«Особенности организации преподавания предмета в современных условиях работы школы» Жебровская О.О., к.п.н., доцент СПбГУ olga.zhebrovskaya@gmail.com.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Использование средств информатизации для создания и реализации рабочих программ по учебным предметам (комплекс «Соната-ПРО» и программа PREZI)» Жебровская.
Advertisements

Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
1 Учебное исследование. Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие. Галилео Галилей.
Школьный методический совет Цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС( ) – обеспечить профессиональную готовность.
Проектирование учебного курса на основе примерной рабочей программы ФГОС НОО.
Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений.
Аспекты организации проектной деятельности. Требования ФГОС 2-го поколения к результатам освоения учащимися программы основного общего образования: освоение.
Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов (школа молодого педагога) г. Гай.
Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов.
Исследовательский проект как одно из средств реализации идей системно-деятельностного подхода в рамках требований ФГОС Исследовательский проект как одно.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Технологии развития универсальных учебных действий.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Новые образовательные стандарты Рабочая учебная программа учителя- средство реализации ФГОС второго поколения.
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе освоения предметного содержания на уроках физики Методист-физик ИЦ «Вентана-Граф» Елькина.
Содержание и структура рабочей программы педагога Каюкова Т.В. учитель математики «Лицея математики и информатики» Кировского района г. Саратова.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Рекомендации по разработке рабочих программ по учебным предметам в соответствии с ФГОС ООО Зам. директора по УВР Попова Г.И.
Транксрипт:

«Особенности организации преподавания предмета в современных условиях работы школы» Жебровская О.О., к.п.н., доцент СПбГУ

План вебинара Информационная основа для составления рабочей программы. Шаблоны и компьютерные продукты. Работа над программами в приложении Microsoft Office Excel Конструктор рабочих программ «СОНАТА-ПРО». Рабочая программа по учебному предмету и модульное обучение Девять шагов на пути к рабочей программе на модульной основе. Формирующее оценивание в структуре рабочей программы Особенности формирующего оценивания. Проектная деятельность школьников: что изменилось Проекты подлинные и мнимые. Итоги и планы

Рабочая программа Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

Структура рабочей программы

Использование табличного процессора Microsoft Excel Полезные ссылки: ict.narod.ru/st40201.htmhttp://kolomna-school7- ict.narod.ru/st40201.htm Microsoft Excel одна из программ пакета Microsoft Office, программируемый табличный калькулятор.

Программа «Соната ПРО»

Ресурсы: Для ознакомления: вебинар издательства «Учитель» c31a376be4cbc5a90e46f c31a376be4cbc5a90e46f9

1.Основные операции Вставка записей из справочника в документ Использование фильтра 2.Экспорт, импорт разделов справочника Импорт в другой справочник Импорт в справочник СОНАТА-ПРО 3.Создание своего справочника Создание, редактирование папок и записей Перемещение папок и записей Удаление папок и записей Быстрая вставка папок и записей 4.Другие функции Источник: – сайт разработчиков. Соната-справочник

СОНАТА-СПР – это универсальный инструмент для заполнения учебной документации формулировками, соответствующими ФГОС

Полезные ссылки 19 – сайт разработчиков – бесплатные справочники для скачивания – Конструктор рабочих программ СОНАТА-ПРО – рабочие программы по разным предметам

Рабочая программа по учебному предмету и модульное обучение Создание рабочих программ и, самое главное, их реализация, будут более эффективными, если мы вспомним о модульном подходе к образовательному процессу. Модульный подход в образовании – это способ проектирования образовательного процесса, при котором обучающиеся учатся самостоятельно, взаимодействуя с учителем в условиях гибкой модульной программы. Часто и эффективно модульный подход сочетается с рейтингово-накопительной системой оценивания. Ресурсы: 1. Курс на основе модульного обучения: теория и практика Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. 2-е изд., стер. М. : КНОРУС, 2011.

Модуль - модуль как единица государственного учебного плана; - модуль как организационно-методическая междисциплинарная структура, которая представляет набор тем (разделов) из разных учебных дисциплин и обеспечивает междисциплинарные связи учебного процесса; - модуль как организационно-методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины. Автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленная с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля.

