ОТЧЕТ отдела науки и педагогических инноваций о проведении научно-практической конференции «Образовательный стандарт начального общего образования второго.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация деятельностного подхода в обучении учащихся начальной школы Секция 2.
Advertisements

Как учить? Чему учить? Ради чего учить?. Требования к урокуТрадиционный урокУрок современного типа Объявление темы урокаУчитель сообщает учащимсяФормулируют.
Результаты анкетирования участников научно-практической конференции (руководители школ, заместители руководителей) 12 мая 2010г.
Особенности ФГОС основного общего образования. От терминологии к определению сущности ФГОС ООО. Проблемы и перспективы внедрения. Методический семинар.
Требования к современному уроку в рамках выполнения образовательных стандартов второго поколения.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Горбунова Людмила Ивановна, главный специалист управления образования О введении ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях города Таганрога.
П/пМероприятияСрокиПредполагаемые результатыОтветственные.
Формирование регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных УУД на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального.
Практика и проблемы совместной деятельности образовательных учреждений в процессе перехода на ФГОС Губанова Наталья Анатольевна, директор МБОУ «Средняя.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
Об итогах реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования нового поколения ФГОС НОО Руцкая И.В., ведущий.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Чебан Н. И.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Транксрипт:

ОТЧЕТ отдела науки и педагогических инноваций о проведении научно-практической конференции «Образовательный стандарт начального общего образования второго поколения: модели и механизмы реализации в образовательных учреждениях Сахалинской области» 12 мая 2010 года

12 мая 2010 года в г. Южно-Сахалинске состоялась областная научно-практическая конференция «Образовательный стандарт начального общего образования второго поколения: модели и механизмы реализации в образовательных учреждениях Сахалинской области» Организаторы: Министерство образования Сахалинской области, Сахалинский областной институт переподготовки и повышения квалификации кадров.

Актуальность: В условиях перехода к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения данный форум приобрел особую значимость, т.к. успешный переход системы образования Сахалинской области к реализации современного социального заказа, возможен только при условии консолидации всего образовательного сообщества.

Участники конференции: В работе конференции приняли участие 240 человек из 15 районов области Лобзина М. И., заместитель генерального директора издательства «Русское слово» (г. Москва), Подшивалова Е.Л., представитель компании «Спектр» (г. Москва), Н. И Тетерин, канд. экон. наук, производственно-консультационная группа «Развитие образовательных систем» (г. Москва). руководители и специалисты системы общего и профессионального образования, руководители образовательных учреждений; педагоги начальной школы, социальные педагоги и психологи, научные работники, методисты муниципальных методических служб, сотрудники учреждений дополнительного образования, преподаватели Института педагогики и педагогического колледжа Сахалинского государственного университета, представители общественных организаций, родители

На пленарном заседании с докладами выступили: Захарова Т.В., начальник отдела общего, дошкольного и специального (коррекционного) образования Министерства образования «Организация внедрения ФГОС НОО в образовательных учреждениях Сахалинской области» Щеглов В.В., к.ист.н., проректор по учебно-методической работе ИРОСО «Модель подготовки педагогических кадров в Сахалинской области к введению ФГОС второго поколения»; Федорова Е.А., директор гимназии 1 им. А.С. Пушкина г. Южно-Сахалинска «Условия внедрения государственных образовательных стандартов второго поколения в начальной школе». Тетерин Н.И., к.э.н., представитель производственно-консультативной группы «Развитие образовательных систем», г.Москва «Инновационное техническое образование –от школы к производству как механизм выстраивания разветвленной системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей» Лобзина М. И., зам.ген.директора изд-ва «Русское слово» г.Москва «Ресурсы издательства «Русское слово» для перехода к образовательным стандартам второго поколения» Еланцева Т.Н., заведуюшая реабилитационным центром Детской городской больницей г.Южно-Сахалинска «Здоровье младших школьников Сахалинской области и пути его сохранения в условиях общеобразовательной школы» Подшивалова Е.Л. представитель компании «Спектр» г. Москва «Изменение роли дидактических пособий в связи с переходом на новые стандарты»

