ТЕМА УРОКА Возвратное местоимение СЕБЯ. Повторение изученного материала Что называется местоимением? Назовите личные местоимения. Когда к личным местоимениям.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Склонение личных местоимений Учитель ГОУ СШИ 65 для глухих детей Софронова Е.В.
Advertisements

Возвратное местоимение СЕБЯ. Местоимения древнерусского языка Современный русский язык Самостоятельная часть речи Часть слова, суффикс себеМестоимение.
Личное местоимение (повторение) + возвратное местоимение Доценко Н. Н. Гимназия 1551.
МестоименияМестоимения. Местоимение как часть речи 1. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Местоимение Местоимение Работу выполнила Работу выполнила ученица 10 класса Бишевской СОШ Апастовского района РТ Миннуллина Роза Руководитель: Алексеева.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Местоимение 6 класс Выполнила учитель русского языка и литературы Яшина Н.Ю. МБОУ Радищевская СОШ г.
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Местоимение как часть речи (Материалы к урокам русского языка в 6 классе) Составила Чернова Л.Н., учитель русского языка МОУ СОШ 5 г.Светлого.
Личные местоимения Урок в 6 классе (учебник М. М. Разумовской). Учитель МОУ Новосельцевской СОШ Андреева Г. А.
Лексика и фразеология. Выполнила: учитель русского языка и литературы Базаркина Н.А.
В ходе этого урока вы познакомитесь с основными признаками местоимения как части речи; узнаете, на какие разряды делятся слова этой части речи. План урока:
Местоимение –ть речи, которая не называет предмет, признак, количество, а только указывает на него. Местоимение – часть речи, которая не называет предмет,
Тема урока: Лексико-грамматические разряды наречий. (Смысловые группы наречий).
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Выполнила: Полина Л.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ 19 г. Новосибирска.
Местоимение как часть речи Он Она Оно Они Я и Ты Вы и Мы ЛИЧНЫЕ МЕСТОИ МЕНИЯ 6 класс, учитель Хатинская И.П.
Дополнение Письмо мальчик пишет карандашом. Самостоятельно найдите грамматическую основу. Чем она выражена? Дайте характеристику предложению. Это предложение.
Тема: Употребление существительных в родительном падеже Сактаганова. Н. А.
Подготовила : Черникова Наталия Никитична, учитель русского языка и литературы Пластинского филиала МБОУ СОШ ст. Дрязги.
Девятнадцатое апреля Классная работа. Повторение и обобщение изученного о местоимениях. Употребление местоимений в речи.
Транксрипт:

ТЕМА УРОКА Возвратное местоимение СЕБЯ

Повторение изученного материала Что называется местоимением? Назовите личные местоимения. Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н ? Как пишутся местоимения с предлогами?

Поставьте местоимения в нужной форме Появился у (он ), блестит надо (я ), проявлять заботу обо (я ), думать о (он ), прибыл с (они ), у (он ) в оранжерее, расстилаться над (они ), беседовать с (они ), трава подо (я ), объясниться с (он ), сожалеть о (он ), подарим (они ).

Проверьте себя Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нём, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над ними, беседовать с нами, трава подо мной, объясняться с ним, сожалеть о нём, подарил им.

Отгадайте загадки, о каких местоимениях идёт речь?

О каких местоимениях идёт речь? В каком местоимении два звука, но буква одна? Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? Сколько личных местоимений в слове семья? Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.

О каких местоимениях идёт речь? oЯoЯ [йа] oяoямы oсoсемь я oяoякорь oтoтыква

Знакомство с теоретическим материалом В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола. В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).

Знакомство с теоретическим материалом Местоимения древнерусского языка Современный русский язык Самостоятельная часть речи Часть слова, суффикс себе местоимение- существительное: себя ся - - -суффикс глагола: учишься

Сравните Девочка облила себя водой. Девочка облилась водой.