МОДУЛЬ Цели модуля: Входной контроль Тест, практическая работа, творческая работа УЭ 1 Название: Цели: Промежуточный контроль 1 УЭ n Название: Цели: Промежуточный контроль n Выходной контроль Тест, практическая работа, творческая работа

Девять шагов на пути к рабочей программе на модульной основе Шаг 1. Сформулировать цели и задачи обучения (с учетом требований ФГОС и ФКГОС). Для этого можно использовать «Соната-справочник», образовательную программу ОУ и учебный план ОУ, примерную программу по предмету. Довести до сведения обучающихся. Шаг 2. Определить требования к обучающимся (планируемые результаты обучения дисциплине), нормы оценки. Довести до сведения обучающихся.

целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения; психолого-педагогические особенности обучающихся; –уровень их способностей; –характер учебной мотивации; –качество учебных достижений; –образовательные потребности; возможности педагога; состояние учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного учреждения..... Пояснительная записка

Основные требования к уровню знаний и умений обучающихся по _________________ к концу _________ класса Обучающиеся должны знать… Обучающиеся должны уметь… Обучающиеся научатся… Обучающиеся получат возможность научиться…

Контроль уровня обучения Объем и содержание основных видов контроля; КИМы (контрольно-измерительные материалы); График контроля Перечень терминов, объектов, формул… …

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков Классификация ошибок и недочетов, влияющих на оценку. Шкалы оценивания с учетом специфики отдельных видов работ. …

Девять шагов на пути к рабочей программе на модульной основе Шаг 3. Определить особенности итогового контроля за освоением учебного материала для достижения планируемых результатов обучения: примерные сроки, содержание контрольно-измерительных материалов, организационные особенности контроля, требования к обучающимся, подготовить раздаточные материалы, формы для проверки. Примеры контрольно-измерительных материалов, критерии оценивания довести до сведения обучающихся.

Структура программы

Девять шагов на пути к рабочей программе на модульной основе Шаг 4. Спроектировать учебный материал, позволяющий обучающимся достичь планируемые результаты обучения: личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные. Определить содержание программы, особенности тематического плана, примерные сроки освоения (календарно-тематический план). Разделить на логически завершенные единицы на основе целей и задач, содержания, видов деятельности и организационных особенностей (например, разделов и тем, практических, лабораторных занятий, деловых игр, экскурсий, информационных образовательных технологий и пр.

Календарно-тематическое планирование п/п Тем а уро ка РКиКОУРКиКОУ Тип уро ка Элемент ы содержа ния или основны е понятия урока Виды деяте ль ности Форм ы контро ля Практичес кие, лаборатор ные работы… Оборудова ние Нагляднос ть Дата проведе ния пла н фа кт I четверть Знать: Уметь: Знать: Уметь:

Девять шагов на пути к рабочей программе на модульной основе Шаг 6. Для каждого модуля (в рабочей программе их может быть около 4 – 8) определить учебные элементы (на основе целей и задач, содержания, видов деятельности, организационных особенностей), разработать систему входного, текущего и итогового контроля (так, как было предложено выше), ресурсное обеспечение. Определить общую трудоемкость изучения элемента (например, по трех- или пятибалльной шкале, по примерным затратам времени школьника или иначе).

Учебные элементы Цели обученияМодуль 1Модуль 2 УЭ1УЭ2УЭ3УЭ4УЭ1УЭ2УЭ3УЭ4 Иметь представление… Знать… Уметь… Применять… Общая трудоемкость изучения элемента Дополнения

Учебный план п/п Наименован ие разделов и тем (модулей) Всего часов В том числе на: Контроль ные работы Примерное количество часов на самостоятель ные работы учащихся Уро ки (УЭ) Лабораторно- практические работы, уроки развития речи В нижней части таблицы часы суммируются Итого:

Содержание п/п Название темы (модуля) Необходимое количество часов для ее изучения Основные изучаемые вопросы темы (учебные элементы)

Структура программы

Девять шагов на пути к рабочей программе на модульной основе Шаг 7. Разработать УМК для изучения каждого учебного элемента в модуле: -информационные ресурсы: содержание учебника, ЭОР, тексты, видео-, аудиоматериалы, ссылки и пр. - выбор образовательных технологий, задания для самостоятельной, проектной, исследовательской деятельности, методических материалов в электронном виде (презентаций и т.д.) и на печатной основе, инструкций, требований и пр. -примерные варианты контрольно-измерительных материалов с учетом необходимости формирующего оценивания. -дополнительные материалы: сложные задания, интересные вопросы и пр.

