Двадцатый век в Великобритании начинается с правления Эдуарда VII. Он вступает на трон в 1901 году. До этого момента он больше был известен как прожигатель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Судебная система. Судебная система РФ система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории РФ. Суд.
Advertisements

СОВРЕМЕННАЯ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Политическая система РФ.
Общая характеристика судебной власти в зарубежных странах.
2013 г. МОУ «ООШ с.Грива». Вольгин А.В.. Государственное устройство Парламентская монархия парламент Палата лордов Палата общин монарх Премьерминистр.
ЦЕЛЬ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОСНОВНЫМИ ТОРИЯМИ ГОСУДАРСТВА: РАССМОТРЕНИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И ПРАВЛЕНИЯ; УСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИИ ТЕОРИИ ПРАВОВОГО.
Политическая система РФ. Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не.
Тема 7_Формы (источники) права ГУ ВШЭ - Москва
Отрасли российского права: основные понятия и нормы.
Великобритания. Великобритания, полная официальная форма Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии островное государство на северо-западе.
Система управления Российской Федерации Выполнила ученица МОУ СОШ с УИОП 11а класса Мотовилова Анастасия.
Франция в годы кризиса. Народный фронт.. Особенности экономического кризиса. 1. Распространился на Францию несколько позднее (в конце 1930г.). 2. Объём.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.С. ИГНАТОВА, ДОЦ. КАФ. КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО.
Актуальность : Цель : Задача : Конститу́ция Росси́йской Федера́ции высший нормативный правовой акт Российской Федерации. высший нормативный правовой.
Великобритания в начале ХХ века: социальные реформы.
Презентация на тему: ПРАВИЛА СУДЕБНОГО РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ.
Основные законы Израиля ( חוקי - היסוד של מדינת ישראל ) Смирнова Г. А. 109 группа.
Конституция Ирландии Работу выполнила: студентка 1 курса 102 группы Хорева Полина.
Избирательное право 9 класс урок 3. «Демократия – это «народное правление, осуществляемое народом ради народа» Авраам Линкольн.
Урок 2 Правосудие в современной России. Обществознание 11 класс Автор Мишарина Вероника Александровна, учитель истории и обществознания, МОУ «СОШ» п.Приозёрный.
Транксрипт:

Двадцатый век в Великобритании начинается с правления Эдуарда VII. Он вступает на трон в 1901 году. До этого момента он больше был известен как прожигатель жизни в Париже и искренний франкофил. В 1904 г. монарх подписывает франко - английскую Конвенцию, ставшую серьезным шагом на пути к созданию союза Антанты и положившую конец соперничеству между двумя странами. После смерти Эдуарда VII в 1910 г. английским королем становится его сын Георг V, продолживший политику своего отца. В течение четырех лет Великобритании удается избегать военных столкновений.

В 1911 году произошел парламентский кризис, когда Палата Лордов отказалась принять новый бюджет, в котором были предусмотрены более высокие налоги на собственность богатых людей. Новый король, Георг V, прекратил этот кризис, заявив, что создаст достаточно либеральных лордов, чтобы те приняли бюджет. Лорды сдались, но Палата Общин воспользовалась ситуацией и приняла закон, по которому Палата Лордов теряла право отмены финансовых законов, принятых в Палате Общин. В других вопросах ее права также были ограничены.

Великобритания в начале 20 века в первую очередь ассоциируется с Первой мировой войной. Германия почти победила Великобританию и Францию в первые дни войны. У немцев были лучше обученные солдаты, лучшее вооружение и четкий план атаки. Армии союзников воевали четыре года, отвоевывая земли Франции. Не считая Крымской войны, это была первая война Британцев за сто лет, поэтому она не была готова к разрушительной силе современного оружия. Англичане несли огромные потери, поэтому уже в 1916 году была объявлена всеобщая военная мобилизация. Война на море тоже была очень важной, потому что поражение в морском бою немедленно привело бы к сдаче позиции. Британцы выиграли несколько важных боев, но тем не менее немецкая армия умудрилась потопить две трети торгового флота Англии и заставили голодать всю Великобританию на протяжении шести недель.

