Основные рабочие процессы в транспортных средствах www.engec.ru www.webeco.narod.ru Курс лекций Часть 3.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классификация масел. Основные типы масел. Параметры смазок. Курс повышения квалификации и переподготовки кадров ТОР-105 "БАЛТЕХ".
Advertisements

SEMI SYNTH ЛИНЕЙКА ПОЛУСИНТЕТИЧЕСКИХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, МИКРОАВТОБУСОВ И ЛЕГКИХ ГРУЗОВИКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА.
Адгезия – явление, подобное склеиванию двух сопрягаемых деталей (действие сил молекулярного сцепления)
СВОЙСТВА МАСЕЛ. Вязкость – это возникающее трение между молекулами жидкости при их перемещении под влиянием внешней силы, т. е. внутреннее сопротивление.
Использование ГСМ в автотранспорте Горюче-смазочные материалы (сокращённо ГСМ) нефтепродукты, к которым относят различные виды горючего и смазки, в основном.
Природные источники углеводородов: природный и попутный нефтяной газы нефть каменный уголь.
Присадки к смазочным материалам. Функции моторного масла Масло должно осуществлять пять основных функций: Уменьшать трение и изнашивание Охлаждать детали.
«Абитуриент – 2012» Эксплуатационные свойства судовых моторных масел г. Департамент довузовской подготовки 11 класс «Б» МБОУ СОШ 1 Ворновских.
Октановое число бензина. Бензин (C8H17) горючая смесь лёгких углеводородов с температурой кипения от 33 до 205 °C (в зависимости от примесей). Плотность.
Процессы очистки и облагораживания нефтяных дистиллятов.
ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ Лейметер Тибор 2007.
ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ. Приро́дный газ Приро́дный газ смесь газов, образовавшаяся в недрах земли при анаэробном разложении органических веществ.
Урок 6 Тема урока: «Углеводороды в природе». Природные источники углеводородов нефть природный газ попутный газ ископаемые угли биогаз древесина.
Гудрон является смолистым и черным веществом, имеющим твердую или вязкую структуру.
Загущающие присадки и топливная экономичность Томас Шиммель.
10.4 Топливо и его химические реакции при сгорании Для одного килограмма жидкого топлива, состоящего из углерода (С), водорода (Н) и кислорода (От) при.
Апрель 2009г. Преимущества автомобильных топлив ООО «ЛУКОЙЛ- Пермнефтеоргсинтез» Преимущества автомобильных топлив ООО «ЛУКОЙЛ- Пермнефтеоргсинтез» С.Н.
Природные источники углеводородов Фролова Валерия 11-1 Гимназия 92 Выборгского района.
Автомобильные эксплуатационные материалы и экономия топливно- энергетических ресурсов Кафедра СТЭА Преподаватель Усольцев А.А. Степаненко А.М. 3. Автомобильные.
Система смазки. Гидродинамическая смазка В обозначении моторного масла (например, М-8А) первая буква указывает на его назначение (М – моторное); цифра.
Транксрипт:

Основные рабочие процессы в транспортных средствах Курс лекций Часть 3

Дизельное топливо в дизелях топливо смешивается с воздухом непосредственно в камере сгорания, а затем происходит самовоспламенение рабочей смеси. Температура смеси повышается за счет сжатия, Самовоспламенение за счет повышения температуры. Топливо подается в конце такта сжатия. Необходимо топливо, способное окисляться и далее самовоспламеняться, что допускает высокое содержание парафинов при одновременной низкой концентрации ароматических углеводородов.

Свойства дизельного топлива Прокачиваемость топлива. Температура помутнения (t п ) - температура выпадения кристаллов. Характеризует фильтруемость топлива. температура застывания (t з ) - потеря текучести, топливо становится мазеобразным. Характеризует прокачиваемость Нижний температурный предел применения дизельного топлива на 3-5 о С выше температуры помутнения и на о С выше температуры застывания. предельная температура фильтруемости (t ф )- минимальная температура, при которой заданный объем топлива прокачивается через стандартный фильтр за определенный промежуток времени.

