Технология проблемного обучения Наука учит нас простейшим приемам получения наибольшего эффекта с наименьшей затратой сил. Ю. Либих МКОУ средняя общеобразовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, Вовлеки меня и я научусь. ( Китайская пословица ) Подготовила учитель Дорогинина С.О.
Advertisements

Педагогические технологии в образовательном процессе.
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда обучающийся систематически включается в поиск решения новых для него проблем.
МОУ Перелешинская СОШ. Проблемный подход в обучении географии Проблема представляет собой трудность для человеческого познания. В этой трудности должен.
Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях как российских, так и зарубежных педагогов и психологов. На основе.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
Проблемное обучение Выполнила учитель английского языка 2 квалификационной категории МОУ сош р.п. Пинеровка: Заикина Маргарита Ильинична.
Проблемно-поисковые образовательные технологии проблемное обучение метод проектов «мозговой штурм»
Ф.И.О.: Яцковская Наталья Николаевна Образование: ДГУ, 1992 год Педстаж: 26 лет Квалификационная категория: высшая.
Проблемное обучение – это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающая сочетание.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Технология проблемного обучения. Основные идеи процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию проблемное мышление осуществляется прежде всего.
МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа Агаповского района Челябинской области Учитель математики высшей квалификационной категории Яковлева Мария.
Проблемное обучение «Мышление начинается с проблемной ситуации» С. Л. Рубинштейн.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Презентация Проблемное обучение на уроках математики Презентация Проблемное обучение на уроках математики МБОУ –средняя общеобразовательная школа 7 города.
Технология проблемного обучения – технология личностно - ориентированного образования.
Транксрипт:

Технология проблемного обучения Наука учит нас простейшим приемам получения наибольшего эффекта с наименьшей затратой сил. Ю. Либих МКОУ средняя общеобразовательная школа п. Заря Опаринского района Кировской области

Технология проблемного обучения Цель – способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя. Теоретические положения Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Форма активного обучения; Обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач; Тип развивающего обучения.

Основные признаки, лежащие в основе моделирования уроков в технологии проблемного обучения: 1.создание проблемных ситуаций; 2.обучение учащихся в процессе решения проблем; 3.сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде. Проблемная ситуация – это состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов получения знаний.

Проблемный вопрос: сложность, выступающая в форме противоречия; емкое содержание; увлекательная форма; доступный для ученика уровень сложности. Проблемная (познавательная) задача. Этапы: 1.Осознание проблемы, вскрытие противоречия. 2.Формулирование гипотезы. 3.Доказательство гипотезы. 4.Общий вывод.

Алгоритм решения проблемной задачи Название этапаСуть этапаПрием учебной работы 1. Осознание проблемы, вскрытие противоречия Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе Установление причинно- следственных связей 2. Формулирование гипотезы Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска Выдвижение гипотезы 3. Доказательство гипотезы Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения Обоснование гипотезы 4. Общий выводОбогащение ранее сформированных причинно- следственных связей новым содержанием Установление причинно- следственных связей

Технология проблемного обучения – это такая последовательность действий, результатом которой является развитое проблемное мышление учителя и ученика. Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.

Моделирование учебных занятий Учащимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока; Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала; 1)Актуализация знаний и умений; 2)Осознание и осмысление блока новой учебной информации; 3)Закрепление и систематизация знаний; 4)Применение знаний в новой учебной ситуации; 5)Проверка уровня усвоения знаний и умений. В зависимости от цели и содержания учебного материала проблемное учебное занятие проводится в разных формах. Одна из наиболее эффективных форм – проблемно-блоковый урок.

Правила моделирования проблемно-блокового урока 1.Содержание урока разбивается на 3-4 логические части. 2.К каждой логической части конструируется проблемный вопрос. 3.Каждый проблемный вопрос звучит трижды, но с разной дидактической целью. 4.На этапе контроля задание из проблемного трансформируется в репродуктивное. 5.В каждом блоке изменяется прием работы с источниками информации. 6.В одном из блоков – работа с наглядностью.

В! Проблемное обучение: 1. Осуществляется через создание в процессе обучения ситуации интеллектуального затруднения. 2. Механизм – проблемный вопрос или проблемное задание (познавательная задача). 3. Отличительные черты проблемного вопроса: Емкий по содержанию Содержит противоречие Доступность информации Время Интерес 4. Классификация (И.Я.Лернер, Л.М.Панчешникова, М.И. Махмутов). Классификация по И.Я.Лернеру:

Конструирование проблемных заданий 1. Ситуация неожиданности. «Однажды при разработке торфа был найден хорошо сохранившийся труп рыцаря в доспехах. Как это можно объяснить?» (7 класс) «Известно, что лисы живут в различных природных зонах: от тундры до степей, а колибри обитает лишь в тропических лесах и мелколесьях. Как вы объясните этот факт?»

2. Ситуация неопределенности. «Известно, что при низких температурах живые организмы погибают. Почему из спор, пролежавших в образце льда более 10 тыс. лет, вырастают жизнеспособные болезнетворные бактерии?»

3. Ситуация выбора. «Одни ученые считают, что вирусы – органоиды клетки, вышедшие из под контроля. Другие считают, что это результат деградации таких клеток, как бактерии. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Ответ обоснуйте.»

4. Ситуация конфликта. «Два ученика поспорили между собой. Ваня считает, что грибы относятся к царству растений, а Петя с ним не согласен. Кто из них прав? Ответ обоснуйте.»

5. Ситуация предположения. « В желудках окаменелых остатков плезиозавров часто обнаруживают камни (иногда до сотни штук) размером до 10 см в диаметре. Как известно, питались плезиозавры моллюсками и рыбой. Предположите, какое значение имели подобные камни в желудках плезиозавров; выдвините и обоснуйте свою гипотезу». « Известно, что толщина лобовой кости у стегоцероса (растительноядный динозавр) достигала 8-10 см. Предположите, какую роль играла такая толстая черепная коробка у стегоцероса.

Русских Г.А., ректор ИПК и ПРО г. Кирова рассматривает технологию проблемного обучения как стержневую в системе комплекса личностно-ориентированных технологий, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть эффективно реализована в процессе выполнения задания для самостоятельной работы проблемного характера. Решение задачи проблемного содержания является характерным признаком системы развивающего обучения и, следовательно, обеспечивает высокий уровень познавательной самостоятельности в рамках любой технологии личностно-ориентированного обучения.

«У каждого из нас есть свой любимый способ обучения и любимый стиль работы. Кто-то относится к ученикам-зрителям…, других можно назвать «аудиоучениками»… Кто-то «печатно ориентирован»: учится, читая книги. Кто-то «интерактивен»: учится, взаимодействуя с другими.» Г.Драйден, Д.Вос «Революция в обучении» Благодарю за внимание!