Пленарное заседание

Предметом обсуждения участников форума стали вопросы: организационно-методического обеспечения внедрения с 1 сентября 2011 года в образовательных учреждениях области Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) второго поколения; основные цели, задачи и содержательные линии Федерального Государственного стандарта начального общего образования второго поколения; основные концептуальные идеи и подходы к проблеме управления и организации сетевого взаимодействия в вопросах внедрения стандартов на региональном и муниципальном уровнях. модели и механизмы внедрения стандартов на основе системно- деятельностного подхода; повышение профессиональной компетентности педагогических работников образовательных учреждений в вопросах реализации образовательного стандарта второго поколения в начальной школе.

Практическая часть конференции: работали 4 секции и 4 подсекции, проводились дискуссии, круглые столы, мастер-классы, проектная деятельность, организованы выставки, брифинг для СМИ.

В ходе конференции определен круг вопросов, вызвавших наиболее острую дискуссию: недостаточная разработанность нормативно-правовой, финансовой и учебно-методической базы ФГОС НОО; организация внеучебной деятельности учащихся начальной школы; создание единого информационного образовательного пространства; формирование универсальных учебных действий при обучении учащихся начальной школы; психолого-педагогическое сопровождение процесса введения ФГОС НОО; подготовка педагогов к введению стандартов второго поколения в начальной школе.

Реализация деятельностного подхода в обучении учащихся начальной школы Секция 2

Задачи: 1. Определить сущность УУД как ключевого понятия стандартов нового поколения. 2. Познакомить с технологией деятельностного метода в преподавании предметов как фактора обеспечения реализации требований стандарта второго поколения. 3. Проработать матрицы технологических карт предметных уроков с целью определения соответствия УУД каждому этапу урока в рамках деятельностного метода обучения. Цель: выявить особенности проведения предметных уроков в рамках деятельностного метода, как фактора обеспечения реализации требований стандарта второго поколения. Результат: матрицы технологических карт предметных уроков (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир).

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – «центр тяжести стандарта»

Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения.

Технологическая карта урока русского языка ЭтапДеятельность учителяДеятельность учащихсяУниверсальные действия 1.Самоопределение к деятельности Организационный момент Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя Подготовка класса к работе. Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков 3. Постановка учебной задачи.Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы 4. Построение проекта выхода из затруднения Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательые – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации 5. Первичное закреплениеУстанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения зада, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует деятельность по применению новых знаний. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнивая с эталоном. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение 7. Рефлексия деятельности (итог урока) Организует рефлексиюОсуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные:

Модель двухсменной школы «Школа полного дня» Секция 1, подсекция 4 «Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения образовательных стандартов второго поколения»

Схема взаимодействия участников учебно- воспитательного процесса Школа полного дня СМИ Учреждения доп.образования Совет отцов Совет ветеранов, военкомат ДЮСШ Детская поликлиника МузеибиблиотекиСахГУ

Реализация направлений внеурочной деятельности: Спортивно- оздоровительное Организация экспериментальной Деятельности (лаборатория) Создание программы ЗОЖ (уроки здоровья, мед.контроль, Участие в спортивных секциях на базе ДЮСШ

Реализация направлений внеурочной деятельности: Художественно- эстетическое Участие в объединениях данной направленности в учреждениях доп. образования Организация разнообразных студий, клубов, кружков по направлению Участие в смотрах, концертах, конкурсах, выставках, фестивалях, спектаклях различного уровня

Реализация направлений внеурочной деятельности:Научно-познавательное Организация экспериментальной деятельности (лаборатория) Создание научного сообщества Участие в интеллектуальных олимпиадах, конкурсах, смотрах, играх, дидактических театрах различного уровня Участие в программе «Одаренные дети»

Секция 4. «Роль педагога-психолога в формировании механизма изучения универсальных учебных действий младшего школьника».