Вязкость – сопротивление при перемещении одних слоев топлива относительно других слоев. Изменение вязкости оказывает существенное влияние на пусковые свойства, особенно в холодное время года. Чем выше вязкость, при 20°С, тем сильнее изменения, происходящие при понижении температуры. Летние сорта дизельного топлива уже при минус 3…7°С загустевают, становятся малоподвижными. Зимние сорта сохраняют подвижность до более низкой температуры (минус 30…35°С). Вязкость летнего топлива для быстроходных двигателей должна находиться в пределах 3,0…6,0; для зимнего 1,8…6,0; для арктического 1,5…4,0 сСт.

Для улучшения низкотемпературных свойств дизельных топлив производят депарафинизацию дизельных фракций. дизельные топлива делятся на летние зимние арктические Депрессанты - присадки снижающие t з (на о С) и t ф (на о С), но практически не изменяют t n. летнее топливо t n = -5 о C, t ф = -8 о C, t з = -15 о C то же топливо с депрессантом t n = -5 о C, t ф = -24 о C, t з = -35 о C Специальные добавки – антигели – снижают t ф настолько, что возможна эксплуатация двигателя до –45 о С.

Коэффициент фильтруемости определяется как отношение времени фильтрования последней (десятой) порции топлива (2мл) ко времени фильтрования первой порции топлива (также 2мл) через специальный бумажный фильтр. Величина коэффициента фильтруемости не должна быть больше 3. Фракционный состав топлива: Стандартами установлены два температурных показателя фракционного состава – температуры выкипания 50% и 96% топлива (t 50% и t 96% ). Воспламеняемость дизельного топлива - характеризует способность топлива воспламеняться после впрыска его в цилиндры двигателя с самовоспламенением от сжатия. период задержки – время от момента подачи топлива до воспламенения.

Если период задержки воспламенения достаточно велик, двигатель работает жестко, быстро изнашивается. При уменьшении периода задержки - неполное сгорание топлива, падение мощности и экономичности. цетановое число – количественно оценивает воспламеняемость дизельного топлива. Определяют сравнением работы специальной установки при использовании эталонной топливной смеси и испытуемого топлива. В эталонной топливной смеси используется цетан (С 16 Н 34 ) и альфаметилнафталин (С 11 Н 10 ). Воспламеняемость цетана принята за 100 единиц (малый период задержки), а альфаметилнафталина за 0 (большой период задержки самовоспламенения). Чем меньше ЦЧ, тем больше период задержки воспламенения топлива, двигатель работает жестко. Повышение ЦЧ выше 50 вызывает ухудшение пусковых свойств топлива

Наиболее высоким ЦЧ обладают насыщенные углеводороды – парафины, однако углеводороды такого строения имеют высокие температуры помутнения и застывания Ароматические углеводороды лишены этого недостатка, зато они имеют большой период задержки воспламенения. Циклические насыщенные (нафтеновые) углеводороды имеют оптимальное сочетание свойств: высокое ЦЧ и низкие температуры помутнения и застывания. Коррозионные свойства дизельного топлива Коррозионная активность топлива обусловлена наличием в нем соединений серы, водорастворимых кислот и щелочей, органических кислот, воды. Полную очистку от этих соединений осуществить не удается.

Склонность дизельных топлив к образованию отложений. Отложения нарушают нормальную работу двигателя, увеличивают его износ, повышают количество вредных выбросов, ухудшают технико-экономические показатели. Особенно большую опасность представляют смолистые соединения (смолы). Содержание смол ограничено мг в 100 мл топлива. Йодное число показывает количество йода (г), способного вступать в реакцию с непредельными соединениями. Йодное число пропорционально содержанию непредельных углеводородов и поэтому характеризует химическую нестабильность топлива. Зольность - количество золы (в процентах по массе), образующееся при полном сгорании топлива.

