Над презентацией работали ученики 5А класса МОУ «Лицей73», учитель Евдокимова Н.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В жизни по-разному можно жить – Можно в беде, а можно – в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать.
Advertisements

Практическая работа 4 Цель практической работы: уметь выделять главное в тексте, научиться развернуто отвечать на вопросы и уметь аргументировать свою.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
«Горжусь профессией за то, что детство проживаю многократно»
Фотоальбом «Моя дружная семья!» Ученицы первого класса Лукьяновой Анастасии.
Интересные люди рядом с нами Лиза Усанова, 3 класс.
Подготовительный этап к дню САМОУПРАВЛЕНИЯ. Каждый ребенок является личностью, Каждый, естественно, индивидуален, Откроем скрытые духовные силы, И в этом.
Мама и Я В 1983 году моей маме было 15 лет… У нее сейчас две дочки Марина и я. У моей мамы есть три сестры и брат… Я люблю свою маму. Она у меня любимая,
Имя моего Ангела – Мама.. За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: Я подарю.
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
«Синяя Птица» М. Метерлинк- бельгийский драматург Можно ли владеть Синей Птицей ? © МОУ «Гимназия 2», г. Балаково, Саратовская область Учитель: Додонова.
Семейный клуб «ЛЕПОТА» Родительская школа. «Как совершенны вы были, когда были ребенком! Детям ничего не надо делать, чтобы быть совершенными. Дети полны.
Светлая Беспокойная Страдающая Щедрая Прекрасная Широкая.
Сергеев Николай Михайлович, МБОУ «СОШ 8», 1 А класс Руководитель: Сергеева Венера Викторовна.
«Ни потеряться, ни пропасть, мне не позволили самые близкие люди - мои родители. Благодаря им, я всегда могла заниматься любимым делом»… Моим родителям.
Геометрические сказки Путешествие второе. Пришла Чистюлька утром к Карандашу: -Доброе утро! -Не совсем оно доброе. -Так- так, что-то случилось? -А ты.
ГРУППА «ПЧЁЛКИ». Мамин день - праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям,
Свобода и моральный выбор человека. Я жить хочу, хочу свободы! Я равен вам, я – человек. А.Добролюбов Я жить хочу, хочу свободы! Я равен вам, я – человек.
Мир внешний и внутренний. Мир, в котором мы живём, огромен, разнообразен и очень интересен. Устроен он чрезвычайно сложно, и вместе с тем во всём имеет.
Выбор профессии - это жизненный выбор. И все выборы в жизни ­часть единого Пути, который называется Предназначением. В древности считали, что все частички.
Транксрипт:

Над презентацией работали ученики 5А класса МОУ «Лицей73», учитель Евдокимова Н.В.

Елизавета Цхай рассказывает: с сестрой у меня всегда были очень близкие отношения. Всегда весёлая, затейница и выдумщица всяческих игр. Ира придумывала игры-путешествия, рисовала волшебные острова и сочиняла историю каждому острову. И на этих островах с самодельными куклами у нас начиналась игра. Ирина очень хорошо училась, много времени отдавала подготовке к урокам, но она всегда находила время,чтобы поиграть со мной и никогда от меня не отмахивалась. Ирина всегда была щедрой, внимательной и любящей сестрой. Она отставляла мне самые крупные и вкусные ягоды, а когда я быстро съедала свою порцию, то порой отдавала мне свою. Ирина шила замечательные наряды для кукол, обшивала себя и меня. В детстве у нас была традиция: мы к Новому году гуашью рисовали на окнах. Рисунки брали с новогодних открыток. Наши творения могли оставаться на окнах вплоть до марта.

В четвёртом классе Ирина прочитала книгу Монтейра Лобату «Орден жёлтого дятла»,которая стала любимой книгой детства. История куклы Эмилии настолько вдохновила маленькую Ирину, что она начала сочинять сценарии для игры с куклами.

