Merelenko-su.uCoz.ru. Русский язык Национальный язык русского народа Начитает формироваться в 17 веке.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Преподаватель Белякова Ольга Сергеевна. Язык - орудие, средство общения. Это не деятельность говорящего, а готовый продукт. Речь – это проявление и функционирование.
Advertisements

Трудности в образовании и употреблении наречий город Бежецк Тверской области 2009 г. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
1 Русский язык – национальный язык русского народа. На русском языке говорят 138 млн. человек, проживающих на территории России (99,4 %), по данным Всесоюзной.
Национальный русский язык. Роль языка в обществе. Язык и речь. Формы языка.
ЛЕКСИКА Обще- употребительная Имеющая Ограниченную сферу Употребления Диалектизмы Профессионализмы Термины жаргонизмы.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ РАБОТУ ПРОВЕЛА УЧЕНИЦА 10 КЛАССА ИВАШКИНА АНАСТАСИЯ УЧИТЕЛЬ МАРЧЕНКОВА И.М. ОКТЯБРЬ 2008.
Русский язык. Русский язык – это национальный язык русского народа, включающий в себя всю совокупность языковых средств, которую используют в свое общении.
Язык и речь merelenko-su.uCoz.ru. Являются ли синонимами слова «язык» и «речь»? Он изучает русский язык. Он изучает русский язык. Он изучает русскую речь.
Выполнили работу: Абайдулина Фарида и Рахметова Анастасия. Руководитель: Абдульменова Нина Викторовна.
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Общенародный(национальный) язык Литературный(нормированный) язык высшая форма национального языка Нелитературные(только устные) формы языка Письменная.
Л ИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК НА ФОНЕ ДРУГИХ ФОРМ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА.
Особенности речевого развития детей 4-5 лет. У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает.
Общеупотребительные слова. Диалектизмы.. Если ты сомневаеш…ся в написани… слов – обратись к _____ словарю, в произношени… слов – смотри в _____ словарь,
Государственное образовательное учреждение Среднего профессионального образования «Спасский агропромышленный техникум» «Речевая культура современной молодежи»
Беседа «Толерантность и права» Выполнила работу Еркина Ольга Витальевна учитель начальных классов.
Тема проекта. Культура речи на современном этапе развития общества Выполнили Выполнили Ищанова Алина, Ищанова Алина, Омельченко Надежда Омельченко Надежда.
Двадцать шестое февраля. Классная работа. Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали.
КАК ЗАРОЖДАЛАСЬ РЕЧЬ Презентация выполнена Кириловой С.Г.
Греческий термин омоним (homos одинаковый, onyma имя) буквально значит одинаковое имя. Омонимами являются слова, совпадающие в звучании и написании, но.
Транксрипт:

merelenko-su.uCoz.ru

Русский язык Национальный язык русского народа Начитает формироваться в 17 веке.

Русский язык Государственный язык Российской Федерации (Конституция РФ, статья 68) Используется: в деятельности федеральных органов государственной власти В оформлении документов При проведении выборов В суде В международных договорах При написании географических объектов и дорожных знаков В государственном телерадиовещании В рекламе

Русский язык Язык межнационального общения Один из семи мировых языков. В РФ входят 21 республика, 4 автономных округа Народы России говорят на 100 языках

Диалекты Диалекты = наречия = говоры Территориальные разновидности русского языка. Определены территорией

Диалекты Диалекты (говоры) имеют свои фонетические, морфологические, лексические особенности.

Диалекты М. Шолохов «Тихий Дон» В мелеховском курене первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич. -Гришка, рыбалить поедешь? -А приваду маманя варила? -Варила. Иди к баркасу, я зараз. -К Черному яру. Спробуем возле энтой карши, где надысь сидели.

Диалекты 1.У кузни я работал всю жысь. 2.А ети жолтенькия святы у нас крющощки называюца. 3.Крючок (вид овода) он, как и аса ростом, тольки жала загута. 4.Волчья лапка (герань) в гаршках растёть, святёть красными святками. 5.Нудная время летам бываить, тут ета пякло пищоть, а тут овады, мухи заидають худобу (скот).

Уральский говор Вехотка (мочалка), Враз (сразу), Катушка (ледяная горка), Ладом (как следует), Навяливать (навязывать), Ни в коем разе (ни в коем случае), Обабок (подберезовик), Сидеть голодом (голодать), Скать (раскатывать тесто), Толкушка (пестик), Шаньга (лепешка, запеченная со сметаной), Шоркать (тереть с целью вычистить, вымыть)… Мороженка

Особенности диалектов 1.Говоры существуют в устной форме 2.Используются только в бытовом общении 3.Диалекты пополняют выразительной лексикой литературный язык (батрак, вобла, мямлить, филин, хилый и др.) 4.Диалекты в современном обществе постепенно утрачиваются.

