Школьный план действий. Три основных закона поведения 1-й закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах. 2-й закон: Любое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель и проблемы дисциплины Отклоняющееся поведение учащихся.
Advertisements

«Проблемы дисциплины » (причины, правила, стратегия поведения) Подготовила педагог-психолог Калинова Ольга.
Семинар для педагогов Учитель и проблемы дисциплины.
Реальность и рассказы о ней Реальность Факты: поступки, действия, события Рассказы о реальности Мнения, оправдания, интерпретации, принципы, объяснения.
Философия дисциплины учителя. Три подхода: «Руки прочь» «Подход твёрдой руки.» «Возьмёмся за руки.»
Учитель и проблемы дисциплины. Мотивы плохого поведения: Привлечение внимания Власть Месть Избегание неудач.
Педагог-психолог Наумова Ирина Владимировна. Ключевое понятие - конструктивное взаимодействие учителя с учеником 1. Распознать истинный мотив проступка.
Мотивация «плохого поведения». Привлечение внимания.
Технология кооперативной дисциплины Линды Альберт.
Тютрина Валентина Дмитриевна Заместитель директора по воспитательной работе МКОУ СОШ с.Новогромово Черемховский район Иркутская область.
Способы воздействия учителя на учащихся, нарушающих дисциплину Сообщение подготовлено руководителем методического объединения учителей математики и информатики.
УЧИТЕЛЬ И ПРОБЛЕМЫ С ДИСЦИПЛИНОЙ.. Л.Альберт «Кооперативная дисциплина», Р. Дрейкурс «Психология в классе», С. В. Кривцова «Учитель и проблемы дисциплины».
Конструктивное взаимодействие учителя с учеником Распознать истинную цель проступка; В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в.
Родительское собрание «Наши трудные дети». Трудный ребёнок … Что за этими словами, какой он?
Почему дети становятся «трудными» ? Цели: Обсудить проблемы воспитания подростков Обсудить проблемы воспитания подростков выяснить причины, которые приводят.
Три основных закона поведения: 1 закон Ученики выбирают определенное поведение в определенных ситуациях 2 закон Любое поведение учеников подчинено общей.
Методы педагогической поддержки учащихся в школе.
Воспитание – это создание системы условий, в которой происходит развитие личности. В основе технологий, предлагаемых в этой презентации лежат гуманистические.
ТЕМА: « Эффективное общение или как реагировать на неприемлемое поведение учеников »
Учитель и проблемы дисциплины. «Решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда мастер». М. Горький Цель: Познакомиться с 3 основными законами.
Транксрипт:

Школьный план действий

Три основных закона поведения 1-й закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах. 2-й закон: Любое поведение учеников подчинено общей цели чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни. 3-й закон: Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей: привлечение внимания власть месть избегание неудачи.

Школьный план действий Шаг 1. Объективное описание поведения ребенка. Шаг 2. Понимание мотива «плохого» поведения. Шаг 3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке. Шаг 4. Разработка стратегии и тактики поддержки ученика для повышения его самоуважения. Шаг 5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию конкретного ШПД.

Таблица 1. Мотивы «плохого» поведения Привлечение внимания ВластьМестьИзбегание неудач Социальные причины Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому», а не хорошему поведению Мода на «сильную личность», отсутствие конструктивного подчинения в окружении ребенка Рост насилия в обществе Слишком высокие требования родителей и учителей Сильные стороны поведения Потребность в контакте с учителем Смелость, сопротивление влияниям Способность защищать себя от боли Нет Эмоции учителя Раздражение, негодование Гнев, негодование, может быть, страх Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху Профессиональная беспомощность Желания учителяСделать замечание Прекратить выходку с помощью физического действия Немедленно ответить силой или уйти из ситуации Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста Реакции ученика Временно прекращают выходку Прекращают выходку, когда решат сами Попадают в зависимость от учителя. продолжают ничего не делать Способы профилактикиУчить детей просить внимания приемлемыми способами. оказывать внимание за хорошее поведение Уходить от конфронтации. отдавать часть своих организационных функций Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем Поддерживать ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на «Я могу»

Сколько поддержки нужно? Привлечение внимания х 1 Власть х 10 Месть х 100 Избегание неудачи х 1000 Три способа «испортить» ребенка Мы балуем ребенка, когда видим, что он ведет себя «плохо», безответственно, и не реагируем подходящим образом; делаем для него слишком много того, что он смог бы делать для себя сам; «вытаскиваем» его из неприятной ситуации, в которую он попал по собственному выбору.