После войны наступил упадок в экономике и в обществе Британии. В годы войны правительство было вынуждено повысить налоги с 6 до 25% дохода и расширить государственный аппарат. Это неизбежно привело к конфликтам между рабочими и правительством. В начале х годов по стране прошла волна забастовок, которые правительство подавляло силой.

Великобритания начала 20 века страдала безработицей, особенно в послевоенный период. В период с 1930 по 1933 годы в стране насчитывалось три миллиона безработных граждан. К 1937 году британская промышленность производила оружие, самолеты и военное оборудование с финансовой помощью США." Вторая мировая война была для Англии, как и для большинства стран мира, великим историческим испытанием. В смертельной схватке с фашизмом испытывалось все позиции классов и партий, экономические структуры, сами социальные системы.

БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ, крупнейшая колониальная империя 16–20 вв. В 1919, в период своего расцвета, империя занимала около четверти всей земной суши (37,2 млн. кв. км ) и включала более четверти (462,6 млн. чел.) населения планеты. Отличительная черта Британской империи на всех этапах ее развития – территориальная разобщенность и децентрализованное управление. В ее составе по типу управления выделяются доминионы ( первоначально заселенные по большей части европейцами и добившиеся самоуправления ); колонии ( где население небританского происхождения управлялось чиновниками из метрополии ); территории под британским протекторатом ; мандатные территории.

Доминионы в известном смысле остаются единственной сохранившейся частью империи. Главным направлением британской эмиграции была Северная Америка, позднее – Австралия и Новая Зеландия. В каждой колонии создавался местный законодательный орган, зависимый от Лондона. Экономическое и политическое развитие североамериканских колоний со временем привело к провозглашению Декларации независимости и образованию США. В течение 19 в. шаги к независимости были сделаны Канадой, Австралией и Новой Зеландией, хотя их связи с Великобританией продолжали носить экономический и политический характер, основываясь на традиции и общности интересов. На имперской конференции 1926 было принято решение называть их не колониями, а доминионами со статусом самоуправления, хотя фактически организация власти в форме доминиона была введена раньше : в Канаде в 1867, в Австралийском Союзе в 1901, в Новой Зеландии в 1907, в Южно - Африканском Союзе в 1910, в Ньюфаундленде в 1917, в Ирландии в 1921.

Колония управлялась генерал - губернатором, которого назначало министерство по делам колоний в Лондоне. На губернаторской службе состояли генеральный прокурор и секретарь по финансам, а также несколько высокопоставленных лиц ( влиятельных предпринимателей, миссионеров, племенных вождей ), выбранных генерал - губернатором. Он же назначал законодательный совет, поначалу состоявший только из старших чиновников и самых авторитетных представителей местного населения ; позже в него стали включать лиц, избранных на основе имущественного ценза. После Второй мировой войны система колониального управления подверглась радикальным изменениям в сторону демократизации.

Протектораты. Четвертый тип зависимости – протектораты – включал наибольшее число вариаций. Такого рода территориальные образования соглашались принимать советы Великобритании во внутриполитических делах и допускали почти полный контроль над внешней политики. Степень вмешательства Лондона в их политику сильно варьировала. В одних случаях отношения между центром и подконтрольным государством были исключительно дружественными, как, например, к королевству Тонга в юго - западной части Тихого океана. В других случаях, например в Египте, покровительство со стороны Лондона вызывало возмущение и постоянные конфликты.

Мандатные территории. После Первой мировой войны бывшие колонии Германии и Турции были переданы Лигой наций в управление странам - победительницам на основе т. н. мандата. Великобритания получила в свое владение Палестину, Ирак, Трансиорданию, Танганьику, часть Камеруна и Того.

