Федеральный закон от 18 июля 2011 года 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормативно-правовое регулирование работы заказчиков на официальном сайте Порядок работы с 1 октября 2012 года.
Advertisements

Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении.
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
О требованиях Федерального закона от ФЗ в отношении закупок товаров, работ, услуг организациями, осуществляющими регулирующие виды деятельности.
Цели закона: Обеспечение единства экономического пространства. Создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.
СФЕРА ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.
Г. Нижний Ломов 2014 г. Планирование закупок и проведение экспертизы в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в.
ст КОАП НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД. Минимальный штраф –
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Федеральный закон 94-ФЗ и 223-ФЗ: сходство и различия Начальник юридического отдела Главного управления материальных ресурсов Челябинской области Сухова.
3-й Форум юристов стран СНГ Правовые рамки проведения государственных закупок в России : Федеральный закон от 21 июля 2005 года 94-ФЗ с изм. от
Российское законодательство о регулирование отношений в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных.
«Практика применения 223- ФЗ: способы осуществления закупок – выбор и порядок проведения»
Ивкова Н.А., начальник управления общего образования, заместитель председателя комитета по образованию.
Требования к уставу образовательной организации. Статья 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 1 ) тип образовательной организации;
Транксрипт:

Федеральный закон от 18 июля 2011 года 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Основные критерии рассмотрения и анализа положений ФЗ от 18 июля 2011 г. 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»: субъекты, на которые распространяются положения закона; сравнительный анализ ФЗ от 18 июля 2011 г. 223-ФЗ и ФЗ от N 94-ФЗ по отношению к субъектам, на которые они распространяют своей действие; порядок создания автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения; сравнение возможностей БУ и АУ, иные значимые различия между БУ и АУ; участники закупок; сроки применения закона для конкретных юридических лиц; особенности применения ФЗ 223 для конкретных юридических лиц; подготовительная база, необходимая юридическим лицам для применения закона; создание комиссии по закупкам и требования к ней; содержание и утверждение положения о закупке; содержание и формирование плана закупок; особенности внесения изменений в план закупок; способы закупок (перечень); особенности осуществления закупок у единственного поставщика в соответствии с ФЗ 223; закрытые процедуры закупки и их проведение в рамках ФЗ 223; особенности закупок в зависимости от их стоимости случаи, при которых закупки товаров, услуг, указанных в перечне, могут осуществляться не в электронной форме; особенности применения ФЗ 223 по отношению к видам закупок; электронные торговые площадки; процедура регистрации на официальном сайте сроки размещения информации и документов на официальном сайте порядок и особенности размещения информации; отчетность по заключенным договорам; реестр недобросовестных поставщиков; осуществление контроля за деятельностью по закупкам; проблематика применения ФЗ 223 и текущие расхождения власти и бизнеса: проблематика принятия дополнительных нормативных правовых актов для уточнения положений ФЗ 223.

Субъекты, на которые распространяются положения закона (п. 2 ст. 1 ФЗ 223): 1) Государственные корпорации и государственные компании, 2) субъекты естественных монополий, 3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, 4) государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия, 5) автономные учреждения, 6) хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов 7) Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 юридическим лицам 8) Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 дочерним хозяйственным обществам

Сравнительный анализ ФЗ от 18 июля 2011 г. 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и ФЗ от N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» по отношению к субъектам, на которые они распространяют своей действие. Исходя из предмета и цели регулирования ФЗ 94, а также из определений государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, субъектами данного закона являются получатели бюджетных средств. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ к получателям бюджетным средств (получателям средств соответствующего бюджета) относятся: орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, -имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ. Соответственно на субъекты ФЗ 223 не распространяются положения ФЗ 94, что ранее позволяло данным субъектам проводить закупку товаров, работ и услуг в произвольном порядке.

Если рассматривать в отдельности субъекты, на которые распространяется действие ФЗ 223, то в каждом конкретном случае можно найти свое обоснование, почему на данный субъект не распространяется действие ФЗ 94. Для сравнения приведем в качестве примера автономные учреждения и унитарные предприятия. ПРИМЕР 1. ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ N 94-ФЗ АВТОНОМНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОЛУЧЕННЫХ ИМИ СУБСИДИЙ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 15 мая 2009 г. N Д Департамент государственного регулирования в экономике рассмотрел обращение о разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), и сообщил свое мнение. В соответствии с Федеральным законом от N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Согласно ст. 4 Закона государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета (Письмо Минфина России от N /1236). Исходя из этого автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств и не могут выступать государственными или муниципальными заказчиками на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе при использовании автономными учреждениями полученных ими субсидий. Заместитель директора Департамента А.Т.КАТАМАДЗЕ 15 мая 2009 г. N Д

Вопрос: Предусмотрена ли законодательством обязанность для федерального государственного унитарного предприятия размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с положениями Федерального закона от N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"? Ответ: Сфера действия Федерального закона от N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) не распространяется на унитарные предприятия. С для федерального государственного унитарного предприятия предусмотрена обязанность размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в порядке, установленном Федеральным законом от N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). ПРИМЕР 2.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 94-ФЗ настоящий Закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.

Таким образом, нормы Закона N 94-ФЗ не распространяются на государственные унитарные предприятия, соответственно, у последних не возникает обязанности по размещению заказов в соответствии с установленным названным Законом порядком. Однако необходимо отметить, что с вступил в силу, за исключением отдельных положений, Закон N 223-ФЗ. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ данный Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями. Таким образом, с законодательством для унитарных предприятий предусмотрена обязанность размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ. Данной позиции придерживается также Минэкономразвития России в своем Письме от N Д Следовательно, с законодательством для федерального государственного унитарного предприятия предусмотрена обязанность размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ. С.Г.Алексеева Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения

Порядок создания автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Порядок создания автономного учреждения достаточно полно регламентируется статьей 5 Федерального закона "Об автономных учреждениях", Постановлениями Правительства РФ от (для всех уровней власти – федерального, регионального и муниципального) и от (для федеральных автономных учреждений). Основными критериями для учредителя при создании автономных учреждений считаются: - наличие опыта в оказании услуг населению (выполнение работ для юридических лиц) на возмездной основе; – доля привлекаемых внебюджетных средств на уровне не ниже 10–15% от общего объема финансирования; – наличие конкурентной среды ( за исключением учреждений культуры); – наличие проработанных планов стратегического развития, а также финансового плана.

