Дыхатель ная система. Дыханием называется процесс газообмена между организмом и окружающей, средой. дыхательная система снабжает кровь достаточным количеством.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Строение и значение дыхательной системы. Дыхание – это совокупность физиологических процессов, обеспечивающих между организмом и окружающей средой сложную.
Advertisements

Строение и значение дыхательной системы. Дыхание – это совокупность физиологических процессов, обеспечивающих между организмом и окружающей средой сложную.
«Медицинский Университет Астана» АО СРС На тему : Дыхательная система человека Подготовила: Тасмухамбетова А.М Проверил: Тасжуреков А.О. Астана 2011 год.
Строение и значение дыхательной системы Учитель биологии Шмыкова И.А. МОУ СОШ 29, г.Георгиевска, Ставропольского края.
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Основные термины и определения: Дыхание Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление.
Дыхательная система. 1.Строение и функции органов дыхания.Строение и функции органов дыхания. 2.Дыхательные движения и их регуляция. 3.Газообмен в тканях.
Дыхание Цель урока: Развивать понятие «дыхание», сформировать знания об особенностях строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями.
Тема урока: Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания.. Если бы люди правильно дышали, То болезни стали бы редкостью. Авиценна.
ДЫХАНИЕ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ: без пищи – несколько месяцев, без воды – до 10 дней, без воздуха –несколько минут. ПОЧЕМУ?
Дыхательная система человека. Дыхание Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой. Процесс дыхания состоит из 4-х этапов: 1)обмен газов.
Дыхательная система. 1.Строение и функции органов дыхания.Строение и функции органов дыхания. 2.Дыхательные движения и их регуляция. 3.Газообмен в тканях.
Значение дыхания. Органы дыхания Значение дыхания. Органы дыхания.
Дыхание. Органы дыхания.
Подготовила учитель химии и биологии Раскаткина Вера Юрьевна.
Дыхание Автор учитель гимназии 42 г. Барнаула Козлова В.М.
Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения.
Дыхательная система Зачем нашему организму кислород?
1 Система органов дыхания человека Урок биологии в 9 классе.
План-конспект урока (биология, 8 класс) по теме: Урок по биологии 8 класс "Строение и функции органов дыхания"
Дыхание МОУ Заболотовская СОШ Учитель биологии Коленова Ю.Н.
Транксрипт:

Дыхатель ная система

Дыханием называется процесс газообмена между организмом и окружающей, средой. дыхательная система снабжает кровь достаточным количеством кислорода и удалять из нее углекислый газ.

Функции органов дыхания 1. Обеспечивают газообмен

Функции органов дыхания 2 Участвуют в голосо- образовании 3 Участвуют в теплорегуляции

Этапы процесса дыхания Внешнее дыхание Газообмен в легких Обмен газов между Кровью и тканями Газообмен в тканях Клеточное дыхание

1) легочная вентиляция (внешнее дыхание) - обмен газов между средой и легкими. 1) легочная вентиляция (внешнее дыхание) - обмен газов между средой и легкими. 2) газообмен в легких (легочное дыхание)- обмен газов между альвеолами легких и кровью 2) газообмен в легких (легочное дыхание)- обмен газов между альвеолами легких и кровью

3) Обмен газов между кровью и тканями- перенос О2 от легких к тканям и СО2 из тканей в легкие 3) Обмен газов между кровью и тканями- перенос О2 от легких к тканям и СО2 из тканей в легкие 4) газообмен в тканях 4) газообмен в тканях 5) клеточное дыхание (в митохондриях) 5) клеточное дыхание (в митохондриях)

Дыхательная система Легкие Дыхательные (воздухоносные) пути Носовая полость Носоглотка Глотка Гортань Трахея Бронхи

Дыхательные пути ВерхниеНижние

Внешнее дыхание Инспирация - вдох Инспирация - вдох Экспирация - выдох Экспирация - выдох

Носовая полость Образована лицевыми костями, хрящами и разделена на две симметричные половины. Образована лицевыми костями, хрящами и разделена на две симметричные половины. В полость носа открывается носослезный канал, по которому выводится избыток слезной жидкости. В полость носа открывается носослезный канал, по которому выводится избыток слезной жидкости.

