Тема 6: « Потребительское поведение » составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория поведения потребителей.. Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные.
Advertisements

Поведение потребителя в рыночной экономике Цель : изучить поведение потребителя в рыночной экономике.
Микроэкономика Основные вопросы темы: Основы теории потребительского поведения 1. Полезность: общая и предельная 2. Количественная (кардиналистическая)
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
1. Потребительский выбор и факторы его определяющие. 2. Бюджетная линия и кривые безразличия. 3. Правила максимизации полезности. Содержание.
Экономика 10 класс. ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА Тема 6. Вопросы: 1. Кардиналистская теория полезности 2. Ординалистская теория полезности.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Теория потребительского выбора Исполнитель: Дышаева Л. Ф.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
Глава 5. Основы теории потребительского поведения.
Теория потребительского поведения Лекция 7. План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Тема 5. Потребительское поведение План лекции: 1. Теория предельной полезности. Кардинализм и ординализм. Бюджетная линия и оптимум потребителя. 2. Поведение.
Кафедра математики и моделирования Старший преподаватель Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 22. Тема: Моделирование потребительского поведения.
Транксрипт:

Тема 6: « Потребительское поведение » составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна

Полезность блага (U) (U) (U) (U) - это его способность удовлетворять какую-либо потребность, приносить человеку удовлетворение. Полезность выражает отношение к благу потребителя, суждение потребителя о благе, т.е. субъективное его восприятие. составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна

Полезность рассматривается как функция от количества потребляемого товара где U - полезность товара; Q - количество товара. составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна

В зависимости от количества рассматриваемых благ полезность бывает составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна предельнаясовокупная

Предельная полезность (MU) Предельная полезность (MU) - это добавочная полезность, извлекаемая из потребления дополнительной единицы благ. составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна

Зависимость между количеством благ и предельной полезностью блага описывает закон убывающей предельной полезности, согласно которому по мере увеличения количества потребляемых благ их предельная полезность имеет тенденцию к снижению Q MU составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна

Совокупная (общая, суммарная) полезность (АU) - Совокупная (общая, суммарная) полезность (АU) - полезность, приносимая всей массой потребляемых благ. Совокупная полезность есть сумма предельных полезностей: Q AU составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна

Потребительский выбор Потребительский выбор - оптимальный выбор, обеспечивающий достижение потребителем наибольшей полезности в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода). составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна

Существуют две версии теории потребительского поведения: 1. количественная, или кардиналистическая (от математического понятия - кардинальное (количественное) число: один, два, три и т.д.); 2. порядковая, или ординалистическая (от математического понятия - ординальное (порядковое) число - первый, второй, третий и т. д.). составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна

Согласно этой теории, рациональный потребитель максимизирует совокупную полезность в том случае, если отношения предельной полезности товара к цене товара равны для всех товаров, приобретаемых потребителем (правило максимизации полезности). составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна Количественная (кардиналистическая) теория потребительского поведения опирается непосредственно на понятие полезности и исходит из того, что полезность измерима.

Правило максимизации полезности, или условие потребительского равновесия, может быть выражено следующими образом: где MU – предельная полезность благ a, b, c; P – цена благ a, b, c составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна

порядковой теории Согласно порядковой теории субъективная полезность измеряется с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтительность того или иного набора товаров для потребителя. составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна

порядковая теория При анализе поведения потребителя порядковая теория предполагает ряд допущений: Ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг и не пресыщен ими. Транзитивность - постоянство и согласованность вкусов потребителя. Взаимозаменяемость. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества одного товара, если ему предложат взамен большее количество товара-заменителя. Убывание предельной полезности по мере увеличения количества потребляемого блага. Множественность видов потребностей. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных товаров. составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна

Кривая безразличия Кривая безразличия представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя QхQх Qy Количество товара Х Количество товара Y A B C D составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна

Любая точка на кривой безразличия (A, B, C, D)D) характеризует набор товаров и, имеющих одинаковое значение (приносящих одинаковую совокупную полезность), и потому потребителю безразлично, какой набор приобрести. Кривая безразличия выпукла к началу координат. Это означает, что увеличение потребления одного товара (X) сопровождается сокращением потребления другого товара (Y), т.е. товар заменяется товаром.

Предельная норма замещения (MRS XY ) показывает, степень взаимозаменяемости двух товаров для потребителя, т.е. насколько можно сократить благо Y при увеличении потребления блага X на единицу, не изменяя при этом степень удовлетворения потребностей. По мере движения вдоль кривой безразличия абсолютное значение MRS XY уменьшается составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна

карты кривых безразличия Предпочтения по всем наборам разных товаров (X и Y) описывается с помощью карты кривых безразличия - это множество кривых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень полезности. QхQх Qy Количество товара Х Количество товара Y U1U1 U2U2 U3U3 составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна

Каждая кривая безразличия, входящая в карту кривых безразличия, характеризует набор товаров, к которому потребитель относится одинаково, но сами кривые безразличия ранжируются по уровню удовлетворения потребностей. Чем кривая безразличия дальше от начала координат, тем выше степень удовлетворения потребностей и, следовательно, полезность набора товаров. составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна

бюджетное ограничение Для того чтобы выяснить какой именно набор товаров выберет потребитель, надо проанализировать его покупательную способность - бюджетное ограничение, т.е. учесть доход потребителя и цены товаров. где P x - цена товара и товара ; X, Y - количество товаров X и Y, которое может быть куплено на доход потребителя; I - доход потребителя. составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна

Совокупность вариантов выбора, открывающихся перед потребителем, исходя из его бюджетного ограничения, может быть представлена в виде графика бюджетной линии. Бюджетная линия Бюджетная линия (BL) - это линия, графически отображающая наборы товаров, которые потребитель может приобрести при данном доходе и данных ценах, или это комбинации товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат. QхQх QyQy Количество товара Х Количество товара Y A B C D E F G составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна

При изменении цен и доходов меняется положение бюджетной линии: сдвигается вправо, если доход потребителя увеличивается или если происходит равное снижение цен двух товаров; сдвигается влево, если доход потребителя уменьшается или если происходит равное повышение цен; изменяет угол наклона, если цены товаров изменяются непропорционально. составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна

Набор, который обеспечивает максимально возможное удовлетворение потребностей, соответствует координатам точки касания бюджетной линией кривой безразличия (е). В этой точке потребитель находится в положении равновесия - состоянии, при котором он в рамках своего бюджетного ограничения максимизирует совокупную полезность. точка равновесия потребителя QхQх QyQy Количество товара Х Количество товара Y U1U1 U3U3 U2U2 е b а c составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна