Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
4 блока теоретических понятий в курсе литературы в школе 1) понятия, связанные с развитием историко-литературного процесса; 2) литературоведческие понятия,
Advertisements

Особенности литературной критики 1) анализируя произведение, выдвигает общественно значимые проблемы своего времени, в свете которых дает оценку произведению;
Курс литературы в старших классах историко-литературная основа, линейный принцип построения материала: 9 класс: 18 – первая половина XIX вв.; 10 класс:
Формирование знаний, умений и навыков в процессе самостоятельной работы студентов на предметах гуманитарного цикла Самостоятельная деятельность предполагает.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Литература ст. преподаватель кафедры ФО Сверкунова Е. В.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
Дифференциация обучения на уроках литературы Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ 3 Поповой Е.В.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
Т ЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Выступление подготовили учителя МБОУ «СОШ 38» Шамсивалиева А.С.
Основные элементы лекционно- семинарской системы обучения: Лекции Уроки-практикумы Уроки-диалоги Консультации Семинары Зачеты.
Использование информационных технологий на уроках внеклассного чтения Урок литературы по роману М.Ш.ШОЛОХОВА.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности, привитие любви к чтению и т.п. это конечная цель уроков. Сквозные.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК УМК «Школа России» в контексте требований PIRLS.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Т е м а : Т е м а : Контроль и оценка уровня обученности по литературе в начальной школе.
Роль эпизода дуэли в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Диагностическая карта Лариса Николаевна Скажутина, учитель русского языка и литературы.
Нетрадиционный урок как средство развития познавательной активности обучающихся.
Транксрипт:

Специфика курса литературы в старших классах

Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально. Главная составляющая часть – текст художественного произведения. МТ дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. от 5 и более часов.

Структура монографической темы 1) вступительный этап: знакомство с жизнью и творчеством писателя, способствует пониманию художественного мира его произведений и его места в историко- литературном процессе; 2) основной этап: уроки, посвященные текстуальному анализу одного или нескольких произведений писателя; 3) заключительный этап: уроки обобщающего и контролирующего характера.

Тематическое планирование монографической темы 1) Отец русского национального театра (лекция о жизни и творчестве Островского). 2) Один день в городе Калинове. 3) «Отцы и дети» в драме Островского «Гроза». 4 – 5) Трагедия Катерины. 6) «Гроза» в оценке русской критики. 7 – 8) «Горячее сердце» Ларисы Огудаловой. 9) Подготовка к сочинению по творчеству Островского.

Задание для самостоятельной работы составление тематического планирования изучения монографической темы (в письменной или печатной форме).

Монографическая тема

Использование биографического материала в средних классах справка о писателе; рассказ об эпизодах из жизни писателя; слово о писателе; биографический очерк.

Изучение биографии писателя в старших классах 1) необходимо дать целостное представление о личности и творчестве писателя; 2) проверять усвоение биографического материала.

Формы уроков по изучению биографии в старших классах лекция учителя; конспектирование учащихся (по опорным датам > по плану > составление плана по лекции); составление таблицы; составление схемы; конспект учебника; лекция учителя с использованием сообщений учащихся; урок групповой работы; экскурсия (очная и заочная).

Формы контроля биографического материала в старших классах 1) непосредственный контроль после биографических уроков: фронтальный опрос в начале следующего урока; блиц-опрос; тест; письменные ответы на вопросы по карточкам; 2) биографический материал в итоговых формах контроля: включение тем биографического характера в итоговый контроль; устный зачет; итоговый тест.

Задание для самостоятельной работы разработка конспекта урока литературы, посвященного изучению биографии писателя.

Факторы выбора пути анализа художественного произведения уровень подготовленности класса; объем произведения; родовая специфика произведения; место изучаемого произведения в курсе литературы в данном классе.

Пути анализа художественного произведения в старших классах «вслед за автором»; пообразный; проблемно-тематический; анализ эпизода; урок-исследование

Виды работ фронтальная; групповая; индивидуальная.

Монографическая тема

Эпизод Эпизод – небольшая часть произведения, играющая в развитии сюжета определенную структурирующую роль. Содержание эпизода: поступки персонажей, небольшие происшествия или крупное событие, дающие новое направление развитию сюжета, который в крупных произведениях строится на основе сцепления ряда эпизодов. Границы эпизода определяются: сменой действующих лиц или совершением нового события.

Функции эпизода характерологическая; психологическая; оценочная; эпизод может знаменовать собой новый поворот в отношениях героев.

Анализ эпизода – это: 1) способ постижения смысла целого произведения через его фрагмент; 2) проверка сформированности и развития читательских умений; 3) выработка ключевого умения, которое заключается в способности целостно воспринять эпизод, увидеть в отдельном эпизоде выражение авторской концепции; 4) умение дать собственную интерпретацию художественного текста.

План анализа эпизода Ключевой вопрос: Какую роль играет эпизод в понимании смысла произведения? Как раскрываются характеры героев в этом эпизоде? 1) Раскрыть идейно-тематическое содержание. 2) Охарактеризовать героев и проанализировать их поступки в данном эпизоде. 3) Показать связь этого эпизода с другими эпизодами и с идейной направленностью всего произведения. 4) Объяснить роль эпизода в понимании авторской идеи (авторская позиция). 5) Показать художественные особенности эпизода.

Задание для самостоятельной работы разработка конспекта урока литературы, посвященного анализу эпизода.

Монографическая тема

План характеристики героя 1) происхождение героя, образование, воспитание; 2) черты характера; 3) взаимоотношения героя с другими героями; 4) поведение героя при столкновении с любовью, смертью, в экстремальной ситуации, с предательством, идейным противником, утратой, болезнью, необъяснимыми явлениями. цель: выявить приемы создания образа

Основания для сопоставления происхождение, образование, воспитание, образ жизни, социальное положение, представление о смысле жизни, отношение к окружающим людям, к себе, к своей семье, к дружбе к любви. вывод об основном художественном приеме.

Задание для самостоятельной работы разработка конспекта урока литературы, посвященного анализу образа героя или системы образов.