Мордовский край… Он не велик, но очень живописен. Луга с ромашками, васильками, колокольчиками, реки и озера, леса, которые сказочны и величавы в любое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Занятия и быт восточных славян. Занятия восточных славян Основные занятия славян : Земледелие Скотоводство Рыболовство и охота Бортничество и собирание.
Advertisements

Первобытные предки человека напоминали обезьян. Большие изменения произошли около 2 млн.лет назад. Найденные каменные орудия труда того времени свидетельствуют,
Если мы заглянем в прошлое на полторы тысячи лет назад, то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы Восточной Европыбескрайние дремучие леса,
Первые жители Карелии Первичное заселение края. Археологические памятники Курс "Моя карелия" Проводилова О.В.
Народ коми прошёл длинный и сложный путь исторического развития.
Древние земледельцы и скотоводы 1. Возникновение земледелия 2. Одомашнивание животных и скотоводство 3. Неолитическая революция 4. Посуда из глины.
Александр Худобец Киев Первобытные земледельцы и скотоводы Автор – Александр ХУДОБЕЦ Украина.
Название презентацииНазвание презентации 1 воспитатель Куник А.В. МБДОУ детский сад 1.
История Мордовии ХI-ХII вв. Начальная русская летопись о мордве Завоевание монголо-татарами народов Поволжья: мордвы, марийцев, чувашей и.
Номинация «Энциклопедия одежды народов России» Презентация на тему: «Мордовский национальный костюм» Автор презентации Монастырёва Ангелина Ученица 3 класса.
>;) Вам, наверно, кажется, что правила записи чисел и правила вычислений с ними всегда были такими же, как сейчас. На самом деле, люди сначала очень.
Народный костюм Работу выполнили: Приварин Даниил, Климова Дарья, Смоленцева Аня.
Русский народный костюм. Работа ученицы 3-А кл. Школа 515 Бирченко Валерии Цель проекта- Познакомиться с русской культурой, народным творчеством и понять,
МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
Выполняли работу: Семичастнова Елена и Баркова Елизавета 8 р класс.
Содержание Национальная одежда мордвы Рубаха Штаны Верхняя распашная одежда- руця П ередник Безрукавка (жилетка)
Содержание: 1.Что входило в состав крестьянского двора. 2.Обстановка крестьянской избы. 3.Посуда.4.Пища.5.Брак.
Жизнь древних славян 1500 лет назад. В какой части Европы было поселение славян? Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы.
земледелие Население чувашского Поволжья возделывало ячмень, просо, овес, озимую рожь, горох, чечевицу, лен и коноплю. Огородные культуры выращивали около.
В презентации я хочу рассказать о предках мордвы и истории мордовского края. Чем глубже корни народа, тем шире дорога в будущее.
Транксрипт:

Мордовский край… Он не велик, но очень живописен. Луга с ромашками, васильками, колокольчиками, реки и озера, леса, которые сказочны и величавы в любое время года. Этот край имеет свои достопримечательности исторические, природные и культурные, которые в совокупности обогащают облик Мордовии многообразием красок и оттенков пейзажей, исторических преданий и национальных особенностей.

Народ жив, пока жива его национальная Культура: язык, искусство, традиции, обычаи, легенды и, конечно же, духовность…

Мордва– народ, состоящий из двух основных этнических групп. Западная группа, живущая в районе реки Мокши, которую и называют мокша, и восточная в долине реки Суры - эрзя. Название "мордва" - иранское по происхождению. Имеет аналогичные формы в древнеиндийском и авестийском языках, означает "человек", "мужчина". Мордва говорит на двух мордовских языках : мокшанском и эрзянском. Оба эти языка относятся к волжской языковой группе уральской языковой семьи.

Территория расселения мордовских племен в первом тысячелетии нашей эры включала долины рек Оки, Волги (среднее течение), Цны, Мокши, и Суры. На юге граница мордвы совпадала приблизительно с естественным рубежом леса и степи, на востоке не заходила дальше правого берега Волги. Северная граница доходила до устья Оки, западная – до Среднего Поочья.

Древние мокшане и эрзяне трудолюбивые и мужественные люди. Тяжек был труд, их окружали дикие звери, немилостива была природа. Жизнь учила их бороться и побеждать. Главным занятием мужчин была охота. С копьями, рогатинами, дротиками выходили они один на один против медведя, дикого кабана и других крупных зверей. Охотники ставили капканы на зайцев, куниц, соболей. Мех этих зверьков очень высоко ценился. Его грузили на челны, и по рекам отправлялись торговать с соседями, получая в обмен оружие, украшения, продукты. С помощью корзин, сделанных из прутьев, железных крючков, древние жители ловили рыбу, в изобилии водившуюся в реках осетра, стерлядь, судака.

