РАЗРАБОТКА КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕТНИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методика проектирования учебных планов подготовки бакалавров и магистров по направлению «Менеджмент» в РГАУ-МСХА Методика проектирования учебных.
Advertisements

ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕТНИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
ГОУ ВПО Кузбасская государственная педагогическая академия Разработка учебного плана на компетентностной основе _________________________________________.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Разработка основной образовательной программы по ФГОС ВПО По материалам методических семинаров, выступлений разработчиков ФГОС ВПО, представителей УМО.
Структура примерной образовательной программы по направлению «Прикладная информатика» Тельнов Ю.Ф. Зам.председателя Совета УМО, проректор по научной работе.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
Методический семинар Разработка учебно- методического комплекса дисциплины (УМК) в НОУ ВПО «ИнЭУ» (г. Пятигорск) Учебно-методический отдел г.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
1 Разработка учебных планов основных образовательных программ высшего профессионального образования в логике ФГОС ВПО Харитонова О.В., начальник отдела.
Транксрипт:

РАЗРАБОТКА КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕТНИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД - подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.

Компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - совокупность организационных форм, педагогических методов, средств, а также социально-психологических, материально- технических ресурсов образовательного процесса, создающих комфортную и адекватную целям воспитания и обучения образовательную среду, содействующую формированию всеми или подавляющим большинством студентов необходимых компетенций и достижению запланированных результатов образования

Основные исходные данные для разработки учебного плана в соответствии с ФГОС ФГОС ВПО как новый комплекс требований, которые должны быть реализованы при проектировании учебного плана Действующие ООП (2-го поколения) как «аккумуляторы» накопленного вузами академического опыта и культуры организации высшего образования в конкретной области

Компетенции Общекультурные Профессиональны е

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПЛАНА

Структура ООП и учебного плана бакалавра ООП и учебные планы бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов: - гуманитарный, социальный и экономический цикл; - математический и естественнонаучный цикл; - профессиональный цикл; и разделов: - физическая культура; - учебная и производственная практики; - итоговая государственная аттестация.

Структура учебного года 1 кр.= 36 ак.ч 1 неделя = 1,5 кр. Структура учебного года Приложение к письму министра образования РФ от года ин/13 Инструктивное письмо Министерства образования ин/15 от кр.= 36 ак.ч 1 неделя = 1,5 кр. Учебный год (Нед./з.е.) Осенний семестр (Нед./з.е.) Весенний семестр (Нед./з.е.) всего в т.ч. всего В т.ч. учебасессияучебасессия 40 / / / / / / /3 108

НОВЫЕ ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ВУЗА Определение целей и задач учебного плана «Достройка» компетентностной модели выпускника с учетом профиля, специфики региона и научной школы вуза; Осуществление перехода от компетенций к ЗУН; Формирование состава учебных дисциплин (модулей); Анализ учебных дисциплин по всем составляющим на предмет обеспечения формирования требуемых компетенций и требований ФГОС по организации учебного процесса; Распределение трудоемкостей в ЗЕ между отдельными дисциплинами (модулями) и другими составляющими учебного плана; Выделение компетенций, которые не могут быть полностью сформированы в рамках учебных дисциплин; Разработка оценочных средств нового поколения и технологий контроля.

ОГРАНИЧЕНИЯ, ВВОДИМЫЕ ФГОС ВПО Трудоемкость всех видов работ в семестре (включая экзаменационные сессии и практики) должна составлять 30 ЗЕТ; Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин являющихся необязательными для изучения обучающимися;

Учебный план Матрица соотнесения распределения компетенций по всем учебным дисциплинам и практикам учебного плана и по годам обучения Матрица соотнесения распределения компетенций по всем учебным дисциплинам и практикам учебного плана и по годам обучения Учебный план, график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени студента, перечень, объем и последовательность дисциплин с указанием формируемых компетенций по циклам Учебный план, график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени студента, перечень, объем и последовательность дисциплин с указанием формируемых компетенций по циклам Обобщенный перечень основных образовательных технологий Обобщенный перечень основных образовательных технологий

Структура учебного плана

Таблица соответствия компетенций выпускника и дисциплин учебного плана по направлению….