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Эмоциональное состояние Мотивация учения Мыслительные способности Учащиеся начальной школы Ценностно-смысловые ориентации (профессиональная компетентность) Коммуникативная компетентность Интеллектуальная гибкость Учителя и педагогические работники Интерес и ведущие мотивы учения детей Удовлетворенность образовательными услугами Родители учащихся

Участниками конференции сформулированы следующие предложения: Министерству образования Сахалинской области: разработать региональную нормативно-правовую базу для обеспечения введения ФГОС НОО в условиях Сахалинской области; разработать и утвердить план – график введения ФГОС НОО в образовательных учреждениях Сахалинской области; формировать региональный бюджет с учетом нормативов, обеспечивающих реализацию ФГОС НОО; организовать публичную отчетность ОУ Сахалинской области о ходе и результатах введения ФГОС НОО, информировать общественность через СМИ о целях и задачах ФГОС НОО, его актуальности для современного образования и общества; осуществлять мониторинг процесса внедрения ФГОС НОО в образовательных учреждениях области.

Муниципальным органам образования и методическим службам: осуществлять организационную, корректирующую и сопровождающую функцию в организации введения ФГОС НОО в образовательных учреждениях; создать условия для повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, заместителей по учебно- воспитательной работе и учителей начальных классов по освоению нового содержания образования и технологий обучения в соответствии с новыми стандартами; обеспечить финансовую поддержку руководителям образовательных учреждений в подготовке материально-технической базы школ к введению ФГОС НОО; способствовать организации инновационных площадок на базе ОУ по проблеме введения ФГОС НОО; до 30 августа 2010 г. сформировать и представить в ИРОСО списки учителей начальных классов, рекомендованных к участию в процессе внедрения ФГОС НОО в первых классах с 1 сентября 2011г.

Сахалинскому областному институту переподготовки и повышения квалификации кадров: обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса внедрения ФГОС НОО; обеспечить повышение квалификации всех учителей начальных классов и готовность руководителей образовательных учреждений к введению ФГОС НОО; обеспечить научно-методическое сопровождение деятельности «пилотных», стажерских площадок введения ФГОС НОО на базе школ- победителей ПНПО; разработать содержание программ и технологий подготовки педагогов начальной школы по обучению детей в соответствии с основными целями и задачами стандартов нового поколения; разработать методические рекомендации по введению новой системы оценки образовательных учреждений с учетом региональных учебных программ, используемых в ОУ; разработать инструментарий для проведения независимой (внешней) и итоговой (внутренней) оценки на региональном уровне;

Сахалинскому областному институту переподготовки и повышения квалификации кадров: разработать сборники методических рекомендаций по различным направлениям внеурочной деятельности образовательных учреждений разных типов и видов, включая коррекционные; повышать уровень учебно-методического, научно-методического и информационно-технического обеспечения введения ФГОС НОО в Сахалинской области; способствовать созданию единой информационной образовательной среды, обеспечивающей открытый и свободный доступ педагогов к информации, дистанционное взаимодействие всех участников процесса внедрения новых стандартов. активизировать научные исследования в области организации и научно- методического сопровождения процесса внедрения ФГОС НОО в образовательные учреждения Сахалина; активизировать инновационную деятельность по апробации технологий и методик обучения детей на основе системно-деятельностного подхода и современных подходов к оцениванию достижений учащихся;

Сахалинскому областному институту переподготовки и повышения квалификации кадров: разработать методические пособия по организации внеучебной деятельности в начальной школе в условиях внедрения образовательных стандартов второго поколения; разработать программы по духовно-нравственному воспитанию детей начального школьного возраста с учетом региональных условий; осуществлять мониторинг процесса внедрения стандарта второго поколения в начальной школе; развивать информационно- образовательную среду, обеспечивающую открытый и свободный доступ педагогов к информации посредством сетевого взаимодействие всех участников процесса внедрения новых стандартов; организовать взаимодействие с СахГУ по вопросам подготовки и переподготовки кадров для начальных классов.

