АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ Лепнева Ольга Алексеевна, доцент кафедры управления НИРО, кандидат педагогических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Сколько у солнышка ярких лучей, столько у нас весёлых затей»
Advertisements

Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Муравейник" Цели и задачи программы Направления и виды деятельности Принципы Этапы.
Лето-2009 года.. На базе МОУ СОШ 42 посёлка Ахтырского с 1 по 22 июня 2009 г. работал лагерь дневного пребывания «Ветерок» для 65 учащихся этой школы.
МБОУ Ширыштыкская СОШ ОТЧЁТ о деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря.
Организация воспитательной работы в школьном летнем лагере.
Актуальные компетентности в деятельности классного руководителя в условиях реализации современной модели образования Петренко И.В. Руководитель ГМО классных.
МКОУ «Житниковская средняя общеобразовательная школа» Целевая воспитательная программа «СЕМЬЯ И ШКОЛА» Апрель
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Подходы к планированию и организации работы в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Роль учителя в формировании здорового и безопасного образа жизни Муниципальное образовательное учреждение Усть-Изесская основная общеобразовательная школа.
«Система мониторинга результатов воспитанников в условиях внедрения ФГТ как инструмент обеспечения качества образования» МДОУ «Детский сад 6» г. Ухта Старший.
Образовательная программа лицея СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Летний лагерь дневного пребывания отряда «ЛИДЕР» на базе Вилюйской СОШ 1 им. Г.И.Чиряева Базовое содержание воспитания ориентировано на формирование личности.
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1-4 кл.) «Светлячок»
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
«Мониторинг качества дополнительного образования детей» «Мониторинг качества дополнительного образования детей» Разработано заместителем директора Ункуновой.
Транксрипт:

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ Лепнева Ольга Алексеевна, доцент кафедры управления НИРО, кандидат педагогических наук

Цель : Сформировать представление об анализе результативности детского оздоровительного лагеря на основе теоретической информации и мини – практикумов.

Управление качеством – на основе программно- целевого принципа (по результатам): Какие результаты получили: Какая доля учащихся проявляет изменения, заявленные в программе детского оздоровительного лагеря как планируемые результаты? Устраивают ли нас эти результаты? В чем причины неблагоприятных результатов? Что необходимо откорректировать в содержании, технологиях, формах воспитательного и оздоровительного процессов? Что необходимо откорректировать в условиях? Что необходимо обновить в программе? Качество условий Качество процесса Качество результата

Анализ : понятие. Анализ – собственно логический прием расчленения целого на элементы ( компоненты ) и рассмотрение каждого из них в отдельности. Анализ тогда эффективен, когда он влияет на ход и исход процесса. Анализ – функция управления – основа для качественного планирования. В основе проблемно - ориентированного анализа - сопоставление существующего положения вещей с актуальными и потенциальными требованиями к объекту. ( А. М. Моисеев ). В результате анализа необходимо выявить причины имеющихся проблем и возможные потенциалы дальнейшего развития. Проблема - как достаточно существенные и значимые рассогласования, несовпадения, разрывы между необходимым ( желаемым, требуемым ) и реальным ( имеющимся ) уровнем результатов управления. Методологическая основа анализа в управлении : Системный подход предполагает охват анализом всех компонентов системы и связей между ними, и сам строится как система взаимосвязанных, согласованных действий Программно – целевой подход определяет логику анализа - от качества результатов к качеству процесса и условий

Логика анализа в контексте программно – целевого подхода От анализа результатов – к анализу процесса и условий Качественные условия (ресурсы): 1.Нормативно – правовые 2. Кадры 3. Организация (в т.ч. время) 4. Мотивация 5. Информация 6. Научно – методическая подготовка и поддержка 7. Материально – техническая база 8. Финансы Качественный процесс: Деятельность (в т.ч. управление) + отношения Проблемы ищем здесь! Что понимать под результатом деятельности? Качество результата

Структура аналитического документа. 1. Цель деятельности, ожидаемые результаты, методики диагностики. 2. Анализ результатов ( в соответствии с критериями и показателями оценки ). Причины неблагоприятных результатов. 3. Анализ качества процесса ( по всем направлениям деятельности ), выявление причин неудачной организации процесса. 4. Анализ качества условий. Оценка эффективности деятельности ( соотношения полученных результатов и затрат ). 5. Выводы и проблемы.

