Теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка». Проблема: ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения » Работу выполнила учитель начальных классов МКОУ.
Advertisements

Языковая разминка. 1. Запишите предложения: Пишет ежик: «Листопад. На пеньке семья опят». (Г. Сапгир) 2. Объясните постановку знаков препинания, составьте.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
УМК «Гармония» Виды разборов Работу выполнила Шерстобитова Н.А., учитель начальных классов МОУ «СОШ 1» г. Горнозаводска.
ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ Материалы для подготовки к ЕГЭ и ГИА в 9 – 11 классе собраны учителем МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н.
Интересно проходят словарные диктанты. Вместе с написанием слов идет и проверка задания.
Пояснительная записка к тесту по русскому языку. Данный тест составлен для учащихся 6 класса коррекционной школы VIII вида, по теме «Имя существительное»
Все ли слова, обозначающие действие, являются глаголами? Работа ученицы 3-а класса Павлюченко Екатерины.
Урок русского языка 3 класс 1-4 Традиционная программа.
Интеллектуальная игра для 3 класса «Знатоки русского языка» «Знатоки русского языка»
Русский язык начальные классы Работа над ошибками (памятка)
Р АБОТА НАД ОШИБКАМИ. ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Орфография 1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще.
Современный урок окружающего мира в соответствии с ФГОС Выполнила : Сивер А. И.
Назовите имена существительные с непроверяемыми безударными гласными( стр.131, упр. 315). Ягоды Ароматом Малины Смородины Природы.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
СИТНАКИСС Тема Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Орфография 1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще.
Объединение « Удивительный мир природы ». ЦЕЛЬ: формировать знания, умения и навыки самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности;
Классификация тестовых заданий по русскому языку.
Проект по русскому языку на тему «Строим слова и предложения» Выполнил ученик 3 класса МБОУ СОШ 1 г. Донецка Ростовской области Мешков Александр.
Транксрипт:

Теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка». Проблема: ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. Цель: выявить основные условия и направления формирования исследовательских умений младших школьников. Задачи: 1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной проблеме с целью более эффективного внедрения её основных положений в практику; 2) проанализировать возможности различных УМК по русскому языку для формирования исследовательских умений; 3) раскрыть роль учителя в развитии исследовательских способностей; 4) разработать поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников; 5) рассмотреть методику организации исследовательской деятельности с младшими школьниками.

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» А.И.Куприн.

Учились рассуждать, размышлять, рассказывать!

Умение видеть проблемы. Умение видеть проблемы. 1. «Посмотри на мир чужими глазами». а) Как ты отнесешься к появлению первого снега. б) Представь, что ты водитель грузовика. Как ты отнесешься к появлению первого снега? в) Представь, что ты щенок. Как ты отнесешься к появлению первого снега? 2. «Составь рассказ, используя данную концовку». 3. «Составь рассказ от имени другого персонажа». Напиши расказ об одном дне воображаемой жизни, если ты игрушка, писменный стол, дерево или лётчик…

4. Игра «Вырази мысль другими словами». (Развивает речь, учит выражать свои мысли, четко и точно передавать чужие мысли). Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое всё: мостовую,лошадиные спины, шапки извозчиков. Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое всё: мостовую,лошадиные спины, шапки извозчиков. Например: Урок по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения». Сравните два предложения. Объясните пунктограммы. Чем объяснить различие в постановке знаков препинания?

Умение наблюдать. Умение наблюдать. съехал вьюга съехал вьюга отъехал колья отъехал колья въехал ульи въехал ульи подъехал варенье подъехал варенье Умение выдвигать гипотезы. Умение выдвигать гипотезы. Умение давать определения понятиям. 1. Составьте пары по схеме: видовое понятие – родовое понятие береза, ягода, щука, дерево, ландыш, рыба, малина, птица, ворона, цветок.

2. Определите общее понятие. - к.ртофель, к.пуста, п.мидор,.гурец, р.дис; - скв.рец, с.л.вей, в.р.на, с.рока, в.р.бей; - м.дведь, за.ц, л.сица,.безьяна, к.бан; - к.рась; п.скарь, щ.ка, пл.тва,.кула. 3. По данным определениям запишите понятия: - сосна – хвойное дерево с длинными иголками; -……. – время года после осени; -……. – дом для птиц на дереве; - ……. – человек, который учится в школе; - ……. – верхняя часть горы.

Умение задавать вопросы. Умение задавать вопросы. Игра Игра «Да – нет». «Да – нет». Вопросы могут содержать ошибочный вариант. - существительные обозначают признак предмета? (нет) - существительные обозначают предмет? (да) - существительные изменяются по родам? (нет) - существительные изменяются по числам? (да) - у существительных 5 падежей? (нет) - у существительных 6 падежей? (да) Например : - надо ли проверять безударную гласную в корне слова? Как? - надо ли проверять гласную под ударением? Почему? - верно ли, что приставки и суффиксы служат для образования новых слов? Вопросы: - эти слова, обозначают предмет? – Нет. - эти слова, обозначают действие предмета? – Да. - эти слова, изменяются по временам? – Да. - они отвечают на вопрос, что будет делать? – Нет. И т. д.

Учимся классифицировать. Учимся классифицировать. Распределить слова в две группы: далеко, дружный, тихий, жалобно, хитрый, хорошо, изредка. Слова расположены в два столбика: ухо гриб перо стол ваза ель - яблонька, кольцо, стулья, день, подъем; - мальчик, польза, крылья, мебель, ельник; - певунья, деньки, январь, пень, объем; лошадка кровать дочка мать кроватка дочь мама ночь ночка лошадь Даны слова: гонит, ловили, кричит, выбросил, нагревает, встречает. Ландыш, одуванчик, малина, смородина, колокольчик, крыжовник, клубника, гвоздика. Например: а,б, о, и, к, л, е, п, т.

Умение делать выводы и умозаключения. Умение делать выводы и умозаключения. 1.Сделайте выводы на основе имеющихся данных и запишите их. Я знаю, что все глаголы изменяются по временам. Слово играть – глагол. Значит….. В словах птицы, концы, ножницы, молодцы после ц пишется буква ы. В каждом из слов цы находится на конце слова. Делаю вывод…. 2. Докажите, что данное умозаключение сделано от общего к частному. «Приставки за-, на-, над- всегда пишутся с гласной а. В слове зашёл есть одна из этих приставок – за-. Поэтому….» 3. Докажите, что данный вывод сделан от частных наблюдений к общему. «В слове Анна написанию двойной согласной соответствует долгий звук [н], в слове Алла – долгий звук [л], в слове сумма – долгий [м]. Следовательно, если в слове слышится долгий звук, то в нём пишется соответствующая двойная согласная».

Исследовательская практика. умение видеть проблемы умение видеть проблемы умение наблюдать умение наблюдать умение выдвигать гипотезы умение выдвигать гипотезы умение давать определения понятиям умение давать определения понятиям умение задавать вопросы умение задавать вопросы умение классифицировать умение классифицировать умение делать выводы и умозаключения умение делать выводы и умозаключения