Семинар Семинар учителей биологии г. Сочи 24.04.2013 Рындина С.М. Готовимся к ЕГЭ 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Память кладовая ума Пословица Ковальчук Л.Л., классный руководитель 10 класса «Б» МОУ СОШ
Advertisements

Память это способность мозга запоминать, сохранять и впоследствии воспроизводить то, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. это отражение.
Память
Память это способность мозга запоминать, сохранять и впоследствии воспроизводить то, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. это отражение.
Доклад на тему:Тренировка памяти. Память это психический процесс, включающий в себя: а) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей и т. д.;
Память.Механизмы и виды памяти.. Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить.
Презентация к уроку по психологии по теме: Память
Особенности ВНД Особенности ВНД Речь, сознание Память, мышление.
Память – это отражение прошлого опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим.
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ И СПОСОБЫ ЕЕ УЛУЧШЕНИЯ. Некоторые сведения о памяти Свойства памяти Виды памяти: Моторная память Эмоциональная память Образная память.
Развитие памяти у младших школьников Работу выполнила: Учитель начальных классов МАОУ «СОШ10»г. Перми Чикилева Ирина Алексеевна.
Психические процессы: внимание и память 1. Характеристика и функции внимания 2. Виды и свойства внимания 3. Память и представления. Основные мнемические.
Выполнила : ученица МБОУ Лебяженской школы 10 класса Колпакова Валерия Руководитель : Никитина И. А., учитель иностранного языка « Память и методы запоминания.
На внимание и память жалуются все, а на рассудок - никто.
Как развить память?. Память Память является нашей базовой познавательной функцией, она позволяет запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию.
По длительности сохранения информации память делится на: Мгновенную (удерживает большое количество информации, но на очень короткое время); Кратковременную.
Среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек со дня своего рождения, одной из важнейших является возможность запечатлеть и воспроизводить.
ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ Подготовил доц. Несторович Я.М..
Транксрипт:

семинар Семинар учителей биологии г. Сочи Рындина С.М. Готовимся к ЕГЭ 2013

Виды памяти (по характеру участия воли в запоминании и воспроизведении): Виды памяти (по характеру участия воли в запоминании и воспроизведении): Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).

Знаете ли вы, что… Наполеон был способен прочитывать до 2 тыс. слов в минуту. Бальзак прочитывал роман за полчаса Македонский знал 30 тыс. своих солдат поименно и в лицо Моцарт один раз прослушал сочинение Аллегри и смог после этого воссоздать точную копию по нотам.

От чего зависит память? От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить материал). От приемов заучивания Приемы заучивания а) механическое дословное многократное повторение работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Повторении материала без его осмысливания.

б) логический пересказ -логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами работает логическая память (смысловая) вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти! (ГИА- «С» часть образные приемы запоминания в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно- двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная; г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания)

Наглядно-образная память Проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов. Это может быть зрительное представление объектов наблюдения(модели, таблицы) Наглядно-образная память имеет большое значение в рабочей, учебной и творческой деятельности человека. Посмотрел-запомнил

Словесно-логическая память Выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот вид памяти тесно связан с речью. Например, объект наблюдения можно не только запечатлеть в наглядном образе, но и запомнить его характерологическую сущность. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме.

Правое – образное, левое - словесное Мозг человека состоит из двух полушарий. Правое – образное, левое - словесное. Правое - это эмоции, левое - разум. Мозг привык запоминать все таким, как есть - в многообразии цветов, звуков, запахов, других качеств. Восприняв что-то, он в правом полушарии составляет образ - модель, в левом - соответствующие ему слова. Воспринятое таким образом не стирается

Но наша цивилизация вторглась и сюда. Девяносто процентов информации подается в усеченном виде - голос диктора, текст книги, обрывочные картинки телевизора и т.д. В одном полушарии информация впечатывается. B другом - бесформенное пятно. Отсюда неконтролируемое забывание. Дефекты внимания, пробелы памяти. Именно из-за усеченной информации распадается детское восприятие!

Объём запоминаемой информации зависит от способа её полученияРечевой 15%Зрительный25% Оба одновременно 65%

слезная железа верхнее веко верхний слезный каналец слезное «озеро» слезный мешок носо-слезный проток

У представителей какого класса Млекопитающих впервые появляются веки? Причина возникновения?

Анатомия - строение зрительного анализатора Физиология - работа слёзного аппарата Гигиена - конъюктивит Эволюция - выход позвоночных на сушу Общая биология –идиоадаптации в строении зрительного анализатора позвоночных в связи с выходом их на сушу. Рудиментарное третье веко.

Двигательная память зависит от сочетаний кинестетических ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток. Возникнув, двигательный образ оказывает влияние на группу мышц, работа которых связана с этим образом.