коксуемость (коксовым числом) – количество кокса (в процентах по массе), которое образуется при нагревании в определенных условиях пробы топлива (после отгонки 90% его объема). Коксуемость зависит от фракционного состава топлива, содержания смол, непредельных и ароматических углеводородов. модификаторы горения – присадки, борющиеся с отложениями. антинагарные и нагароочищающие катализаторы горения антисажевые присадки

Пожароопасные свойства и токсичность дизельного топлива и продуктов его сгорания дизельные топлива способны образовывать устойчивые аэрозоли (туманы), и даже случайное образование искры или открытого пламени (от спички, зажигалки и т.п.) может привести к взрыву температура вспышки - температура, при которой вспыхивают пары топлива, нагреваемого в закрытом тигле, при внесении открытого огня. Нижний предел составляет о С. Пары дизельных топлив более ядовиты, чем пары бензина, однако из-за более низкой испаряемости дизельных топлив паров образуется меньше.

Требования к экологическим показателям дизельных топлив Наименование показателя Норма экологических показателей отечественныезарубежные действующие ГОСТ перспективные действующие EN 590 перспективные Цетановое число45Л-49 Комиссия ЕС-51 З-45 АСЕА-58 Содержание серы, не более, % мас. ГОСТ ,2%; 0,5% 0,05% Комиссия ЕС-0,035% АСЕА-0,030% ТУ Л-0,05% З-0,1% Ароматические углеводороды, % мас. -20% 10% ТУ Л-20% З-10%

Очистка ДТ. Гидроочистка - удаление основного количества серы Гидрооблагораживание - деароматизация, деазотизация, сероочистка Гидрокрекинг – деароматизация, снижается содержание серы и азота, фильтруемость, коксуемость …

Ассортимент дизельных топлив Выпускается три основные марки дизельного топлива – Л, З и А. Л – летнее, для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 о С и выше; З – зимнее, для эксплуатации при температуре окружающего воздуха –20 о С и выше (с температурой застывания не выше – 35 о С) и для эксплуатации при температуре окружающего воздуха –30 о С и выше (с температурой застывания не выше – 45 о С); А – арктическое, для эксплуатации при температуре окружающего воздуха –50 о С и выше (температура застывания ниже минус 55 о С). По содержанию серы дизельное топливо подразделяется на два вида: I вид – массовая доля серы не более 0,2%; II вид – массовая доля серы не более 0,5% (для марки А не более 0,4%).

Свойства дизельных топлив для различных климатических зон по европейскому стандарту EN 590 Классификация по EN 590 ВDEF123 Температура помутнения, о С, не выше Предельная температура фильтруемости, о С, не ниже Температура застывания, о С, не ниже

Альтернативные топлива для автомобилей Газ. Природный газ в качестве основного компонента содержит метан СН 4. Нефтяные газы для автомобилей представляют собой пропан С 3 Н 8 или смесь пропана и бутана С 4 Н 10. Газовые топлива более полно сгорают в цилиндрах и при этом образуют значительно меньше токсичных веществ. Износ двигателей значительно меньше, чем у бензиновых или дизельных двигателей, а срок службы масла увеличивается в 2-3 раза. ОЧИ обычно около Плохая воспламеняемость газового топлива усложняет применение его в дизельных двигателях В силу целого ряда причин основным топливом являются сжиженные нефтяные газы (СНГ), однако для использования в крупных городах сжатый природный газ (СПГ) имеет ряд преимуществ, и, прежде всего, с точки зрения экологической безопасности.

Основные компоненты СНГ – пропан и бутан. К сжатым нефтяным газам добавляется смесь из метана, этана и этилена в количестве 4-6%, обладающих высоким давлением насыщенных паров, что обеспечивает надежную подачу топлива в двигатель. Сжатый природный газ. на 93-99% состоит из метана недостатком сжатого природного газа является необходимость применения баллонов высокого давления, изготовленных из высококачественных сталей и обладающих большой массой. В связи с этим полезная грузоподъемность газобаллонных автомобилей на 12-20% ниже, чем у базовых автомобилей. Для автомобильного транспорта применяются следующие марки сжиженных газов: Пропан автомобильный (ПА). Рекомендуемый интервал применения ПА от -20 до -35 о С. Применение этого топлива допускается при температуре не выше +10 о С

Пропан-бутан автомобильный (ПБА). Применяется во всех климатических районах при температуре воздуха не ниже минус 20 о С. Смесь пропана и бутана техническая зимняя (СПБТЗ); рекомендована для применения в зимний период ( ) во всех районах и с 1.10 по 1.06 в холодной климатической зоне. Смесь пропана и бутана техническая летняя (СПБТЛ); топливо используется во всех районах в летний период ( ), кроме северных и северо-восточных районов, где его применяют с 1.06 по 1.10.

