Реализация технологии деятельностного метода и системы дидактических принципов в условиях внедрения ФГТ к структуре ООП «Детский сад 2100»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочетание видов детской деятельности и форм работы Двигательная - подвижные игры с правилами. Подвижные дидактические игры. Игровые упражнения. Соревнования.
Advertisements

Учебный блокБлок совместной деятельности взрослого и детей Самостоятель - ная деятельность детей Основная форма – занятие ( в соответствии с расписанием.
Организация непосредственно –образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГТ.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
Модель воспитательно – образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГТ.
Нормативно-правовая база: Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. Национально-образовательная стратегия «Наша новая школа»
Современные подходы к организации образовательной деятельности детей в детском саду Подготовила: Кузнецова Екатерина Валерьевна Заместитель заведующего.
Планирование и организация работы воспитателей в процессе реализации образовательных областей.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Обновление образовательного процесса в соответствии с новыми нормативно- правовыми документами (СанПин , СанПиН , ФГТ Приказ.
Современные подходы к организации образовательной деятельности детей в детском саду МБДОУ « Детский сад 25»
Модель воспитательно – образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГТ.
Формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие интеграцию образовательных областей МБДОУ «Детский сад 11»
Тема: «Обновление образовательного процесса в соответствии с новыми нормативно – правовыми документами». Совещание при заведующей от г. МБДОУЦРР.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов,
Приказ министерства образования и науки РФ Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной.
МАДОУ ЦРР ДС 482 Структурное подразделение Педагогический совет 3 «Обновление содержания организации работы педагогов в самостоятельной и совместной деятельности.
Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей в планировании работы воспитателя ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.
ДОУ « Солнышко » Организация работы ДОУ в условиях внедрения ФГТ.
Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования Подготовила: Полкова Людмила Владимировна.
Транксрипт:

Реализация технологии деятельностного метода и системы дидактических принципов в условиях внедрения ФГТ к структуре ООП «Детский сад 2100»

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её содержанию» В.Г. Белинский Деятельностный метод - это организация процесса развития, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника.

Система дидактических принципов Принцип деятельности Принцип целостности Принцип непрерывности Принцип вариативности Принцип творчества Принцип психологической комфортности Принцип минимакса

Основные задачи современногообразования:не просто вооружитьвоспитанника фиксированнымнабором знаний, асформировать у него умение ижелание учиться всю жизнь;работать в команде; способностьк самоизменению исамореализации.

Технология деятельностного подхода (структура занятий ) Введение в игровую ситуацию Мотивация, актуализация знаний Постановка проблемы затрудне ния Выход из Применение нового знания на практике Систематизация знаний Рефлексия детской деятельности

Введение в игровую ситуацию (ведущая деятельность дошкольника – игра. И мы будем играть). Мотивационная игра (игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). Затруднение в игровой ситуации (дети фиксируют в речи, что дальше играть не получается, т.к. что-то невозможно сделать). Поиск выхода из затруднительной ситуации (играть нельзя! Необходимо прерваться, чтобы сообщить им необходимые для продолжения игры знания). Самостоятельное применение нового на практике (выполнение работы) Итог занятия (что нового узнали, где это знание пригодится). Единая технология построения занятий – проблемный диалог

Дети сами открывают новые знания – проблемно- диалогическая технология Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин) Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин) Открытие нового знания или поиск умения (5–7 мин) Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин) – игра по новым правилам Развивающие задания Итог занятия Знакомые правила игры Мы это не знаем, мы это еще не умеем Знакомство с новыми правилами Знакомые правила игры

Деятельностный метод- это метод, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной познавательной деятельности Деятельностный метод универсальностьсистемность непрерывность творчество

Деятельностный метод реализует современные образовательные цели: Обеспечивает включение детей в деятельность; Создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода; Обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.

Система дидактических принципов деятельностного подхода принцип непрерывности Целостного представления о мире вариативности психологической комфортности минимаксатворчества деятельности

Содержание и формы в технологии деятельностного подхода Системный подход( с позиций принципа целостной картины мира, принципа непрерывностии, принципа минимакса) Коллективный диалог (обмен информацией, общение «взрослый-ребёнок», «ребёнок- ребёнок»,при котором происходит усвоение познавательного материала через речевую деятельность на уровне личностной адаптации) Групповой метод (формируются навыки общения, нравственные качества личности, умение подчинять свои желания общей цели) Эвристический (поисковый)метод Метод проектов

Основные виды детской деятельности Игровая Коммуникативная Трудовая Познавательно-исследовательская Продуктивная Музыкально-художественная Чтение

Сочетание видов детской деятельности и форм работы ИгроваяСюжетные игры; игры с правилами; создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения; игры с речевым сопровождением; пальчиковые игры; театрализованные игры.

Сочетание видов детской деятельности и форм работы ДвигательнаяПодвижные дидактические игры; подвижные игры с правилами; игровые упражнения; соревнования; игровые ситуации; досуг; ритмика; спортивные игры и упражнения; аттракционы; спортивные праздники; гимнастика (утренняя и пробуждение); организация плавания.

Сочетание видов детской деятельности и форм работы Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества; реализация проектов; создание творческой группы; детский дизайн; опытно- экспериментальная деятельность; выставки; мини-музеи.

Сочетание видов детской деятельности и форм работы Коммуникативная Беседа, ситуативный разговор; речевая ситуация; составление, отгадывание загадок; игры (сюжетные, с правилами, театрализованные); игровые ситуации; этюды и постановки; логоритмика.

Сочетание видов детской деятельности и форм работы Трудовая Совместные действия; дежурство; поручение; задание; самообслуживание; экскурсия

Сочетание видов детской деятельности и форм работы Познавательно- исследовательская Наблюдение; экскурсии; решение проблемных ситуаций; экспериментирование; коллекционирование; моделирование; реализация проекта; игры (сюжетные, с правилами); исследование; интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады); мини- музеи; конструирование; увлечения.

Сочетание видов детской деятельности и форм работы Музыкально- художественная Слушание; исполнение; импровизация; экспериментирование; музыкально-дидактические игры

Сочетание видов детской деятельности и форм работы Чтение художественной литературы Чтение; обсуждение; разучивание; заучивание, рассказывание; беседа; театрализованная деятельность; самостоятельная художественная речевая деятельность; викторина; КВН; Вопросы и ответы; презентация книжек; выставки в книжном уголке; литературные праздники, досуг.

Образовательный процесс ДОУ – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Реализация образовательной работы в ДОУ Образовательная работа включает время, отведенное на: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей

Наиболее распространенная модель организации образовательного процесса (до введения в действие ФГТ) Учебный блокБлок совместной деятельности взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Основная форма – проведение занятий (в соответствии расписанием, на которых решались образовательные задачи, сформулированные в комплексных программах по разделам - методикам) Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач и формирование у детей навыков и умений в ходе режимных моментов в рамках совместной деятельности взрослого и детей (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.) Предметно-развивающую и игровую среду создает педагог (уголки, зоны и др.); закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе и самостоятельной деятельности.

Модель образовательного процесса с учетом ФГТ Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Непосредственно образовательная деятельность Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. Решение образовательных задач в ходе режимных моментов Разнообразная, гибко меняющаяся предметно- развивающая и игровая среда

Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели Исключение учебного блока (но не процесса обучения!); Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов; Изменение содержания понятия совместная деятельность взрослого и детей с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков; Изменение объема и содержания понятия непосредственно образовательная деятельность.

«Совместная деятельность взрослого и детей» - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.

Совместная деятельность общая мотивацияобщая цель разделение единого процесса на связанные действия наличие единого результата единое пространство взаимодействия участников необходимость в управлении процессом последовательность действий взаимодействие между участниками

«Самостоятельная деятельность детей» 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Занятие – это занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности Занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). Реализация ЗАНЯТИЯ как дидактической формы учебной деятельности возможно только в старшем дошкольном возрасте.

В чем же отличие «занятий» от «непосредственно образовательной деятельности»? в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса индивидуализации изменении позиции воспитателя (взрослого) по отношению к детям организации различных видов детской деятельности интеграции с использованием разнообразных форм и методов работы

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

1.Акцент с ЗУН переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» … 2. Решать поставленные цели и задачи предлагается максимально приближаясь к разумному «минимуму», т. е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей; Смещён акцент с занятий, знания даются посредством совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей

В работе с дошкольниками не могут быть использованы произвольное запоминание и выучивание Знания и умения могут быть присвоены детьми только в результате их постоянного применения Игра – способ применения знаний

Принцип психологической комфортности Создаем комфортную обстановку (говорим, делаем и играем вместе с детьми, даем возможность говорить, делать и играть самим детям) Снятие возможных стрессообразующих факторов воспитательно-образовательного процесса. Создание стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы.

Результат развития и воспитания ребенка-дошкольника Облегчит переход ребенка из детского сада в школу, сохранит и разовьет познавательный интерес в условиях дальнейшего обучения.