ОБОБЩЕНИЕ ПО ПРИЗНАКУ СХОДСТВА У ЖИВОТНЫХ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Смирнова А.А., Зорина З.А. Лаборатория физиологии и генетики поведения кафедры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ Рассудочная деятельность животных.
Advertisements

Элементарная рассудочная деятельность животных.
Нейробиология Рассудочная деятельность. Когнитивные формы обучения.
Умозаключение Умозаключение 1.Умозаключение как форма мышления, его структура. 2. Дедуктивные и индуктивные умозаключения. 1.Умозаключение как форма мышления,
Психосемантические методы исследования. 1. Условия использования ПС методов 2. Метод семантического дифференциала.
Подходы к проектированию теста 1. Формулируются цели, проверка которых осуществляется с помощью тестирования 2. Определяется вес теста в модуле 3. Определяется.
1. Статистическая сводка и группировка 2. Статистическое изображение данных 3. Статистические графики 4. Абсолютные и относительные величины.
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий.
Оценка качества педагогических объектов (фактов, явлений, процессов)
Развитие мышления на логопедических занятиях учащихся начальных классов коррекционной школы 8 вида. Учитель-логопед Климченко С.Р.
Блоки Дьенеша. Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: 1. формой - круглые, квадратные,
Портал тестирования НГУ Ввод тематик и заданий. Шаг 1. Выход на сервер тестирования СервераВаша группаВаш сервер.
Универсальные учебные действия 1. УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ, т.е. способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения.
МАТРИЦА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (Из таксономии учебных целей БЛУМА)
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.
СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЫПОЛНИЛА: Головко И. Факультет педагогики и методики начального образования ВЫПОЛНИЛА: Головко И. Факультет педагогики и методики.
ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИИ Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных.
Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО Презентацию подготовили: О. А. Егорова, И. Ш. Аркатова, В.
Использование блоков Дьенеша с целью развития логико – математических представлений у детей дошкольного возраста. Подготовила: Старший воспитатель Трошкина.
Транксрипт:

ОБОБЩЕНИЕ ПО ПРИЗНАКУ СХОДСТВА У ЖИВОТНЫХ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Смирнова А.А., Зорина З.А. Лаборатория физиологии и генетики поведения кафедры высшей нервной деятельности Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Обобщение по признаку сходства является одной из базовых операций мышления не только человека, но и животных. Пластичность и адаптивность поведения животных напрямую зависит от их способности относить те или иные новые объекты или события к определённым классам (съедобное или несъедобное; опасное или неопасное, принадлежащее к своему или чужому виду и т.п.).

Wasserman E.A., Fagot J., Young M.E. Discriminating the Relation Between Relations: The Role of Entropy in Abstract Conceptualization by Baboons (Papio papio) and Humans (Homo sapiens). J. of Experimental Psychology: Animal Behavior Processes, 2001, 27, 4, Обучение дифференцировке стимулов

Tasks successively mastered by the baboons: ( )- belongs to; ( ) perceptual or conceptual identity. F - food; a - apple; b - banana; p - padlock; c - cup. Задача на определение сходства или различия между стимулами (same-different task).

Bovet D., Vauclair J. Judgment of conceptual identity in monkeys. Psychonomic Bulletin & Review, 2001, 8 (3), Задача на определение сходства или различия между стимулами (same-different task).

Задача выбора по сходству с образцом (matching-to-sample task) Vonk J. Gorilla (Gorilla gorilla gorilla) and orangutan (Pongo abelii) understanding of first- and second-order relations. Anim Cogn., 2003, 6: 77–86 стимул-образец стимулы для выбора синий красный

Типы сходства - конкретное сходство (сравниваемые стимулы тождественны по всем или одному из физических признаков: например, по цвету, форме, числу элементов и т.д.) - абстрактное сходство (тождественность физических признаков полностью отсутствует, а сходство обнаруживается лишь при сопоставлении соотношений типа компонентов сложных стимулов) Аналогия (от греческого ana logon, "в соответствии с соотношением") - сходство в каких-то отношениях между несколькими объектами, различными в других отношениях; а также сравнение, основанное на таком сходстве. Стимул АА аналогичен стимулу ВВ, но не аналогичен стимулу СD или Стимул АА аналогичен стимулу ВВ, но не аналогичен стимулу Вв

У детей способность к восприятию отношений между отношениями развивается ближе к пяти годам (Thompson, 1995), в то время как у трёхлетних она еще не развита (Bovet et al., 2005). Трехлетние дети способны решать задачи, основанные на умозаключении по аналогии, только после подробного объяснения (Bovet et al., 2005). шимпанзе, обученные языку-посреднику (Gillan et al.,1981; Premack, 1983; Oden et al., 1988); не обученные языку-посреднику антропоиды (Spinozzi, 1993; Tanaka, 1996; Thompson et al., 1997; Thompson, Oden, 2000 Vonk, 2003); павианы (Bovet, Vauclair, 2001; Fagot et al., 2001), но только после длительного обучения (15000 проб). Сходство по аналогии соотношений способны воспринимать:

1.Обучить ворон правилу выбора по сходству с образцом и оценить степень его отвлеченности (тест на перенос правила выбора на новые стимулы). Цель работы - могут ли они перенести правило выбора по сходству с образцом на стимулы новой категории; - могут ли они спонтанно выявить и использовать абстрактное сходство в соотношении компонентов сложных стимулов (сходство по аналогии). 2. Выяснить, какой уровень обобщения признака «сходство» доступен воронам:

12 12 Конфигурация линий Число элементов Ахроматическая окраска условные обозначения: Б С1 С2 Ч условные обозначения: 1ц 2ц 3ц 4ц условные обозначения: 1м 2м 3м 4м Обучение выбору по образцу: использованные стимулы

Примеры комбинаций стимулов Серым цветом выделены стимулы, под которыми помещали подкрепление.