ПоказательПАПБА СПБТЗСПБТЛ высший сорт перв. сортвысший сорт перв. сорт Массовая доля компонентов, %: метан, этан, этилен, не более 445,56 пропан90±1050±10Не менее 75 бутан и бутилен, не менее непредельные углеводороды, не более 66 Жидкий остаток при 20 о С, % по объему, не более 0,711,62 Избыточное давление насыщенных паров, МПа, при +45 о С, не более 1,6 при минус 20 о С, не менее0,070,16 Содержание, % масс: общей серы, не более0,01 0,0130,0150,0130,015 в том числе сероводорода, не более0,003 Характеристика сжиженных нефтяных газов.

Прочие виды альтернативных топлив Метиловый спирт (метанол) СН 3 ОН и этиловый спирт (этанол) С 2 Н 5 ОН. Метанол и этанол обладают высоким ОЧ, дают очень мало нагара, отработавшие газы нетоксичны. Низкое цетановое число и высокая температура самовоспламенения делают затруднительным использование спиртов в дизельных двигателях. Спирты значительно дороже нефтяных топлив. Простые эфиры – метилтретбутиловый (МТБЭ), этилтретбутиловый (ЭТБЭ) и другие, а также диметиловый эфир (ДМЭ). Такие топлива экологически гораздо более безопасны – снижается токсичность отработавших газов. МТБЭ оказывает негативное влияние на здоровье людей Диметиловый эфир - обладает высоким цетановым числом. полностью сгорает и потому не образует нагара и сажистых отложений, не содержит серы и азота и экологически безопасен. Недостаточная теплота сгорания, низкая температура кипения (-24,8 о С), очень низкая вязкость и очень плохие смазывающие свойства

касторовое масло (получают из семян клещевины). рапсовое масло. В настоящее время в США принята программа испытаний и внедрения в практику соевого масла, обладающего высокими эксплуатационными и экологическими показателями. Искусственные жидкие топлива (ИЖТ) из каменного и бурого углей, горючих сланцев практически по всем показателям могут соответствовать нефтяным топливам, так что никаких конструктивных изменений в двигатель вносить не требуется. Однако технология получения ИЖТ требует существенных доработок, в первую очередь с точки зрения обеспечения экологической безопасности. Водород как топливо обладает рядом очень ценных достоинств: высокой теплотворной способностью (втрое большей, чем у бензина), хорошей перемешиваемостью с воздухом. Продукты сгорания водорода нетоксичны.

гидридные аккумуляторы. Они представляют собой твердые гидриды металлов МеН х, которые при нагревании легко разлагаются с выделением водорода, а затем металлы вновь могут быть использованы для получения гидрида: Ме + Н 2 МеН х МеН х Ме + Н 2 топливные элементы (ТЭ) - состоят из анода, катода и электролита

К аноду подводится водород (топливо), к катоду кислород (окислитель). Электролитом служит раствор гидрооксида (обычно КОН) или другого электролита. Электроды двухслойные, с крупными и мелкими порами. Крупнопористый слой контактирует с газом, мелкопористый с жидкостью, на границе пористых слоев в электродах протекают электродные процессы. В роли катализаторов выступают специальным образом приготовленные металлы платиновой группы, серебро, никель, кобальт, размещенные на границе газ-электролит. На аноде протекает реакция окисления водорода на катоде восстановление кислорода

Смазочные материалы служат для смазывания трущихся пар в узлах и механизмах автомобиля и их основными функциями являются: уменьшение трения между трущимися деталями; снижение износа при трении; охлаждение трущихся деталей; удаление с трущихся поверхностей продуктов износа и загрязнений; предохранение металлических поверхностей от коррозии; Уплотнение рабочих зазоров в сопряжениях. Жидкостное трение возникает при наличии между трущимися деталями слоя масла не менее 0,02-0,03 мм Граничное трение - на поверхности трущихся пар остается очень тонкий (молекулярный) слой масляной пленки. потери на трение в раз выше, чем при жидкостном

Полужидкостное трение. Сочетает особенности трения в масляном слое и в масляной пленке. Величина потерь на трение примерно в 10 раз больше, чем при жидкостном. В зависимости от назначения смазочные масла делятся на: моторные (для газотурбинных, бензиновых и дизельных двигателей) трансмиссионные (в том числе для гидропередач и гидроприводов) специальные (турбинные, компрессорные и т.п.), другого назначения. В зависимости от способа получения 1.Базовые масла – фракции, получаемые при первичной переработке нефти или при гидрокрекинге тяжелых фракций 2.Товарные масла – обладают полным комплексом предъявляемых к ним требований

синтетические масла - это органические смазочные вещества, получаемые в процессе химического синтеза. минеральные масла – получают при переработке нефтепродуктов Существует несколько разновидностей синтетических масел в зависимости от химического состава 1.углеводородные, 2.полиорганосилоксановые, 3.галогензамещенные, 4.изопарафиновые, 5.полиалкиленгликолевые, 6. хлорфторсодержащие, эфирные и другие). Особенности: малая испаряемость, хорошие низкотемпературные характеристики, пологая вязкостно- температурная кривая, огнестойкость, термическая и термоокислительная стабильность, химическая инертность и стойкость к радиации.

Моторные масла Вязкостно-температурные свойства. Характеризуют способность масла образовывать масляный слой, прокачиваемость, легкость пуска дв-ля, фильтруемость. При низкой температуре вязкость масла резко увеличивается. Загущающие присадки - полимерные соединения, растворимые в маслах – полиизобутилен, полиалкилстиролы, полиметакрилаты. Динамическая вязкость – сила сопротивления двух слоев жидкости площадью 1 см 2, находящихся на расстоянии 1 см друг от друга при перемещении их со скоростью 1 см 2 /с один относительно другого. Единица измерения динамической вязкости – Па с. Кинематическая вязкость равна динамической вязкости, деленной на плотность жидкости при той же температуре, при которой определялась вязкость. За единицу кинематической вязкости принят стокс (Ст). 1. Эксплуатационные свойства

индекс. вязкости (ИВ) - безразмерная величина, выражающая вязкостно-температурные свойства. Индекс вязкости определяется отношением вязкости масла при 50 о С к вязкости при 100 о С. Масла, применяемые в зимнее время и всесезонно, должны иметь высокий индекс вязкости, более низкую температуру застывания и меньшую вязкость при низких температурах по сравнению с летними маслами. Антиокислительные и антикоррозионные свойства масел -характеризуют стойкость масла к окислению под действием высоких температур на поверхностях сопряженных деталей, а также при контакте с картерными газами в двигателе. -Противокоррозионные свойства характеризует защитное действие масла, предохраняющего детали двигателя от коррозии.

Антиокислительные присадки по своему действию могут быть ингибиторами процессов окисления и пассиваторами металлических поверхностей. Моюще-диспергирующие свойства -характеризуют способность моторного масла обеспечивать необходимую чистоту деталей двигателя, в первую очередь деталей цилиндрово-поршневой группы, за счет удержания нерастворимых продуктов окисления и других загрязнений во взвешенном состоянии в работающем масле, т.е. без выпадения в осадок. Противоизносные и противозадирные свойства - способность масел уменьшать износ и разрушение трущихся деталей при различных нагрузках и температурах. Эти свойства моторного масла в значительной мере зависят от вязкостно-температурной характеристики масла и пакета присадок, включаемых в состав масла.

2. Присадки к моторным маслам Введения присадок существенно изменяют свойства базовых масел и улучшают эксплуатационные свойства моторных масел. По действию присадки можно разделить на следующие группы: Вязкостные - уменьшают степень изменения вязкости с изменением температуры. Депрессорные (депрессанты). Понижают температуру застывания масел. Моющие (детергенты). Уменьшают и предотвращают образования отложений. Диспергирующие (дисперсанты). Удерживают загрязняющие примеси в масле в мелкодисперсном состоянии и предотвращают образование шлама. Антиокислительные. Препятствуют образованию в работающем масле продуктов окисления, в том числе агрессивных

Противокоррозионные. Образуют на поверхности деталей защитные пленки, предохраняющие металл от коррозии, или нейтрализуют коррозионно-активные вещества. Противоизносные и противозадирные. Снижают износ контактирующих при трении поверхностей деталей, предупреждают разрушение металла (задиры) при высоких нагрузках. Антифрикционные. Улучшают антифрикционные свойства масел, уменьшая износ деталей в 1,3-1,5 раза и расход топлива на 3-5%. Противопенные. Предотвращают образование пены в двигателе. Восстанавливающие. Инициируют специфические химические и физико-химические процессы, и изношенные детали восстанавливаются.

3. Классификация и ассортимент моторных масел В настоящее время в обозначениях моторных масел принято указывать марки по российским и по американским стандартам. В российском ГОСТ для летних масел определяется кинематическая вязкость при +100 о С, для зимних и всесезонных вязкость при +100 о С и при –18 о С. для сезонных масел указывается цифрой класс, соответствующий вязкости при +100 о С или при –18 о С, для всесезонных в числителе класс при –18 о С, а в знаменателе – класс вязкости при +100 о С, прописная буква «З» означает, что масло содержит загущающую присадку.

По классификации Американского общества инженеров- автомобилистов (SAE) масла маркируются сходным образом: летние цифрами 20, 30, 40, 50 и 60 (это класс вязкости при температуре +98,9 о С), зимние 0W, 5W, 10W, 15W и 25W (цифра – класс вязкости при –17,8 о С, «W» – зима, от англ. Winter). Всесезонные масла обозначаются сдвоенным индексом, один из которых соответствует зимнему, другой летнему классу. Например, 10W-50. Для летних масел ИВ (индекс вязкости) обычно имеет величину , для зимних и всесезонных и более.

КлассВязкость кинематическая, мм 2 /с по ГОСТпо SAEпри 100 о Спри –18 о С, не более 4103,8 – 4, ,6 – 7, ,0 – 9,5–– 10309,5 – 11,5–– ,5 – 13,0–– ,0 – 18,0–– ,0 – 23,0–– 3 3 /85w – 207,0 – 9, /610w – 205,6 – 7, /1010w – 309,5 – 11, /1015w – 309,5 – 11, /1415w – 4013,0 – 15, /1020w – 309,5 – 11, /1620w – 4015,0 – 18, Классы вязкости моторных масел Например: 5W-30 и 5W-40 -диапазоном рабочих температур от –35, -30 до +35, +40 о С

Классификация моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам Классификация API делит масла на две категории: S - для карбюраторных двигателей С - для дизельных двигателей. По API в порядке возрастания уровня эксплуатационных качеств масла обозначают буквами латинского алфавита, стоящими за буквами «S» или «С», указывающими область применения. В категории S это уровни F, G, H и J. В категории С это уровни C, D, E, F, G. Для обозначения универсальных масел используется двойное обозначение. Примеры обозначения качества масел по API: SF, SG, SH, SJ; CD, CE, CF, CF-2, CF-4, CG-4; SH/CG, SG/CF. (Здесь цифры при обозначении качества указывают на применение масел для 2-х или 4-х-тактных двигателей).

ГруппаРекомендуемая область по ГОСТпо APIприменения В1В1 SDСреднефорсированные бензиновые двигатели В2В2 CВCВСреднефорсированные дизели ВSD/CВСреднефорсированные дизели и бензиновые двигатели Г1Г1 SEВысокофорсированные бензиновые двигатели Г2Г2 CCВысокофорсированные дизели без наддува ГSE/CCВысокофорсированные дизели и бензиновые двигатели без наддува –SFБензиновые двигатели зарубежных автомобилей выпуска 1980 – 88 г.г. DCDВысокофорсированные дизели с наддувом –SF/CDДизели и бензиновые двигатели (универсальное масло) –SGБензиновые двигатели зарубежных автомобилей выпуска позднее 1988 г. –CEДизели с турбонаддувом выпуска после 1983 г. –SG/CEУниверсальное масло –SF-4Дизели с турбонаддувом, к маслу которых предъявляются повышенные требования Классификация моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (API – Американский институт нефти)

Моторные масла для бензиновых двигателей SE - класс масел для бензиновых двигателей гг. выпуска SF - моющие и противоизносные свойства масел этого класса выше, чем масел класса SE. Соответствуют требованиям для бензиновых двигателей гг. выпуска. SG - масла данного класса обладают ещё более высокими моющими и противоизносными свойствами, лучше защищают от шламообразования и продлевают срок службы двигателя. Соответствуют требованиям большинства производителей двигателей начиная с 1989 г. SH - этот класс был введен в 1993 году. Испытания и предельные показатели совпадают с классом SG, но методика проведения испытаний более жесткая. SJ - класс масел, введенный в 1996 году. Разработан в соответствии с более жесткими требованиями к выбросам и эксплуатационным свойствам новых двигателей.

Моторные масла для дизельных двигателей СС - класс масел для двигателей с лёгким турбонаддувом и без него, работающих в умеренных условиях. CD - класс масел для скоростных дизельных двигателей с турбонаддувом и высокой удельной мощностью, которые требуют от масел высоких противозадирных свойств и предотвращения образования нагара. CE - класс масел для дизельных двигателей с сильным турбонаддувом, работающих при исключительно высоких нагрузках. CF- класс масел для дизельных двигателей легковых автомобилей. CF-4- улучшенный класс масел, заменяющий класс CE. CF-2 - этот класс масел в основном совпадает с предыдущим классом, но масла данного класса предназначены для двухтактных дизельных двигателей. CG-4 - класс масел, предназначенных для американских дизельных двигателей тяжёлого транспорта. CH-4- новый класс масел, предназначенных для тяжёлого транспорта.

Ассоциация европейских производителей автомобилей (АСЕА) Масла делятся на три категории: А1-02, А2-96, А3-02, А5-02 – масла для бензиновых двигателей. В1-02, В2-98, В3-98, В4-02, В Для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, «джипов» и т.п. Е2-96, Е3-96, Е4-99, Е масла для дизельных двигателей грузовых автомобилей. Цифра непосредственно после буквенного индекса означает эксплуатационные свойства, чем она больше, тем они выше.

Отечественная маркировка моторных масел Буква М - моторное масло; далее идет класс вязкости для сезонных масел или дробное число для всесезонных масел. В числителе класс вязкости при температуре –18 о С, в знаменателе класс вязкости при +100 о С. В числителе цифра может иметь индекс «з», это означает, что масло содержит загущающую присадку. Далее - буквенный индекс, который соответствует группе масла. Цифра 1 у буквенного индекса означает использование масла для бензиновых двигателей, 2 – для дизеля, отсутствие цифры – масло универсальное.

Примеры обозначения марок моторных масел: М – 6 з /12-Г 1 ( SAE 20W-30 APУ SE) – масло моторное всесезонное загущенное для высокофорсированных бензиновых двигателей М – 8 – В (SAE-30 АРУ SD/CB) – масло моторное универсальное для среднефорсированных двигателей, летнее. М – 10 – D(м) (SAE-30 АРI СD) – масло моторное для высокофорсированных двигателей с наддувом, летнее, присадки малозольные. полусинтетическое всесезонное универсальное масло для легковых автомобилей фирмы ВР, Visco-300, SAE 10W-40, АРI SH/CD, АСЕА А3-96/В3-96, VW500.00/ (одобрено фирмой Фольксваген, указан номер документа)

Соответствие отечественных и зарубежных моторных масел Отечественное масло, марка Зарубежное масло КлассификацияФирма, Марка APISAE Масла для бензиновых двигателей М – 8-Г 1 SE20W BP, HD 20W; Mobil Oil, SAE 20W–20; Shell, SAE 20W M – 12-Г 1 SE30 Mobil, SAE–30; BP, HD 30; BP, Visko Shell, SAE–30; Shell, Super Plus M – 4/6-B 1 SD10W – 20 Shell, X-100 SAE 10W-20; BP,Super Visco-static 5W–20 M – 5/10-Г 1 SE15W – 30 BP, 10W – 40; BP, 10W – 30; Mobil Oil, 10W – 30 10W – 40, 10W – 50, Special 15W – 30; Shell, SAE 10W – 30, SAE 10W – 40, SAE 10W – 50 X – 100 Multigrade M – 6/12-Г 1 SE20W – 30 BР, HD (SE); Route Coraucla; Mobil Oil, HD SAE 20W-30, Special 20W-50, Super 15W-40, Super 15W-50; Shell, X-100 SAE 20W-40 Motor Oil SAE 15W-40, Motor Oil SAE 15W-50; Castrol, Deusol CRX Multigrade Texaco,Ursatex SAE 20W-30

Масла для дизельных двигателей М – 8-Г 2 СС20 Shell, Protella TX 20W-20 Mobil, Delvas 1220 M – 10-Г 2 CC30Shell, Protella TX 30 Mobil, Delvas 1230 M – 8-Г 2 (к) М – 8-Г 2 (и) СС20 BP, Energol HD 20W Teboil, HPD 1220 SAE 20W– –20 М – 10-Г 2 (к) М – 10-Г 2 (и) СС20 BP, Energol HD 20W Castrol, Densol CRB 30 M – 8-D (м)CD20 Shell, Rimula CT 20 Mobil, Devlas 1320 M – 10-D(м)СDСD30 BP, Valenus C3 – 30 Castrol, Densol CRB 30 Масла универсальные М – 8-ВSD/CB20Shell, X-100 SAE 20W-20 BP, Energol HD 20W M – 6 3 /10-BSD/CB20W - 30 Shell, X-100 SAE 20W-20 BP, Wanellus M SAE 20W–30

Температурные диапазоны работы моторных масел

4. Срок службы моторных масел В процессе работы в моторных маслах накапливаются продукты окисления, коррозии, износа, присадки срабатываются, и эксплуатационные качества становятся неудовлетворительными. Необходима замена моторного масла не реже одного раза в год. Браковочными показателями служат: изменение вязкостных свойств, температуры вспышки, щелочности, содержание загрязняющих примесей, воды, топлива, диспергирующая способность масла и т.д.

Синтетические моторные масла имеют целый ряд эксплуатационных характеристик, превосходящих аналогичные показатели минеральных моторных масел на нефтяной основе. имеют срок службы в 2-3 раза больший, чем у масел на нефтяной основе Потери на угар на 1 / 3 меньше расход топлива при их использовании снижается на 4-5%. очень широкие температурные интервалы применения, например, SAE 0W-40, 5W-50, SAE 10W-60 Синтетические масла могут быть использованы в смеси с минеральными.

Трансмиссионные масла Трансмиссионные масла используют для смазки шестерен и других трущихся деталей задних мостов, коробок передач, раздаточных коробок, агрегатов гидромеханических передач, бортовых и колесных редукторов, рулевых механизмов и других агрегатов трансмиссии автомобилей. Трансмиссионные масла должны обладать следующими эксплуатационными свойствами : высокой термической и термоокислительной стабильностью хорошими противокоррозионными, противоизносными и противозадирными свойствами пологой вязкостно-температурной кривой в широком интервале температур быть инертными в отношении к уплотнительным материалам узлов трансмиссий.

Классификация и ассортимент трансмиссионных масел масла делятся на классы в зависимости от вязкости и на группы по эксплуатационным свойствам. По SAE масла классифицируются на 7 классов: 3 летние (классы 90, 140 и 250) 4 зимние (70W, 75W, 80W,85W). Всесезонные имеют двойную маркировку. Класс вязкости Кинематическая вязкость при 100 о С, мм 2 /с Максимальная температура, при которой динамическая вязкость не более 150 Па с, о С ,0 – 11,0 11,0 – 14,0 14,0 – 25,0 25,0 – 41,0 –45 –35 –18 –– Классы вязкости трансмиссионных масел