Деловая игра как инновационный метод обучения в вузе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДЕЛОВАЯ ИГРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ общие методические аспекты.
Advertisements

Имитационные методы активного обучения на уроках экономики Перминова Светлана Николаевна, Перминова Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания.
Место активных методов в системе методов обучения Методы обучения Методы, направленные на первичное овладение знаниями Информационно- развивающие Проблемно-
Кондратенко Елена Валентиновна, кафедра педагогики Кондратенко Е.В.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Борисова Н.В., Кузов В.Б Теория разработка игровой модели деловой игры. 3.2 Взаимосвязь результатов образования ( компетенций), и деловой игры.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
Игровые технологии в образовательном процессе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 7.
Деловая игра и ее возможности. Деловая игра (по Г. П. Щедровицкому) - педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций,
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Интерактивные формы обучения в свете ФГОС III-го поколения д.п.н. Артюхина А.И. Волгоград 2012 Волгоград.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад 163 Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами.
О применении интерактивных методов обучения в образовательном процессе студентов ИФК ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Образовательные технологии в школе. Сущностная характеристика образовательной технологии Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел.
Попова Вера Николаевна учитель начальных классов МКОУ «Спасбардинская ООШ»
Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых программ.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Игра-один из видов активной деятельности, способствующий приобретению знаний, развитию различных качеств личности, овладению опытом общения и социального.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Транксрипт:

Деловая игра как инновационный метод обучения в вузе

Активный метод обучения (АМО)– это способ организации учебного процесса, при котором обеспечивается вынужденная, оцениваемая и управляемая активность обучаемых, сравнимая с активностью преподавателя «Методы активного обучения приближают учебный процесс к профессиональной деятельности» Гросс

Классификация АМО Неимитационные Активные (проблемные) лекции Активные (проблемные) лекции Дискуссия: «круглый стол», пресс-конференция, выездные занятия с тематической дискуссией Дискуссия: «круглый стол», пресс-конференция, выездные занятия с тематической дискуссией «Мозговая атака» «Мозговая атака» Стажировка без выполнения должностной роли Стажировка без выполнения должностной роли Выпускная дипломная работа Выпускная дипломная работа Программированное обучение Программированное обучение Имитационные методы А. Игровые 1. Игровое проектирование 1. Игровое проектирование 2. Стажировка с выполнением должностной роли 2. Стажировка с выполнением должностной роли 3. Паратеатр 3. Паратеатр 4. Психодрама 4. Психодрама 5. Деловая игра, блиц-игра 5. Деловая игра, блиц-игра 6. Инновационная деловая игра 6. Инновационная деловая игра Б. Неигровые 1. Анализ конкретных ситуаций 1. Анализ конкретных ситуаций 2. Действие по инструкции (алгоритму) 2. Действие по инструкции (алгоритму) 3. Разбор корреспонденции 3. Разбор корреспонденции 4. Решение ситуационных задач 4. Решение ситуационных задач

Виды игр (по Г.П. Щедровицкому, 1979): Проблемно-деловые игры (способствуют развитию группы посредством неординарного совместного решения проблем). Имитационно-моделирующие игры (динамическая и многоуровневая модель существующей или проектируемой системы, используемой для достижения разных целей) Инновационные игры (способствуют формированию инновационного мышления и поведения, способности генерировать и разрабатывать внедренческие проекты) Рефлексивные игры (направлены на мыследеятельностные цели, психологическое развитие участников, обучение сотрудничеству) Поисково-апробационные игры (предназначены для развития интеллектуального и творческого потенциала) Ролевые игры Имитационные игры (подразумевает эксперимент, воспроизводящий какой-либо процесс во времени). Примеры: алгоритмические, графические игры. Интерактивные имитационные игры (применяемые в системе повышения квалификации или переподготовки врачей и построенные на общении играющих, на индивидуальном и коллективном принятии решений в условиях неопределенности и отсутствия полной информации)

Деловая игра - это Моделирование профессиональной деятельности и занятых в них людей, ролевой взаимодействие по игровым правилам, в условном времени, при неполной информации и неопределенности, столкновении мнений и оценке происходящего Игра – это разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не ее результат, а сам процесс. В ходе игры актуализируется и находит свое поведенческое проявление активная позиция ее участников