Уснули фонтаны, и синие-синие тени Меня соблазняли загадочным ласковым телом, И мы на ступени театров заброшенных сели, И зянялись столь привычно бессмысленным делом: Их тонкие руки я в тихий узор собираю - Ковер-самолет на один безрассудный полет… И в этом падении в тысячный раз умираю, И шлепаюсь в лед, в весь избитый безумцами лед. Высокая девочка Пускай называют жирафой И дочкой самой телебашни, И даже бросай вдогонку Обидное прозвище «жердь». Я выйду за школьные стены, Я стану всех девочек краше, Я буду высокой моделью С журнальных обложек смотреть.

Город Я уеду в город Мокрополь, Где на улицах – люди в калошах, Старых бабушкиных калошах, Старых дедушкиных макентошах, Люди, вымокшие до нитки, Забегают друзей навестить … Я проеду в город Мокрополь- И меня не увидят люди. С голубыми глазами люди, С золотыми сердцами люди Не сумеют меня разглядеть… Я покинула город счастливый, Я вернулась за сонную речку, С золотыми боками свечку Я поставила перед собой …

«Мне любопытным, близоруким взглядом вечно Смущать прохожих, красоту ища» Ф. Габдраулова «С толстым смешным воробьем без смешной человечьей усталости» Н. Николенкова. И, бросив взгляд в немытое окно, Увижу марткошачье озарение, И достаю весеннее пальто, И моль травлю своим стихотворением… Имузыку ищу я у прохожих в лицах, Но слуха нети я иду на запах, Перебирая хрупкие страницы Бездонных глаз, смешливых и усталых.

Я –Синильга. Я звала,не зная, Что накликаю себе беду, Что с дороги путника сбивая, На любовь как на кол упаду. *** … И, подушки впотьмах перепутав, Ненароком поймаю твой сон, И, в платочек пуховый закутав, Сохраню до бесцветных времён…

В 2000г стала лауреатом 1-го Всероссийского конкурса детских писателей (председатель жюри – Э. Успенский). Первая книга Ирина Цхай «Сказки» вышла в 2007 г. Владислав Сычев-Плевако. Рисунки» (ред. В. М. Коньшин) Портрет, созданный сыном Олегом на компьютере.

В 2007 г. в павильоне современного искусства «Открытое небо» состоялась выставка под названием «Сказки Ирины Цхай в иллюстрациях больших и маленьких художников». В проекте участвовали 15 авторов, взрослые известные художники и маленькие талантливые дети, которых вдохновили на творчество сказки Ирины Цхай.

Региональный конкурс «Лучшая книга ». Он проходил в рамках ежегодного фестиваля «Издано на Алтае». Чтобы выбрать лучших из лучших, книги оценивало не только строгое жюри, состоящее из доцентов и профессоров, но и простые читатели. Ирина Викторовна стала победителем в номинации «Лучшая книга для детей и юношества». - В мою книгу «Поющая радуга» вошли 43 сказки, - поделилась Ирина с корреспондентами «КП». Это сказки и для детей, и для взрослых, потому что они о том, что мир чудесен. Мне кажется, любой человек может сочинить сказку, в особенности если у него есть малыш.

С книгой «Поющая Радуга» стала одним из победителей конкурса «Лучшая книга Алтая – «2009» в номинации «Лучшая книга для детей и юношества»

На фото: Ирина Цхай, сестра Лиза Цхай, мама Светлана Петровна Цхай, сын Олег Сорокин.

Очень высоко оценила сказки ирины Викторовны Надежда Николаевна Андреева – психолог-консультант, сказкотерапевт. (Живёт в Чебоксарах). Цитата из её письма: « Да, лучше зажечь свечу, чем ругать темноту. Вам это удалось сделать успешно и с лёгкостью Волшебной Феи, судя по возникшим ощущениям от ваших сказок для маленьких и больших. Знаете, какие ассоциации возникли у меня в связи с вашей книгой «Поющая Радуга»? Она похожа на Гимн Барбариков, который начинается со слов «Они прилетят из космоса… Они придут с добром… Это Барбарики!». А далее по тексту: «Что такое доброта? Что это такое доброта? И увидеть нельзя, и нельзя потрогать. Доброта – это когда, доброта – это тогда, когда все друг другу друзья, и летать все могут! Девочки и мальчики, сладкие, как карамельки, а на них большие башмаки, это Бар-бар-бар-барики. Лёгкие, как мотыльки, а в глазах горят фонарики, а на них большие башмаки, это – Барбарики…»