С чего начинается анализ ? Отчетливость понимания объектов анализа Ребенок ( движущие силы личностного развития, структура личности, возрастные особенности ) Процесс организации деятельности и взаимоотношений ( воспитательный и оздоровительный ) Условия, позволяющие обеспечить качество процесса, прежде всего - компетентность организатора деятельности. Для четкости представления – читать, консультироваться, размышлять.

Цель – отправная точка анализа. Цель - заданный качественно, а где необходимо и количественно образ желаемого результата, который реально может быть достигнут к фиксированному моменту времени вследствие реализации действий, предусмотренных программой ( планом действий ). ( А. М. Моисеев ) Цель должна быть проверяема по итогам деятельности - нужны критерии и показатели оценки ожидаемого результата. Качество цели : Конкретность и измеримость. Выражая цели в четких измеримых формах, руководство создает базу для принятия решений и оценки хода работ ; Горизонт планирования. Выделяют долгосрочные ( горизонт планирования более 5 лет ), среднесрочные ( плановый период от 1 года до 5 лет ) и краткосрочные ( обычно в пределах года ) цели. Чем уже горизонт планирования, тем конкретнее должна быть цель. Реалистичность ( достижимость ). Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности организации.

Цель : представление в документах Структура цели Намерения Образ желаемого результата Средства достижения Срок Создать условия для… Реализовать модель лагеря, направленную на… Обеспечит ь… Развитие… Формирование… Становление… Обогащение.. Через… На основе принцип а… …

В новом законе «Об образовании в РФ» Педагогические работники обязаны: «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» ст.48,п.4

Национальная стратегия действий в интересах детей на годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) Ожидаемые результаты – личностные, отражающие изменения в ребенке Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям. Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением. Сокращение числа детей, пострадавших от противоправного контента в интернет- среде. И результаты, отражающие качественный процесс Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях. Рост посещаемости детских библиотек, музеев, культурных центров, театров.

Возможные ожидаемые результаты за 1 смену Более конкретные : интерес к изучению живой природы умение проводить народные / спортивные / подвижные игры, опыт здорового образа жизни, опыт самостоятельной организации деятельности устойчивый интерес к чтению, заботливое отношение к сверстникам, уважительное отношение к малой Родине, ответственное отношение к порученному делу, ответственное отношение к своему здоровью ( физическому, психическому, социальному ), навыки самообслуживания. Более широкие, требуют конкретизации в системе критериев и показателей Оздоровление, укрепление здоровья Благоприятный отдых Досуг Направленность на саморазвитие Культура поведения Творческие способности Экологическая культура Правовая культура Коммуникативные навыки

Ожидаемые результаты : критерии и показатели Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо ; мерило оценки Показатели – наблюдаемые и поддающиеся фиксированию результаты, которые можно определять качественно, замерять количественно, сравнивать, описывать.

Показатели оценки ожидаемых результатов : пробуем Ожидаемый результат : 1. Заботливое отношение к сверстникам Показатели, например : Умение слушать, не перебивая сверстника Готовность помочь, без напоминания взрослого Отсутствие в общении прозвищ, оскорблений. Ваш вариант ? НАПИШИТЕ ВАШ ВАРИАНТ

Показатели оценки ожидаемых результатов : пробуем Ожидаемый результат : 1. Отдых Показатели, например : Комфортность самочувствия в лагере Соответствие ожиданий ребенка реальным событиям, происходящим в лагере. Доброжелательные отношения с ребятами, педагогами, сотрудниками лагеря. Возможность уединиться Ваш вариант ? НАПИШИТЕ ВАШ ВАРИАНТ

Качественно ли обозначена цель ? Создать условия для оздоровления, обогащения позитивного опыта общения со сверстниками, формирования умения организовать спортивные игры, устойчивого интереса к созданию творческих работ из природного материала на основе принципа сотворчества. Найдите ожидаемый результат

Качественно ли обозначена цель ? Создать условия для становления патриотического отношения к своему району, заботливого отношения к природе, интереса к саморазвитию, устойчивого оздоровления через включение в процесс смены народных игр и обрядов, на основе технологии « волна отношений ». Найдите ожидаемый результат