Итоги Второй Мировой для Великобритании оказались не однозначны. С одной стороны была сохранена независимость страны и фактически одержана победа над противником. С другой - Британия лишилась статуса сверх державы в пользу набирающей силу США. Экономика страны понесла огромные потери в связи с утерей торговых рынков. Большая часть колоний обрела независимость, хотя многие из них сохранили связи с Центром. Восстановить производство до довоенного уровня удалось лишь в 1948 году. Внутри страны была введена карточная система, которая сохранялась вплоть до 1953 года. Однако развитие высокотехнологичного производства позволило стране вернуть некоторые позиции в мире. США

Первая мировая война гг. длилась 4 года, 3 месяца и 10 дней, в ней участвовали 33 государства ( общее число независимых государств 59) с населением более 1,5 млрд. человек (87% населения планеты ). Мировая империалистическая война годов была самой кровопролитной и жестокой из всех войн, какие мир знал до 1914 года. Никогда ещё противоборствующие стороны не выставляли таких огромных армий для взаимного уничтожения. Общая численность армий доходила до 70 млн. человек. Все достижения техники, химии были направлены на истребление людей. Убивали всюду : на земле и в воздухе, на воде и под водой. Ядовитые газы, разрывные пули, автоматические пулемёты, снаряды тяжёлых орудий, огнемёты - всё было направлено на уничтожение человеческой жизни. 10 млн. убитых, 18 млн. раненных - таков итог войны.

В первое послевоенное десятилетие экономика Англии развивалась сложно и противоречиво. Это было обусловлено, с одной стороны, приверженностью основной массы английского общества к старым традиционным методам экономического развития -- " жизнь за счет колоний " -- и нежеланием вкладывать крупные суммы в развитие собственной экономики. С другой стороны, возраставшая мировая конкуренция более молодых и энергичных государств все - таки заставляла правительства консерваторов и лейбористов предпринимать определенные шаги в направлении совершенствования управления экономикой, однако они не всегда давали желаемые результаты и страна все более уступала свои позиции.

Мировой экономический кризис тяжело отразился на экономике Англии, хоть и начался с некоторым опозданием, и это было вызвано тем, что в предкризисное время английская промышленность развивалась крайне медленно и к началу кризиса едва достигла довоенного уровня. Наибольшей глубины кризис достиг весной 1933 г., когда производство упало на 23% от уровня 1929 г. Выход из сложного экономического положения правительства, искали в усилении государственного регулирования экономики, поощрении роста монополий и концентрации капитала, а также создании более тесного политического и экономического союза метрополии и доминионов. Существенную роль в выходе британской экономики из кризиса сыграло снижение доходов от вывоза капитала в связи с расстройством финансовой системы мирового капитализма и отказом от золотого стандарта фунта стерлингов.

Несмотря на общее ослабление своих позиций, Англия смогла сохранить перед второй мировой войной место одной из самых крупных держав мира. За ней все еще были важнейшие рынки приложения капитала, Англия удерживала сырьевую монополию по таким важным видам сырья, как натуральный каучук и отдельные виды цветных металлов, обладала крупными активами в нефтяных районах и другими источниками сырья. Даже утратив прежнюю роль главного центра мировой капиталистической торговли, Великобритания все же сохранила за собой одно из ведущих мест среди других экспортеров и импортеров. Английские товарные биржи занимали монопольное положение или разделяли его с немногими биржами других капиталистических стран. Однако Великобритания не смогла ни восстановить своего места на мировом капиталистическом рынке, ни преодолеть все углублявшиеся в ней экономические и политические процессы. Война вызвала дальнейшее ослабление экономических и политических позиций Великобритании.

По форме британская Конституция и в ХХ веке имеет комбинированный, несистематизированный характер и слагается из двух частей - писаной и неписаной. Такой характер имеют все отрасли английского права. Британскую Конституцию часто называют неписаной, имея в виду то обстоятельство, что она никогда не была " записана " в одном акте. Писаная и неписаная ее части имеют, в свою очередь, различные весьма разнообразные источники.

Писаная часть включает в себя статутное право, т. е. принятые в различные годы и даже эпохи законы парламента, регулирующие вопросы конституционного характера, и судебные решения ( прецеденты ), имеющие своим предметом вопросы, носящие тот же конституционный характер. Выражение " писаный " закон означает закон, формально принятый парламентом, неважно зафиксирован он на бумаге или нет, а термин " неписаный " закон употребляется для обозначения закона, не принимавшегося парламентом. Судебные решения составляют систему " общего права ", они затрагивают, главным образом, права и свободы граждан, отношения различных государственных органов. Наибольшее значение из них имеют решения высших судебных инстанций.