Сказки Ирины Цхай Надежда Николаевна использовала в своей работе «Характеристики уровней в вертикали личностного роста» Надежда Николаевна Андреева – психолог-консультант, сказкотерапевт, член Чувашского регионального отделения Федерации психологов образования России, кандидат педагогических наук. Уровень лягушачьей перспективы – в искусстве это точка зрения снизу вверх, так что глаз наблюдателя как будто находится у самой земли. В психологии – это бессознательное содержание психики. К примеру, «Ид» или «Оно» (по Зигмунду Фрейду), «Тень», то есть теневая или тёмная сторона личности (по Карлу Юнгу), «Я» идеальное» (по Карен Хорни). Это «вертикально вниз» в смысле «Если это путь к лучшему, то нам не уйти от того, чтобы как следует разглядеть худшее» (по Томасу Гарди). Это также впечатления и воспоминания о детстве, о родительской семье, о доме. И многое другое. Сказки Ирины Цхай: «Зося и Солнышко», «Жучок по имени Паучок», «Комарик и дудочка», «Гордая Слива», «Гадкая Морковка», «Улиткина мечта» (здесь взаимодействие 1 и 4 уровней). Уровень физического роста человека – его реальное и потенциальное как единое целое («Я» реальное» + «Я» идеальное»). Это способность человека к внутреннему росту и развитию (кроме наращивания физического роста). Это мудрость, озвученная Протагором: «Человек – мера всех вещей: существующих – что они существуют, несуществующих – что они не существуют». Следовательно, осознание и принятие бытийной ценности о том, что человек, его жизнь, здоровье, самочувствие, а значит, и я сам / сама – вещи священные. Если человек и вещь, то священная, наиважнейшая, как мера всех иных вещей! Всё остальное второстепенное. Сказки Ирины Цхай: «Сказка про любовь», «Новогодняя сказка», «Весенняя уборка», «Сказка про пару Калош», «История знаменитого Мышонка», «Про Шебуршонка», «Как Ёжик с Кактусёнком подружился», «Про Макаку», «Победитель-паучок», «Кролик-математик», «Секрет Пудреницы», «Дом мартышки Читы», «Бобик-сенбернар», «Сказка про красивого Крокодила», «Сказка про Занозу», «Королева Катушка», «Про Игральные Карты», «Иголочкина радость», «Лимонадова обида», «Вежливый Чайник», «Говорливая Расчёска», «Швейная Машинка, которая не любила шить», «Таблеткино счастье», «Сказка о Старой Зубной Щётке», «Сказка о Свечном Огарке», «Певчий Унитаз» (здесь взаимодействие 2 и 3 уровней), «Чесночная мечта» (взаимодействие 2 и 3 уровней), «Как Шмяк стал Чивом» (взаимодействие 2 и 3 уровней).