Есть ли здесь результаты ? В лагере дневного пребывания отдохнули 50 человек, что составляет 88 % от всего количества обучающихся детей в школе. Приоритетным направлением в работе лагеря являлось оздоровление детей. Оно осуществлялось через систему спортивных мероприятий, наличием в программе каждого дня подвижных игр, максимальным использованием природных ресурсов закаливания ( солнце, воздух ), содержанием необходимого количества витаминов в употребляемой пище, соблюдением режима, включающего утреннюю зарядку, а также поведением бесед, направленных на охрану собственного здоровья фельдшером Орловой В. М. Планируя воспитательную работу в отрядах, воспитатели ориентировались на интересы и инициативу самих детей. Так в свое время родилась идея морского путешествия. Второй год в лагере успешно реализуется программа, утвержденная ассоциацией организаторов отдыха и оздоровления населения « Мы вместе ». В плане работы предусмотрено проведение разнообразных мероприятий, где есть возможность переключаться отдыхающим с индивидуальных дел на отрядные и общелагерные. « Философией » смены вновь стала морская тема, в основу которой легла форма путешествия ( поиск острова радости и чудес ). За время пребывания в лагере заметно развился творческий потенциал детей. Выявились организаторские способности у детей, заявивших себя кандидатами на должность вожатого на следующий год : П. Анастасия, Р. Ильяс. Доброжелательная атмосфера благотворно повлияла на детей с заниженной самооценкой. Благодаря активной деятельности вожатых воспитатель часто становился не организатором мероприятия, а участником. Пребывание детей в ситуации игры, творчества являлось одним из главных условий процесса оздоровления. Результаты мониторинга, проведенного г. показали высокий уровень удовлетворенности детей и родителей условиями оздоровительного лагеря при школе. Особенно запомнились детям мероприятия : Открытие смены. « Поднять паруса !», игра « Таинственный лабиринт » ( Путешествие в Грецию ), Турецкие сладости ( Игра ), « Остров Лукоморья » ( интеллектуальная игра ), « Звездный час » ( по занимательным фактам ), интеллектуальная игра « Путешествие в загадочный Египет », игра « Правила эти пусть знают все дети » ( по ПДД ), « В гостях у Нептуна », Олимпийские игры, Путешествие « Ах, Одесса !» ( юмористическая игра ), аутотренинг « Разноцветная игра », игра « По морям, по волнам », митинг скорби и Памяти « Эхо войны », « До свидания, остров, остров радости и находок ! ( закрытие лагерной смены ) Сравнительный анализ медицинского осмотра детей до и после работы смены лагеря показал, что вес детей увеличился в среднем на 500 грамм, вес ребёнка с диагнозом ожирение уменьшился на 1 кг.100 г. Рост детей увеличился в среднем на 2 см.

Цель : Организация содержательного оздоровительного летнего отдыха, профилактика асоциальных явлений в летний период, развитие и проявление творческих способностей учащихся, укрепление физического здоровья, формирование коммуникативных навыков, развитие познавательного интереса. Есть здесь результаты ? А нализ деятельности оздоровительного лагеря «N» в целом показал, что поставленная цель выполнена. С целью развития творческих способностей в лагере были проведены мероприятия : конкурс рисунков на асфальте « Мир глазами детей », конкурс рисунков на асфальте « Мир глазами детей », конкурс рисунков « Война глазами детей », конкурс рисунков, посвященных творчеству А. С. Пушкина, конкурс рисунков « Я фантазирую », конкурс « Веселый шарик », конкурс рисунков « Здравствуй, лето !» « Алло ! Мы ищем таланты », « Рыцарский турнир », « Мисс лагеря ». С целью развития физического здоровья учащиеся участвовали в районной спартакиаде, посещали бассейн, были участниками различных спортивных мероприятий. Проведены соревнования по велоспорту, настольному теннису, футболу, стритболу, пионерболу, туризму, « Веселые старты ». Проведена игра на местности « Клад ». С целью развития коммуникативных навыков педагоги, работающие в лагере, использовали разнообразные формы работы с детьми : беседы, игры, экскурсии, викторины, соревнования. Использовали различные методы : индивидуальные и коллективные. Каждый день заканчивался подведением итогов дня, оценкой настроения за день, которая находила свое отражение на стенде « Настроение ». С целью развития познавательного интереса многие мероприятия, проводимые в лагере, носили познавательный характер, это беседа о Памятнике Тысячелетия России, о Дне друзей, о донорах,, экскурсия по улицам нашего города, викторина по произведениям А. С. Пушкина, экскурсия в МЧС, поездка в зоопарк г. С - Петербург и др. Ребята посещали занятия в ДШИ по рисунку, оригами. Участвовали в концертах, фольклорном празднике. Принимали участие в празднике « Потешки дедушки Мазая ». С увлечением прослушали выступление Новгородской филармонии. С целью патриотического воспитания был проведен день памяти и скорби. Ребята побывали на экскурсии у мемориала « Вечный огонь », приняли участие в митинге, закончился день конкурсом рисунков о ВОВ. На заключительной линейке учащиеся поделились впечатлением о своём пребывании в лагере и отметили, что жизнь в лагере была весёлой, интересной. Однако, хочется отметить, что, к сожалению, не все итоги удалось подвести на последнем празднике.