Постепенно появилось у древней мордвы животноводство и земледелие. Жители городищ приручали и разводили коров, коз, овец, лошадей, свиней. Вначале мордовские племена обрабатывали землю мотыгой. На смену ей пришла деревянная соха, а потом и соха с железным сошником (наконечником). Это облегчило труд земледельцев. Прославилась древняя мордва бортничеством добычей дикого меда и воска и разведением пчел. Охотник за медом бортник находил деревья с дуплами диких пчел, ставил свой знак, доставал мед и воск. Мед заливали в глиняные сосуды корчаги и отвозили на рынок для обмена на другие товары.

Научилась древняя мордва и многим ремеслам. Жители мордовских городищ умели выплавлять из руды железо, делать ножи, топоры, наконечники копий и стрел, серпы. Мордовские женщины с давних времен владели искусством ткачества и изготовления одежды. Одежду они украшали красивой вышивкой, застежками, подвесками. Жили в городищах и искусные гончары. Вначале сосуды делали из бересты, прутьев, обмазывая их глиной. А потом заметили, что глина в пламени становится тверже, прочнее, и стали делать сосуды только из глины. Гончар старался сделать сосуд не только полезным, но и красивым. Заостренной костью он наносил перед обжигом незатейливый рисунок линии, ромбики, квадратики, елочки. Из костей рыб и зверей древние умельцы вырезали иглы, шилья, крючки для рыбной ловли.

Летом древние жители нашего края обитали в легких шалашах, а к зиме сооружали полуземлянки. Вначале выкапывалась прямоугольная яма примерно по пояс взрослому человеку. Затем по краям ямы в два ряда забивались невысокие колья, которые переплетались ивовыми прутьями. Получались стены в два ряда. Их обмазывали глиной, а между стенами насыпали землю. Самым трудным было сделать крышу. Посреди жилища вкапывали длинную толстую жердь, к ней и к стенам прикрепляли жерди потоньше. Получался остроконечный шатер. Сверху крышу накрывали хворостом, камышом, травой. Вдоль стен делали выступы из земли. На них можно было сидеть и спать. Очень важным в полуземлянке был очаг. Очаг хранилище тепла и жизни. В глиняном очаге готовят пищу, а раскаленные камни дают тепло. Дым стлался по всему помещению, покрывал копотью стены и лица людей и медленно выходил в небольшое отверстие в крыше. Постепенно древняя мордва овладела искусством строительства домов из бревен.

Народный костюм сложился в глубокой древности в крестьянской среде, тогда же был наделен знаковыми чертами. Традиционная национальная мордовская одежда формировалась по двум направлениям, соответствовавшим культурам эрзи и мокши. Особый интерес представляет женская одежда, в ней более устойчивы традиционные черты. Основной частью женской одежды как у эрзи, так и у мокши являлась рубаха-панар туникообразного покроя без воротника. Такая рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт одежде - это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками.

Прямые полотнища холста, составлявшие стан рубахи, оформлялись вышивкой, располагавшейся по груди, оплечьям, рукавам и подолу. Нередко отделка имитировала самостоятельные элементы одежды. Передник в эрзянском костюме вторит отделке верхней одежды или сливается с декором комплекса набедренных украшений. Многослойность мордовского национального костюма была показателем перехода носителя в очередную возрастную категорию. В детстве костюм девочки включал лишь рубаху и пояс, в пору юношества показателем зрелости, совершеннолетия для эрзянских девушек было одевание пышного набедренного украшения "пулай", а для мокшанок - нижней набедренной детали, портков "понкст". Самостоятельно женщина порой не могла одеться в многослойный костюм. Обряд одевания, в котором участвовало два-три человека, иногда длился несколько часов.