Уровень деревьев – это уровень творческих, бессознательных, безграничных ресурсов человека, когда он сам до конца не знает, что может и на что способен. Ведь дерево – это земной образ божественной сущности человека, метафора его рождения, жизни и смерти, в которой заключена живая и неразрывная связь прошлого (корни), настоящего (ствол) и будущего (крона). В дереве жизни человека (или во «внутреннем дереве») заложен глубокий смысл роста и становления личности, как и дерева, опирающегося на землю и стремящегося вверх к солнцу и свету. Лес, как множество деревьев, олицетворяет глубины бессознательного и его рост, а также направленное вверх стремление человека достичь света, то есть сознания (например, Мудреца на горе), среди себеподобных, то есть в обществе (в «Супер-Эго» по Зигмунду Фрейду и в структуре «Я» в глазах других людей» по Карен Хорни). Сказки Ирины Цхай: «Большой ромашковый Мяв», «Зелёное Солнышко», «Волшебный Кустик и его друзья». Уровень птичьего полёта – высокая степень личностной (внутренней) свободы и творческой самореализации, независимые от внешних обстоятельств. Это вдохновение и парение, акме-состояние и пик-переживания. Это встреча с самим собой. Свободный полёт. Человек чувствует себя счастливым в момент истинной встречи с собой (с собственным Я), поэтому это и ощущение счастье, и чувство полёта одновременно. Возможно, поэтому человечество во все времена мечтало о свободном полёте, чтобы вызвать ощущение счастья?.. Воздух – это стихия, позволяющая будто бы оторваться от земных проблем: когда человек наверху, у него есть возможность понять, ради чего он живёт. «Странствуя вместе с орлом, например, вы летите в вышине и вам с гораздо большей высоты открывается вид на ту ситуацию, которую вы наблюдаете. Вам передаётся острое зрение орла, позволяющее ему отчётливо видеть предметы с большого расстояния» (по Никки Скалли). «Видели ли вы, как парит птица? Распластав крылья на гладком ковре ветра, скользит она в пространстве, ничему не противясь, ничего не преодолевая, – слившись со стихией, сама став стихией. Она не тратит ни одного усилия и может бесконечно долго перемещаться в синем небе» (по системе Симорон). Да, в состоянии парения (а, возможно, и свободного падения) человек – творец! Его посещают такие «вершинные», то есть предельные переживания, что из любого его прикосновения к миру (внешнему и внутреннему) получаются совершенные произведения: картина, музыка, книга, рекорд, научное открытие, психологическое озарение, ребёнок, дом… Все решения обретаются сразу и без усилий потому, что человек находится в гармонии и взаимопонимании (естественном, всеобъемлющем) с собой и миром. Результат: «Я угоден / угодна природе, она меня поддерживает». Даже останавливаются процессы старения и разрушения организма, наоборот, начинаются созидательные процессы восстановления и омоложения человека. При этом, однако, следует помнить: «Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять её ввысь, не опираясь на воздух. Факты – это воздух учёного. Без них вы никогда не сможете взлететь» (по Ивану Петровичу Павлову). Сказки Ирины Цхай: «Поющая Радуга», «Розовая Тучка», «Кто делает облака?».

Уровень космического пространства – это соприкосновение с вечностью и бесконечностью, с бытийными, непреходящими ценностями и философией жизни. Это великое бессознательное: например, звёздное небо – образ коллективного бессознательного, а падение звезды на землю можно воспринимать как символ осознания (по Марии-Луизе фон Франц). На этом уровне происходит потеря идентичности человека в более широкой идентичности Вселенной (человек как песчинка в пустыне), поэтому ему страшно и тревожно, неспокойно на душе. В очень тёмных глубинах космоса беспокойная человеческая душа смотрит с неугасающей надеждой на бело-голубую планету как на жизненно важное пристанище. Поэтому Земля – это руки помощи и опора для ног… Положительное самоощущение на данном уровне: «Я – уникальная частица Вселенной. Я не завершаюсь за пределами своего тела. Я уникален / уникальна во Вселенной» (по Луизе Хей). Сказки Ирины Цхай: «Русалочкины заботы» (здесь взаимодействие 2 и 5 уровней), «Бывалая Авторучка» (взаимодействие 2 и 5 уровней). Духовно-теологический уровень – соприкосновение и взаимодействие с мужским духовным началом и религией, то есть с небом, космосом, архетипом Мудрого Старца (Сенекса) и Бога Отца (Творца, Создателя Вселенной), с другими нехристианскими обликами Бога. Это проявление свободного (или относительно свободного) духа человека (мужчины и женщины) на фоне активизации Анимуса (мужского начала), то есть света и святости, духа и духовности, разума, духовного зрения и Логоса в отличие от Эроса, божественной силы и власти. Это «Свободное Я», «Сверх – Я» и «Духовное Я» (по Владимиру Петровичу Зинченко), «Самость» (по Карлу Юнгу). «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа» (по Антону Павловичу Чехову). Это уровень бытийного аспекта мужчины и мужского начала (женщины и мужского начала в ней), то есть персонифицированный образ того, кто создал мир и управляет им, как «ощущение скрытого в тебе Бога» (по Карлу Юнгу): сакральное, святое, богоподобное, божественное, всемогущее, ужасающее, одновременно величественное, придающее чувство полного существования. Это нуминозный уровень – опыт переживания духовной или надличностной энергии, как «идея святого» (по Рудольфу Отто) для невыразимого, таинственного, пугающего, прямо испытываемого влияния божественного… Интересна и притягательна цветовая символика. Сиреневый цвет (космос) в сочетании с жёлтым или золотыми вкраплениями (огонь, звёзды) указывает на духовные переживания, например, блаженства (по Джоан Келлогг). Синий и голубой – цвета неба, печали и вечной истины. Золотой и жёлтый цвета присутствуют в символике духовного восхождения и нисхождения (духовной эволюции и инволюции) человека, то есть в Трансформации – алхимическом «Великом Превращении», как символы славы и достижения, позора и отречения. Золото в христианской иконографии, например, – божественный цвет, символ духовного совершенства, чистоты и святости. Сказка Ирины Цхай: «Дедушка Стаканчик» (здесь взаимодействие 2 и 6 уровней). Земной уровень – возврат к реальному миру и земной жизни на