Шаблон МАТРИЦЫ соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств Шаблон МАТРИЦЫ соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств

Матрица соотнесения компетенций Учебные дисциплины циклов и разделов ОК1ОК2 ОКn ПК1ПК2ПК3 ПКn Б1 ГСЭ БЧВЧ+++ Б2 ЭК,ЭХ,ЭП БЧВЧ Б3 Профессиональн ый цикл БЧ:

ПРОДОЛЖЕНИЕ Учебные дисциплины циклов и разделов ОК1ОК2 ОКn ПК1ПК2ПК3 ПКn Общий модуль Профильный модуль ВЧ Физическая культура Учебная и производствен ная практика Итоговая государственна я аттестация

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА Учебные дисциплины циклов и разделов ВИДЫ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ТЕКУЩАЯ АТТ-Я ПРОМЕЖУ ТОЧНАЯ АТТ-Я РУБЕЖНАЯ АТТ-Я (ПО МОДУЛЮ) ИГА КР, ПР ВКР,ИЭ

КОд Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкость (зачетные единицы) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников, учебных пособий Код формируемой компетенции С.3 Профессиональный цикл Базовая ( общепрофессиональная часть ) В результате изучения базовой части цикла студент должен: Знать-Уметь-Владеть- Вариативная часть. В результате изучения вариативной части цикла студент должен: Знать-Уметь-Владеть-

Структурирование, диагностика, технологии формирования и развития компетенций выпускника направления подготовки «Народная художественная культура», как ожидаемого результата образования Наименование компетенции/ раздела Определение компетенции / рзздела Краткое содержание /определение и структура компетенции/ Диагностика сформированно сти Образовательная технология с помощью, которой формируется компетенция Структура компетенции Характеристика порогового уровня ПК-7. Быть способным выявить эффективность учебно-воспитательного процесса Способность системно анализировать, соотносить полученные результаты с целями и прошлыми достижениями учебно-воспитательной практики Умеет анализировать эффективность применяемых форм и методов, приемов и средств УВП Способность определять критерии эффективнос ти применяемы х форм и методов, приемов и средств УВП, обосновыват ь их практическую и теоретическу ю ценность. Способен анализировать эффективность применяемых педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание обучающихся. Умеет проводить сравнительный анализ применяемых педагогических средств и условий по показателям: целостность, оптимальность, результативность. Знает формы, методы, приемы и средства УВП Умеет применять на практике систему форм, методов, приемов и средств УВП, в т.ч. инновационных Владеет разнообразными формами, методами, приемами и средствами УВП, в т.ч. инновационными Анализ моделей, схем, классификаций форм, методов, приемов и средств УВП (по алгоритму) Методика анализа эффективности организации УВП (по Поташнику) Традиционные лекции, семинары, практические занятия Использование ИКТ Творческо-развивающие технологии

Наименование компетенции/раздела Наименование компетенции/раздела ПК-7. Быть способным выявить эффективность учебно-воспитательного процесса / ПК-7. Быть способным выявить эффективность учебно-воспитательного процесса / Умеет анализировать эффективность применяемых форм и методов, приемов и средств УВП Умеет анализировать эффективность применяемых форм и методов, приемов и средств УВП

Определение компетенции /раздела Способность системно анализировать, соотносить полученные результаты с целями и прошлыми достижениями учебно-воспитательной практики / Способность системно анализировать, соотносить полученные результаты с целями и прошлыми достижениями учебно-воспитательной практики / Способность определять критерии эффективности применяемых форм и методов, приемов и средств УВП, обосновывать их практическую и теоретическую ценность. Способность определять критерии эффективности применяемых форм и методов, приемов и средств УВП, обосновывать их практическую и теоретическую ценность.