«Сертификат участника» По итогам конференции, все участники получили «Сертификат участника». 70 человек, среди которых докладчики, руководители секций, активные участники секционных заседаний и организаторы конференции получили благодарственные письма от Министерства образования Сахалинской области и Сахалинского института переподготовки и повышения квалификации.

Оперативное выявление степени готовности образовательных учреждений сахалинской области к введению ФГОС НОО) второго поколения Во время работы конференции отделом науки и педагогических инноваций института проведено анкетирование руководителей образовательных учреждений и учителей начальных классов. Итоги анкетирования были представлены на заключительном заседании.

Результаты анкетирования участников научно-практической конференции: руководители школ, заместители руководителей, всего 27 человек

Вопрос 1. «Знакомы ли Вы с технологией разработки Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения и Базисного Учебного плана?» руководители учителя начальных классов

Вопрос 2. «Созданы ли в Вашей школе условия информационно- методического обеспечения процесса введения ФГОС НОО второго поколения?»

Вопрос 3. «Соответствует ли Ваше образовательное учреждение критериям готовности к введению стандартов второго поколения?»

Вопрос 4. «Соответствует ли степень готовности кадров Вашей школы требованиям к введению ФГОС НОО?»

Вопрос 5. «Эффективно ли решаются вопросы финансово-экономического обеспечения процесса введения ФГОС НОО?»

Вопрос 6. «Согласны ли вы с необходимостью введения ФГОС НОО второго поколения в школах Сахалинской области?» руководители учителя начальных классов

Вопрос 7. «Принимаете ли Вы идеологию ФГОС НОО второго поколения и концептуальные подходы его построения? Р уководители Учителя начальных классов

Вопрос 8. «Имеется ли в Вашем образовательном учреждении условия для организации внеучебной деятельности в начальной школе?»

Результаты анкетирования 76 учителей начальных классов - участников научно-практической конференции

Вопрос 1. «Знакомы ли Вы с содержанием ФГОС НОО второго поколения?»

Вопрос 2. «Знакомы ли Вы с содержанием примерной основной образовательной программы?»

Вопрос 3. «Знакомы ли Вы с новыми требованиями к результатам обучения учащихся?»

Вопрос 4. «Знакомы ли Вы с содержанием концепции духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника?»

Вопрос 5. «Знакомы ли Вы с технологией деятельностного обучения учащихся?»

Вопрос 6. «Знакомы ли Вы с новой системой оценки достижений планируемых результатов учащихся?»

Вопрос 7. «Знакомы ли Вы с содержанием и формой организации внеучебной деятельности младших школьников?»

Вопрос 8. «Согласны ли Вы с необходимостью введения ФГОС НОО второго поколения в школах Сахалинской области?»

Вопрос 9. «Принимаете ли Вы идеологию ФГОС НОО второго поколения?»

Вопрос 10. «Владеете ли Вы информационно-коммуникационными технологиями обучения?»

Вопрос11. «Владеете ли Вы технологией исследовательской и проектной деятельности?»

Об итогах научно-практической конференции информация представлена: в Министерство образования и науки Российской Федерации для отчета по реализации президентской инициативы «Наша новая школа»; В Министерство образования Сахалинской области; проведенная конференция, по оценке руководителя информационно-координационного центра Министерства образования науки Р.Ф. Дальневосточного федерального округа Беркетовой Л.отвечает требованиям времени и будет отмечено на федеральном уровне.

Об итогах научно-практической конференции информация представлена: на сайте ИРОСО; на федеральном сайте Министерства образования и науки; на региональном сайте МИКЦ Минобрнауки РФ в ДВФО; в газете «Губернские ведомости от 15 мая 2010г.; телекомпанией ОТВ; радио ГТРК«Сахалин» 14 мая 2010г.

Перспективы: Институт приглашен СахГУ к участию в организации и проведении Всероссийской научно-практической конференции «Приоритеты развития современного российского образования: проблемы и перспективы» (сентябрь 2010г.) Организация инновационных площадок – «пилотных школ» по апробации содержания и технологий обучения в начальной школе в соответствии с задачами стандартов второго поколения

Благодарим за внимание!