Земной уровень – возврат к реальному миру и земной жизни на обновлённом уровне через полученный опыт переживаний и других содержаний психики. Это фрейдовский «принцип реальности» и «заземление» (по Александру Лоуэну) как энергетический контакт с почвой и ощущение опоры, обеспечивающей устойчивость и возможность двигаться, в целом, способность человека твёрдо стоять на ногах и уверенно идти по жизни в физическом и психическом смыслах. «Чем полнее человеческий контакт с реальностью, тем он сильнее» (по Эриху Фромму). «Чем лучше человек ощущает свой контакт с почвой (добавлю: с Землёй, реальностью, жизнью), чем прочнее он держится за неё, тем большую нагрузку этот человек может выдержать и с тем более сильными чувствами он способен совладать» (по Александру Лоуэну). С другой стороны, многим недостаёт ощущения твёрдой почвы под ногами, контакта с реальностью: ощущение полёта (мнимого полёта, а точнее, потерю ощущения реальности) могут испытывать те, кто одурманивает себя алкоголем, наркотиками, табаком, курительными смесями, самообманом, напрасными ожиданиями и тому подобным. В биоэнергетическом смысле это значит, что их энергия от ног переместилась вверх, и они «болтаются» или «висят», «находятся между небом и землёй». Чтобы эффективно жить в реальном мире, им в прямом смысле необходимо вернуться на землю! К примеру, опуститься на Землю, где есть океанский прибой и радуга над городом... Карл Юнг говорил: «Когда дух тяжелеет, он превращается в воду. Поэтому путь души ведёт к воде». «Море – это бескрайний резервуар воды, собирающий из многих источников и содержащий миллионы различных форм жизни» (по Вильяму Стюарт). Море или океан на земле олицетворяют неизмеримые глубины бессознательного: либо личного, либо коллективного. Море и морское дно воплощают подземный уровень, первобытную сущность жизни. Поэтому они могут быть как дружественным местом («гигантская, ласковая рука, которая гладит тебя всего» по Эдмонду Георгиевичу Эйдемиллеру), так и опасным («человеку могут противостоять пугающие образы и символы, олицетворяющие безобразные, архаические фигуры» по Вильяму Стюарт). На седьмом, земном уровне важно прочувствовать, что можно уплыть в море, можно купаться и отдыхать в нём, нырять в воду и исследовать её глубины, а можно общаться с морем с берега или утёса, ощутив твёрдую почву под ногами. После достигнутых высот в вертикали личностного роста это заземление предпочтительнее. Поэтому, поздравляю с возвращением! А радуга и созерцание семи прекраснейших цветов – это подарок душе за достижение высшей эволюции… Сказки Ирины Цхай: «Улыбка грустного Ёжика», «Сказка про Серебристого Дракончика», «Котёнок, который снился».

