Базовые компетентности педагогов (требования профессионального стандарта) МОУ «Лицей 50» по результатам исследования Педагог-психолог МОУ « Лицей 50» Горбунова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Личностно-педагогическая саморегуляция учителя».
Advertisements

Компетентности педагогического работника Подготовила заведующий МБДОУ 8 Т.В.Субач.
Институт развития образования Ивановской области Афонина А. В., проректор 2011.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
И.Н.Федекин, заведующий кафедрой педагогики и психологии НГПИ, к.псх.н. Новые модели оценки профессиональных компетенций учителя.
Компетентность в области личностных качеств. 1 Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности. 2 Компетентность в мотивировании.
Предметно- методологическая компетентность. Методология Методология – 1. Учение о научном методе познания. 2. Совокупность методов, применяемых в отдельных.
Модель профессионального стандарта педагога с позиций системы деятельности Компетенции в обеспечении понимания учебной задачи и способа деятельности Компетенции.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ 2011 г.
Определение уровня квалификации педагогических работников для установления соответствия требованиям к первой и высшей квалификационной категории.
Аттестация Чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь. В.Ключевский.
«Повышение профессиональной компетентности педагогов – необходимое условие качественной реализации ФГОС НОО» Педагогический совет МБОУ «НОШ 43» 11 января.
Тула Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадём у наших детей завтра… (Джон Дьюи) "Учитель живёт до тех пор, пока учится, как.
Аттестация на соответствие первой или высшей категории на соответствие первой или высшей категории на соответствие занимаемой должности (для тех, кто.
«Экспертная деятельность в процессе аттестации педагогических работников в соответствии с новым порядком» И.Н. Овсиевская, директор НМЦ экспертизы и квалификационных.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Новый порядок аттестации педагогических работников ГОУ и МОУ Зав. Центром НПО ПОИПКРО Л.В.Иванова.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Подготовка к экспертизе начинается с разработки проведения урока. Педагог выбирает предмет,в соответствии с учебной программой- тему урока, составляет.
Транксрипт:

Базовые компетентности педагогов (требования профессионального стандарта) МОУ «Лицей 50» по результатам исследования Педагог-психолог МОУ « Лицей 50» Горбунова И.В. Февраль 2013г.

Компетентность педагогов МОУ « Лицей 50» г.Саратов 2013г.

Личностные качества Эмпатийность и социорефлексия Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся Эмпатийность и социорефлексия Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся

Личностные качества Самоорганизованность Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока Рабочее пространство учителя хорошо организовано Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой Самоорганизованность Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей урока Рабочее пространство учителя хорошо организовано Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой

Эмпатийность и социорефлексия – прежде всего, этот параметр отражает такое базовое свойство личности педагога, как любовь к детям. Эмпатийным называют человека, способного поставить себя на место другого, способного к сопереживанию. Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимики, поступков, жестов и т. д. Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого человека, понимать его и относиться к нему бережно. Для педагога развитость данной личностной характеристики означает, что он способен ощущать радость или боль ученика, понимать причины его переживаний, чувствовать, что происходит с ребенком и другими участниками образовательного процесса. Эмпатия понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Эмпатия является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры по персоналу, психологи, медицинские работники и др.). Особое место в этом ряду занимают педагоги, так как они имеют дело с той возрастной группой, которая наиболее чувствительна и ранима.

Социорефлексия проявляется в стремлении и умении человека посмотреть на себя глазами других людей, оценить себя со стороны Социорефлексия педагога - это стремление к анализу и осмыслению своих действий, поступков, своих личностных качеств, учет представлений учащихся о том, как его (педагога) воспринимают, умение видеть себя «глазами учеников (воспитанников, других участников образовательного процесса)». Рефлексивная позиции учителя дает ему возможность отслеживать, анализировать поступки и действия других людей и свои собственные. Такая позиция является источником саморазвития педагога и позволяет ему понимать внутренний мир другого человека, разрешать различные затруднения в работе, мыслить с позиции обучающегося (воспитанника). Сочетание указанных качеств обеспечивает реализацию такого качества, как любовь к детям, столь необходимого педагогу.

