ДОКЛАД учителя-логопеда МОУ СОШ 24 г. Подольска Пановой Любови Сергеевны ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ 21. 09. 2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Advertisements

ЛАБОРАТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕМА 2: Принципы отбора педагогических технологий.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Основные понятия Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь достижения цели. Метод означает способ достижения цели, определенным.
Игровые технологии в образовательном процессе детского сада Валяс М.О., педагог-психолог Тамбов 2015.
П ЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Презентацию подготовила: И.Н.Яконюк, зам. заведующего по УВР, 1 кв.к. МКДОУ ХМР «Детский сад «Светлячок» д. Шапша»
Творческий подход в выборе методов обучения и воспитания Автор Чебан Наталья Ивановна, учитель начальных классов МОУ СОШ5 Г.Воскресенска.
«Современные педагогические технологии в дошкольном образовании» Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования.
целицели задачизадачи структураструктура содержаниесодержание логикалогика.
Современные образовательные технологии 3. 3 "как учить результативно?" «чему учить?" «зачем учить?» «как учить?"
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Материалы для проведения педагогического совета в школе Выполнила: Синельникова Л.М. зам. директора по УВР МОУ Кирсинская СОШ, 2012 г.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
Технология проектирования урока © МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» © Тьюторы Семенова О.Ю., Волченкова Н.А.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
Из опыта работы Долотовой Надежды Ивановны. Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках математики на основе дифференцированного обучения.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения Учитель начальных классов МКОУ «СОШ 19»
Транксрипт:

ДОКЛАД учителя-логопеда МОУ СОШ 24 г. Подольска Пановой Любови Сергеевны ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ г. г. Подольск

Цели обучения Сознательно планируемые результаты обучения, которые отражают усваиваемые знания, навыки, умения, развитие творческого мышления, человечности и других качеств, необходимых личности как субъекту общественной, трудовой и семейной жизни. Перечень целей: 1. Знание. Ученик знает факты, терминологию, теории, методы, принципы. 2. Понимание. Ученик объясняет связи между явлениями, преобразует материал, описывает следствия, вытекающие из данных. 3. Применение. Ученик использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях. 4. Анализ. Ученик выделяет скрытые предположения, существенные признаки, логику рассуждения. 5. Синтез. Ученик пишет сочинение, делает план эксперимента, решает проблемы с опорой на знания из разных областей. ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Содержание образования – это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, познавательного и творческого опыта. Методы обучения – это система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Группы методов обучения 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ По источнику передачи и восприятия учебной деятельности По логике передачи и восприятия информации По степени самостоятель- ности мышления По степени управления учебной работой СловесныеИндуктивныеРепродуктивныеПод руководством преподавателя НаглядныеДедуктивныеПроблемно- поисковые Самостоятель- ная работа обучаемых Практические

Группы методов обучения 2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности. ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования ответственности и долга Познавательные игрыУбеждения в значимости учения Учебные дискуссииПредъявления требований Создание эмоционально- нравственных ситуаций Поощрения и наказания Организационно-деятельностные игры

Группы методов обучения 2. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы практического контроля и самоконтроля Индивидуальный опросПисьменные контрольные работы Компьютерный контроль Фронтальный опросПисьменные зачеты, экзамены Практическо- лабораторный контроль Устные зачеты, экзамены

Форма обучения – это целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Средство обучения – это искусственно созданный или естественный объект, специально используемый для образовательных целей в качестве носителей учебной информации и/или инструмента учебно-познавательной деятельности. Прием обучения – это конкретная операция взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации метода обучения. ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ МЕТОДИКАМЕТОДИКА ТЕХНОЛОГИЯТЕХНОЛОГИЯ ЦЕЛИ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДЫ ФОРМЫ СРЕДСТВА ПРИЁМЫ

(по В. И. Загвязинскому) Методика обучения – совокупность методов и приемов, используемых для достижения определенного класса целей. Методика может быть вариативной, динамичной в зависимости от характера материала, состава учащихся, ситуации обучения, индивидуальных возможностей педагога. Отработанные типовые методики превращаются в технологии. Технология – это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий и операций, гарантирующих получение заданного результата. Технология содержит определенный алгоритм решения задач. В основе использования технологий положена идея полной управляемости обучения и воспроизводимости типовых образовательных циклов. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ

Методика Каше Г.А. Г. А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи». Методика Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П. А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова «Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма». МЕТОДИКИ

Методика Корнева А. Н. А. Н. Корнев «Нарушения чтения и письма у детей». Методика Лалаевой Р. И. Р. И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах». МЕТОДИКИ

Методика Ефименковой Л. Н. Л. Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». Методика Андроновой Л. З. (Арутюнян) Л. З. Арутюнян (Андронова) «Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи». МЕТОДИКИ

Методика Садовниковой И. Н. И. Н. Садовникова «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». Методика Фомичевой М. Ф. М. Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения». МЕТОДИКИ

Методика Цветковой Л. С. Л. С. Цветкова «Методика нейропсихологической диагностики детей», «Нейропсихология и афазия: Новый подход». Методика Волковой Г. А. Г. А. Волкова «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников». МЕТОДИКИ

Методика Ткаченко Т. А. МЕТОДИКИ

Методика Мазановой Е. В. МЕТОДИКИ

Методика Коноваленко С. В., Коноваленко С. С. МЕТОДИКИ

Методика логопедического обследования Тестовая методика диагностики Ахутиной Т. В., Фотековой Т. А. «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов». Методика Волковой Г. А. «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики». Методика Волковской Т.Н. «Иллюстративная методика логопедического обследования». Методика Акименко В. М. «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями». Методика Безруковой О. А., Каленковой О. Н. «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста». МЕТОДИКИ

Критерии технологичности Образовательная технология должна удовлетворять основным требованиям (критериям): Концептуальность Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость КРИТЕРИИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ

Концептуальность. Каждой образовательной технологии должна быть присуща опора на научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. КРИТЕРИИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ

Системность. Образовательная технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. КРИТЕРИИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью корректировки результатов. КРИТЕРИИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ

Эффективность. Современные образовательные технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. КРИТЕРИИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведение) образовательной технологии в других однотипных общеобразовательных учреждениях, другими субъектами. КРИТЕРИИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ

«Образовательная технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий». ТЕХНОЛОГИИ

Технология логопедического обследования. Технология коррекции звукопроизношения. Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи. Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи. Технология развития интонационной стороны речи. Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи. Технология развития лексико-грамматической стороны речи. Технология логопедического массажа. ТЕХНОЛОГИИ

Технология Грибовой О. Е. О. Е. Грибова «Технология организации логопедического обследования». ТЕХНОЛОГИИ

Технология Агранович З. Е. З. Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей». Технология Нищевой Н. В. Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)». ТЕХНОЛОГИИ

Технология дифференцированного обучения (технология уровневой дифференциации) Основная цель данной технологии: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Основная задача технологии дифференцированного обучения: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. ТЕХНОЛОГИИ

Игровые технологии Игровые технологии позволяют: проводить занятия в нетрадиционной форме; раскрывать способности учащихся; развивать коммуникативные навыки; организовывать процесс обучения в форме состязания; облегчать решение учебной задачи; вовлекать всех учащихся группы в учебный процесс; практически закреплять полученные знания; формировать мотивационную сферу учащихся. Игра рассматривается как преодоление пассивности учеников. ТЕХНОЛОГИИ

Информационно - коммуникативные технологии ( ИКТ ) ИКТ позволяют: сделать занятие динамичным; экономят время для написания задания на доске; смена заданий происходит быстро, что развивает навык переключаемости внимания («мобильности») учащихся; зрительные образы лучше сохраняются в детской памяти. Учитель-логопед может использовать ИКТ на различных этапах занятия: как организационный момент при введении в новую тему, как вариант очередного задания, закрепление полученных знаний (тестирование), подведение итогов занятия. ТЕХНОЛОГИИ

Здоровьесберегающие технологии Позволяют: равномерно во время урока распределять различные виды заданий; чередовать мыслительную деятельность с физминутками; определять время подачи сложного учебного материала; выделять время на проведение самостоятельных работ; нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. Предполагают совокупность воздействий: педагогических; психологических; медицинских. ТЕХНОЛОГИИ

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского 1.знания = средством развития учащихся 2.ориентация на «зону ближайшего развития» 3.характер положительной оценки учебной деятельности. ТЕХНОЛОГИИ

Технология поэтапного формирования умственных действий Теория поэтапного формирования умственных действий разработана П. Я. Гальпериным Условия для овладения новым умственным действием: 1. наличие мотивации; 2. выполнение действия во внешней форме без ошибок; 3. приобретение действием свойств обобщенности, разумности; 4. перевод действия в умственный план. Действия: Внешняя речьвнутренняя речьскрытая речь (внутреннее действие) ТЕХНОЛОГИИ

Технология организации «ситуации успеха» (идеи Н. Е. Щурковой) культивирование настроения доброжелательности; снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь; авансирование ребёнка, т.е. оглашение его успехов; усиление мотивов деятельности; педагогическое внушение; педагогическая оценка. ТЕХНОЛОГИИ

Новые логопедические технологии В. М. Акименко «Новые логопедические технологии». ТЕХНОЛОГИИ

Новые логопедические технологии Логопедический массаж Массаж языка Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины. Японская методика пальцевого массажа Массаж при ринолалии Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Ароматерапия – улучшение работоспособности и настроения с помощью запахов. Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека. Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека. Имаготерапия – театрализация терапевтического процесса (образ). В основе лежит использование пересказа произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию. Су-Джок терапия – влияние высокоактивных точек кистей и стоп на соответствующие органы и участки тела. ТЕХНОЛОГИИ

Спасибо за внимание!