Цели деловых игр: приобретение студентами опыта общения в сфере медицинской практики овладение социальными нормами формальной коммуникации формирование положительной установки на внедрение инноваций корректировка индивидуального стиля развитие у студентов навыков коллективного принятия решений в условиях конструктивного взаимодействия и сотрудничества «Игры дают такую практику, которую ничто другое дать не может» Грэм Грин (англ. писатель), Грэй Зейн (амер. писатель)

Преимущества деловых игр Возможность моделирования реальной профессиональной ситуации Развитие аналитических, практических и творческих способностей студентов Повышение интереса к изучаемой дисциплине Развитие личности студентов- участников ДИ является коллективным методом обучения, позволяя студентам отрабатывать навыки сотрудничества (выработку решений в группе, анализ и критика решений других групп)

Этапы деловой игры Введение в игру – 15 минут Определение игровых групп – 10 минут Индивидуальный этап (или коллективная работа: распределение ролей, разработка новых идей и предложений, сама игра) минут Разбор игры – 30 минут

Роль преподавателя До игры – он инструктор, в процессе – консультант, по окончанию – судья и руководитель дискуссии Тонкое чувство специфики данной формы обучения Не должен активно вмешиваться в игру Предоставлять самостоятельность студентам Не помогает принимать решения Не быть чрезмерно серьезным (так как чрезмерная серьезность сковывает и утомляет) Атмосфера творческого, эмоционального подъема (что способствует повышению степени усвоения материала)

Предпосылки рационального проведения игры Предварительное изучение материала темы на практическом занятии с использованием лекций, самостоятельной подготовки студентов Предварительное (за 2-3 дня до проведения игры) распределение ролей с определением их краткой легенды Обеспечение участников игры методическими материалами

Эксперт игры Студент Оценивает ход игры Следит за соблюдениями правил Анализирует и оценивает способы действий Оценивает степень достижения целей игры

Карта эксперта деловой игры Критерии оценки Оценка в баллах участников игры Роль 1Роль 2Роль 3Роль 4Роль 5 1Подготовленность участников 2Использование дополнительных материалов 3Соответ-ие игры студентов цели и задачам игры 4Достижение целей игры 5Активность 6Эмоциональность 7Эрудиция 8Твердость и решительность в отстаивании своих мыслей 9Уважение мнения коллег 10Гибкость 11Самокритичность 12Чувство юмора Сумма баллов (от 0 до 5)

Блиц-игра – это разновидность деловой игры, которая интегрирует такие МАО, как конкретная ситуация, разыгрывание ролей, «мозговая атака» и отличается от деловой игры конкретными признаками: «мгновенность» проведения и получения неожиданных результатов, минимальный комплект ролей, легкость и привлекаемость формы

Блиц-игра («Последняя минута должна быть счастливой» История жизни А.П. Чехова (последние минуты жизни) Доктор Шредер осмотрел в эту минуту пациента, он не знал русскую речь и не знал, кто перед ни находится, но понимал, что эта минута - последняя Велел портье принести: Вентилятор/Мороженое/Таз с холодной Н 2 О/Чайные розы/Турецкий халат/Сандаловый веер/О 2 подушка/Полотенца/ Бутылка шампанского/ Шприц с камфарой/Бокалы/Настойка опиума Доктор предложил Чехову шампанское, Антон Павлович сделал глоток, повернулся к стене, улыбаясь

Суть игры Каждый участник игры, самостоятельно, ни с кем не общаясь, должен принять решение, что необходимо принять, чтобы продлить жизнь великого писателя (ранжировать представленные предметы по степени важности) Затем эту же задачу они решают коллективно За 10 минут игроки должны высказать свои позиции, аргументированно отстоять их и при консенсусе мнений записать решения в специальную графу В это время эксперт внимательно наблюдает за участниками игры Роли: реаниматор, шеф службы реанимации, логик, лидер, эксперт

Блиц-игра Групповая оценка Групповая ошибка Правильное решение Индивиду- альная оценка Индивиду -альная ошибка Перечень предметов Вентилятор Мороженое Таз с холодной Н 2 О Чайные розы Турецкий халат Сандаловый веер О 2 подушка Полотенца Бутылка шампанского Шприц с камфарой Бокалы Итого баллов Настойка опиума

Блиц-игра «Самооценка- самосовершенствование» Педагогические цели: выявить личные резервы для реализации их в профессиональной деятельности; выработать умения по самоанализу и самосовершенствованию Педагогические цели: выявить личные резервы для реализации их в профессиональной деятельности; выработать умения по самоанализу и самосовершенствованию Игровые цели: выработка умений по самораскрытию, преодоления дискомфорта по фиксации собственных незнаний, неумений Игровые цели: выработка умений по самораскрытию, преодоления дискомфорта по фиксации собственных незнаний, неумений