Просклоняйте самостоятельно местоимение себя И.п. – Р.п. – Д.п. – В.п. – Т.п. – П. п. –

Склонение местоимения СЕБЯ

Синтаксическая функция: в предложении возвратное местоимение себя чаще всего выполняет роль дополнения.

Запомните! Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.

Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый И.п Мужской родЖенский родМножественное число Р.п. (кого?) себясамого себясамой себясамих себя Д.п. (кому?) себесамому себесамой себесамим себе В.п. (кого?) себясамого себясаму себясамих себя Т.п. (кем?) собой (-ою) самим собойсамой собойсамими собой (-ою) П.п. (о ком?) о себе о самом себео самой себео самих себе

Работа с учебником: прочитайте теоретический материал на с. 145 Упражнение 377 Устно – вставьте в нужной форме возвратное местоимение себя и обозначьте его падеж; объясните орфограммы. Письменно – выполните морфологический разбор.

Проверь себя! 1. Для себя (Р.п.) жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить. 2. Не кричи о себе (П.п.), пусть другие о тебе хоть тихо скажут. 3. Нет лучше шутки, чем над собой (Т.п.). 4. Кто только о себе (П.п.) хлопочет, тот о других и знать не хочет.

Небольшая физзарядка – для вас хорошая РАЗРЯДКА.

- Прежде, чем выполнять упражнение, давайте вспомним, что такое фразеологизмы. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. - Какова синтаксическая роль местоимения в составе фразеологизмов? Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Например: Мне не по себе. Задача: замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя, подчеркните их как члены предложения. Упражнение 378

Этот человек себе на уме. Всё устроилось само собой. Наездник не скоро пришёл в себя после того, как упал с лошади. Читай про себя. После болезни мальчик на себя не похож.

Подберите к данным словам синонимы, слова или словосочетания, содержащие местоимение себя, объясните значение слов и выражений Эгоист – Читать молча, не вслух – Проявлять выдержку, терпение – Лишаться самообладания – Судить по своим силам или вкусам – Стать замкнутым, необщительным – Плохо выглядеть, находиться в душевном, нервном расстройстве – Быть скрытным, хитрым, иметь «заднюю» мысль –

эгоист – себялюбец; читать молча, не вслух – читать про себя; проявлять выдержку, терпение – владеть собой; лишиться самообладания – выходить из себя; судить по своим силам или вкусам – судить по себе; стать замкнутым, необщительным – уйти в себя; плохо выглядит, находится в душевном, нервном расстройстве – не похож на себя; скрытен, хитер, имеет «заднюю» мысль – себе на уме. ОТВЕТЫ:

Дополнительный материал. - Назовите лицо, на которое указывает местоимение себя. Определите падеж возвратного местоимения. 1) Она не могла простить себе, что уехала от дочери. 2) Ни в чем не повинные люди чувствовали себя виноватыми и нервничали на каждой длинной стоянке. 3) Сколько помнил себя Серпилин, он почти все время учился.

Подведение итогов урока Что вы сегодня на уроке узнали нового? Чем отличается местоимение себя от личных местоимений?

Домашнее задание: теоретический материал – параграф 68, записи в тетради; письменно - упр Подготовиться к сочинению по плану. Описать, какой случай произошел с мальчиком? Построение рассказа: Экспозиция – где? когда? кто? Завязка – однажды… как-то раз… Развитие действия – что задумал наш герой; действия мальчика; действия котенка. Кульминация рассказа – приходит мама… Развязка. Включить в рассказ описание интерьера, диалог. Подыскать необычное название рассказа. Например: «Помог!», «Поспешишь – людей насмешишь», «Вот так сюрприз!» и т.д. СОДЕРЖАНИЕ

Список литературы: Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5 – 9 классы: Учебник для учеб. заведений с углубл. изуч. русс. яз. – М.: Дрофа, – 432 с. Русский язык: Учеб. для 6 кл.общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, – 224 с. Лебедев В.А. Поурочные разработки к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык. 6 класс». – М.: Дрофа, – 352 с.- (Библиотека учителя. Русский язык).