Носовая полость В каждой половине имеются три носовые раковины (верхняя, средняя и нижняя), которые образуют три носовых хода. В каждой половине имеются три носовые раковины (верхняя, средняя и нижняя), которые образуют три носовых хода. В полости носа заключены также обонятельные рецепторы. Слизистая полость носа выстлана мерцательным эпителием, содержит секрет слизистых клеток, обволакивающих частички пыли и увлажняющих воздух, большое число кровеносных сосудов, обеспечивающих согревание воздуха. Слизистая полость носа выстлана мерцательным эпителием, содержит секрет слизистых клеток, обволакивающих частички пыли и увлажняющих воздух, большое число кровеносных сосудов, обеспечивающих согревание воздуха.

К моменту рождения носовая полость недоразвита, отличается узкими носовыми отверстиями и практическим отсутствием придаточных пазух., окончательное формирование которых происходит в подростковом возрасте Объем носовой полости с возрастом увеличивается в 2,5 раза Структурные особенности носа затрудняют носовое дыхание -дети дышат с открытым ртом- простудные заболевания Гайморит-воспаление придаточной пазухи носа Фронтит-воспаление лобной пазухи

Носоглотка -верхняя часть глотки. В носоглотку открывается полость носа и слуховая труба, соединяющая полость глотки со средним ухом Полость носоглотки служит проводящими каналами для воздуха, Отличается меньшей длинной и большей шириной и низким расположение евстахиевой трубы ОТИТ Тонзилит -воспаление миндалин

Гортань образована хрящами, соединенными между собой связками и мышцами.

Строение гортани Хрящи. Хрящи. Эластичная мембрана, (ее волокна образуют голосовые связки). Эластичная мембрана, (ее волокна образуют голосовые связки). Поперечно- полосатые мышцы. Поперечно- полосатые мышцы. Слизистая оболочка (мерцательный эпителий). Слизистая оболочка (мерцательный эпителий).

Полость гортани разделена двумя складками слизистой оболочки, не полностью сходящимися по средней линии. Пространство между этими складками - голосовая щель По краям голосовой щели в слизистой оболочке лежат фиброзные эластичные связки, которые называются нижними, или истинными, голосовыми складками (связками).

Над ними находятся ложные голосовые складки, которые защищают истинные голосовые складки и сохраняют их влажными; они помогают также задерживать дыхание, а при глотании препятствуют попаданию пищи в гортань. Специализированные мышцы натягивают и расслабляют истинные и ложные голосовые складки. Эти мышцы играют важную роль при фонации, а также препятствуют попаданию каких- либо частиц в дыхательные пути.

Образование звука Воздух во время выдоха проходит через голосовую щель и вызывает колебание голосовых связок, вследствие чего возникает звук. Воздух во время выдоха проходит через голосовую щель и вызывает колебание голосовых связок, вследствие чего возникает звук. Чем короче голосовые связки, тем выше их звук. Чем короче голосовые связки, тем выше их звук. Частота колебания связок от 80 до Гц. Частота колебания связок от 80 до Гц.

У детей гортань короче, уже и располагается выше, чем у взрослых. Наиболее интенсивно растет в 1-3 год в пубертатный период В пубертатный период появляются половые отличия в строении гортани. У мальчиков образуется кадык, удлиняются голосовые связки, гортань становится шире, длиннее- -- происходит ломка голоса

Трахея –имеет вид цилиндрической трубки, состоящей из хрящевых полуколец. Выстлан изнутри реснитчатым эпителием Длина трахеи увеличивается в соответствии с ростом туловища, максимальный рост -в лет Окружность трахеи увеличивается соответственно увеличению объема грудной клетки.