Владимир Иванович Даль (1801 – 1872) Создатель «Толкового словаря живого великорусского языка»

Жаргоны Социальные диалекты Объединяют социальные, профессиональные группы, по увлечениям и интересам, возрасту. Не зависят от территории проживания людей

Жаргоны «Класно, говорю. Ща один фитиль такое сморозил, подкатывается к одному чуваку, дай, говорит, велик погонять, сел и почесал, а тут училка, он и давай выпендриваться, варежку разинул, вот и дерябнулся. Сам с фингалом, учился чуть, а велик гикнулся. Во клево, ржачка, да?» Молодежный жаргон

Жаргоны Очередной гайд… Широко распространенное мнение: в б-нете всего два чара могут быть масскиллерами – ама и сорка (не берем некра, ибо он все-таки суппортер, т.к. имеет проблемы с первой партией трупов на разводку). О потенциале аськи догадываются многие, однако мало кто способен сделать из нее нечто шедевральное. Причина в огромном количестве секретов умений убийцы, и чувакам о них известно только то, что прописано в инфе скилла. Напомню: для некоторых стал буквально откровением вариант джавы с полным пирсом на ЛФ и частичным игнором физдамага копья! Жаргон геймеров* Фанаты комрьютерных игр

Жаргоны Появились по берегам скалы с известняковыми жилами, красиво, много малахита… Еще по полбайды камней у девчонок. Быстро довольно опять время прошло. По берегам местные косят и ругаются на нас – мол работать надо, а вы туту тащитесь… Завидуют наверно. Когда обедали прошла еще одна плюшка с молодой парочкой на борту. Видать переругались, уж очень кислые физии у них были, даже не поздоровались с нами. Потом кат с надписью на борту: «Курить нету!» Жаргон туристов-водников

Жаргоны Клёвый Смыться Слямзить Настучать Базарить Мент Малина Ксива Ходить по музыке Ботать по фене Атас Канать Ништяк Надыбать Уголовный жаргон (арго)

Арго Что стырил? Срубил шмель да выначил скуржаную лоханку. Стрема, каплюжник. А ты? Угнал скамейку да проначил на веснухи. Что украл? Вытащил кошелек да серебряную табакерку. Чу, полицейский. А ты? Украл лошадь да променял на часы.

Особенности жаргонов 1.Не зависят от территории проживания людей 2.Ограничены тематически профессиональными и социальными интересами группы людей. 3.Обнаруживают себя только в лексике. 4.Трудны для понимания других социальных групп.

Просторечье Обиходная речь необразованных слоев городских жителей (социальный вариант). Проявляется в лексике и произношении. Однако собственной системы не имеет. Например: Транвай, квАртал, текёт, ложить, покласть, пройдите взад автобуса, нету, ихний.

Литературный язык Составляет основу национального языка. Является образцовым. Не ограничен ни территориально, ни социально. Нормы отражены в словарях. Существует как в устной так и письменной форме.

Литературный язык Обслуживает политику, законодательство, делопроизводство, межнациональное общение, культуру, искусство, бытовое общение.

Литературный язык Использование диалектных, жаргонных, просторечных слов в литературном языке не допустимо! Не путайте понятия «язык художественной литературы» и «литературный язык».

М. М. Зощенко «Аристократка» -Ежели, говорю, - вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу. -Мерси, - говорит. И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет… А денег у меня – кот наплакал. Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю, смотрю рукой, сколько у меня денег. А денег – с гулькин нос. Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах. (…) И берет четвертое. Тут ударила мне кровь в голову. - Ложи, - говорю, - взад! А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит. А мне будто попала вожжа под хвост. Все равно, думаю, теперь с ней не гулять. - Ложи, - говорю, - к чертовой матери!

Почему писатели используют диалекты, жаргоны, просторечья в художественной литературе?

Какие группы лексики (диалектизмы, жаргонизмы, просторечные слова) использовали авторы? И. А. Бунин 1.Да что ж, я уж балакала с Тихоном Ильичом об этом деле. 2.Я в ней пять дён сидел, - много он мне булок-то давал, дохтор-то твой? 3.Да вода что – вот хлебушка нетути. 4.Приветливая солдатка легко поднимала на рогаче и вдвигала в печь пудовые чугуны.

Какие группы лексики (диалектизмы, жаргонизмы, просторечные слова) использовали авторы? В. Астафьев 1.Все ищешь, недотыка, чего не терял. 2.Солнце поднялось высоко, было парко, изморно сделалось дышать в глухой одежде. 3.Папа чалку не отдает. 4.Наконец-то шиверок! 5.Здесь самые что ни на есть джунгли, только сибирские, и называются они точно и метко – шарагой, вертепником или просто дурникой.

Какие группы лексики (диалектизмы, жаргонизмы, просторечные слова) использовали авторы? В. Распутин О возрасте своём старухи говорили так: – Я, девка, уж Ваську, брата, на загобке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась. Помню. – Ты, однако, и будешь-то года на три меня постаре. – Но, на три! Я замуж-то выходила, ты кто была – оглянись-ка! Ты ишшо без рубашонки бегала. Как я выходила, ты должна, поди-ка, помнить. – Я помню. – Ну дак от. Куды тебе ровняться! Ты супротив меня совсем молоденькая.

Составляющие национального языка + диалекты Национальный язык + жаргоны и просторечие Общенародный язык Литературный язык

Домашнее задание 1.Выучить понятия темы. 2.Исследовательская работа: «Жаргонные слова в речи музыкантов (актеров)» 3.Прочитать сказ П. П. Бажова «Каменный цветок». 4.Власенков, Рыбченкова. Русский язык. Дидактические материалы класс.

Домашнее задание Работа с учебником: 1.Прочитать тексты упр. 196, 201, 202, 204, Письменно: упр.197,198, Выпишите микротемы темы текста упр Объясните, согласны ли вы с автором текста.