Для анализа нужна информация о результатах Отлично, если каждый день смены такую информацию дает В форме суждений детей В форме продуктов их деятельности В форме видеозаписей В форме фотографий Это – информация для оперативного анализа и коррекции По итогам смены – собрать недостающую информацию.

Методика " Радуга самочувствия " ( на основе методики " Цветопись " А. Н. Лутошкина ) Методика направлена на изучение самочувствия учащихся по итогам деятельности. Для получения достоверной информации проводится не менее 3 раз в одном и том же детском коллективе. Для проведения необходимо : Бейджи для учащихся и педагогов ( на этапе проведения ). Имя и фамилия на бейдже быть указаны крупным шрифтом – чтобы хорошо читались издалека. - " Радугу самочувствия " - элемент оформления кабинета, зала, до момента завершения дела скрытый от глаз участников. " Радуга самочувствия " может быть изготовлена как плакат, серия стендов, тканевое полотнище. Цвета и подпись к ним : ( красный – восторженное, оранжевый – радостное, желтый – приятное, зеленый – спокойное, уравновешенное, голубой – грустное, фиолетовый – тревожное, черный – крайне неудовлетворенное, белый – трудно сказать ) - Возможность прикреплять ( приклеивать, прикреплять булавкой, накалывать ) бейджи всех участников и, соответственно, достаточно для этого места в каждом цвете радуги.

Обработка : оперативная цветоматрица УчастникДата проведения А-ва М. Б-на С. В-ов Р. Г-ин А. Ж-ев К. З-ва М И-на Д.

Обработка : продолжение Индивидуальное собеседование с учащимися « контрастного настроения ». Примерные вопросы. Какие у тебя остались ощущения от мероприятия / дела ( название )? С чем они были связаны ? Хотел бы ты участвовать еще в чем либо подобном ? Если да – почему ? Нет – почему ? Что бы ты предложил сделать по – другому ? Как именно ? Завершение обработки. Анализируется доля учащихся, отметивших комфортное самочувствие и дискомфортное, выявляются причины дискомфортного самочувствия в организации деятельности.

Метод контент – анализа продуктов деятельности Для анализа интереса учащихся к достопримечательностям прошлого использовался метод контент – анализа. Анализировались рисунки учащихся ( по 3 рисунка 28 учащихся отряда, тема – рисунок по выбору ), суждения по итогам экскурсии « Башня Кокуй » (25 из 28 учащихся, Приложение 1), комментарии при ответе на вопрос « Что покажем в нашем городе ?» ( Приложение 2. Видеозапись, 27 из 28). По итогам года проявление интереса у 11 учащихся из 28 детей 5 отряда. Этот результат нас не устраивает. Анализ процесс организации деятельности в отряде показал, что это связано с эмоциональными экскурсиями, личным отношением воспитателя к достопримечательностям родного края. Интерес выражен Не выражен Проявление интереса учащихся к достопримечательностям прошлого (в абс. числах)

Технология проблемного анализа 1. Определение методологических оснований ( цель ) 2. Разработка критериев и показателей оценки ожидаемого результата. 3. Определение комплекса методов и конкретных методик. 4. Сбор данных ( накопление информации по каждому показателю ). 5. Выбор способа упорядочения материала – представление его в виде, удобном для анализа. 6. Статистический анализ данных ( количественный анализ ). 7. Содержательная интерпретация результатов ( качественный анализ ). 8. Выводы и проблемы.