Трахея спускается в грудную полость, где делится на правый и левый бронхи; стенка ее образована соединительной тканью и хрящом, который образует неполные кольца. Правый бронх обычно короче и шире левого. Войдя в легкие, главные бронхи постепенно делятся на все более мелкие (2,3 порядков), образуя -бронхиальное дерево. Самые мелкие конечные бронхи, являются последним элементом воздухоносных путей и называются- бронхиолы. От гортани до конечных бронхиол трубки выстланы мерцательным эпителием.

Наиболее интенсивно растет в 1-3 год в пубертатный период Слизистая оболочка воздухоносных путей у детей более обильно снабжена кровеносными сосудами и содержит меньше слизистых желез

Легкие имеют вид губчатых конусовидных образований, лежащих о обеих половинах грудной полости. Левое легкое состоит из 2-х долей, а правое из 3-х.

Бронхиолы разветвляются на альвеолярные ходы с мешочками, стенки которых образованы множеством легочных пузырьков - альвеолы. Стенки альвеол состоят из одного слоя эпителиальных клеток и окружены легочными капиллярами. Внутренняя поверхность альвеолы покрыта поверхностно-активным веществом сурфактантом. Отдельная альвеола, тесно соприкасающаяся с соседними структурами, имеет форму неправильного многогранника и приблизительные размеры до 250 мкм.

Каждая альвеола окружена снаружи густой сетью капилляров. Через стенки альвеол и капилляров происходит газообмен

Газообмен в легких

Каждое легкое окружено мешком -плеврой. Наружный (париетальный) листок плевры примыкает к внутренней поверхности грудной стенки и диафрагме, внутренний (висцеральный) покрывает легкое. Щель между листками называется плевральной полостью, заполнена серозной жидкостью (1-2 мл) Давление в плевральной полости всегда меньше атмосферного (отрицательное). В условиях покоя внутриплевральное давление у человека в среднем на 4,5 торр ниже атмосферного (- 4,5 торр).

1. Легкие у детей растут за счет увеличения объема альвеол: У новорожденного d=0,07 мм У взрослого d=0,2 мм 2. До 3-х лет происходит интенсивный рост легких и дифференцировка их отдельных частей. Число альвеол к 8 годам достигает их числа у взрослого человека.

Возрастные особенности типа дыхания: 1.У маленьких детей ребра имеют маленький изгиб и занимают горизонтальное положение, межреберные мышцы слабые --- диафрагмальный тип дыхания (до 6 мес) 2.Развитие межреберных мышц, грудная клетка опускается вниз и ребра принимают косое положение -- - груднобрюшное дыхание 3.От 3-7 лет в связи с развитием плечевого пояса преобладает грудной тип дыхания 4.В 6-8 лет появляются отличия: У мальчиков --- брюшной тип У девочек --- грудной тип

Дыхательные движения У новорожденного дыхание частое и поверхностное – раз в минуту В 1 год – раз в минуту В 2 года – раз в минуту В 4-6 лет – раз в минуту В 7-9 лет – раз в минуту У взрослого – раз в минуту

Минутный объем дыхания - количество воздуха, который человек вдыхает за 1 минуту У новорожденного– мл В 1 год – мл В 6 лет – 3500 мл В 10 лет – 4300 мл В 14 лет – 4900 мл У взрослого – мл

Жизненная емкость легких – наибольшее количество воздуха, который человек может выдохнуть после глубокого вдоха В 4 года – 1200 мл В 7 лет – 1400 мл у мальчиков – 1200 мл у девочек В 10 лет – 1630 мл у мальчиков – 1460 мл у девочек В 12 лет – 2000 мл у мальчиков – 1900 мл у девочек В 15 лет – 2600 мл у мальчиков – 2530 мл у девочек В лет – 3500 мл у мальчиков – 2600 мл у девочек

Объем вдыхаемого воздуха В 1 мес – 30 мл В 1 год – 70 мл В 6 лет – 156 мл В 10 лет – 239 мл В 14 лет – 300 мл У взрослого – 500 мл