Решение о создании автономного учреждения принимается на основе предложения, подготовленного органом исполнительной власти, осуществляющим функции учредителя. Форма такого предложения определена Постановлением Правительства РФ от и является обязательной для всех уровней власти (федерального, регионального, муниципального). Минэкономразвития России утверждены (приказом от ) Методические рекомендации по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. (Предложение должно быть согласовано с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом (п. 6 ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях».)

В соответствии с п. 9 ст. 5 ФЗ «Об автономных учреждениях» решение о создании АУ путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения должно содержать сведения об органе-учредителе АУ, наделяемом полномочиями для его создания и ответственном за проведение соответствующих мероприятий и принимается по инициативе либо с согласия самого государственного или муниципального учреждения (п. 4 ст. 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Какие права?Бюджетное учреждениеАвтономное учреждение Право распоряжения закрепленным имуществом Не вправе распоряжаться (п. 1 ст. 298 ГК РФ) Вправе распоряжаться за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, которым АУ может распоряжаться только с согласия собственника (п. 2 ст. 3 Закона) Права в отношении полученных доходов и приобретенного за счет таких доходов имущества Эти доходы после уплаты налогов и сборов учитываются в смете доходов и расходов БУ и отражаются в доходах соответствующего бюджета (п. 2 ст. 42 БК РФ). Смета утверждается учредителем Распоряжается самостоятельно (п. 2 ст. 3 Закона), в т.ч. средствами, полученными от целевого капитала Права по привлечению заемных средств Не вправе получать кредиты (п. 8 ст. 161 БК РФ) Вправе привлекать, так как на АУ не распространяются ограничения БК РФ, установленные для БУ Права по открытию банковских счетов Федеральные БУ используют бюджетные средства исключительно через лицевые счета, которые ведутся Федеральным казначейством РФ (п. 7 ст. 161 БК РФ) Вправе открывать счета в кредитных организациях (п. 2 ст. 2 Закона) Сравнение возможностей БУ и АУ

Иные значимые различия между БУ и АУ: Бюджетное учреждениеАвтономное учреждение Может создаваться в любой сфере (отрасли) для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) Может создаваться для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) исключительно в сферах, прямо предусмотренных федеральными законами Должно осуществлять закупки в соответствии с требованиями ФЗ 94 (жесткие требования к закупочным процедурам и порядку их проведения) Должно осуществлять закупки в соответствии с требованиями ФЗ 223 (мягкие требования а закупочным процедурам; порядок проведения закупок фактически определяет само учреждение в положении и закупках) Не вправе переходить на упрощенную систему налогообложения (УСНО) Вправе переходить на УСНО в соответствии с п. 17 ч. 3 ст НК РФ Работает напрямую с органом, осуществляющим функции и полномочия руководителя Создается специальный совещательно - распорядительный орган при руководителе автономного учреждения – наблюдательный совет, который принимает участие в управлении учреждения План финансово-хозяйственной деятельности утверждает руководитель (но он вправе делегировать это право учреждению по своему усмотрению) План финансово-хозяйственной деятельности утверждает руководитель (директор) по заключению наблюдательного совета

Участниками закупок могут быть: любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно- правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала; любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Сроки применения закона для конкретных юридических лиц: Срок применения Юридическое лицоПри условии, что.... С 1 января 2013 г. Естественные монополии и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 г. от всех видов деятельности С 1 января 2013 г. Дочерние хозяйственные обществаболее 50% уставного капитала принадлежит госкорпорациям, госкомпаниям, естественным монополям, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, ГУПам, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в которых доля участия государства более 50%, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ с долей участия более 50%.

С 1 января 2014 г. Муниципальные унитарные предприятия и автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования С 1 января 2014 г. Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования более 50% ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования С 1 января 2014 г. Дочерние хозяйственные общества, у которых более 50% уставного капитала принадлежит муниципальным унитарным предприятиям и хозяйственным обществам, у которых в уставном капитале более 50% доли участия принадлежит муниципальному образованию ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования С 1 января 2014 г. Дочерние хозяйственные общества указанных выше дочерних хозяйственных обществ, доля участия которых в уставном капитале более 50% ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования

Если организация одновременно соответствует нескольким критериям, например, является, с одной стороны, МУПом, с другой стороны, субъектом естественных монополий, представляется, что Закон 223-ФЗ вступает в силу для такой организации по принципу что быстрее настанет. При таком подходе заказчик в любом случае не нарушит требования Закона 223-ФЗ и не пропустит сроки выполнения обязанностей, в нем закрепленных. Особенности применения ФЗ 223 для конкретных юридических лиц Данный вывод также был подтвержден в разъяснительных письмах Минэкономразвития России: …Учитывая, что муниципальное унитарное предприятие является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, являясь на рынке данных услуг субъектом естественной монополии, и общая выручка от всех указанных видов деятельности муниципального унитарного предприятия составляет более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 г. от всех видов деятельности, осуществляемых таким муниципальным унитарным предприятием, то положения Закона применяются к муниципальному унитарному предприятию начиная с 1 января 2012 г. … (письмо от Д28-647).

…Учитывая, что муниципальное предприятие является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в случае, если общая выручка от всех указанных видов деятельности муниципального предприятия составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 г. от всех видов деятельности, осуществляемых таким муниципальным предприятием, то положения Закона применяются к муниципальному предприятию начиная с 1 января 2013 г. В случае если общая выручка от всех указанных видов деятельности муниципального предприятия составляет более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 г. от всех видов деятельности, осуществляемых таким муниципальным предприятием, то положения Закона применяются к муниципальному предприятию начиная с 1 января 2012 г. … (письмо от Д28-646).