Поэтапное формирования правила выбора Стадия 1 Стадия 2 Стадия Претренинг Критерий обученности: не менее 80% правильных решений в 96 пробах подряд (p

Динамика обучения выбору по соответствию с образцом вороны

Конфигурация линий Число элементов Ахроматическая окраска условные обозначения: Б С1 С2 Ч условные обозначения: 1ц 2ц 3ц 4ц условные обозначения: 1м 2м 3м 4м Выбор по образцу: ранее использованные и новые стимулы Новые стимулы

Примеры комбинаций стимулов (первые 8 из 144)

Динамика обучения выбору по соответствию с образцом вороны

Конфигурация линий Число элементов Штриховка условные обозначения: Ш1 Ш2 Ш3 Ш условные обозначения: 5 ц 6ц 7ц 8ц условные обозначения: 5 м 6м 7м 8м Тест на перенос правила выбора по образцу на абсолютно новые стимулы

Тест на перенос на новые стимулы знакомых категорий: примеры комбинаций (первые 8 из 288) Левая карточка Карточка- образец Правая карточка 1 ББС1 2 4м3м 3 1ц4ц 4 Ш1 Ш2 5 2м 3м 6 С2С1 7 2ц 3ц 8 8м7м Серым цветом выделены стимулы, под которыми помещали подкрепление. Тест Фоновые предъявления Фоновые предъявления

вороны Фоновые предъявленияТестовые предъявления Достоверность различий между (1) и (2) Число правильных решений/ число предъявлений Доля правильных решений, % (1) Число правильных решений/ число предъявлений Доля правильных решений, % (2) 1 176/ (p

Тест на перенос на стимулы новой категории: выбор по признаку размера фигур вне зависимости от их формы (использованные стимулы)

Выбор по признаку размера фигур вне зависимости от их формы (примеры комбинаций стимулов - первые 8 из 480) Левая карточка Карточка- образец Правая карточка Серым цветом выделены стимулы, под которыми помещали подкрепление. Тест Фоновые предъявления Фоновые предъявления

вороны Фоновые предъявленияТестовые предъявления Достоверность различий между (1) и (2) Число правильных решений/ число предъявлений Доля правильных решений, % (1) Число правильных решений/ число предъявлений Доля правильных решений, % (2) 1 303/360 84,2 (p

Выбор по аналогии соотношений размеров компонентов сложных стимулов: использованные стимулы

Выбор по аналогии соотношения размеров компонентов сложных стимулов: примеры комбинаций стимулов (8 из 480) Левая карточка Карточка- образец Правая карточка Серым цветом выделены стимулы, под которыми помещали подкрепление. Тест Фоновые предъявления Фоновые предъявления

вороны Фоновые предъявленияТестовые предъявления Достоверность различий между (1) и (2) Число правильных решений/ число предъявлений Доля правильных решений, % (1) Число правильных решений/ число предъявлений Доля правильных решений, % (2) 1 281/360 78,0 (p

100 стимулов, использованных для оценки способности ворон выявлять и использовать абстрактное сходство в соотношении компонентов сложных стимулов по форме и цвету Использованы комбинации фигур четырех разных форм и четырех разных цветов Площади всех двухкомпонентных стимулов приблизительно выравнены

Выбор по аналогии соотношения формы фигур: примеры комбинаций стимулов (8 из 384) Серым цветом выделены стимулы, под которыми помещали подкрепление. Левая карточка Карточка- образец Правая карточка Тест Фоновые предъявления Тест Фоновые предъявления

Выбор по аналогии соотношения формы фигур

Выбор по аналогии соотношения формы компонентов (независимо от цвета): сравнение результатов выбора в фоновых и тестовых предъявлениях птицы Фоновые предъявления (тождество формы компонентов) Тестовые предъявления (аналогия в соотношении формы компонентов) Досто- верность различий между (1) и (2) Число правильных решений/ общее число предъявлений Доля правильных решений, % (1) Число правильных решений/ общее число предъявлений Доля правильных решений, % (2) 1 205/ (p

Выбор по аналогии соотношения цвета фигур: примеры комбинаций стимулов (8 из всего 384) Серым цветом выделены стимулы, под которыми помещали подкрепление. Левая карточка Карточка- образец Правая карточка Фоновые предъявления Фоновые предъявления Тест

птицы Фоновые предъявления (сходство по цвету) Тестовые предъявления (аналогия в соотношении цвета компонентов) Достовер- ность различий между (1) и (2) Число правильных решений/ общее число предъявлений Доля правильных решений, % (1) Число правильных решений/ общее число предъявлений Доля правильных решений, % (2) 1 219/ (p

Выводы 1. После сложного и длительного обучения некоторые вороны способны усвоить правило выбора по сходству с образцом, применимое не только к абсолютно идентичным стимулам, но и к стимулам, сходным только по одному из признаков - числу элементов в гетерогенных множествах. 2. Сформированное правило выбора вороны способны без дополнительного обучения переносить не только на новые стимулы уже знакомых категорий (четыре типа штриховки, новые цифры и новые множества), но и на стимулы новых категорий: - выбирать стимул сходный с образцом по размеру фигур вне зависимости от их формы; - выбирать стимул сходный с образцом по аналогии соотношения размеров, формы и цвета компонентов сложных стимулов. 3. По способности использовать сходство абстрактных соотношений (abstract relations или relation between relation) серые вороны сравнимы с антропоидами.