Коэффициент комфортности предметов

Сравнительный анализ социометрических статусов учащихся Категория7б7а Любимые55 Предпочитаемые68 Терпимые3- Неоднозначные53 Нелюбимые38 Гонимые32 Незаметные--

Результаты оценки умственной работоспособности 7б – особенности произвольного внимания 3 – распределение внимания, навыки сравнения, обобщения, классификации 4 – произвольность внимания, классификация на основе существенных признаков

Результаты оценки умственной работоспособности 7а – особенности произвольного внимания 3 –распределение внимания, навыки сравнения, обобщения, классификации 4 – произвольность внимания, классификация на основе существенных признаков

Показатели тревожности 7б

Таблица 2. Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи Активная форма Вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным. Пассивная форма Откладывание на потом. Недоведение до конца. Временная нетрудоспособность. Официальные диагнозы. Реакция учителя Чувство профессиональной беспомощности. Действия: оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста). Ответная реакция ученикаЗависимое поведение. Ученик продолжает ничего не делать. Природа поведения 1. Отношение по типу «красного карандаша». 2. Необоснованные ожидания родителей и учителей. 3. Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм. 4. Упор на соревнование в классе. Сильные стороны поведения Ученики хотят успеха: все делать только отлично, лучше всех. Для большинства учеников сильных сторон нет. Принципы профилактики1. Помочь ученику сменить установку «Я не могу» на «Я могу». 2. Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми.

Таблица 3. Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания Активная формаУченики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса. Пассивная форма Ученики демонстрируют поведение «в-час-по-чайной-ложке», то есть все требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно. Реакция учителя Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы. Ответы ученика на реакцию учителяПрекращают выходку, но только на короткое время. Природа поведения, направленного на привлечение внимания 1.Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо. 2.Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме. 3.Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом». Сильные стороны подобного поведенияУченики нуждаются во взаимоотношениях с учителем. Принципы профилактики демонстративного поведения 1.Больше внимания уделять хорошему поведению. 2.Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются.

Таблица 4. Характеристики властолюбивого поведения Активная форма Вспышки негодования, словесное негодование: ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряженность. Пассивная форма Тихое непослушание: ученики обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают делать свое. Разные формы оправданий. Реакция учителя Чувства: гнев, негодование, может быть, страх. Действия: немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить и т.п.). Ответы ученика на реакцию учителя Стиль ответа: конфронтация («Вы мне ничего не сделаете»). Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее. Природа властолюбивого поведения 1. Социальные установки изменились: от отношений господства-подчинения в ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных прав. 2. Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению. Сильные стороны властолюбивого поведения Ученики демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам. Принципы профилактики властолюбивого поведения 1. Уход от конфронтации и снижение напряженности. 2. Передача ученику части своей организаторской власти.

Таблица 5. Характеристики мстительного поведения Активная форма Прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ученик вредит всеми силами учителю, воспитателю или обоим. Пассивная формаИгнорируются всякие дружелюбные попытки контакта. Реакция учителя Чувства: обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху. Действия: немедленно ответить силой как равному, (подавить) или уйти из ситуации (убежать из класса). Ответы ученика на реакцию учителяВыходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить ее. Природа мстительного поведения 1. Отражение роста насилия в обществе. 2. Распространенный через средства массовой информации стиль «силового» решения конфликтов. Сильные стороны мстительного поведения Ученики демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли. Принципы профилактики мстительного поведения 1. Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них. 2. Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами.

Шаг 3.Выбор техники экстренного педагогического вмешательства Основные правила Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении) ученика, а не на его личности Описывайте поведение ребенка безоценочно. Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Будьте твердым, но доброжелательным. Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями. Правило 3. Не усиливайте напряжение ситуации. Никогда не делайте и не говорите того, что может усилить напряжение ситуации. Это очень трудно научиться не усиливать напряженность ситуации, а снижать ее. Предвосхищая вопросы учителей, желающих точно знать, чего же нельзя делать, перечисляем типичные ошибки в реагировании на выходки.

Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации: повышаем голос, произносим фразу типа: «Учитель здесь пока еще я», оставляем последнее слово за собой, используем такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы», разговариваем с сарказмом, даем оценку характеру ученика, действуем с превосходством, используем физическую силу, втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему, настаиваем на своей правоте, читаем морали, ставим учеников в угол, оправдываемся, защищаемся или «даем взятку», формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы», изображаем негодование, придираемся, изводим кого-то придирками, передразниваем учеников, сравниваем одного ученика с другим, командуем, требуем, давим, поощряем ученика, фактически награждая его за «плохое» поведение.