Особые перемены в отделке деталей и составе костюма происходили в брачный период. Девушка на выданье по праздникам носила особенно нарядный головной убор, включавший обилие лент, цветов, нашивок из бисера, бус, перьев, мишуры. В замужестве молодая и в первый год после свадьбы покрывала головной убор нарядными налобными лентами, либо украшала налобную часть его нашивками из жетонов, цепочек, блесток, скрывая вышивку. После рождения первенца женщины снимали часть покрывающих деталей с головного убора, а после лет носила просто оформленный головной убор. О семейном положении женщины говорило многое в ее костюме: наличие закрытого головного убора, распашной одежды с вышитыми на груди полами, введение в комплекс украшений широкого нагрудника из бисера, жетонов, цепочек или лент. Вышивка одежды и головных уборов также носила определенную информацию, смысл которой в настоящее время практически утрачен. Сложный и тяжеловесный женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчёркивал широко почитаемые в мордовском народе здоровье, силу и выносливость женщины. Благодаря такому костюму индивидуальные особенности каждой фигуры нивелировались и подгонялись под устоявшиеся в народе представления о красоте.

Мордовская народная кухня в основе своей всегда здорова, она не терпит специй - уксуса, горчицы. Это растительные и молочные продукты, квашения; продукты чаще всего употреблялись в натуральном виде. Мордовскую кухню отличает обилие рыбных и мясных блюд, из овощей более всего употреблялась в пищу капуста, свекла, огурцы, лук, морковь, репа, редиска, тыква, Предпочтение отдается тыкве, которую заготавливают на зиму, пекут в печке и т.д. Лук - любимая национальная приправа и даже пища мордвина. В качестве холодных закусок употреблялись огурцы, печеные яйца, грибы. Ряд специфических черт мордовской кухни: пересол пищи, употребление большей частью сквашенного молока, сыр, яйца и каша готовились вкрутую, масло не топили, не применяли острых специй, обычная подлива - из сметаны, кислого молока, конопляного мала или толченого конопляного семени (иногда льняного).

Среди напитков особым почетом пользовалась мордовская брага - напиток безалкогольный и целебный. У мокшан она носит название "поза". Это хлебный напиток с добавлением хмеля, приготавливается особым образом только в деревянной посуде, хранится на холоде. Есть у мордвы и праздничный напиток - пуре. В его основе мед, хмель и сусло. Повседневный напиток - хлебный квас. На нем делается окрошка самых разных видов. Любимое блюдо мордвы - блины. Они тоже очень разные, как и у русских. Черника, брусника, малина любимы у мордвы. Черника у мордвы называется "сосновое яблоко" (пичемарь), оттого что растет в сосновых лесах. Брусника - "пичень кстый" - "сосновая ягода". Пищу готовили на весь день утром в печи, которую топили один раз. Варила пи-щу свекровь, а в больших семьях ей помогали остальные женщины. В обязанности снох входило обеспечение кухни дровами и водой. У мордвы не практиковалась раздельная еда женщин и мужчин, существовавшая у многих народов. Обычно трапезы совершались всей семьей, за общим столом.

Разнообразны были производственные и календарные обряды. Так, перед весенним севом совершалось «моление плуга» с многочисленными обрядовыми действиями и ритуальной трапезой. Во время эпизоотий производилось «опахивание» - женщины впрягались в соху и с заклинаниями проводили полосу вокруг деревни, которой придавалось защитное значение. В свадебной обрядности существовал обычай умыкания невесты, обычно по взаимному согласию семей. Свадьба сопровождалась многочисленными обрядами, например раздачей хлеба матерью жениха родственникам невесты перед отъездом ее из дома. В семейных отношениях существовал обычай избегания замужней женщиной родителей мужа и брата матери.

ОЗКС - от слова озномс, озондомс, т.е. молиться. Большинство мордовских озксов не имело точной календарной даты проведения. Они, как правило, были связаны с началом, серединой или завершением тех или иных работ Праздники - озксы были общественными и семейными. Общественные моления всегда совершались за деревней у ручья или родника, у опушки леса - под дубом, вязом, липой, березой или сосной, но осину или ель мордва избегала. Моленья могли быть только женскими, только мужскими или совместными. Жрецов для совершения обрядов у мордвы не было. Семейные моления совершались старшими в доме, на общественных молениях для совершения обрядов и чтения молитв каждый раз выбирались особые старики или старухи. Основной момент озксов - жертвоприношение божествам, их кормление, преследовавшее цель приобрести расположение божеств. В дни наиболее важных озксов не работали. При молении обращались на восток, руки воздевали к небу или клали под мышки и кланялись, вставали на колени или падали ниц.