Выводы При взаимодействии с архетипическими (универсальными, глубинными, первичными) образами происходит интеграция сознательных и бессознательных личностных структур. При том особое значение имеет «вертикальная ось», то есть образы, символизирующие движение от нижних этажей психики до верхних уровней. Это усовершенствование себя – важнейшая функция самосознания, которую Алексей Николаевич Леонтьев, советский психолог, разработавший общепсихологическую концепцию деятельности, образно описал как «движение сознания по вертикали». Американский классик экзистенциально-гуманистической психологии Ролло Мэй пишет, что мы не являемся существами исключительно горизонтального уровня или вертикального порядка; мы существуем как горизонтально, так и вертикально. Наибольшее напряжение возникает в месте пересечения этих двух плоскостей. Предельное напряжение подводит нас к осознанию духовности. В месте пересечения вертикальных и горизонтальных плоскостей возникает понимание нравственных заповедей, а также понимание идеи совершенства. Предположительный результат личностного роста на седьмом, жизненном уровне – это «самостоянье человека» (по Александру Сергеевичу Пушкину), то есть укреплённая и усиленная способность человека постоянно поддерживать собственное вертикальное положение (в душевно- духовном смысле) в условиях, когда все внешние «подпорки» сняты.

ГАДКАЯ МОРКОВКА Жила-была в лесу Гадкая Морковка. Никто и никогда ее гадкой не называл. Но она считала себя именно такой. Однажды шел по лесу дядя Коля, увидел Гадкую Морковку и удивился: - Ого, морковь в лесу выросла! Откуда ты взялась? - От верблюда! – брякнула Морковь. Ведь она была гадкая! - Ну, это мы сейчас проверим, - дядя Коля ничуть не обиделся, присел на корточки и стал внимательно осматривать Морковку. Ей стало неловко. Но тут она вспомнила, что она - гадкая и крикнула: - Иди отсюда, дядя! Нечего на меня дышать, прическу портить! - Ого, а ты умеешь за себя постоять, умница! – неожиданно похвалил дядя Коля Морковку. Тут даже Морковь совсем растерялась. Она просто не знала, что ответить. Но дядя Коля вдруг сказал:- Послушай, тебе не скучно тут? Поехали в мой огород! Морковь забыла, что надо ответить что-нибудь гадкое, и спросила: - А что мне у тебя делать? - Погостишь. Не понравится – обратно привезу. Выкапывать тебя буду осторожно, не бойся. Морковка пожала бы плечами, если б они у нее были. И согласилась. Следующий день был необычайно гадким. Солнце палило нещадно, и от пыли дышать было нечем. Но Гадкая Морковка гордо восседала в толстом бумажном пакете с мокрой землей и думала, что путешествует, как королева. Они вышли на нужной станции и дошли до высокого дощатого забора. Морковке вдруг стало страшно: - Я – гадкая! Увези меня обратно! – запищала она. - И не подумаю. Я сам гадкий, - ответил дядя Коля и посадил Морковку в большую пышную грядку. И Морковка снова почувствовала себя королевой. А потом пришла осень. Но Морковку не выкопали из грядки, а оставили на семена. Потому что она оказалась какой-то диковинной морковкой, еще неизвестной науке. А еще выяснилось, что Морковка вовсе и не гадкая, а просто с характером. У всех знаменитостей непростой характер. За это их и любят.

Улиткина мечта» Улитка была старенькая и неповоротливая. Вдруг прилетел на ветку Скворец и решил склевать Улитку. - Исполни мое последнее желание! – взмолилась она. – Это мечта моей жизни! - Ладно, - сказал Скворец. – Исполню. Но потом все равно съем. Говори, чего ты хочешь?! - Научи меня летать! Делать нечего, слово - не воробей, вылетит – не поймаешь. Стал Скворец учить Улитку подпрыгивать – получилось. Потом Улитка научилась с ветки на ветку перепархивать, а потом долетела до соседнего дерева! Скворец был страшно доволен и не собирался есть свою ученицу. - Моя школа! – гордо заявил Скворец, глядя в небо… Наступила осень. Все улитки во главе со старенькой Улиткой улетели на юг. Вслед за скворцами.