Как вариант : В числе ожидаемых результатов программы лагеря – уважительное отношение детей друг к другу, умение самостоятельно организовать народные игры, продуктивный отдых. По результатам диагностики из 46 участников 1 смены проявляют уважительное отношение к другим детям 28: обращаются только по имени ( без прозвищ, оскорблений ) - 31, слушают другого, не перебивая - 29 человек, отзываются на просьбу помочь без подсказки педагога – 28 человек. Умеют самостоятельно организовать народные игры 16 человек, из них проводили такие игры в своем отряде более 3 раз - 9 человек, проводили в другом отряде – 7 человек, проводили ( по словам детей ) во дворе или с младшими родственниками – 4 человека. Считают, что отдохнули продуктивно 45 из 46 человек, так как поплавали вволю – 38, научились проводить народные (27), спортивные (16) игры, игры - « кричалки » – 32, нашли новых друзей – 19 из 46, сделали сувениры из природного материала - 18,

Анализ качества процесса Показатели, например : Полнота реализации программы Удовлетворенность субъектов воспитательного процесса ( детей, родителей, педагогов ) Качество организации мероприятий программы Например, Программы была реализована почти полностью, за исключением спортивных секций ( нет кадров ), экскурсии в Новгород ( партнеры не дали автобус ) Удовлетворенность участников смены средняя : 62% детей удовлетворены жизнью в лагере, в том числе максимальная удовлетворенность (82 % ) детей связана с праздником Нептуна, (78%) с походом в лесопарк. Минимальная – 43 % с отрядным делом « Конкурс знатоков », 39 % - спартакиадой лагеря. Анализ качества организации мероприятий показал, что ….

Что значит организовать деятельность ? Упорядочить её : В средствах В целях и мотивации В способах осуществления В содержании В связях и отношениях В пространстве Во времени

Удалось ли нам достичь цели? Чего не хватало из средств и почему? За что ты отвечал и насколько успешно? На что и почему не хватило времени? Помогало ли нам пространство? Что мешало успешному взаимодействию? Каждому ли было интересно? 1 вопрос – по результату («Что ты почувствовал? Понял? Осознал? Попробовал? И т.д.) 2. По процессу. (Что удалось и почему? Что не удалось и из-за чего? Как сделать лучше?)

Такие проблемы в процессе связаны с … Указываются недостающие условия В том числе качество управления Например, Анализ показал, что качество отрядных дел не анализировалось на педагогических планерках, воспитатели и вожатые отметили по итогам диагностики, что не знали, как интересно подготовить фестиваль сказок, спартакиаду, вечер песни. « Бортовой журнал » не использовался с 4 дня смены. Сильной стороной смены, повлиявшей на результат стала поддержка партнеров ( лесхоз ) в организации похода. Проблемы в организации деятельности связаны также с тем, что не хватило расходных материалов ( бумаги, краски ), в лагере не было музыкального инструмента, фотоаппарата. Эти ресурсы не продуманы на этапе разработки программы и не обеспечены на этапе подготовки.

Анализ процесса как услуг. А где же анализ ? Его нет, только отчет. Деятельность лагеря была проведена в соответствии с санитарно - гигиеническими нормами, замечаний надзорных органов нет. В лагере имеются все нормативные документы по организации лагеря. За период действия не было случаев травматизма детей, посещаемость лагеря составила 100%, не было зарегистрировано случаев заболевания детей. В течение сезона работы лагеря были оказаны следующие услуги : - медицинские услуги Результаты : проведено два медицинских обследования состояния здоровья детей, были отмечены результаты укрепления здоровья детей : увеличение веса отмечено у 67 % детей, отсутствие простудных и инфекционных заболеваний, нет случаев снижения веса, а также с детьми проведены беседы по профилактике вредных привычек, витаминизация, просветительская игра « Скажи здоровью да !» - услуги по охране труда и безопасной жизнедеятельности Результаты : нет случаев травматизма, дети обеспечены питанием по нормам с добавлением витаминов, проводилась регулярная влажная уборка и санитарная обработка, проведены беседы с родителями « Режим в лагере », « Правила поведения в лагере ». - психологические услуги Результаты : проведены индивидуальные консультации по налаживанию межличностных взаимоотношений, а также беседы по улучшению психологического климата в группе, проведена педагогическая диагностика. - правовые услуги Результаты : предоставлены все данные об оздоровительном лагере, оказана помощь в оформлении документов. Образовательные услуги оказаны посредством реализации образовательно - оздоровительной программы, организации мероприятий творческого и спортивно - оздоровительного характера. Образовательно - оздоровительная программа по своей направленности является комплексной, так как включает в себя разноплановую деятельность, объединяют различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся. По продолжительности реализации данная программа краткосрочная и реализована в течение одной смены, но осуществление некоторых направлений возможно в осенний и зимний периоды. По программе реализовывались следующие направления : интеллектуальное, физическое, эмоциональное, социальное. К открытию лагеря были представлены все планы мероприятий, разработаны сценарии, имеется банк нормативных и методических материалов. Смена проходила в форме сюжетно - ролевой игры « Мультландия ». По страницам русских сказок и мультфильмов. Сюжетно - ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно традициям русских литературных героев и действуют согласно своим ролям. Участвуя в различных играх, ребёнок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и моральным установкам. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности.

Анализ качества условий ( ресурсного обеспечения ). Качество условий : нормативные, информационные, методические, материально - технические. Какие недостатки условий препятствуют оптимизации процесса ? Вопрос в анкету педагога : « Чего не хватало для продуктивной деятельности с детьми ?» Самоанализ компетентности педагога – организатора деятельности. Какие личностные особенности педагога выступают условием его влияния на учащихся : ценностные ориентации, его потребности и мотивы. Какие методики диагностики, упражнения использовал педагог для осознания своих сильных сторон и проблем. Какие « точки роста » выделяет педагог. Какие сильные стороны и затруднения в организации деятельности выделяет педагог. Как преодолевает затруднения : что осваивает, чем компенсирует недостатки. Интерпретация, выводы - какие особенности компетентности педагога повлияли на качество организации процесса деятельности с учащимися. Вопрос в анкету педагога : 1. « Что в Вас изменилось в лучшую сторону по итогам смены ?», 2.« Недостаток какого опыта, знаний, умений Вы обнаружили в себе по итогам смены ?

5. Выводы и проблемы Выводы могут быть связаны с : устойчивостью позитивных результатов ( в детях ); эффективными технологиями, формами, приемами, традициями лагеря ; сложившимися позитивными взаимоотношениями людей в лагере ; потенциалами. Проблемы : « Нет …», « Мало …», « Недостаточно …», « Низкий уровень …», « Не соответствует …» Причины проблем обнаружены в процессе и условиях ( компетентности педагога )

Качество анализа можно проверить по 3 показателям : Наличие и качество выводов и проблем Обоснованность выводов и проблем ( наличие результатов диагностики ) Охват анализом всех компонентов системы ( заявленных направлений деятельности )

Ваши вопросы ?

Журнал Народное образование, 3,

Метод незавершенных предложений Метод недописанного тезиса ( предложения, рассказа, сочинения...). Например, « Хорошая жизнь в лагере – это...»; « Чтобы иметь друзей, надо...»; « Я не согласен с тем, что говорят, будто...» и др. « Тезис и мнение по нему ». Например, « Гордый человек – это всегда скромный человек »; « Чтобы воспитать счастливого человека, надо « приготовлять его не для счастья, а к труду жизни » ( К. Д. Ушинский ); « Горе – учитель мудрых » и другие « Альтернативный тезис » Например, « Дисциплина – это свобода. Дисциплина – это неволя »; « Друзей должно быть очень много. Друзей должно быть мало ( один – два ), но верных »; « Учит жизни не книга, а опыт. Учит жизни не опыт, а книга » и др. « Метод ранжирования » ( расстановки в порядке очерёдности по степени личностной значимости ). Например, перечень умений, важных для жизни в нашей школе.

Вспомним про эффект Даннинга - Крюгера Полная формулировка эффекта звучит так : « Люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации ». Непонимание ошибок приводит к убеждённости в собственной правоте, а следовательно, повышению уверенности в себе и осознанию своего превосходства. Таким образом эффект Даннинга - Крюгера является психологическим парадоксом, с которым все мы нередко сталкиваемся в жизни : менее компетентные люди считают себя профессионалами, а более компетентные склонны сомневаться в себе и своих способностях. Отправной точкой своих исследования Даннинг и Крюгер назвали знаменитые высказывания Чарльза Дарвина : « Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание » и Бертрана Рассела : « Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким - то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности ».

Методика " Шкала взаимоотношений " ( Е. А. Тимошко. «Мониторинг качества воспитательного процесса»,Великий Новгород, НИРО, ) Методика направлена на получение информации о характере отношений между педагогами, учащимися ( воспитанниками в учреждении дополнительного образования ), родителями – субъектами образовательного процесса. Методика проводится в апреле – мае ( окончание учебного года ) со всеми учащимися ( воспитанниками школьного возраста, занимающимися в объединения учреждения дополнительного образования ). Методика может проводиться как индивидуально, так и с группой учащихся ( до 15 человек одновременно ). До начала проведения методики учащиеся проинформированы о предстоящем изучении их мнения об атмосфере и отношениях в учреждении. Проводящий методику заранее готовит бланки. Предлагаем варианты бланков для учреждений основного образования и дополнительного

Бланк для учащегося Оцени, какие сложились у тебя взаимоотношения ( отметь галочкой на шкале ) с одноклассниками, педагогами, работающими в вашем классе, классным руководителем, учитывая, что : в точке + - отношения доверительные, теплые, близкие, понимание, поддержка ; в точке 0 - отношения нейтральные, отстраненные в точке – - отношения проблемные, холодные, непонимание, неприятие. + ___.___.___.___.___0___.___.___.___.___- Учащиеся класса + ___.___.___.___.___0___.___.___.___.___ - Педагог ( педагоги ) + ___.___.___.___.___0___.___.___.___.___ - Классный руководитель

Методика « Я выбираю. Меня выбирают » ( А. Н. Добрович. Глаза в глаза. М, Моск. рабочий,1982) Методика направлена на изучение характера взаимоотношений в коллективе. Инструкция : В столбце « Я выбираю » - напротив каждой фамилии в списке поставьте «+», «-» или «0», в зависимости от того, насколько Вам симпатичен этот человек. Если особенно симпатичен, можно ставить несколько «+» ( до 5). Если значительно неприятен – несколько ( не более 5) «-». В столбце « Меня выбирают » - ставите те же знаки, предполагая, как этот человек оценит отношение к Вам.

Бланк для ответов Цветом выделен пример оценки Фамилии и имена учащихся Я выбираюМеня выбирают А-ва М.+0 Б-на С.00 В-ов Р.0- Г-ин А Ж-ев К.++++

Обработка I. « Симпатичность ». Чем больше «+» набрал человек от группы и чем меньше «-», тем он симпатичнее. II. « Уважаемость ». Чем большее число людей выразило отношение к человеку хотя бы единичным «+», и чем меньшее – минусом, тем более человек уважаем. Ш. « Доброжелательность ». Чем больше «+» ( и чем меньше «-») человек поставил около имен других участников, выбирая их, тем более он доброжелателен. IY.» Реалистичность ». Если ожидаемое Вами отношение со стороны других мало расходятся с их реальным отношением, выраженным в «+» и «-» около Вашего имени, значит, ВЫ реалистично оцениваете свою позицию в группе.

В пакете материалов : - Литература – читать ! + список рекомендуемой литературы. Многое есть в библиотеке НИРО - Структура выпускной работы ( в т. ч. титульный лист ) - Методики диагностики – для проведения с субъектами ОП - Практикумы для самоанализа педагога. Использовать сотрудничество с психологом. Для консультаций : Тимошко Елена о Лепнева Ольга Алексеевна

Источники Братченко С. Л. Гуманитарная экспертиза в образовании : критерии личностного роста.// Школьные технологии, 2,3,4 – Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология. – СПб, Майоров А. Н. Мониторинг в образовании : изд.3 – е, испр. И доп.- М,; Интеллект – центр, с. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М, Педагогика, Лепнева О. А., ТИмошко Е. А. Мониторинг качества воспитательного процесса. Великий Новгород, НИРО, Сайт Центра оценки качества образования http: //www centeroko.fromru.com Статистика российского образования http//stat.edu.ru Ясвин В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию.- М,200