Ресурсное обеспечение литература для учителя (основная и дополнительная); литература для обучающихся (основная и дополнительная); материалы на электронных носителях и Интернет- ресурсы (хотя бы и collection.edu.ru/ collection.edu.ru/ учебные мультимедийные пособия, презентации, подготовленные учителем информационно – техническая оснащенность учебного кабинета. …

Девять шагов на пути к рабочей программе на модульной основе Шаг 8 а (по желанию учителя) Разработать технологические карты для отдельных учебных элементов (форма и объем карты – на усмотрение учителя).

Примерная технологическая карта Учебные элементыЦели и задачи Содер- жание Виды деятельно сти Конт- роль Ресур- сы 0. Входной контроль. Повторение. Определение целей, задач, ресурсов, особенностей контроля, сроков, своих возможностей. 1. Строение земной коры на территории России. Геологическая история и геологическое строение. 2. Важнейшие особенности рельефа России и их взаимосвязь с особенностями геологической истории и тектонического строения. Текущий контроль. 3. Как и почему изменяется рельеф. 4. Стихийные природные явления в литосфере. 5. Человек и литосфера. Богатства недр. 6. Выходной контроль. Обобщение и генерализация.

Девять шагов на пути к рабочей программе на модульной основе Шаг 8 б. (исключительно по желанию учителя и по согласованию с методическим советом). Разработать рейтингово-накопительную систему для конкретной дисциплины и класса (если есть необходимость, то и для каждого класса в параллели).

Рейтингово-накопительная система (ГБОУ гимназия 505 Кировского района) Работа на уроке. 1. Активность в ответах на вопросы - до 14 баллов а) ученик называет факт, имя, событие - 1 б) ученик даёт определение - 2 в) ученик использует дополнительный источник - 2 г) ученик высказывает и объясняет свою точку зрения, называет причины события - 4 д) ученик сопоставляет изученный материал с ранее изученным, делает правильный вывод Составление таблицы по теме, работа с текстом учебника и другими источниками (иллюстрациями, документами и т.д.) - до 5 баллов Учитываются: активность, скорость, умение выделять главное, делать обобщение, сравнивать умение правильно формулировать свои мысли 3. Работа с исторической картой, схемой - до 4 баллов 4. Формулировка вопросов по одной из рубрик - до 3 баллов 5. Посещаемость - 1 балл.

По окончании урока можно подсчитать набранные баллы и поставить ученику оценку в графу «за работу на уроке» Оценка «5» - если ученик набрал 20 баллов и более. Оценка «4» - если ученик набрал 15 – 19 баллов. Оценка «3» - если ученик набрал 8 – 14 баллов.

Домашнее задание а) подготовка сообщения с использованием дополнительных источников до 7 баллов б) подготовка сообщения с использованием Интернета балла в) устный рассказ у доски на основе таблицы, плана, опорных слов – до 3 баллов г) написание контрольной работы - до 10 баллов д) составление развёрнутого плана - до 5 баллов е) написание творческой работы - до 5 баллов ж) устный рассказ у доски и ответ на дополнительные вопросы – до 7 баллов После проверки домашнего задания можно подсчитать набранные баллы и поставить ученику соответствующую оценку в графу «домашнее задание»: «5» - если ученик набрал 5 и более баллов (за контрольную работу не менее 9-10 баллов); «4» - если ученик набрал 4 балла (за контрольную работу – 7-8 баллов; «3» - если ученик набрал 3 балла ( за контрольную работу – 5-6 баллов).

Девять шагов на пути к рабочей программе на модульной основе Шаг 9. Проверить эффективность работы с обучающимися по разработанным материалам.

Дидактические условия Качественная разработка модулей, отбор и конструирование содержания учебного материала, учитывающие потребности, интересы и особенности обучающихся. Последовательная реализация модулей, которые позволяют интенсифицировать учебную деятельность на всех ее этапах. Разработка и предъявление модулей позволяют сочетать изучение теории и формировать практические умения и навыки. Варьирование проблемных и творческих задач и заданий с типовыми, требующими репродуктивной деятельности обучающихся. Применение наряду с основными дидактическими материалами дополнительных источников информации Сочетание контроля с самоконтролем обучающихся, который сравнительно легко достигается на основе модульного обучения.