Правило 4. Обсуждайте проступок ученика позже. Придерживайтесь следующих правил: отложите на потом дисциплинарные меры, примените в момент конфронтации одну из миротворческих, разряжающих атмосферу акций, воспитание учеников отложите на то время, когда вы будете абсолютно спокойны. Правило 5. Позволяйте ученику «сохранять лицо». Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. Учитель всего лишь человек и имеет право быть агрессивным. Имеет право быть агрессивным, но… только в своем воображении. С учениками мы должны вести себя по-другому.

Таблица 6. Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учениками, избегающими неудачи СтратегииТехники Изменение методов объяснения Использование осязаемого материала. Введение дополнительных методов обучения Коррекция требованийОбучение в один момент времени чему-то одному. Обучение умению позитивно рассказывать о себе и о своей деятельности Плакаты с «заклинаниями-девизами». Высказывание двух «плюсов» на каждый «минус» ученика. Декларация «Я могу». Формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлениям Рассказы о типичных ошибках. Демонстрация уважительного отношения к ошибкам. Минимизирование последствий от сделанных ошибок. Формирование веры в успех Подчеркивание любых улучшений. Выражение благодарности за любой вклад в общую деятельность. Умение видеть сильные стороны своих учеников и говорить им об этом. Демонстрация веры в своих учеников. Признание трудности ваших заданий. Концентрация внимания учеников на уже достигнутых в прошлом успехах Воспоминания о прошлых успехах. Помощь в «материализации» своего развития Наклейки «Я могу». Альбомы достижений. Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем. Аплодисменты. Вручение наград и медалей. Выставки достижений. Самоодобрение.

Таблица 7. Меры экстренного педагогического воздействия при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание СтратегииТехники Минимизация внимания Игнорируйте демонстративное поведение. Зрительный контакт. Становитесь рядом. Упоминайте имя ученика. Посылайте «секретный сигнал». Делайте письменные замечания. Используйте «Я- высказывание». Разрешающее поведение Стройте урок на основе вопиющего поведения. Доведите до абсурда демонстративную выходку. «Разрешенная квота». Неожиданное поведение Выключите свет. Используйте музыкальный инструмент. Говорите тихим голосом. Измените манеру речи. Говорите со стеной (или с портретом). Временно прекратите вести урок. Отвлечение внимания ученика Задавайте прямые вопросы. Попросите об одолжении. Измените деятельность. Поощрение хорошего поведенияБлагодарите учеников. Пересаживание учениковПросите ученика сесть на другое место. «Стул размышлений».

Таблица 8. Техники экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учеником, цель которого власть или месть Стадии «извержения вулкана»: стадия «глухих раскатов» ищите изящный уход от конфликта, стадия «взрыва и извержения лавы» используйте технику удаления, стадия разрешения конфликта установите санкции, сделай выводы. СтратегииТехники Ищите изящный уход Признайте силу ученика. Уберите зрителей. Перенесите обсуждение вопроса.Назначьте специальное время для обсуждения вопроса. Озадачивайте ученика Используйте удаление Удаление в пределах классной комнаты. Удаление в другой класс. Удаление в специальное помещение.Изоляция в кабинете школьной администрации. Удаление с применением силы. Устанавливайте санкцииЛишение ученика права свободно распоряжаться своим временем. Лишение права пользования предметами. Лишение права доступа в различные помещения школы. Встреча с администрацией школы. Информирование родителей. Починка, ремонт предметов, вещей. Возмещение учеником убытков.

Список ошибок при выполнении приема удаления Прием удаления годится только для властолюбцев и мстителей. Прием удаления оптимально подходит только для стадии открытой конфронтации («извержения лавы»). В любой другой ситуации применять его ошибочно. Удалять ученика «с применением силы» можно только в ситуации, когда его действия угрожают жизни и здоровью других учеников. В остальных случаях предлагается выбор: остаться и перестать делать то, что он делает, или покинуть класс. Во время удаления можно использовать силу, но нельзя оскорблять ученика, даже если он выкрикивает непристойные ругательства и адресует их вам. Нельзя оставлять случай, закончившийся удалением, без последствий. Ученик думает, что удаление это и есть санкция, в то время как удаление это передышка перед спокойным установлением санкций. Установление санкций Правила трех «С» три отличия санкций от наказаний Первое «С»: Санкции соответствуют проступку по содержанию. Второе «С»: Санкции соразмерны проступку. Третье «С»: Санкции созидательны, они исключают обсуждение личности и оскорбления.