Дохристианская религия мордвы была политеистической. Пантеон мордовских богов весьма обширен: по существу, нельзя назвать ни одной сферы природы, которая я не обожествлялась бы мордвой. То же самое можно сказать и о поселения, жилищах, хозяйственных сооружениях, пасеках, колодцах - все они, как правило, по представлениям мордвы, имели своих духов- покровителей. По этой причине подсчитать точное количество мордовских божеств едва ли возможно. Иногда говорят, что их было 77. В мордовском язычестве преобладают и главенствуют женские божества: Вирява, Модава, Масторава, Вармава, Толава, Ковава, Кудава и др. Божества-мужчины играют куда менее важную роль. Верховный бог - Шкай или Нишке (великий бог). Этот теоним восходит к общемордовскому глаголу "шкамс" - "создать".

небом и временем управлял бог Шкай; его супругой была Анге богиня жизни, добра и любви; Чи-паз был богом солнца; Мастер-паз богом земли (земной тверди); Ков-паз богом луны; Пургине-паз богом грома; Богиня Шобдава являлась в виде зари; Толава в виде огня; землей (почвой) ведала Модава; водой Ведява; лесом Вирява и т. д.

Каждый лесной массив мог иметь свою покровительницу, или Вирь-аву. Говорят, что это высокая женщина, тонкая, обнаженная, с длинными черными плохо причесанными волосами. Она громко смеется, ходит по лесу - все видит, а человеку не показывается. Она добрая, если ее не рассердишь. Может дорогу показать, а может, наоборот, запутать. Нога у нее одна, но ходит она - не хромает. Норов-ава-божество поля. Ее боялись, старались умилостивить: оставляли несжатую полоску. Во время цветения ржи она в полночь давала знать о хорошем или плохом будущем урожае: свистом или воплем. В это время все сидели по домам с закрытыми окнами, чтобы не сердить её. Ведь-ава - божество воды, покровительница, держательница всех речек, родников и т.д. Предстает человеку в виде здоровой голой женщины с длинными распущенными волосами белого цвета.. Варма-ава - считается покровительницей, держательницей ветра.

Прошлые поколения оставили в Республике Мордовия следы своей культуры. В Мордовии можно увидеть уникальный комплекс древних поселений эпох неолита и энеолита Имеркские стоянки (Зубово-Полянский район). и древнейшее сооружение поселение Ош Пандо в Дубенском районе, где были открыты следы пребывания племен так называемой балановской культуры бронзового века. По всей Мордовии можно увидеть остатки земляных курганов и могильников, которые безмолвно свидетельствуют о том, что и много лет назад здесь существовала развитая цивилизация. Это Андреевский курган в Большеигнатовском районе с образцами древнемордовской культуры; Старобадиковские могильники, Шокшинский могильник,, Итаковское городище, Теньгушевское городище, в котором сохранились оборонительные сооружения земляной вал высотой до 4 м и оплывший ров.

Мордовия богата своей природой, здесь поля часто чередуются с тенистыми лесами и дубравами, множество рек протекает по обширной территории. Флора Мордовии насчитывает свыше 1000 видов только высших растений, свыше 200 видов птиц, около 60 видов млекопитающих. На территории Республики протекают Мокша и Сура со своими притоками, относящимися к бассейну Волги. Всего в Мордовии 114 больших и малых речек, около 500 озер.

В Мордовии на данный момент более 1000 историко-культурных памятников: 60- памятников археологических, 110-архитектуры и градостроительства, 115- памятников искусства, 545- исторических. 52 памятника общероссийского значения.Многие представляют большое значение для общероссийского и международного туризма.

На широких просторах между Волгой и Уралом, в междуречье Оки и Суры раскинулась древняя земля Мордовия. С далеких времен мордовский край навечно вошел в состав России. Около шести веков живут рядом, плечом к плечу, народы братья мордовский и русский. Богата Мордовия кладовыми своей земли, зверями и птицами. Неширокой полосой протянулась с запада на восток зеленая Мордовия. Зеленая на карте, зеленая в действительности. Посреди славянского моря островок звучных мордовских названий: Явас, Потьма, Лямбирь. Россия всегда славилась своими просторами и широкой душой русского человека. И Мордовия в этом отношении не исключение. А если вы хотите окунуться в атмосферу древности, почувствовать себя настоящим первобытным человеком, опять же, Мордовия это то, что вам нужно!

Храмова Дарья Алексеевна Мордовия г.Рузаевка лицей 4 10 класс Информационные источники: Е.Г.Осовский, Л.Г. Филатов Рассказы из истории Мордовии Народная одежда мордвы. Белицер В.Н. Религиозные верования мордвы. Мокшин Н.Ф. Вопросы этнической истории мордовского народа / Тр. Института этнографии АН СССР Об авторе: