У Орфоэпические нормы Повторяем теорию: Орфоэпия (греч. орфос правильный, эпос речь): 1) совокупность норм устной речи, устанавливающих единообразное литературное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Морфологические нормы русского языка ЕГЭ А3. О нормах Главным понятием культуры речи является норма Нормы бывают орфоэпические, акцентологические, словообразовательные,
Advertisements

Синтаксические нормы- правильное построение словосочетаний и предложений Синтаксические ошибки составляют самую большую группу среди грамматических. Из.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр ЕГЭ А6 – А 11 Суслова М. В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 45 г. Белгорода»
ПАМЯТКА ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ СЛОВ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ При образовании ср. степени можно использовать либо слово «более», «самый»,
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест ЕГЭ А4 Острикова С.П., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Петропавловского.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест ЕГЭ А 3 Острикова С.П., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Петропавловского.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЫПОЛНЕНА УЧИТЕЛЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ3Г.МОЗДОКА КРИВОШЕЕВОЙ ГАЛИНОЙ АЛЕКСЕЕВНОЙ. Множественное число имён существительных.
Материал для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку 11 класс.
Морфологические нормы Нормы употребления форм различных частей речи.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Окончания существительных и прилагательных множественного числа в именительном, родительном, творительном падежах.
Виды грамматических ошибок Автор: Заметалина Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 12 Белоглинского района Краснодарского края.
Виды грамматических ошибок автор: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ 36 Г.Белгорода Свечаревская С.А.
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Грамматические ошибки – задание ЕГЭ по русскому языку Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» Первомайского.
А3 Образование форм слова Морфологические нормы 1.Нарушения в употреблении форм существительных а) неверное образование форм множественного числа сущ-х:
Автор Булатова Л. П., учитель МОУСОШ 1 Синтаксические нормы.
Морфологические нормы. Такой Всё время ученик не в радость по-русски говорил. учителю. нет погон нет погонов пришли ректора пришли ректоры более моложе.
Правописание окончаний имён существительных. Орфоэпическая работа Задание: проставить ударение в словах, назвать имена существительные Баловать, диспансер,
Дорогой выпускник ! Осталось совсем немного времени до того, как начнется самая черная полоса в твоей жизни – Единый Государственный Экзамен … Событие,
Транксрипт:

У

Орфоэпические нормы Повторяем теорию: Орфоэпия (греч. орфос правильный, эпос речь): 1) совокупность норм устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение; 2) раздел языкознания, в котором изучается функционирование орфоэпических норм и вырабатываются орфоэпиче­ские правила. Прочитайте слова, в которых часто допуска­ете ошибки при постановке ударения и произношения от­дельных гласных и согласных звуков. Постарайтесь, их за­помнить! Выпишите наиболее часто употребляющиеся слова, в которых вы делаете ошибки ЗАДАНИЕ А1.

ЗАДАНИЕ А2 Паронимы близкие, но не тождественные по звучанию однокоренные слова, относимые к одной грамматической категории и имеющие разные лексические значения. Члены паронимических пар обычно сочетаются с разными словами. Например, прилагательное сытный сочетается с неодушевлёнными существительными (сытный ужин, суп), а прилагательное сытый с одушевлёнными (сытый ребёнок, попугайчик). Неверное употребление паронимов приводит к искажению смысла высказывания. Не ошибайтесь в употреблении паронимов!

Задание А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

Морфологические нормы – это правильное образование грамматических форм, правильный выбор варианта. Искажение морфологических норм ведет к грамматическим и речевым ошибкам.

Запомните род существительных: Мужской род: банкнот, толь, тюль, рельс, рояль, шампунь, жираф; Женский род: бандероль, мозоль, плацкарта, туфля, тапка, манжета. Запомните наиболее употребительные формы существительных Им.п. мн.ч.: адреса, доктора, паспорта, профессора, ордера, директора, борта, сорта, округа, тенора, паруса, поезда, сторожа.

По полу к мужскому роду относятся существительные: маэстро, атташе, какаду и др., к женскому роду – мадам, леди, фрау и др., к среднему роду - заимствованные названия неодушевлённых предметов: амплуа, депо, шоссе и др. Сложносокращённые слова определяют свой грамматический род по роду ведущего слова составного наименования, например: ООН – о р г а н и з а ц и я (ж.р.) объединенных наций. Знание рода существительного важно для построения предложений.

Окончания существительных Р.п. мн.ч. м.р.: Нулевое окончание побеждает у следующих групп сущ.: названия национальностей: болгар, грузин, румын, англичан, армян, турок (но: греков, узбеков, якутов, монголов, курдов); названия парных предметов: сапог, валенок, ботинок, брюк, погон, манжет, чулок (но: носков).

названия мер, весов, единиц измерения: несколько ампер, киловатт, вольт, рентген, герц, ом (но: граммов, килограммов, ярдов, акров); название овощей и фруктов: яблок, гранат, маслин (но: помидоров, апельсинов, лимонов, бананов, ананасов

Мандаринов, гектаров, ботинок, граммов, комментариев, носков, осетин, помидоров, сапоги - сапог, туфель, яблок, яблонь. бухгалтеры, конструкторы, лекторы, ректоры, редакторы, джемперы, инспекторы, свитеры, слесари, токари, торты, шницели, шофёры, отпуска, секторы и сектора, штормы и шторма, ястребы.

Инструкция по работе с учебным тренажёром 1.Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Ты должен выбрать один правильный. 2. Если ты выбрал правильный ответ, появится «плюс». 3. Если ты выбрал неверный ответ, появится «минус». 4. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу. Желаем удачи!

обеих подружек более выше в две тысячи третьем году урожай апельсинов Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

много платий в полутора километрах красивый Батуми опытные фельдшера Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

несколько кухонь отряд солдат до полных потёмок оплоченный чек Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

несколько пар носков инспектора ООН нет чулков в двухстах восьмидесяти одном городе Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

большие очереди в снегу пятидесятью пятью годами промокли Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

лежит на шкафе несколько яблок до тысяча восемьсот двенадцатого года богатейший выбор Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

несколько ножниц умелые повара в полутора часах двое подружек Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Задание А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Инструкция по работе с учебным тренажёром 1.Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Ты должен выбрать один правильный. 2. Если ты выбрал правильный ответ, появится «плюс». 3. Если ты выбрал неверный ответ, появится «минус». 4. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу. Желаем удачи!

я долго не мог уснуть. у меня затряслись руки. письмо сразу было уничтожено. меня охватила злоба Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Прочитав подобную клевету, 1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Прочитав подобную клевету,

было чувство радости. должен учитываться авторский замысел. зал хорошо слушал пианиста. я старался передать своё настроение Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Исполняя эту пьесу, 2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Исполняя эту пьесу,

часто затемняется смысл высказывания. вы производите на собеседника неблагоприятное впечатление. ваша речь делается не более, а менее выразительной. это засоряет речь Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Употребляя слова-паразиты,

мы поделились яркими впечатлениями с друзьями. произошел несчастный случай. мне не спалось. надолго запомнились интересные случаи в пути Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Возвратившись из поездки,

часто затемняется смысл высказывания. вы производите на собеседника неблагоприятное впечатление. ваша речь делается не более, а менее выразительной. это засоряет речь Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Употребляя слова-паразиты,

наездника ждет заслуженная награда. создается впечатление, что не всадник управляет конем, а конь - всадником. можно было выходить на соревнование. особенно трудно давался пируэт конем на галопе Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Обучив лошадь всем премудростям выездки, 6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Обучив лошадь всем премудростям выездки,

ученики самостоятельно справились с заданием. самостоятельная работа имеет большое значение. учебник помогает лучше справиться с трудным материалом. меня начали покидать силы Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Не рассчитывая на помощь, 7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Не рассчитывая на помощь,

я увлёкся историей. началась подготовка к читательской конференции. это помогает лучше понять окружающий мир. захотелось поделиться впечатлениями Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Прочитав новую книгу, 8. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Прочитав новую книгу,

наши современники усваивают уроки прошлого. есть возможность гордиться её прошлым. это помогает лучше понять настоящее. понадобилось много времени Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Изучая историю, 9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Изучая историю,

мы развиваем логическое мышление. воспитывается воля и наблюдательность. незаметно пролетел вечер. у меня заболела голова Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Играя в шахматы, 10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Играя в шахматы,

Задание А5 Укажите предложение с синтаксической ошибкой (нарушением синтаксической нормы)

Синтаксические нормы Ошибки могут быть связаны с неправильным управлением глагола или существительного: согласно распоряжения директора, заведующий кафедры; с употреблением общего дополнения при двух управляющих словах: смотреть и любоваться картиной, ухаживать и содержать дочь; с соединением в качестве однородных членов слов, выражающих неоднородные понятия: изучать менеджмент и засолку огурцов;

Синтаксические нормы Синтаксической ошибкой является неправильный порядок слов в предложении: Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру; Приведённые факты в газете свидетельствуют о коррупции чиновников. Неправильное употребление деепричастного оборота: Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь; Пробежавшись до околицы, мне стало жарко.

Запомните управление глаголов, существительных, прилагательных, употребление предлогов Благодаря чему? Говорить что? о чём? На благо кому? кого? Наблюдать что? за чем? Напомнить что? о чём? Обеспечить кого? чем? Обязан кому? чем? Опираться на что? Отзыв о чём? на что? Отличить что? от чего? Памятник кому? чего? Скучать о ком? по чему? Соскучиться по чему? Тенденция чего? к чему? Требовать что? чего? Уделять внимание чему? Уверенность в чём? Удивляться чему? Удостоить чего? Указать что? на что? Упрекать в чём? за что? Цена чего? чему?

Обратите внимание на управление при словах, близких по значению: Беспокоиться о чём? – тревожиться за что? Доволен чем? – рад чему? Дорожить чем? – ценить что? Предостеречь от чего? – предупредить о чём? Коснуться чего? – говорить о чём? Писать о чём? – описывать что? Платить за что? – оплачивать что? Отчитываться в чём? – делать отчёт о чём? Упрекать в чём?- попрекать чем? –порицать за что? Различать что и что? – отличать что от чего? Отзыв о чём? – рецензия на что? Обращать внимание на что? – уделять внимание чему?