лёгочное, рёберно -диафрагмальное Дыхание- лёгочное, рёберно -диафрагмальноегортань трахея бронхи лёгкие диафрагма (выдох) диафрагма (вдох)

Дифрагмальное дыхание - стимулирует перистальтику кишечника; улучшает циркуляцию крови в брюшной полости благодаря изменению давления в ней, создаваемого диафрагмой; - лучше заполняет легкие, способствует большему насыщению крови кислородом и удалению углекислого газа;, - успокаивая любые возбуждения, особенно эмоциональные, плавная ритмичная работа диафрагмы создает соответствующие нервные посылы в центральную нервную систему. Согласно учению йогов тот, кто дышит медленно и редко, живет дольше. Если вы сумеете делать 35 циклов дыхания в минуту, то ваше здоровье и психический потенциал сильно возрастут, а процессы естественного старения замедлятся

Диафрагмальное дыхание

Эмоциональная память это память на эмоциональные состояния, имеющие место в прошлом. Так, в памяти могут всплыть приятные воспоминания о хорошо выполненном действии, и от этого оно отчетливо, в деталях, прочно запечатляется в нервной системе человека. И наоборот, неприятные воспоминания постепенно вытесняют подробности неуверенно выполненного действия. Яркие эмоциональные переживания быстро запоминаются и легко воспроизводятся. В этом одна из причин того, что интересный материал лучше удерживается в памяти, чем неинтересный, так как интерес всегда имеет более или менее выраженную эмоциональную окрашенность.

Различают также долговременную и кратковременную (оперативную) память. Кратковременная память удерживает информацию в виде неполного отражения событий. Это происходит, например, при взгляде на скопление каких-либо объектов, лиц, цифровых знаков и т. д.

Долговременная память служит для запоминания информации надолго. Все, что удерживается на протяжении более нескольких минут, находится в системе долговременной памяти. Весь приобретенный жизненный опыт составляет ее часть. Считают, что экспериментальная психология занимается в основном проблемами введения материала в долговременную память, его хранения и воспроизведения. Важнейшим процессом здесь выступает запоминание.

Средний объем ограничен 7±2 единицами интегрированной информации Основные характеристики кратковременной памяти. С особенностями КП, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуального устойчивого объема кратковременной памяти человека вновь поступающая в нее информация частично вытесняет уже храняющуюся там.

Для уменьшения забывания необходимо: 1)понимание, осмысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро и почти полностью 2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, т. к. через час в памяти остается только 50% механически заученной информации. 3) Заучивание маленькими порциями в течение подготовки к ЕГЭ с периодическими повторениями намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю экзамена Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий

Известные в психологии приемы запоминания делятся на логические (смысловые) и механические.

Логическое запоминание направлено на смысл запоминаемой информации. При этом предлагается усиленная работа мышления. Механическое запоминание связано с формой воспринимаемой информации: слова, звуки, образы. Смысловое содержание воспринимаемого материала в процессе запоминания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Это заучивание текста стихотворения, движений, номеров телефонов. В практической деятельности нередко трудно провести грань между логическим и механическим запоминанием. Это хорошо видно на самом распространенном приеме запоминания повторении.

Повторение известно с древности. Давно бытует крылатое выражение: «Повторение мать учения». Действительно, процесс обучения насыщен приемами повторения. Однако следует помнить, что в процессе повторения механизмы памяти работают не сами по себе, а в системе личности. Запоминает не память, а личность, человек. Для человека характерно то, что он целенаправлен в своей деятельности. И чем значимее для него цель, тем большую активность он проявляет в повторении.

Повторение самый распространенный метод запоминания. Здесь нужно знать следующие правила:

1) большой по объему материал нужно делить на части соответственно его смысловому значению и заучивать по частям, после чего повторять в целом;

2) число повторений должно быть больше того, что оказалось достаточным для первого полного воспроизведения заучиваемого материала;

3) повторение информации должно начинаться не позднее, чем через час после запоминания (наблюдения и специальные исследования показывают, что через час в памяти человека остается не менее 50% запомненного, а через день эта цифра доходит до 30-35%).

Большую роль при запоминании материала играет установка на запоминание. Как показывает практика и экспериментальные исследования, люди, которые воспринимают материал лишь для записи, значительно быстрее забывают его в сравнении с теми, кто этот же материал запоминает с установкой «запомнить навсегда». Особое значение имеет здесь важность материала. Если человек ясно сознает, что запоминаемый материал ему нужен, то установка на прочное запоминание формируется легко и свободно. Отсюда следует вывод: запоминаемая информация должна классифицироваться по степени важности.

Известно, что память у всех различна. Это связано с индивидуально- психологическими и возрастными особенностями людей. На основании подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций замечаются подъемы и спады в памяти.

На основании исследований психологов и обобщения жизненного опыта можно сказать, что укрепление памяти связано с воспитанием воли, внимания, наблюдательности, применением осмысленных приемов заучивания. Самое благотворное влияние на развитие памяти имеет изучение иностранных языков.

Структурирование Схематизация

Если Вы часто забываете, не помните, где Ваши вещи, приходится записывать элементарные вещи в свой ежедневник, подумайте – может пора тренировать свою память? Самая лучшая память у: актеров – много учат монологов ученых – понятно, потому что равномерно усиленно работают все части мозга. пчеловодов (!) – оказывается, продукты пчеловодства очень богаты на микроэлементы, что способствует развитию памяти.