К собственно неписаной части относятся конституционные соглашения, нигде юридически не зафиксированные, но регулирующие важнейшие вопросы государственной жизни. Эти соглашения, или система обычного права, рассматриваются в Великобритании как основа конституционного права. Часть обычного права рассматривают королевские прерогативы, регулирующие назначение министров, " коллективную ответственность " кабинета, роспуск парламента и др. Суверенитет парламента - фундаментальный принцип британского конституционного права, также являются принципом обычного права. Не существует точного списка конституционных соглашений. Практически они действуют во всех элементах британской политической системы.

Статутное право носит фрагментарный характер ; парламентских актов по конституционным вопросам насчитывается около Некоторые акты парламента могут рассматриваться как чисто конституционные ( законы о составе, взаимоотношениях и полномочиях парламента , 1948 гг., акт о пэрах 1963 г.), законы о правовом положении личности ( Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г. с внесенными изменениями ), закон об избирательном праве ( акты о народном правительстве 1949 г., 1969 г., 1974 гг. и др.); законы о местном управлении ( акты о местном управлении 1972 и 1985 гг.).

Наследование имущества возможно как по завещанию, так и по закону. Еще Закон о завещаниях 1857 г. придает обязательную силу завещанию, составленному в письменной форме в присутствии двух свидетелей. Семейные отношения регулируются довольно подробно различными законодательными актами : Закон о браке 1949 г. в основном посвящен заключению брака, Законы о реформе семейного права 1969 и 1987 гг. уточнили законы о наследовании, о правах незаконнорожденных детей и об обязанностях родителей таких детей, Закон о признании брака недействительным 1971 г., Закон о разводе и отдельном проживании супругов 1971 г., Закон об имущественных отношениях супругов 1973 г.

Трудовые отношения регулируются законодательством и прецедентным правом, которое формируется в ходе судебного разбирательства трудовых споров. В некоторых отраслях производства важнейшее условие труда ( ставки заработной платы, продолжительность рабочего времени, условия труда и др.) закрепляется в коллективных договорах ; в других отраслях производства существует лишь индивидуальные трудовые соглашения, для которых особое значение приобретают общие предписания, содержащиеся в парламентских актах. К ним можно отнести Законы о профсоюзах и трудовых отношениях 1974 и 1976 гг., о защите занятости 1975 и 1978 гг., о занятости 1980, 1982 и 1988 гг., о заработной плате 1986 г. и др.

В ХХ веке в Англии получила развитие система социального обеспечения, были созданы национальная служба здравоохранения, национальное страхование. Система различных фондов, формируемых за счет работников, предпринимателей, средств муниципальных органов и средств госбюджета позволяет выплачивать пенсии по старости, пособия по безработице, инвалидности, многодетности, на материнство, на образование, оплату жилья и др. К числу основных законодательных актов в этой области можно отнести закон о национальной службе здравоохранения 1977 г., Закон о социальном обеспечении 1985 г., Закон о хронических больных и инвалидах 1970 г., Закон о несчастных случаях на производстве и профессиональных болезнях 1975 г.

За последнее десятилетие большое развитие получило законодательство об охране окружающей среды. Наиболее важными являются Законы о контроле над загрязнением окружающей среды 1974 г., Закон о защите и использовании вод 1973 г., Закон о контроле над загрязнением атмосферы 1978 г.

Английский уголовный процесс строится на основе принципа состязательности : функция обвинения ( возбуждение уголовного дела, собирание обвинительных доказательств, поддержка обвинения в суде ); функция защиты ( собирание оправдательных доказательств, защита в суде ); функция суда ( обеспечение соблюдения сторонами правил судебного спора, решение вопроса о виновности, определение меры наказания ). В гражданском процессе суд выступает арбитром между двумя сторонами - истцом и ответчиком.

Шотландское право включает в себя не только судебные прецеденты, но и трактаты шотландских юристов. В Шотландии действуют те акты британского парламента, которые содержат указания, что они распространяются на ее территорию, либо изданы только для Шотландии. В Шотландии не применяется институт строгой ответственности, допускается заключение брака путем религиозного обряда или гражданской регистрации, считается действительным и в результате фактического совместного проживания. Традиционно признается свобода завещания, ограниченная лишь обязательной долей для супруга и детей, составленное в письменной форме завещание, не требует присутствия свидетелей при его оформлении. Отличается классификация уголовных преступлений, виды умысла и смягчающие обстоятельства. Процесс ближе к французской системе судопроизводства. Большое место в регулировании занимают нормы шотландского прецедентного права.

В Северной Ирландии используется не только британское законодательство, но и акты ирландского парламента, принятые до 1921 г. Решения шотландских судов имеют силу лишь " убеждающего ", а не " обязывающего " прецедента. В основном применяются те же акты, что для Англии и Уэльса, за исключением актов чрезвычайного законодательства. Закон " О предупреждении терроризма " ( временное положение ) 1989 г, Закон " О Северной Ирландии " ( чрезвычайные положение ) 1978 г.

Высшая судебная инстанция в Соединенном Королевстве - Палата лордов. Она принимает к рассмотрению апелляции, главным образом, по вопросам права, на постановления по гражданским и уголовным делам - Англии и Уэльса, а также только по гражданским делам Шотландии. Дела в суде Палаты лордов от имени всей Палаты рассматривает не менее трех лордов. Принятое большинством голосов заключение суда Палаты лордов передают в суд, вынесший обжалованное постановление, который и выносит окончательное постановление по делу в соответствии с рекомендациями.

Верховный суд Англии и Уэльса, возглавляемый в качестве председателя лордом - канцлером, включает в себя три самостоятельных судебных учреждения : апелляционный суд, высокий суд, суд короны.

Апелляционный суд рассматривает апелляции на постановления других судов. В него входят лорд - канцлер, бывшие лорды - канцлеры, лорд - главный судья, и до 18 лордов - апелляционных судей. Высокий суд имеет три отделения - королевской скамьи, канцлерское и семейное. В него входят лорд - канцлер, другие высшие судебные деятели, а также до 80 рядовых судей. Отделение королевской скамьи ( входят в суд адмиралтейства и коммерческий суд ) занимается рассмотрением по первой инстанции наиболее сложных гражданских дел и апелляций на приговоры магистрацких судов по уголовным делам. Канцлерское отделение ( входит Патентный суд ) рассматривает в качестве первой инстанции дела, связанные с управлением имуществом, деятельностью компаний, банкротством... Семейное отделение занято рассмотрением жалоб на решение магистратских судов по всем вопросам семейных отношений : развода, опеки, алиментов...

Суд короны, созданный в 1971 г., взамен ряда прежних судебных учреждений рассматривает по первой инстанции, обязательно с участием присяжных заседателей ( в других английских уголовных судах присяжных нет ), дела о преследуемых по обвинительному акту, т. е. о более серьезных преступлениях, а также апелляции на приговоры и решения магистратских судов. В качестве судей выступают судьи Высокого суда, окружные судьи и рекордеры - юристы, исполняющие обязанности судей " по совместительству ".

Низшие суды в Англии и Уэльсе, суды графств и магистратские суды. Суды графств ( свыше 350) - основные органы гражданского правосудия, рассматривающие дела ( около 90 % по первой инстанции в зависимости от категории иска ( до 5 тыс. фунтов стерлингов по искам из договоров и деликтов ). Магистратские суды рассматривают в суммарном порядке ( без присяжных ) основную массу уголовных дел ( до 98 % в год ). Они могут приговаривать лишь к штрафу либо лишению свободы на срок до 6 месяцев. Если магистраты приходят к выводу, что обвиняемый заслуживает более суровые наказания, они передают дело на рассмотрения Суда короны. Магистраты ( мировые судьи ) не являются профессиональными юристами и рассматривают дела лишь в коллегиях из двух - трех человек. Платные магистраты ( профессиональные юристы ) рассматривают дела единолично.