Тема 3. Технологии обучения в свете требований системно-деятельностного подхода Тихомирова Е.Л., к.п.н., доцент, декан факультета социальной работы, педагогики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что такое проект подготовила Литвинова О.М., учитель русского языка и литературы.
Advertisements

"Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" Зам. директора по УВР М.В. Мажирина.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Современные образовательные технологии как средство повышения мотивации в инновационной деятельности Выполнила: Голенева Ирина Александровна.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Методическая разработка Метод проектов (в помощь учителю)
«И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ » Материалы педагогического совета 3 от 16 января 2012.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Организация интерактивных форм проведения занятий в соответствии с ФГОС Гришина С.Н. заместитель директора по УМР ГБОУ СПО ПТ 2 октябрь 2013г.
Кондратенко Елена Валентиновна, кафедра педагогики Кондратенко Е.В.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
26 января 2011 года Единый методический день Хафизов В.М., заместитель директора Сигаевской школы.
Организация учебного процесса, использующего АМО, опирается на ряд принципов, к числу которых можно отнести принципы индивидуализации, гибкости, элективности,
Развитие познавательных навыков учащихся; развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
Учитель экономики МОУ СОШ 7 Скворцова Ю.В.. Услышишь – забудешь, «Услышишь – забудешь, Увидишь – запомнишь, Увидишь – запомнишь, Построишь – поймёшь».
Образовательные технологии в контексте обновления общего образования: интерактивное обучение.
Метод проектов. Метод – это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.
Транксрипт:

Тема 3. Технологии обучения в свете требований системно-деятельностного подхода Тихомирова Е.Л., к.п.н., доцент, декан факультета социальной работы, педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет»

1. Педагогическая технология

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса Понятие о педагогической технологии

1.Общепедагогический (общедидактический) уровень 2.Частнометодический (предметный) уровень 3.Локальный (модульный) уровень Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

концептуальность; системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость, измеримость, инструментальность Критерии технологичности

концептуальная основа; содержательный компонент обучения; процессуальная часть - технологический процесс Структура педагогической технологии

технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.); технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения; Современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:

поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися; органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности Современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:

Технологии обучения Инновационные Деятельностные Традиционные Активные (комплексные) Личностно-ориентированные Обучение в сотрудничестве ИКТ Модульное обучение Разноуровневое обучение Объяснительно- иллюстративные Практические Метод проектов

Технологии обучения, основанные преимущественно на передаче знаний и умений от обучающего к обучаемому и его репродуктивной деятельности В основе традиционных технологий лежит пассивный метод Традиционные (классические) технологии обучения

Пассивный метод– это форма взаимодействия преподавателя и обучаемых, при которой педагог является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а обучаемые выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя

Технологии, предназначенные для достижения единства обучающих, воспитательных и развивающих целей образовательного процесса путем рационального применения активных и интерактивных методов обучения Инновационные педагогические технологии обучения (ИПТО)

Активный метод – это метод, при котором преподаватель и ученики взаимодействуют друг с другом в ходе занятия. Учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия. Преподаватель и ученики находятся на равных

Интерактивный метод ориентирован на широкое взаимодействие учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учеников в процессе обучения

При использовании интерактивных методов ученик становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает учащихся к самостоятельному поиску По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и ученика: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают Интерактивный метод обучения

Принципы ИПТО Ориентация на личность обучающегося Принцип соответствия Направлен- ность на интеллекту- альное развитее личности обучающегося Результатив- ность обучения

2. Деятельностные педагогические технологии (активное обучение)

1.мышление, 2.действие, 3.речь, 1.личностное восприятие информации В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: в неявном (эмоционально) – один:

Например, на лекции используется мышление (в первую очередь память), на практическом занятии - мышление и действие, в дискуссии - мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре - все виды активности, на экскурсии - только эмоционально- личностное восприятие

При лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации При самостоятельной работе с литературой - до 50% При проговаривании - до 70% При личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) - до 90%

«Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал это и осознал.» «Лучше всего я разберусь, если услышу, увижу и сделаю.»

принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания; достаточно длительное время вовлеченности учащихся в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (в течение всего занятия); самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности учащихся; постоянное взаимодействие учеников и преподавателей посредством прямых и обратных связей Отличительные особенности активных методов обучения:

Активные методы обучения НеимитационныеИмитационные ИгровыеНеигровые проблемная лекция; проблемный семинар; лекция вдвоём; лекция с заранее запланированными ошибками; лекция пресс- конференция; эвристическая беседа; учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; «круглый стол»; мозговой штурм деловая игра; дебаты; инсценирование ситуаций и задач (разыгрывание ролей); игровое проектирование; имитационный тренинг анализ конкретных ситуаций (case- study); коллективная мыслительная деятельность

3. Характеристика некоторых активных технологий обучения

Имеет несколько вариантов: обучение в команде; «ажурная пила»; «учимся вместе»; исследовательская работа в группах Обучение в сотрудничестве

«Мы в одной лодке, выплывем вместе или утонем вместе!»

Микрогруппа (команда) – задание Каждый ученик в команде – инд. задание У всех команд задание одинаковое, разбито на одинаковые инд. задания Алгоритм: 1) выполнение инд. заданий – 2) инд. сообщения в командах – 3) опрос педагогом каждой команды Класс Обучение в команде

Микрогруппа (команда) – задание Каждый ученик в команде – инд. задание У всех команд задание одинаковое, разбито на одинаковые инд. задания Алгоритм: 1) выполнение инд. заданий – 2) встреча экспертов – 3) инд. сообщения в командах – 4) опрос педагогом каждой команды «Ажурная пила» Класс

Класс – задание Микрогруппа (команда) – подзадание Алгоритм: 1) выполнение командой подзадания – 2)представление подзадания другим командам Класс «Учимся вместе»

Класс – задание Микрогруппа (команда) – подзадание Каждый ученик в команде – инд. задание Алгоритм: 1) выполнение инд. заданий – 2) инд. сообщения в командах – 3) подготовка общего доклада команды по подзаданию – 4) представление подзадания другим командам Класс Исследовательская работа в группах

используй «Я-послание»; соблюдай гармоничность в себе; избегай общих фраз; ориентируйся на цель; умей слушать; будь активен в беседе; будь краток; осуществляй конструктивную критику Общие правила коммуникации выражаются в следующих требованиях к участникам группы:

Однако предоставление учащимся возможности сотрудничать с одноклассниками в группах не гарантирует их компетентности в этой сфере Результаты экспериментальных исследований выявили множество факторов, препятствующих коллективной учебной деятельности учащихся на уроке: 1.отсутствие у учащихся групповой зрелости; 2.некритическое отношение к ответам, даваемым членами группы при выполнении общегрупповых заданий; 3.социальное "безделье", "скрывание в толпе" отдельных учащихся при работе над учебной задачей; 4.незрелость группового мышления и др. Для того, чтобы, работая вместе, учащиеся смогли максимально усовершенствовать не только собственные достижения в учении, но и достижения своих одноклассников, требуется научить их кооперации Трудности групповой работы

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности Метод проектов (проектная деятельность)

самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей:

развитие познавательных навыков учащихся, развитие умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления В основе метода проектов лежат:

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Основные требования к использованию метода проектов:

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: –определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола"); –выдвижение гипотез их решения; –обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.); –обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.). –сбор, систематизация и анализ полученных данных; –подведение итогов, оформление результатов, их презентация; –выводы, выдвижение новых проблем исследования Основные требования к использованию метода проектов:

характеризуется следующими признаками: наличие конкретной ситуации, взятой из практики; разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуаций; публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуаций с последующим оппонированием; подведение итогов и оценка результатов занятия Анализ конкретных ситуаций (case-study)

ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучающихся: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности; ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучающихся: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения; ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель обучающихся: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие- несогласие; ситуация-упреждение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель обучающихся: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания Виды ситуаций:

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ К ТЕМЕ