Психические состояния человека. Часть 1. Природа, структура и динамика психических состояний. Психология и педагогика Чиконина Г.В., к.п.н., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЭМОЦИИ – это сложный комплекс изменений, включающих физиологический уровень активации, субъективные переживания, познавательные процессы и поведенческие.
Advertisements

Чувства - особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам.
Конфликт как тип трудной ситуации ТЕМА 2. Конфликт - ….. трудно разрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями.
1 Психология эмоционально- потребностной сферы психической деятельности.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Эмоции, чувства, настроения Рассадина Ольга. Эмоция Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Эмоциональное состояние личности. Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие.
Ташкентский государственный институт физической культуры Выполнила студентка II курса гр Шарипова Юлия.
Проблема определения и классификации психических явлений.
ВНИМАНИЕ Выполнил: Вартумян С.Г. Проверил: Шишкина И.В.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Выполнила: Соснова Б.В.и Новоселова И.В.. Цель: Дать учащимся представление об эмоциях. Сформировать умение узнавать, контролировать свои эмоциональные.
Мотивы учения. Содержание: 1. Трактовки мотива. Трактовки мотива. Трактовки мотива. 2. Определения. Определения. 3. Система учебных мотивов. Система учебных.
Подготовила педагог-психолог МОУ»СОШ 1»г. Емва – Субботина К. В.
Психика Психика 1. Системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. 2. Субъективное.
Цели занятия Развить понятия «эмоции», «чувства», «эмоциональное поведение», «эмоциональные состояния» Повторить классификацию эмоций, особенности вегетативных.
Эмоциональный мир личности План урока: 1) Понятие эмоции 2) Функции эмоций 3) Виды и назначения эмоциональных процессов в жизни человека 4) Значение.
Теория организации МАКИЕНКО МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА. Сущность мотивации в теории организации Вопросы : 1. Основные параметры изучения мотивации 2. Теории мотивации.
Транксрипт:

Психические состояния человека. Часть 1. Природа, структура и динамика психических состояний. Психология и педагогика Чиконина Г.В., к.п.н., доцент

Цель изучения данной темы Овладение знаниями, позволяющими понимать природу психических, в том числе трудных, состояний, и способов саморегуляции и решения проблем. /

План Природа, структура и динамика психических состояний. Психологический стресс. Критическая ситуация.

Ключевые понятия психическое состояние, стресс, кризис, активность психики, психический тонус, фрустрация, регуляция психических состояний, саморегуляция

Природа, структура и динамика психических состояний

Что такое психические состояния? Психические состояния – это временные целостные состояния психики человека, влияющие на протекание психических процессов и проявление свойств личности. Данное свойство обусловлено активностью психики. К психическим состояниям относятся: подъем, воодушевление, бодрость, уверенность, решительность, неуверенность, тоска, печаль и другие.

Основные психические процессы

Классификация психических состояний

Кандыба Виктор Михайлович «Психическая саморегуляция»

Активность психики Активность психики – это способ ее существования, интенсивность проявления которого определяется задачей, решаемой в данный момент, и соответствующим ей энергетическим обеспечением. Особенности состояний зависят, прежде всего, от психических свойств личности, мотивации, силы или слабости нервной системы.

Измерения психических состояний В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмо­ционально-оценочное, активационно-энергетическое.

Уровень и степень активности психики Уровень активности психики, измеряемый по шкале высокий - низкий, определяется разнообразием и сложностью психической деятельности, которая участвует в решении конкретной задачи. В этой связи выделяется оптимальный уровень активации. Степень активности проявляется в психическом тонусе.

Показатели психического тонуса Пробуждение – отражает количество энергии, мобилизуемой в ответ на воздействующий стимул. Разрядка – соответствует количеству энергии, затраченной на ответную реакцию. Восстановление – отражает соотношение между задержанной, циркулирующей в организме, энергией и выходящей, совершенной активностью.

Способы снятия напряженности и изменения психического состояния обращение событий, или перенос внутреннего движения на внешнее cigun

Основа психического действия Чередование разрядки и поддержания напряжения /

Принцип удовольствия любое психическое действие стремится завершиться полным снятием напряжения, или получением ожидаемого результата. Принцип удовольствия – это тенденция к немедленному и полному снятию напряжения (З.Фрейд).

Уровни регуляции психической активности Информационно-энергетический уровень. Является базовым уровнем, обеспечивающим необходимую степень энергетической мобилизации физиологических систем для оптимального функционирования психической деятельности. Эмоционально-волевой уровень. Это уровень самообладания: умения владеть действиями и переживаниями, способность управлять психическими состояниями. Мотивационный уровень. Это уровень распределения приоритетов в удовлетворении потребностей.

Функция психических состояний согласование возможностей, внутренних ресурсов человека с конкретными условиями и возможностями окружающего мира. /

Основные свойства психических состояний динамическое неравновесие; сложный состав (мотивационный, познавательный, креативный, эмоциональный компоненты); относительная устойчивость; многомерность (пространство, время, энергия, информация); целостность (как результат интеграции мышления, чувств, вообра­жения, психомоторики, энергопотенциала); интегрированность во внутренний мир личности; интенциональность (направленность на восприятие смысла данной ситуации); коммуникативность (обеспечение информационно- энергетического обмена внутри человека (мудрость тела и интуиция) и с внешней средой).

Виды психических состояний гармоничные (оптимальные), дисгармоничные (трудные), патологические (психотические). 5

Динамика изменений психических состояний

Трансцендирование выход за пределы известного, в новые пространства навыков, способностей, умений. Данные изменения связаны с процессом актуализации развития индивидуальности человека. В результате трансцендирования происходят существенные изменения в ценностно-смысловой сфере личности.

Вершинные, «пиковые», состояния катарсис, импринтинг, экстаз, инсайт

Фрустрация Фрустрация – психическое состояние человека при возникновении реальных или воображаемых преград на пути к цели, которые он оценивает как сложные или непреодолимые. Типичные формы фрустрации: стеническая (гнев, агрессия, раздражение, усиления активности и настойчивости); астеническая (чувство бессилия, апатия, подавленность, неуверенность, боязнь).

Формы напряженности перцептивная, возникающая в случае больших затруднений и ошибок в восприятии необходимой информации. интеллектуальная, когда весьма понижаются умственные способности, и человек не может найти способ решения или выход из критической ситуации. эмоциональная, когда возникают эмоции и чувства, которые могут не только активизировать, но и дезорганизовать деятельность. волевая, когда человек не может проявить сознательное усилие и овладеть собой. мотивационная, связанная с борьбой мотивов, например, продолжать активно выполнять долг или же уклониться от опасности и риска.

Психическая напряженность это разновидность широкого класса состояния человека в трудных (стрессовых) ситуациях.

Тест для самоконтроля 1. Какое состояние является оптимальным для человека? а) состояние внутреннего комфорта, удовольствия, благополучия; б) состояние равновесия навыков (ресурсов) и вызовов ситуации; в) состояние динамического неравновесия-возбуждения; г) состояние самотрансценденции - преодоление себя и выход за пределы данной ситуации. 2. Каков психологический смысл состояний скуки, тревоги, апатии? 3. Почему одни и те же критические ситуации переживаются людьми по-разному? 4. В чем отличие состояния психической напряженности от психического напряжения?