СКАЗКА О СВЕЧНОМ ОГАРКЕ Жил-был на полочке в ванной комнате Свечной Огарок. Он был совсем уже маленький, старый и мудрый. У свечей всё не как у людей. Свеча рождается большой, гладкой и высокой, а когда стареет, то становится маленькой, и в ней находят приют и радость шумных встреч, и горечь одиноких вечеров. Огарок был очень стар. Он знал, что когда его зажгут ещё один раз, он сгорит дотла, и душа его переселится в мертвую ночную бабочку, которой он когда-то нечаянно обжёг крылья. Они родятся уже не ночной, а дневной бабочкой, и наконец-то увидят солнце, море и жёлтые одуванчики.

Жила-была Слива. Когда-то она на ветке росла, а теперь жила в банке под жестяной крышкой в сладком сиропе. Но жизнь у Сливы была несладкая. Днём и ночью ей не давала покоя одна и та же навязчивая мысль: ну почему она не Дыня - большая, гордая и одинокая? Лежала бы на полочке, верёвочкой обвязанная, а не парилась бы в темноте с сестричками вперемешку. Злилась Слива, злилась, да и лопнула, и плесенью покрылась. Хозяйка банку открыла и выбросила гордячку в мусорное ведро. Слива больно стукнулась о стенку, но подумала: "Зато теперь не будет тесно!" Но тут на Сливу обрушился такой град очистков, огрызков и бумажек, что она чуть не упала в обморок и из последних сил стала карабкаться к краю ведра. Очнулась Слива в каком-то тёплом, узком даже для неё коридорчике. Это была мышиная норка. В норке жил мышонок Федя. Мышонок был совсем маленький. У него была сломана лапка. А маму съела кошка. Федя никогда в жизни не видел слив. Он спросил, затаив дыхание: - Здравствуйте, Вы кто? Слива смутилась и сказала: - Я - Дыня. И, помолчав, добавила: - Ну, только маленькая. А, подумав ещё, совсем тихо уточнила: - Сливой зовут. Иллюстрация Коротких Анастасии.

Печаталась в сборниках «Город» и «Три взгляда вдаль», местной периодике (газеты «Вечерний Барнаул», «Это мой мир», «Свободный Курс», «Молодёжь Алтая», и др.; журналах «Витомагия», «Бийск», «Дачный клуб», «Встреча», московском альманахе «Колобок и Два жирафа» (2000 г), хрестоматии по литературе Алтайского края «Алтайские жарки», учебно-методическом пособии БГПУ «Литература родного края» для 2 и 3 классов (сост. Л. Н. Зинченко, И. В. Фёдорова), книге для чтения «Писатели Алтая - детям» (под общ. ред. Г. Д. Колесниковой, 2009 г), издании центра «Детское чтение» АлтГПА «Литература Алтая в детском чтении. Читайка раннего детства» (сост. Л.Н. Зинченко, отв. ред. Э.П. Хомич, 2011 г.). Сказки были включены в учебную программу неcкольких школ Барнаула.

БИБЛИОГРАФИЯ: И.Цхай. Сказки В.Сычёв-Плевако.Рисунки Барнаул: Изд.-во Алт.ун-та, 2007 Редактор и художественный редактор В.М.Коньшин. Тираж 1000 экз. Цхай, Ирина. Поющая Радуга: сказки /Ирина Цхай. – Барнаул: Азбука, 2009 – 56 с. Редакторы С.Клюшников, В.Коньшин. Тираж 1000 экз. Цхай, Ирина. Поющая Радуга: сказки/Ирина Цхай. – Барнаул: ИД «Алтапресс», с.