Формирующее оценивание в структуре рабочей программы Оценивание – процесс сбора и анализа информации об успехах учеников для совершенствования процесса обучения и учения. Механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса (информация о системе оценивания записана в уставе ОУ).

Степень совпадения между собственной оценкой и оценкой, которую поставил им учитель у хорошо успевающих школьников бывает в 46% случаев; у слабо успевающих - в 11% случаев. По данным исследований, совпадение между учительской и собственной ученической оценкой происходит в 50% случаев. Проведите свой эксперимент! Инструкция по технике безопасного оценивания KQcddEdqcnJ2dTE4YkpaaFQ4aXVncDVwcXc&hl=ru&authk ey=CK7Ps8MD

Ключевые компетентности: оценочная компетентность Внутренняя (формирующая) оценка использует индивидуализированные задания, не стандартизированные по содержанию, процедуре и способам проверки (результаты ученика в сравнении с его же предыдущими результатами) Внешняя (суммирующая) оценка основана на единой системе требований к учащимся по уровням сформированности ключевых компетентностей (результаты ученика в сравнении с эталоном)

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Оцениваться может только работа учащегося, а не его личность; Работа учащегося сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников; Эталон известен учащимся заранее; Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку; Оцениваться может только то, чему учат, поэтому критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей; Общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету и позволяют обобщать результаты, выявленные отдельными работами учащегося.

Ученик: Класс … Дата: … Учитель: Предмет: Тема Стартовый уровень УдовлетворительноХорошоОтлично Готовность к уроку Работа в группе Самостоятельная работа … Своевременное выполнение работы Предметные умения и навыки … Владение … Умение …

Проектная деятельность школьников: что изменилось 2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования

Универсальные учебные действия Личностные универсальные учебные действия: на личностное самоопределение; на развитие Я-концепции; на смыслообразование; на мотивацию; на нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные универсальные учебные действия: на учёт позиции партнёра; на организацию и осуществление сотрудничества; на передачу информации и отображению предметного содержания; тренинги коммуникативных навыков; ролевые игры; групповые игры.

Универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия: задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач; задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание; задачи и проекты на проведение эмпирического исследования; задачи и проекты на проведение теоретического исследования; задачи на смысловое чтение. Регулятивные универсальные учебные действия: на планирование; на рефлексию; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на оценивание; на принятие решения; на самоконтроль; на коррекцию.

Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений Специфические черты проектной и учебно-исследовательской деятельности

Специфика проекта Проект это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Типология форм проектной деятельности по разным основаниям: видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно- экономический механизм внедрения); содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.; количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете); длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта; дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.

Проекты подлинные и мнимые тема проекта должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя; необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть работы, иначе весь ход создания продукта будет бессмысленным, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно; организация хода работы над проектом должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи, на взаимодействии; работа над проектом в первую очередь должна приносить пользу ученику, а уже потом науке, школе, обществу.

Итоги и планы Разработать рабочие программы для работы в новом учебном году. Создать годовой план реализации рабочих программ на основе диаграммы Ганта. Диаграммы Ганта это популярный тип столбчатых диаграмм, который используется для иллюстрации графика работ, либо плана какого-либо проекта, и является графическим отображением распределения человеческих или технических ресурсов в процессе производства. ( ganta.html) ganta.html (ссылка на видеосеминар по созданию диаграммы в приложении Microsoft Office Excel

Диаграмма Генри Ганта

ИюньИюльАв- густ Сен- тябрь Ок- тябрь Но- ябрь Де- кабрь Ян- варь Фев- раль Отдохнуть Доделать рабочие программы ЕГЭ Подготовка к новому учебному году Запустить проект для… Обучение на курсах Всероссийс кая олимпиада Аттестация …

Полезные ссылки Соната ПРО Справочники rpdirectory?event=submit#formhttp:// rpdirectory?event=submit#form Сайт издательства «Просвещение» ФГОС Юцявичене П.А. Основы модульного обучения. – Вильнюс, 1989, Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М., Шамова Т.И. Основы технологии модульного обучения. М.,1995. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М., Решу ЕГЭ (Мы решили весь ЕГЭ)

Принцип Вильфредо Парето

Спасибо за внимание!