Законом 223-ФЗ представительные органы муниципальных образований наделены правом по установлению более ранних сроков применения положений закона (по общему правилу муниципальные заказчики применяют положения закона с 1 января 2014 года (ч. 8 ст. 8)). В свете указанной нормы представляется интересным, как в муниципальных образованиях был решен данный вопрос. В таблице представлены примеры по установлению сроков применения Закона 223-ФЗ в различных муниципальных образованиях. Таблица. Примеры по установлению сроков применения Закона 223-ФЗ в некоторых муниципальных образованиях Наименование муниципального образованияТип заказчикаГод начала применения закона Майминский район Республики АлтайВсе2012 г. КазаньВсе2012 г. Набережные Челны Республики ТатарстанАУ*2012 г. КызылУП**2013 г. ПермьАУ2012 г. Свободный Амурской областиВсе2012 Советский городской округ Калининградской области АУ2012 г. РязаньУП; ООО2012 Балаковский муниципальный район Саратовской области Все2013 Новоуральский городской округ Свердловской области АУ; УП с 2012-го АУ; с 2013-го УП Нижневартовский район Ханты-Мансийского АОАУ2012

Подготовительная база, необходимая юридическим лицам для применения закона. С целью применения ФЗ 223 юридическим лицам необходимо соответствовать следующим требованиям данного закона: 1)являться субъектом, на которое закон распространяет свое действие; 2)принять и утвердить положение о закупке, который регламентирует закупочную деятельность заказчика; 3)осуществлять закупки способами, предусмотренными законом, а именно: проведением аукциона, проведением конкурса, закупкой в электронной форме товаров, работ и услуг, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от г. N 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» иными способами закупки, которые предусмотрены в положении о закупке и порядок осуществления которых не противоречит ФЗ 223; 4)формирование плана закупок;

5) разработка следующих документов: извещения о закупке (содержание извещения должно соответствовать требованиям п. 9 ст. 4 ФЗ 223); документации, сопровождающей закупочную деятельность по каждому из способов закупки (содержание документации должно соответствовать требованиям п. 9 ст. 4 ФЗ 223); проекта договора, являющейся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке; протоколов, составляемых в ходе закупки. 6) соответствие требований к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, осуществление оценки и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые указаны в документации о закупке; 7) размещение и соблюдение сроков размещения информации, документов на официальном сайте

Создание комиссии по закупкам и требования к ней. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются не только названным законом, но и, в частности, ГК РФ. В п. 4 ст. 447 ГК РФ установлено, что победителя конкурса определяет конкурсная комиссия, заранее назначенная организатором торгов. Поэтому при проведении конкурсов формирование конкурсной комиссии является не правом, а обязанностью заказчика. Но и в случае осуществления закупок продукции другими конкурентными способами (аукцион, запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры) в целях соблюдения общих принципов Закона 223-ФЗ (расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупках, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, отсутствие дискриминации и др.) целесообразно привлекать комиссию. Что касается требований по составу комиссии, то такие требования Законом 223-ФЗ не установлены, следовательно, заказчик самостоятельно определяет основные цели и задачи комиссии, порядок ее работы, требования к составу комиссии, функции и полномочия членов комиссии и т.д.

Содержание положения о закупке: ФЗ 223 требует от заказчиков обязательную разработку и утверждение главного документа Положения о закупке, где подробно должны быть расписаны следующие сведения: порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, требования к составу заявок и к потенциальным участникам закупок, критерии выбора победителя, иные, связанные с обеспечением закупки, положения. При разработке своего Положения о закупке необходимо учитывать специфику деятельности своей организации и дальнейшую обязанность исполнять утвержденные пункты, так как в ходе проведения закупок заказчик не вправе закупать товары, работы, услуги с нарушением требований и условий, определенных в его Положении о закупке и в ФЗ 223. В противном случае это может быть обжаловано участниками закупок, так как в первую очередь противоречит требованиям законодательства. До тех пор, пока заказчик (орган управления) не утвердит и не разместит на Официальном сайте для размещения информации о размещении заказов Положение о закупке, он будет вынужден вести закупочную деятельность по аналогии с государственными и муниципальными заказчиками согласно ФЗ 94.

Для того чтобы закупочная деятельность заказчика была более систематизирована и упорядочена, в Положении о закупке организации заказчика необходимо расписать, в каких случаях будут проводиться те или иные способы закупки (например, открытый конкурс, запрос котировок, закупка у единственного поставщика), что будет служить решающим фактором для выбора формы закупки, например: способы подачи заявок (электронная и письменная), цены заключаемого договора (суммы закупки), одноименность закупаемой продукции, отнесение компании поставщика (исполнителя, подрядчика) к определенной категории субъектов (например, субъект естественных монополий) и другое. Заказчик не вправе проводить процедуры закупок, не предусмотренные Положением.

Положение о закупке утверждается: 1) высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания; 2) руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие; 3) наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение; 4) советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, или коллегиальным исполнительным органом такого акционерного общества в случае, если уставом хозяйственного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров хозяйственного общества; 5) общим собранием участников общества в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью.

Содержание плана закупок: В плане закупок заказчику необходимо отразить перечень расходов, которые он планирует произвести для удовлетворения потребностей своей организации в течение финансового года. Иными словами, в план закупок включается информация о тех договорах (например, договорах на приобретение ГСМ, автомобиля, канцелярских товаров, бытовой химии; на оказание услуг водо- и электроснабжения, услуг связи, услуг по подписке на периодическое печатное издание, услуг в области здравоохранения; договорах на выполнение работ по выполнению текущего и капитального ремонта и мн. др.), которые заказчик будет заключать в течение года, за исключением случаев, определенных законом. В случае если закупается инновационная продукция, высокотехнологичная продукция, лекарственные средства, план закупок размещается заказчиком на Официальном сайте на трехлетний срок (ч. 9 ст. 8 ФЗ 223). Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ 908 от г. «Об утверждении Положения о размещении на Официальном сайте информации о закупке» планы закупок товаров, работ, услуг для заказчиков, работающих в соответствии с положениями ФЗ 223 с г., должны были быть размещены на Официальном сайте не позднее г. в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений.

Непосредственно вопросы порядка формирования плана закупки, требования к форме такого плана установлены Постановлением Правительства РФ от г. 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана». Однако из положений ч. 4 Постановления Правительства РФ 932 следует, что сведения не обо всех проводимых заказчиком закупках включаются в план. Так, например, в план закупки не включаются: Формирование плана закупок: · в плане закупки могут не отражаться сведения о закупках товаров, если стоимость товаров не превышает 100 тыс. рублей, а если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд. рублей, то сведения о закупках, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей. · сведения о закупках, составляющих государственную тайну, а также сведения о закупках, по которым принято решение Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 ФЗ 223 (информация о конкретной закупке, а также перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на Официальном сайте

Таким образом, заказчик обязан включать в план информацию о закупках стоимостью более 100 тыс. рублей, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет менее 5 млрд. рублей. Кроме этого, Постановление Правительства РФ 932 предполагает, что план закупки должен иметь помесячную или поквартальную разбивку. Также возможно ознакомиться с проектом постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядка и сроков размещения такого плана на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, требований к форме такого плана» и «Примерной формой плана закупки товаров, работ, услуг» на странице

При изменении потребности заказчика в товарах, работах, услугах, закупка которых изначально была запланирована и отражена в плане закупки, у заказчика есть возможность внести в план необходимые корректировки. Изменять план-график закупок заказчик вправе только в случаях, определенных в ч. 8 Постановления Правительства РФ 932: Особенности внесения изменений в план закупок: Однако заказчику необходимо учитывать, что в случае, если запланированная закупка происходит путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения на Официальном сайте извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений. Внесение изменений в план закупки, как правило, осуществляется на основании подписания соответствующего приказа при условии, если оформление данного документа было предусмотрено Положением о закупке. а) изменения потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроках их приобретения, способа осуществления закупки и сроках исполнения договора; б) изменения более чем на 10 % стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявляемого в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего невозможно осуществить закупку в соответствии с запланированным объемом денежных средств, т. е. предусмотренным планом закупки; в) в иных случаях, установленны х Положением о закупке и другими документами заказчика.

Способы закупок: Закон N 223-ФЗ предусматривает два основных способа осуществления закупок: аукцион и конкурс. В соответствии с п. 3 ст. 3 ФЗ 223 в положении и закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами. Возможно осуществление закупки в электронной форме, в этом случае перечень таких товаров, работ и услуг устанавливается Правительством РФ (ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), а именно Постановлением Правительства 616 от 21 июня 2012 г. «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме». Таким образом, заказчик может закупать приведенные в перечне товары, услуги любым видом закупок, предусмотренным его Положением, будь то открытый конкурс, открытый аукцион или запрос котировок и предложений, при условии, что такая закупка проводится в электронной форме. Чтобы выполнить данную норму закона заказчик имеет возможность принимать заявки от участников закупок через электронную почту (подписанные электронной подписью) либо может разместить закупку на одном из интернет-ресурсов, реализующих возможность размещения закупок в соответствии с положениями ФЗ 223.

Перечень способов закупок: 1) аукцион; 7)запрос котировок; 13)осуществлени е вышеуказанных способов закупки в электронной форме. 6)запрос предложений; 4) двухэтапный конкурс; 2) конкурс; 9)закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции; 10)конкурентные переговоры; 11)Закрытая способ определения поставщиков: закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион 5) запрос цен; 12)закупка у единственного поставщика (прямая закупка) 8)сбор коммерческих предложений 3) Совместные аукционы, конкурсы;

Рассмотрим особенности осуществления закупок у единственного поставщика в соответствии с ФЗ 223. Федеральный закон от ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – закон 223-ФЗ) предоставляет заказчикам право самостоятельно сформулировать в своих положениях о закупке перечень оснований для закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Результатом такой свободы стало массовое применение данного неконкурентного способа закупки большинством заказчиков. Перечень оснований для закупки у единственного поставщика в положениях о закупке не ограничивается копированием правил из статьи 55 федерального закона от ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – закон 94-ФЗ). Заказчики дополняют традиционный перечень оснований неконкурентной закупки своими оригинальными изобретениями.

Например, в Положении о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Газпром" и Компаний Группы Газпром имеются следующие основания для закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика): "Председателем Правления ОАО "Газпром" Алексеем Борисовичем Миллером принято решение о заключении договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)." "Заключается гражданско-правовой договор с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем." "Заключается договор на оказание благотворительной помощи или спонсорства."

В Положении о размещении заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг ОАО "Калининградская пригородная пассажирская компания" предусмотрено, что заказ может быть размещен у единственного поставщика, в том числе, в следующих случаях: «При оказании услуг, выполнении работ и закупок для обеспечения эксплуатации сетей связи и/или предоставления услуг связи, обеспечивающих технологические и корпоративные процессы дочернего общества ОАО "РЖД". При закупке медицинских услуг работникам дочернего общества ОАО "РЖД" негосударственными учреждениями здравоохранения ОАО "РЖД", а также приобретения путевок для лечения и отдыха в учреждениях ОАО "РЖД". При проведении спортивных мероприятий для работников дочернего общества ОАО "РЖД" (в том числе приобретении необходимого оборудования и инвентаря). При заправке на АЗС автомобилей, не задействованных в производственном процессе (за исключением случаев централизованной закупки топлива)».

Контролирующие органы до настоящего времени не акцентировали свое внимание на законности оснований закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), включенных в положения о закупке. Органы прокуратуры внимательно следят за наличием коррупциогенных факторов в положениях о закупке и регулярно опротестовывают положения, в которых установлены "необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил". Федеральная антимонопольная служба и её территориальные органы рассматривают в основном жалобы на конкретные конкурентные процедуры закупок и не реагируют пока на возможные ограничения конкуренции в результате слишком широкого и свободного взгляда заказчиков на перечень оснований для закупок у единственного поставщика. Единственным существенным для заказчика в настоящее время обременением в сфере осуществления закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) является необходимость размещения на официальном сайте информации о закупке, предусмотренная пунктом 5 статьи 4 закона 223-ФЗ. Анализ закупок у единственного поставщика показал несовершенство существующей нормативной базы закупок отдельных видов юридических лиц, что требует внесения корректив в закон 223-ФЗ в части ограничения допустимых оснований неконкурентных закупок и порядка размещения информации о них на официальном сайте.

Закрытые процедуры закупки и их проведение в рамках ФЗ 223 Закрытая закупка – это либо такая закупка, информация (извещение, документация, протоколы и проч.) о которой не размещается на официальном сайте либо закупка, в которой участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели (п. 1 ст. 448 ГК РФ). Если под закрытой закупкой понимать закупку, информация (извещение, документация, протоколы и проч.) о которой не размещается на официальном сайте, то основания для проведения такой закупки ограничены самим Законом 223-ФЗ. В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона 223-ФЗ, заказчик всегда при закупке размещает извещение, документацию и прочие документы на официальном сайте При этом заказчику запрещается устанавливать необоснованные ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона 223-ФЗ). Следовательно, заказчик, разместив на сайте извещение и документацию о проведении закупки, приглашает неограниченный круг лиц, соответствующих документации до участия в такой закупке. Не разместить извещение и документацию на сайте, т. е. спрятать закупку и пригласить для участия в ней только отдельных лиц, можно в случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 4 Закона 94-ФЗ.

Расширить перечень оснований для неразмещения закупок на сайте нельзя. Если под закрытой закупкой понимать закупку, в которой участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели, то они могут быть закреплены в Положении о закупке с использованием, например, предквалификационного отбора. Суть предварительного квалификационного отбора состоит в следующем: заказчик, например, в начале года проводит отбор поставщиков (подрядчиков) по определенному направлению – например, по ремонту оборудования, по выполнению строительных работ и т. д. Для этого подготавливается предквалификационная документация, в ней устанавливаются необходимые требования к участникам (опыт выполнения аналогичных работ, наличие производственных мощностей и т. д.), а также критерии отбора (у кого опыт больше, мощности лучше и т. д.). К участию в этом отборе приглашаются любые заинтересованные лица (процедура открытая).

Участвовать может кто угодно, но отобраны будут лучшие – например, 3–12 организаций (конкретное количество (или диапазон) указываются в предквалификационной документации). По итогам предварительного квалификационного отбора формируется перечень квалифицированных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на определенный период (например, на 1 год). В течение этого периода заказчик проводит конкурсы, аукционы, запросы предложений и т.д. только среди поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые находятся в этом перечне. То есть к участию в закупке будут приглашаться только лица из перечня. Фактически это будут закрытые процедуры закупки, но юридически – принципы информационной открытости, равноправия и отсутствия дискриминации по Закону 223-ФЗ соблюдены, так как изначально к участию в предквалификационном отборе приглашались любые лица, а информация об этих закупках размещалась и будет размещаться на официальном сайте (сайте заказчика). См. также Приказ Министерства экономики РФ от г. 117 «Об утверждении методических рекомендаций по проведению торгов (конкурса) на закупку товаров (работ), квалификационному отбору поставщиков (подрядчиков) – (конкурсной документации)».

Особенности закупок в зависимости от их стоимости: Если заказчику требуется продукция стоимостью до 100 тыс. рублей или до 500 тыс. рублей (в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей), то он может, не проводя конкурс и аукцион, закупить такую продукцию напрямую у конкретного поставщика. Формально, казалось бы, можно разбить любую закупку по 100 тыс. рублей, заключить множество договоров и закупить всю продукцию без применения конкурса и аукциона. Однако заказчик должен исчерпывающим образом указать условия применения каждого из способов закупки, предусмотренных Положением о закупке, например, указать как часто могут быть заключены такие договоры достатысячники. При этом, хотя заказчики напрямую ничем не ограничены, например, понятием одноименности, в отличие от госзаказчиков, не следует забывать, что целью регулирования Закона 223-ФЗ является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции. Поэтому условия применения прямой закупки должны быть четко прописаны в Положении о закупке (примеры см. далее).

В Положении о закупке можно установить, например, следующее: стоимость закупаемой Заказчиком одноименной продукции не превышает 100 тыс. рублей в квартал, при этом цена одного договора на закупку одноименной продукции не должна превышать 100 тыс. рублей в квартал. Дополнительно необходимо дать понятие одноименной продукции, например, под одноименной продукцией понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары (работы, услуги), которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями, не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров (результатов работ, услуг), являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми. либо ограничения по небольшой сумме закупки можно прописать так, как это предлагает Минэкономразвития России в законопроекте О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг: стоимость закупаемой Заказчиком одноименной продукции не превышает 100 тыс. рублей. При этом совокупный объем закупок по данному основанию не должен превышать 5 процентов от объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с Планом закупок.

Постановлением 616 установлены случаи, при которых закупки товаров, услуг, указанных в перечне, могут осуществляться не в электронной форме, в частности: если информация о закупке, в соответствии с ч. 15 ст. 4, не подлежит размещению на Официальном сайте; если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения; если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке.

Особенности применения ФЗ 223 по отношению к видам закупок: Часть 4 ст.1 Закона N 223-ФЗ содержит ряд сфер деятельности, на которые Закон N 223-ФЗ не распространяется, поскольку они регулируются другими законами. Однако ФЗ 223 не содержит ограничений его применения на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемых заказчиками, в зависимости от суммы, предмета закупки, источника ее финансирования или цели приобретения продукции. Исключениями из применения Закона 223-ФЗ для заказчика будут являться лишь выплата зарплаты штатным работникам, уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также закупки, которые прямо исключены из Закона 223-ФЗ (ч. 4 ст. 1 Закона 223- ФЗ).

Этот вывод подтвержден также в разъяснительных письмах Минэкономразвития России: …все … юридические лица обязаны проводить закупки любых товаров с учетом положений Закона 223-ФЗ независимо от того, закупаются такие товары для собственного потребления или для их дальнейшей перепродажи населению… (письмо от Д28-317). …Следует также отметить, что Закон распространяется на все закупочные процедуры заказчика, составляющие его хозяйственную деятельность, за исключением отношений, перечисленных в ч. 4 ст. 1 Закона. Таким образом, закупка любых товаров, работ, услуг, в том числе для выполнения «прочей» деятельности предприятия, не относящейся к выполнению регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, должна осуществляться в соответствии с положениями Закона… (письмо от Д28-647).

