском университете в 1880–1890-е годы.

Ф.Ф.Фортунатов (1848 – 1914) А.И.Томсон (1860–1935) Г.К.Ульянов (1859–1912) А.А.Шахматов (1864 – 1920)

Труды Ф.Ф. Фортунатова -Стремление к математической точности в своих лингвистических исследованиях. -Стремление изучать язык, исходя из собственно лингвистических критериев и по возможности не обращаясь к категориям других наук. - Стремился выявить общие законы грамматической структуры, не связанные с историческим развитием. - Занимался типологией, сопоставлением строя языков независимо от их истории и родственных связей.

Труды А.А. Шахматова

А.М. Пешковский (1878–1933)

Якобсон: «Московская лингвистическая школа, верная заветам своего основоположника Филиппа Федоровича Фортунатова, была и остается призвана осознать, обосновать и развить его учение о том, что язык – не одна лишь внешняя оболочка по отношению к явлениям мысли и не только средство для выражения готовых мыслей, а прежде всего орудие для мышления…»

Направление русской лингвистики, сложившееся в Петербургском университете в начале 20 века.

И.А.Бодуэн де Куртенэ И.А.Бодуэн де Куртенэ - основатель Петербургской школы

Л.В. Щерба ( ) Е.Д. Поливанов ( ) Л.П. Якубинский ( )

Макс Юлиус Фридрих Фасмер ( ) Казимир Буга ( ) Борис Яковлевич Владимирцов ( ) Сергей Игнатьевич Бернштейн ( ) Борис Александрович Ларин ( ) Виктор Владимирович Виноградов ( ) Николай Владимирович Юшманов ( ) Александр Александрович Драгунов ( ) Алексей Петрович Баранников ( ) Всеволод Брониславович Томашевский ( )

-представление о языке как психическом явлении; -социальный характер языка; -проблемы функционирования языка в обществе и языковой политики; -выделение основных единиц языка (фонемы, морфемы, слова) и выявление их свойств. Фонема как психическая сущность, некоторое устойчивое представление группы звуков в человеческой психике.

Начал складываться в Чехословакии с середины 1920-х годов, его организационное оформление произошло в 1929 году.

В. Матезиус (1882 – 1945)

Выдвижение принципов структурного описания языка. Определение языка как системы средств выражения, как функциональной системы, обладающей целевой направленностью. Формулирование принципов функционального описания языка. Исследования поэтического языка с его особыми явлениями в области фонологии, морфологии, синтаксиса и лексики. Разграничение фонологии и фонетики, выдвижение понятия фонологических оппозиций, определение фонемы как «пучка» различительных признаков, разработка типологии фонологических оппозиций. Система грамматических оппозиций. Использование методов структурного анализа в изучении морфологии и синтаксиса. Вопросы типологии языков и проблема языковых союзов.

Сложилась в 1930-е годы, когда большинство ее основателей работали в Научно-исследовательском институте языкознания при Наркомате просвещения, а затем в Московском городском педагогическом институте.

В.Н.Сидоров (1903–1968) Р.И.Аванесов (1902–1982) А.А.Реформатский (1900 – 1978) П.С.Кузнецов (1899 – 1968) А.М.Сухотин (1888–1942)

Отвергали психологический подход к фонеме и трактовали фонему как минимальную смыслоразличительную единицу, позволяющую различать значимые единицы языка – морфемы и слова. Фонема, согласно МФШ, – это основная единица фонологического яруса языка, линейно нечленима на части, но сложна по своему устройству и включает множество признаков. Считали необходимым учитывать не только дифференциальные признаки, противопоставляющие фонему другим фонемам, но и так называемые интегральные признаки, не связанные с противопоставлениями. Важнейшей характеристикой фонемы является позиция, т.е. условия употребления и реализации фонем в речи. Стремление к строго системному изучению фонологии, при котором фонемы рассматриваются в противопоставлении друг другу.

Т.А. Ладыженская