Личностные качества Общая культура Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам Осведомлен об основных событиях и изменениях современной социальной жизни Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении Высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи Общая культура Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам Осведомлен об основных событиях и изменениях современной социальной жизни Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении Высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи

Общая культура Общая культура, уровень его интеллигентности – это сочетание жизненных установок и ценностных ориентаций, культуры речи и культуры межличностных отношений, приверженность общечеловеческим ценностям: добру, красоте, свободе. Общая культура педагога проявляется в каждом поступке и в каждом слове. Одно из ведущих мест в общей оценке личности педагога занимает нравственность, проявляющаяся в гуманности и служении людям. Такая позиция полностью согласуется с целевой установкой педагогической деятельности, направленной на поддержку, развитие, совершенствование человека.

Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности отражает качество реализации педагогом каждого из этапов процесса целеполагания: выбор и формулирование цели занятия (мероприятия); · переформулирование цели занятия для учеников (воспитанников); · формулирование и обоснование цели урока или задания; · создание образа результата и объяснение системы требований к нему; · описание способа достижения результата и объяснение требований к нему; · отслеживание и оценка деятельности целеобразования обучающихся (воспитанников) и собственной деятельности по целеполаганию.

Компетентность педагога в целеполагании является одной из основных, обеспечивающих успешность всей педагогической деятельности. Цель, как идеальное представление будущего результата деятельности, определяет характер и способы действий человека. Таким образом, умение педагога правильно поставить цель деятельности и конкретизировать ее в задачах будет не только определять характер деятельности, но и обеспечит достижение запланированного результата, сделает деятельность педагога действительно эффективной. Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников); умение перевести тему урока в педагогическую задачу; умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач.

Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников). Данный показатель отражает, в какой мере педагог уделяет внимание особенностям ученика (воспитанника), формулируя цель, ставя перед обучающимся задачу, предлагая способы ее достижения. Если педагог стремится лучше узнать и понять каждого обучающегося (воспитанника) и обеспечить принятие и понимание им цели, то можно говорить о наличии компетентности в данной области. Ориентация на ученика при постановке целей выражается в том, что педагог хорошо знает и применяет на практике информацию о возрастных особенностях детей, об их индивидуальных различиях. То есть, педагог умеет работать с обучающимися (воспитанниками) как с группой, включающей детей одного возраста, так и с каждым отдельным учеником (воспитанником).

Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся Умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету Умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока Умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся Знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся Умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету Умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока Умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся Знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока

Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности Умение перевести тему урока в педагогическую задачу Умеет формулировать цели и задачи на основе темы урока Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач Умеет сформулировать критерии достижения целей урока Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока Умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями Умение перевести тему урока в педагогическую задачу Умеет формулировать цели и задачи на основе темы урока Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач Умеет сформулировать критерии достижения целей урока Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока Умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями

Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности Умение вовлечь обучающихся в процесс Формулирования целей и задач Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока Предлагает обучающимся назвать результат деятельности на уроке и способы его достижения Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой Спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока Умение вовлечь обучающихся в процесс Формулирования целей и задач Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока Предлагает обучающимся назвать результат деятельности на уроке и способы его достижения Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой Спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока

Компетентность в области мотивирования обучающихся на учебную деятельность Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету Отмечает даже самый маленький успех обучающихся Демонстрирует успехи обучающихся родителям Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету Отмечает даже самый маленький успех обучающихся Демонстрирует успехи обучающихся родителям Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех

Компетентность в области мотивирования обучающихся на учебную деятельность Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации Владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся Выстраивает деятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации Владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности Умеет создать доброжелательную атмосферу на уроке Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др.