Краткое содержание /определение и структура компетенции/ Структура компетенции Структура компетенции Способен анализировать эффективность применяемых педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание обучающихся. Способен анализировать эффективность применяемых педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание обучающихся. Умеет проводить сравнительный анализ применяемых педагогических средств и условий по показателям: целостность, оптимальность, результативность. Умеет проводить сравнительный анализ применяемых педагогических средств и условий по показателям: целостность, оптимальность, результативность.

Характеристика порогового уровня Знает формы, методы, приемы и средства УВП Знает формы, методы, приемы и средства УВП Умеет применять на практике систему форм, методов, приемов и средств УВП, в т.ч. инновационных Умеет применять на практике систему форм, методов, приемов и средств УВП, в т.ч. инновационных Владеет разнообразными формами, методами, приемами и средствами УВП, в т.ч. инновационными Владеет разнообразными формами, методами, приемами и средствами УВП, в т.ч. инновационными

Диагностика сформированности Анализ моделей моделей, схем, классификаций форм, методов, приемов и средств УВП (по алгоритму) Анализ моделей моделей, схем, классификаций форм, методов, приемов и средств УВП (по алгоритму) Методика анализа эффективности организации УВП ( по Поташнику) Методика анализа эффективности организации УВП ( по Поташнику)

Компетентностная модель выпускника УРОВНИ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ уровень глубина знаний 1 Формирование знания 2 Формирование понимания 3 Способность применения 4 Способность осуществлять анализ 5 Способность осуществлять синтез 6 Способность оценивать

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Указываются общие для данной ООП методы и средства организации и проведения образовательного процесса

Программированное Личностно – деятельностное Проективное обучение Модульное Концентрированное Дифференцированное Развивающее обучение Активное Контекстное обучение Проблемное обучение Дистанционное обучение Компетентностный подход Игровое обучение Поэтапное формирование умственных действий © Борисова Н.В.

Алгоритм построения образовательных программ Шаг 1. Подтверждение социального «заказа» на программу, определение ее профиля; Шаг 2. Формулировка целей программы и описание результатов обучения в терминах компетенций; Шаг 3. Определение универсальных (общих) и профессиональных (предметно-специализированных) компетенций, которые должны быть сформированы при освоении программы; Шаг 4. Формирование и описание содержания и структуры программы (состав модулей и их объем в кредитных единицах); Шаг 5. Проверка взаимного соответствия структуры программы, результатов обучения и набора компетенций; Шаг 6. Определение соответствующих результатам обучения образовательных технологий и методик обучения и оценки формируемых компетенций; Шаг 7. Создание системы оценки, обеспечения и повышения качества обучения

Структура программ учебных дисциплин

Программа учебных дисциплин Перечень компетенций, формируемых дисциплиной с указанием уровня их освоения Перечень компетенций, формируемых дисциплиной с указанием уровня их освоения Матрица распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины Матрица распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины Обобщенный перечень основных образовательных технологий Обобщенный перечень основных образовательных технологий Перечень форм, процедур (заданий), технологий контроля и оценки сформированности заявленных в дисциплине/модуле компетенций Перечень форм, процедур (заданий), технологий контроля и оценки сформированности заявленных в дисциплине/модуле компетенций

Темы, разделы дисциплины Количество часов компетенции …Σ Общее количес тво компете нций Раздел 1 (модуль) Тема 1 Тема 2 и т.д. ИТОГО

ФГОС по магистратуре ФГОС по бакалавриату Прикладная информатика Социально- культурная деятельность Сервис Сервис Туризм Туризм Психолого- педагогическое образование Народная художественная культура Вокальное искусство Дизайн Дизайн Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы Менеджмент Менеджмент Культурология Культурология Музыкознание и музыкально- прикладное искусство Организация работы с молодежью Документоведение и архивоведение Искусство и гуманитарные науки Музеелогия и охрана объектов культурного и природного наследия Библиотечно- информационная деятельность Хореографическое искусство Дирижирование Социальная работа Педагогическое образование ФГОС - 3 поколения

ПРООП – примерные образовательные программы Шифр направления Наименование направления БакалавриатМагистратура Библиотечно- информационная деятельность Народная художественная культура Искусство и гуманитарные науки Хореографическое искусство Менеджмент Производственный менеджмент 62