К наиболее популярным электронным ресурсам относятся электронные торговые площадки, которые были отобраны Правительством РФ для проведения электронных аукционов согласно положениям ФЗ 94 и которые доработали свои сайты и реализовали возможность работы по ФЗ 223: Электронные торговые площадки ЗАО «Сбербанк- Автоматизированная Система Торгов», г. Москва ООО «РТС-тендер», г. Москва ОАО «Единая электронная торговая площадка», г. Москва ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан», Республика Татарстан, г. Казань ЗАО «Электронная торговая площадка ММВБ «Госзакупки», г. Москва micex.ru/ micex.ru/ Однако работа на таких площадках для заказчика, как правило, не бесплатна, и с победителя также взимается плата, сумма которой определена регламентом работы площадки.

Закон 223-ФЗ не устанавливает ограничений на проведение закупок и предоставляет организациям возможность проводить закупки в любых формах, в том числе, уже сложившихся на предприятии. Единственное, что требует закон - это упорядочить проведение закупок, формально описать порядок проведения закупок и используемые формы закупочных процедур в Положении о закупках и опубликовать это положение. Таким образом, если организация крупная, серьезно настроенная работать в соответствии с законом о закупах и бизнес-процессами организации, ей рекомендована собственная электронная торговая площадка. Кроме того, своя площадка позволит компаниям достаточно легко получить дополнительную прибыль. Любая компания может создать свою площадку по 223-ФЗ или пойти торговаться на стороннюю (посредническую) ЭТП. Однако следует понимать, что своя площадка должна полностью отвечать бизнес-процессам предприятия и позволять автоматизировать процесс подготовки плана закупок, который во многих организациях проходит довольно длительную и сложную процедуру согласований через всю организационную структуру предприятия.

Процедура регистрации на официальном сайте : Процедуре регистрации на самом Официальном сайте предшествует регистрация организации заказчика в качестве юридического лица с сертификатом ключа электронной подписи, выданной на имя руководителя на портале государственных услуг ( После проверки предоставленных сведений на соответствие их данным, полученным из Единого государственного реестра юридических лиц, предоставляемого налоговой службой России, допускается регистрация заказчика на Официальном сайте Если от имени организации заказчика на Официальном сайте будут работать уполномоченные специалисты, которым также будет необходим доступ к сайту, то таким лицам нужно будет получить дополнительную электронную подпись, после чего самостоятельно пройти регистрацию в качестве физического лица на портале Регистрация заказчика на Официальном сайте осуществляется на основании Приказа Минэкономразвития России 506, казначейства России 13н от г. «Об установлении Порядка регистрации юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от г. 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также в соответствии с инструкцией, размещенной на сайте.

Дополнительно ознакомиться с информацией о регистрации можно на самом Официальном сайте в разделе «Закупки в рамках 223-ФЗ» - «Информация для заказчиков и поставщиков» - «Руководство пользователя и инструкции». На портале госзакупок есть раздел «Закупки в рамках 223-ФЗ», а также дополнительные документы, регламентирующие порядок регистрации на сайте : Руководство пользователя официального сайта Дорожная карта для организаций по регистрации на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц; Инструкция по регистрации юридических лиц и уполномоченных сотрудников в единой системе идентификации и аутентификации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг; Методические рекомендации по составу квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи; Инструкция по настройке рабочего места пользователя;

Следует обратить внимание на то, что ФЗ 223 не регламентирует данную процедуру и указывает, что порядок регистрации заказчиков на официальном сайте определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на ведение официального сайта. Однако на сегодняшний день имеется лишь проект "Порядок регистрации юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг», размещенный на сайте Минэкономразвития России. Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, сумма которых : не превышает ста тысяч рублей; не превышает пятисот тысяч рублей, но при условии, что годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, а также информацию, относящуюся к государственной тайне или определенной Правительством РФ к той, сведения о которой не размещаются. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2012 г. 642 «Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти по ведению официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено, что федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими ведение официального сайта в Интернете являются Министерство экономического развития РФ и Федеральное казначейство.

Сроки размещения информации и документов на официальном сайте : п/п Наименование документаСрок размещения 1.Положение о закупкеНе позднее 15 дней со дня утверждения 2.Изменения, вносимые в указанное положениеНе позднее 15 дней со дня их принятия 3.План закупок В течение 10 календарных дней с даты утверждения плана 4.Изменения, вносимые в план закупок В течение 10 календарных дней с даты внесения в него изменений 5.Извещение о проведении конкурса или аукциона Не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок 6.Документация о закупкеРазмещается одновременно с извещением 7.Проект договора Является неотъемлемой частью извещения и документации 8. Изменения, вносимые в извещение о закупке (касается только конкурса или аукциона) В течение 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений 9. Изменения, вносимые в документацию о закупке (касается только конкурса или аукциона) В течение 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений 10.Разъяснения документации о закупке В течение 3 дней со дня предоставления указанных разъяснений 11.Протоколы, составляемые в ходе закупкиНе позднее 3 дней со дня подписания таких протоколов

Положение о закупке, планы, извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация о закупке должна размещаться на официальном сайте При этом законодатель оставил возможность заказчикам дублировать информацию о закупке на сайте заказчика. Порядок размещения на официальном сайте информации о закупке должен быть установлен Правительством РФ. При этом частью 3 ст. 8 ФЗ 223 определено, что до 1 июля 2012 г. Положение о закупке, изменения, вносимые в Положение, планы закупок, а также иная информация о закупке может быть размещена на сайте заказчика. После 1 июля 2012 г. вся указанная выше информация должна быть размещена на официальном сайте Но прежде чем размещать информацию, заказчикам необходимо зарегистрироваться на сайте Из практики работы корпоративных заказчиков, которые применяют положения ФЗ 223 уже с 1 апреля 2012 г., видно, что в размещенные на Официальном сайте Положения о закупках заказчики неоднократно вносят изменения. Это в первую очередь следствие нарабатываемого заказчиками опыта закупочной деятельности, в результате которого корректируются все острые углы в «сырых» Положениях о закупках. Напоминаем, что возможность вносить изменения в Положение о закупке предусмотрена непосредственно ч. 1 ст. 4 ФЗ 223. Порядок размещения информации:

Если организация заказчика создана после дня вступления в силу ФЗ 223, то заказчик должен в течение трех месяцев с даты регистрации этой организации в едином государственном реестре юридических лиц утвердить и разместить Положение о закупке на официальном сайте Если изменилась совокупная доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ, совокупная доля участия юридических лиц, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 1 ФЗ 223 в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ, совокупная доля указанных дочерних хозяйственных обществ в уставном капитале их дочерних хозяйственных обществ, в результате которого эти общества подпадают под действие ФЗ 223 (касательно отношений, возникающих в связи с закупкой товаров, работ, услуг), Положение о закупке размещается на официальном сайте в течение трех месяцев с даты получения уведомления об изменении совокупной доли. Примечательно, что в ФЗ 223 не установлено никаких санкций на случай, если заказчик не соблюдает указанные выше сроки по размещению Положения о закупке на официальном сайте. Наоборот, законодатель предоставляет заказчикам дополнительный выход из ситуации, указав, что если заказчик не соблюдает сроки по размещению Положения о закупке (три месяца), то он должен при закупке руководствоваться положениями ФЗ 94 до тех пор, пока им не будет утверждено и размещено Положение о закупке ( ст. 8 ФЗ 223 ). Особенности размещения информации:

Отчетность по заключенным договорам: По результатам проведения закупок заказчик, в соответствии с ч. 19 ст. 4 ФЗ 223, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, обязан разместить на Официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных в рамках отчетного месяца. Размещению подлежат: сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг (в данном случае имеются в виду сведения по проведенным открытым конкурсам и аукционам, запросу котировок, запросу предложений, конкурентным переговорам, т. е. непосредственно сведения по договорам, заключенным по результатам проведения процедур закупок); сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 ФЗ 223.

Т. е. если в течение месяца заказчиком закупались, например, юридические услуги, услуги по направлению сотрудника в служебную командировку, офисная техника и многое другое на сумму до 100 тыс. рублей ( или сумму до 500 тыс. руб., если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд. рублей), то все эти закупки заказчик также обязан включить в отчет в графу «сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». Следовательно, заказчик должен отражать в отчете сведения не о каждой конкретной проведенной закупке, а обобщенную информацию обо всех договорах, заключенных в прошедшем месяце. При этом данная обобщенная информация включает в себя также сведения о договорах, заключенных по итогам закупок, информация о которых не подлежит размещению на Официальном сайте (ч. 16 ст. 4 ФЗ 223).

Основания включения участников в такой реестр, по сути, идентичен с порядком, который регламентирует ФЗ 94. В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения: 1)об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, 2)о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров ( ст. 5 ФЗ 223 ). Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, также по истечении двух лет со дня их внесения в реестр исключаются из этого реестра. При этом ФЗ 223 предоставляет право заказчикам устанавливать требование, по которому участник закупки должен отсутствовать в новом реестре недобросовестных поставщиков и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ФЗ 94. Исходя из анализа положений ФЗ 223, предполагается, что будут действовать два реестра недобросовестных поставщиков (ч. 7 ст. 3 ФЗ 223 ): реестр, который ведет ФАС России для государственных и муниципальных заказчиков, работающих по ФЗ 94 реестр недобросовестных поставщиков для лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 ФЗ 223 Реестр недобросовестных поставщиков

В Положении о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденном постановлением Правительства РФ от N 292 содержатся: требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра. порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков; порядок направления заказчиками сведений в ФАС; перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков;

Осуществление контроля за деятельностью по закупкам. Согласно ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ и п. 1 Постановления Правительства РФ от N 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» функция по обжалованию действия или бездействия Заказчика возложена на Федеральную антимонопольную службу. Отметим, что пока административной или иной ответственности за осуществление закупок способом, не соответствующим утвержденному организацией положению о закупках, законом не установлено, однако, полагаем, что в скором времени указанная ответственность будет предусмотрена путем внесения изменений в законодательство РФ по аналогии с Законом N 94-ФЗ.

ФЗ 223 предусмотрены три случая, при которых участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в антимонопольный орган: если заказчиком на официальном сайте не размещено Положение о закупке, изменения, вносимые в Положение, а также иная информация о закупке, подлежащая размещению на официальном сайте, а также если заказчик нарушает сроки такого размещения; если заказчик требует от участников закупки представления документов, не предусмотренных документацией о закупке; если заказчик осуществляет закупку товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте Положения о закупке и без применения положений ФЗ 94. При этом участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика

Проблематика применения ФЗ 223 Итоговая версия ФЗ 223 крайне неоднозначно была встречена участниками рынка. Среди вопросов, возникших при применении данного закона, наиболее острыми были следующие: - серьезная бюрократизация; - увеличение сроков процедур; - во многих случаях регулирование закупок госкомпаний не имеет смысла; - большие затраты бюджетных средств на внедрение данного закона, а также затраты субъектов на разработку положений о закупках, иной необходимой информации, обучение сотрудников, перенастройку информационных систем, зарплату дополнительного персонала; - бессмысленная деятельность компаний по планированию закупок инновационной продукции вследствие специфики данной сферы деятельности; - исключение ряда субъектов закона из под его действия в связи с тем, что регламентация закупок определенных групп субъектов не приведет к выигрышам благосостояния (субъекты естественных монополий и организации, работающие в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов, а также их дочерние хозяйственные общества, если их общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей выручки от всех видов деятельности за предшествующий календарный год). В результате обращения крупных компаний (Сбербанк, Роснефть, Газпромнефть и ВТБ) к Президенту РФ из под действия закона были выведены субъекты, прежде всего, работающие в сфере ЖКХ, в которых доля госсобственности составляет менее 50%.