Компетентность в области мотивирования обучающихся на учебную деятельность Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся Умеет активизировать творческие возможности обучающихся Демонстрирует практическое применение изучаемого материала Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты и т.д. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся Умеет активизировать творческие возможности обучающихся Демонстрирует практическое применение изучаемого материала Поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий Дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности Создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты и т.д.

Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности Компетентность в методах преподавания Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации Применяемые методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы Применяемые методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы Владеет современными методами преподавания Обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные технологии Компетентность в методах преподавания Своевременно вносит коррективы в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации Применяемые методы соответствуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы Применяемые методы соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенному на изучение темы Владеет современными методами преподавания Обоснованно использует на уроках современные информационно-коммуникативные технологии

Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности Компетентность в предмете преподавания Хорошо знает преподаваемый предмет Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов Добивается высоких результатов по преподаваемому предмету Компетентность в предмете преподавания Хорошо знает преподаваемый предмет Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее при изучении других предметов Добивается высоких результатов по преподаваемому предмету

Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности Компетентность в субъективных условиях деятельности Ориентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает взаимоотношения обучающихся Хорошо знает и действует в соответствии с Конвенцией о правах ребенка Систематически анализирует уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых результатов и др. диагностических показателей Имеет «банк» различных учебных заданий, ориентированных на различные индивидуальные особенности обучающихся Подготовленные учителем характеристики обучающихся отличаются хорошим знанием индивидуальных особенностей, обоснованностью суждений. Компетентность в субъективных условиях деятельности Ориентируется в социальной ситуации класса, знает и учитывает взаимоотношения обучающихся Хорошо знает и действует в соответствии с Конвенцией о правах ребенка Систематически анализирует уровень усвоения учебного материала и развития обучающихся на основе устных и письменных ответов, достигнутых результатов и др. диагностических показателей Имеет «банк» различных учебных заданий, ориентированных на различные индивидуальные особенности обучающихся Подготовленные учителем характеристики обучающихся отличаются хорошим знанием индивидуальных особенностей, обоснованностью суждений.

Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений Умение выбрать и реализовать образовательную программу документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и УМК по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минобрнауки РФ Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность Умение выбрать и реализовать образовательную программу документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности по предмету, учебники и УМК по преподаваемому предмету, допущенные или рекомендованные Минобрнауки РФ Может провести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить их достоинства и недостатки Обоснованно выбирает учебники и учебно-методические комплексы по преподаваемому предмету Рабочая программа учителя предполагает решение воспитательных задач Рабочая программа учителя составлена с учетом нормативных требований, темпа усвоения материала, преемственности и др. моментов, повышающих ее обоснованность

Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов Самостоятельно разработанные учителем программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства Проводит обоснование эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы Вносит изменения в дидактические и методические материалы с целью достижения высоких результатов Самостоятельно разработанные учителем программные, методические и дидактические материалы по предмету отличает высокое качество Продуктивно работает в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы Выступает перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессионального мастерства Проводит обоснование эффективности реализуемой рабочей программы, новых методических и дидактических материалов

Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений Умение принимать решения в педагогических ситуациях Поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению актуальных вопросов школьной жизни Умеет аргументировать предлагаемые им решения Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений Умение принимать решения в педагогических ситуациях Поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению актуальных вопросов школьной жизни Умеет аргументировать предлагаемые им решения Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений

Компетентность в области организации учебной деятельности Умение устанавливать субъект-субъектные отношения Умеет устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вести с ними диалог Умеет разрешать конфликты оптимальным способом Умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляет себя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др. Умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину

Компетентность в области организации учебной деятельности Умение организовать учебную деятельность обучающихся Использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать Формирует у обучающихся навыки учебной деятельности Излагает материал в доступной форме в соответствии с дидактическими принципами Умеет организовать обучающихся для достижения запланированных результатов учебной деятельности Умеет организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.)

Компетентность в области организации учебной деятельности Умение реализовать педагогическое оценивание Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при оценивании Аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки Применяет различные методы оценивания обучающихся Умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся Способствует формированию навыков самооценки учебной деятельности