Структурирование, диагностика, технологии формирования и развития компетенций выпускника направления подготовки «Народная художественная культура», как ожидаемого результата образования (пример) Наименован ие компетенци и/ раздела Определен ие компетенц ии Краткое содержание /определение и структура компетенции/ Диагностика сформирова нности Образовательная технология с помощью, которой формируется компетенция Структуракомпетенции Характеристика порогового уровня ОК-16 Владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья. Самостоятельное применение оптимальных средств и методов физического развития и укрепление здоровья. Сознательно формирует мотивационно -ценностное отношение к своему здоровью, ЗОЖ, уровню физической подготовки Способен понимать морально- нравственные обязанности человека по отношению к природе, обществу, своему здоровью и взять личную ответственность за свое здоровье (укрепление. сохранение, поддержание). Знает основы ЗОЖ и основные методики релаксации (двигательная, музыкальная, с аутотренингом). Знает основы культуры здоровья. Способен мотивировать себя на здоровый образ жизни (ЗОЖ). Умеет применять релаксационные практики для снятия физического и умственного напряжения, повышения работоспособности. Теоретически й зачет по ЗОЖ. Тестирование на уровень сформирован ности мотивации на ЗОЖ Теоретический курс по ЗОЖ. Написание рефератов и участие в научно-практических конференциях (НПК) по здоровьесберегающи м практикам. Ведение дневника самоконтроля (показатели здоровья, учет заболеваемости и количество пропусков занятий по болезни и т.д.). Анализ показателей показатели физической подготовленности, выявление динамики. Составление комплекса ЛФК с учетом показателей физической подготовки и характером заболевания.

Структурирование, диагностика, технологии формирования и развития компетенций выпускника направления подготовки «Народная художественная культура», как ожидаемого результата образования (пример) Наименован ие компетенци и/ раздела Определен ие компетенц ии Краткое содержание /определение и структура компетенции/ Диагностика сформирован ности Образовательная технология с помощью, которой формируется компетенция Структуракомпетенции Характеристика порогового уровня ПК-7. Быть способным выявить эффективность учебно-воспитательного процесса Способность системно анализировать, соотносить полученные результаты с целями и прошлыми достижениями учебно-воспитательной практики Умеет анализиров ать эффективно сть применяем ых форм и методов, приемов и средств УВП Способнос ть определят ь критерии эффектив ности применяе мых форм и методов, приемов и средств УВП, обосновыв ать их практичес кую и теоретиче скую ценность. Способен анализировать эффективност ь применяемых педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание обучающихся. Умеет проводить сравнительный анализ применяемых педагогических средств и условий по показателям: целостность, оптимальность, результативно сть. Знает формы, методы, приемы и средства УВП Умеет применять на практике систему форм, методов, приемов и средств УВП, в т.ч. инновационных Владеет разнообразными формами, методами, приемами и средствами УВП, в т.ч. инновационными Анализ моделей, схем, классифика ций форм, методов, приемов и средств УВП (по алгоритму) Методика анализа эффективно сти организации УВП ( по Поташнику) Традиционные лекции, семинары, практические занятия Использование ИКТ Творческо- развивающие технологии

Полезные ссылки 1. (сайт ГОУ ВПО "Южно- Российский государственный технический университет», разъяснения разработчика ООП, примерные учебные планы, примерные программы дисциплин, система зачетных единиц) 2. www. imtsa.ru (сайт Федерального государственного учреждения "Информационно- методический центр анализа" (ФГУ "ИМЦА, GosInsp ) 3. www. edu.ru (федеральный портал Российского образования– утвержденные ФГОС, федеральные образовательные ресурсы, приказы, нормативные документы, УМО) 4. (сайт Министерства образования и науки РФ ) 5. (сайт Росаккредагентства, модули сбора данных, документы для лицензирования, аккредитации, в т.ч. Аккредитации ООП) 6. ( сайт центра дистанционного обучения ВСГАКИ )