Итоговая версия 223-ФЗ была крайне неоднозначно встречена участниками рынка. После принятия закона они неоднократно говорили о том, что торги через сайт госзакупок приведут к серьезной бюрократизации и увеличению сроков процедур. Разработчики закона настаивали на том, что в принятой редакции закон устанавливает только минимальные требования к информационной открытости госсектора экономики, и серьезные издержки понесут только неэффективные компании, в которых до сих пор не были сформированы закупочные практики. «В зоне риска» оказываются, прежде всего, компании с высокой долей высокотехнологичной продукции в закупках. Эта группа компаний вынуждена не только осуществлять бессмысленную деятельность, планируя закупки инновационной продукции практически за восемь лет до её закупки, но и нести значительные риски ошибок, практически неизбежных в силу того, что жизненный цикл значительной части инновационной продукции существенно ниже, чем предполагаемые Законом 5-7 лет. Текущие расхождения власти и бизнеса:

Как было отмечено выше, некоторые категории заказчиков, указанные в ч.ч. 5-8 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, применяют положения данного Закона с более поздних дат, но если организация к числу таких не относится, то по общему правилу (ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ), заказчик должен разместить утвержденное положение о закупке в течение трех месяцев со дня вступления данного Закона в силу. Иначе с 1 октября 2012 года и до дня размещения утвержденного положения о закупке заказчику придется руководствоваться положениями Закона N 94-ФЗ.

Практически весь ФЗ 223 построен на общих фразах, которые при умелом подходе можно использовать себе в угоду. Так, например, со способами закупок, которые заказчик сам может по своему усмотрению устанавливать в Положении о закупке. Каждый заказчик в них будет вкладывать свое содержание, что может осложнить участие потенциальных поставщиков в закупках. То есть как будет построен весь закупочный процесс, полностью зависит от самого заказчика. С другой стороны, именно из-за общих фраз, содержащихся в ФЗ 223, возникают вопросы относительно закупочного процесса. Конечно, обеспокоенность заказчиков понять можно, но, с другой стороны, сам ФЗ 223 предоставляет заказчикам волю. Он не ставит их в жесткие рамки, поэтому если заказчик захочет проводить закупку по конкурсу, регламентированному ФЗ 94, и оценивать заявки согласно Постановлению Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. 722 «Об утверждении правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков», то просто подробно описывает это в Положении о закупке с добавлением, возможно, чего-то нового, своего. Главное, чтобы отсутствовала дискриминация участников, требования к ним были разумными, не ограничивающими конкуренцию.

Проблематика принятия дополнительных нормативных правовых актов для уточнения положений ФЗ 223 Эффективный переход на реализацию положений нового закона зачастую зависит от двух субъектов правоотношений: законодателей и правоприменителей. Большинство заказчиков сумели применить нормы Закона 223-ФЗ на практике и в установленные сроки (к 1 апреля 2012 года) разработали и обнародовали свои положения о закупке. К слову, Федеральная антимонопольная служба отслеживает исполнение данного требования и размещает на своем сайте информацию об организациях, у которых подобные положения на сайтах не размещены. Закон 223-ФЗ предусматривает принятие достаточно большого количества нормативных правовых актов, которые должны уточнить его положения. Наиболее значимыми из них являются: порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг; порядок регистрации заказчиков на официальном сайте; порядок размещения на официальном сайте информации о закупке; порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков.

На данный момент разработан и принят иной перечень документов, также предусмотренный Законом 223-ФЗ: постановление Правительства РФ от 26 июня 2012 г. 642 «Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти по ведению официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Постановлением установлено, что федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими ведение официального сайта в Интернете являются Министерство экономического развития РФ и Федеральное казначейство; постановление Правительства РФ от 21 июня 2012 г. 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме». Перечень товаров, работ и услуг включает в себя 13 позиций (в том числе закупку канцелярских принадлежностей, природной воды, автомобилей, медицинской аппаратуры, услуг по ремонту оргтехники и уборке зданий и др.). При этом постановлением предусмотрено, что закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, не осуществляется в электронной форме, если в соответствии с Законом 223-ФЗ информация о закупке не подлежит размещению на официальном сайте, потребность в закупке возникла вследствие чрезвычайной ситуации или угрозы ее наступления, а также если закупка осуществляется у единственного поставщика в соответствии с положением о закупке; постановление Правительства РФ от 14 июня 2012 г. 591 «Об утверждении Правил подготовки и принятия актов Правительства Российской Федерации об определении конкретной закупки, перечней и (или) групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте». Правила определяют порядок и сроки разработки, согласования и принятия актов Правительства РФ об определении конкретной закупки либо перечня групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не подлежат размещению на официальном сайте; приказ Росстата от 30 декабря 2011 г. 525 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за закупочной деятельностью отдельных видов юридических лиц». Документ регламентирует сроки и форму предоставления информации о закупочной деятельности юридических лиц, на которых распространяется действие Закона 223-ФЗ, а также содержит указания по заполнению данной формы.

В настоящее время разработаны, но еще не утверждены (размещены на сайте Минэкономразвития России в виде проектов) следующие документы: постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте информации о закупке»; постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядка и сроков размещения такого плана на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, требований к форме такого плана»; Порядок регистрации юридических лиц, определенных законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, на официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг; Порядок регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. С текстами вышеперечисленных документов можно ознакомиться на сайте Минэкономразвития России, а также на официальном сайте в разделе «Информация для заказчиков и поставщиков».

В заключение данной презентации актуальным обоснованным представляется вывод директора Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрея Яковлева: «До 1 января 2014 г. должна быть проведена полная оценка регулирующего воздействия Закона по итогам его применения в 2012 году, включая оценку выгод и издержек для субъектов регулирования (в том числе разных групп таких субъектов), поставщиков субъектов регулирования, потребителей услуг субъектов регулирования. По результатам такой оценки должно быть принято решение о целесообразности или нецелесообразности применения этого закона к различным категориям организаций. Этот вариант не является решением указанных в законе проблем, однако он позволяет принять решение о корректировке закона на основании более точной информации о практике его применения и реальных последствиях его введения как для субъектов регулирования, так и для общества в целом».