Запомните! При числительных два, три, четыре, входящих в состав подлежащего, сказуемое обычно ставится во мн.ч.: за коляской бежали четыре пса При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в ед.ч.: двадцать один студент участвовал в конкурсе При подлежащем типа ряд, часть сказуемое имеет форму ед.ч.: ряд предложений не подкреплён расчётами, часть студентов не получила зачёт

Синтаксические нормы Ошибки могут быть связаны с неправильным управлением глагола или существительного: согласно распоряжения директора, заведующий кафедры; с употреблением общего дополнения при двух управляющих словах: смотреть и любоваться картиной, ухаживать и содержать дочь; с соединением в качестве однородных членов слов, выражающих неоднородные понятия: изучать менеджмент и засолку огурцов;

Синтаксические нормы- правильное построение словосочетаний и предложений Синтаксические ошибки составляют самую большую группу среди грамматических. Из них наиболее частотными являются ошибки в структуре словосочетания.

В столице они ходили в музеи, театры, концерты. Хозяйка сняла со стола чемодан, поклажу она поставила возле окна. М. Горький родился в Нижнем Новгороде и провёл детство на берегах великой реки. Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Библиотеку переселили в худшее помещение. В магазин завезли импортные моющие обои. Ставьте сюда свой чемодан. Более ста пятидесяти лет тому назад никто не мог и подумать о мобильных телефонах Укажите предложение с грамматической ошибкой.

Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с вулканами. Все, кто приближается к площади Искусств в Санкт-Петербурге со стороны Невского проспекта, ещё издали видит стоящую на постаменте фигуру поэта и сразу узнаёт Пушкина. По словам Достоевского, в романе «Евгений Онегин» Пушкин явился истинно народным писателем. Благодаря особому строению здешней почвы грунтовые воды стоят не очень высоко Укажите предложение с грамматической ошибкой (неправильно построенное).

Тем, кто расположился на ночлег под навесом, пришлось искать другого укрытия. Натянуть и выстрелить из лука непросто. По берегам реки Ангара раскинулась тайга. Руки девушки, загрубевшие от работы на холоде, не были изящны Укажите предложение с грамматической ошибкой (неправильно построенное).

Благодаря изобразительного искусства, связанного с движением декабристов, наши современники могут расширить знания об этой исторической эпохе. Все пришедшие на матч остались довольны игрой нашей команды. В поэме Блока представлена сложная система образов. Музыка воплощает в форму самые сложные чувства и передаёт их Укажите предложение с грамматической ошибкой.

Благодаря изобразительного искусства, связанного с движением декабристов, наши современники могут расширить знания об этой исторической эпохе. Все пришедшие на матч остались довольны игрой нашей команды. В поэме Блока представлена сложная система образов. Музыка воплощает в форму самые сложные чувства и передаёт их Укажите предложение с грамматической ошибкой.

Прочитайте текст и выполните задания А7А12. (1)... (2)Мельница эта была построена монахами Святогорского монастыря в 17 веке на Луговке и входила в состав монастырских угодий, куда входила и сама деревня, называемая тогда «Бугры». (3) В те времена Святогорский монастырь был одним из самых богатых на всей Псковщине, да и не только на ней, а и на всем северо-западе России. (4) Монастырю принадлежали земли на большом пространстве от Святогорья до Опочки, Острова, Выбора и т. д. (5) В их состав входили и Михайловские рощи, и луга вдоль Сороги Великой. (6)... монастырь торговал лесом, скотом, рыбой, хлебом, устраивал ярмарки и крестные ходы. А 8 А 7 А 9 А 10 А 11 А 12

На Луговке мельница одряхлела. Мельница эта закончила свое существование в эпоху гражданской войны. На окраине деревни Бугрово, где течет речка Луговка, долгое время лежал большой валун, на котором было написано: «Здесь при Пушкине стояла мельница». Эту мельницу помещик Вындомский взял в аренду А7. Какое из приведённых предложений должно быть первым в этом тексте?.

Нужно отметить, что Прежде всего, Однако Иными словами, А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

монастырь был Святогорский монастырь был одним из самых богатых монастырь был одним из самых богатых на всей Псковщине Святогорский монастырь был А9. Какие слова являются грамматической основой в предложении 3?

Простое, осложнено обособленными членами предложения. Простое, осложнено однородными сказуемыми. Сложное, с разными типами связи. Сложное, сложноподчинённое А 10. Укажите верную характеристику предложения 2.

наречие прилагательное определительное местоимение А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова (НА) ВСЕЙ из предложения 3.

Лексическое значение слова Вопросы и задания: Укажите значение слова (...) из предложения (...) текста. Какое из перечисленных слов имеет значение (...)? Что делаем? 1. Читаем предложение. 2. Определяем значение слова в данном предложении. Подбираем синонимы. 3. Находим правильный ответ. Ваш лексический запас поможет вам при выполнении этого задания! ЗАДАНИЕ А12