Содержание игры (I этап) Индивидуальный портрет Я – профессио нал (врач) Я - педагог Я – член коллектива …баллов …баллов Общий балл (от 1 до 10 баллов по каждому параметру) Заполнение каждым участником граф таблицы, полная и объективная характеристика своих незнаний и неумений

Содержание игры (II этап) Индивидуальный проект программы самосовершенствования Я – профессио нал (врач) Я - педагог Я – член коллектива Необходимо представить мероприятия или действия, которые необходимо предпринять для ликвидации неумений и недостатков (предложения должны быть реальными, конкретными и конструктивными) Избегать слов: улучшить, расширить, углубить, развить

Содержание игры III этап: коллективная работа в группах Цель: на основе индивидуальных портретов создается портрет коллектива и коллективный проект самосовершенствования IV – VI этапы: доклад о результатах самооценки и самосовершенствования Дискуссия: вопросы оппонентов докладчику Комплект ролей: лидер (организует работу в группе), самоаналитики, социологи (создают программы самосовершенствования) К.Д. Ушинский «Диалог с самим собой полезен, он совершенствует личность»

Роли 1 Врач лагеря 2 Врач бригады скорой помощи 3 Врач палаты интенсивной терапии стационара 4 Пациент 5 Участковый педиатр детской поликлиники 6 Родители пациента 7 Узкий специалист (невролог, окулист, эндокринолог и др.) 8 Зав. педиатрическим отделением детской поликлиники 9 Эксперт Оценка Деловая игра «Неотложная помощь в практике врача летнего оздоровительного лагеря»

Роли 1 Ведущий 2 Помощник ведущего 3-9 Команда знатоков 10 Эксперт Оценка Деловая игра «Что?Где?Когда? Вакцинация детей в детских учреждениях»

Результаты использования игры «Диагностического домино» в изучении темы «Неотложная помощь в практике участкового педиатра» р

Заключение Информация, получаемая и дополняемая в процессе деловой игры, прочно фиксируется в памяти студентов на всю их профессиональную жизнь

«Шаг идущих вослед тверже, чем шаг ведущих» Пьер Корнель (французский драматург)

Рекомендуемая литература 1. Кудрявая Н.В. и др. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации/Под ред. академика РАМН проф. Н.Д. Ющука. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, с. 2. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. – М.: ГЭОТАР-Медиа, – 360 с. 3. Общественное здоровье и здравоохранение: деловые игры для студентов медицинских вузов (учебное пособие для практических занятий)/Под ред. В.З. Кучеренко. – М.: ИД «мысль», – 128 с.

Структура блиц-игры Написание ситуации Создание эталона оптимального решения Разработка комплекта ролей Разработка правил и условий Создание банка катастроф

Отличительные черты деловой игры: поведенческая коммуникация, основанная на определенном поведении, действиях, взаимодействие двух и более субъектов, т.е. коллективное, групповое взаимодействие, сложность и взаимосвязанность решаемых задач, процесс, охватывающий комплекс взаимосвязанных действий, в котором предыдущие решения во многом детерминируют последующие, предполагающий имитацию реальной ситуации, для которой свойственна динамичность и изменчивость

Организация и проведение деловой игры Подготовка игры Определение цели Выбор источников ДИ Состав и количество участников Регламент ДИ Сценарий и ее блок-структура Система оценивания результатов Вспомогательный материал Организация пространственной среды Формирование игровой группы Все участники или разделение группы на команды Все участники должны знать условия и правила игры Руководство игрой, контроль за ее процессом Индивидуальное Коллективное Требование к руководителю: коммуникабельность, способность к вербализации, объективность, корректность, внимательность, быть готовым находиться в тени игроков Подведение итогов и оценка результатов

Руководство и контроль за игрой Руководитель игры (чаще всего преподаватель) Оценивает Знакомит с условиями игры Готовит базу Устанавливает регламент игры Обеспечивает соблюдение норм Помогает выявлять и анализировать способы действия Ориентирует игровой процесс на достижение поставленных целей Эксперт (могут быть студенты) Оценивает ход игры Следит за соблюдениями правил Анализирует и оценивает способы действий Оценивает степень достижения целей игры