Как строить отношения с учениками, которых мы не любим, или Еще немного о мстительном поведении СТРАТЕГИЯ 1. ИЗМЕНИТЕ ВОСПРИЯТИЕ СТРАТЕГИЯ 2. ОКАЗЫВАЙТЕ УЧЕНИКАМ ПОДДЕРЖКУ СТРАТЕГИЯ 3. ДЕЙСТВУЙТЕ УВЕРЕННО СТРАТЕГИЯ 4. ПОКАЗЫВАЙТЕ УЧЕНИКАМ, ЧТО ВЫ ЗАБОТИТЕСЬ О НИХ СТРАТЕГИЯ 5. УЧИТЕ ДЕТЕЙ УПРАВЛЯТЬ ЭМОЦИЯМИ СТРАТЕГИЯ 6. ГОВОРИТЕ ВСЛУХ О ЧУВСТВАХ УЧЕНИКОВ СТРАТЕГИЯ 7. СОЗДАВАЙТЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ

Шаг 4. Разработка стратегии поддержки ученика для повышения его самоуважения. Стратегия 1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением Рассказывайте об ошибках. Показывайте ценность ошибки как попытки. Минимизируйте последствия ошибок. Стратегия 2. Формируйте веру в успех Подчеркивайте любые улучшения. Объявляйте о любых вкладах ученика в общее дело. Ограничивайте время ваших заданий. Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Демонстрируйте веру в своих учеников. Признавайте трудность ваших заданий. Стратегия 3. Концентрируйте внимание на уже достигнутых успехах Анализируйте прошлое успеха. Повторяйте и закрепляйте успехи. Стратегия 4. Помогайте ученикам материализовать процесс своего развития Наклейки «Я могу». Альбомы достижений. Стратегия 5. Отмечайте достижения Аплодисменты. «Звезды и наклейки». Награды и «медали». Выставки достижений. Позитивная изоляция. Самоодобрение.

Как помочь ученикам установить нормальные отношения с вами и почувствовать свою коммуникативную состоятельность Принятие Принимать того, кто делает, а не то, что сделано. Принимать личностные особенности ученика. Внимание. Приветствия. Выслушивайте учеников. Научите учеников просить внимания. – «Поболтайте» о чем-нибудь с учениками в классе после уроков. – Поинтересуйтесь у учеников, как они живут за стенами школы. – Запоминайте то, что рассказывают вам ученики, и используйте это в беседе с учеником в подходящий момент. – Ешьте иногда вместе с учениками за их столом в столовой или буфете. – Пригласите учеников на обед к себе домой хотя бы несколько раз. – Посещайте спортивные соревнования и музыкальные мероприятия, в которых участвуют ваши ученики. – Участвуйте в коллективных замыслах ваших учеников. – Организуйте со своими учениками конференцию по какой- то всех волнующей проблеме. – Иногда присоединяйтесь к групповым играм своих учеников в спортзале или на спортплощадке. – Отмечайте дни рождения своих учеников хотя бы каким- то вниманием. – Посылайте открытки и домашние задания ученикам, которые болеют, с парой строк, написанных своей рукой. – Выражайте искренний интерес к работе и хобби своих учеников. Уважение (признание) – «Я-высказывание». Используйте трехчастную форму «Я-высказывания» для признания, то есть описывайте последовательно – действие ученика и его результат, – что вы чувствуете или думаете о нем, – позитивный эффект от него. Фокусирование на настоящем. Письменные признания. Учите учеников просить признания. Одобрение. Теплые чувства

Таблица 11. Как помочь ученикам вносить свой собственный вклад в общую деятельность СтратегииТехники Поддержка личного вклада ученика в процесс улучшения жизни своего класса Приглашайте учеников помогать вам ежедневно в решении разных учебных задач. Поощряйте выражение учениками своего мнения. Принимайте правила вместе с учениками. Оказание моральной поддержки ученикам, которые стараются помочь другим Ученическое репетиторство. Ученики выражают признание и одобрение друг другу.

Шаг 5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию Школьного плана действий. Подготовка конспекта программы для родителей Выпуск газеты для родителей Проведение родительских собраний Создание библиотеки для родителей Организация родительского клуба Чтобы конфликтов с родителями было меньше, выполняйте следующие правила: Рассказывайте родителям о плохом поведении их ребенка только в объективных терминах. Родители гораздо спокойнее воспримут фразу: «Вера отвечает с места, не поднимая руки, по пять-шесть раз за день», чем фразу: «Ваша Вера постоянно мешает учителям на всех уроках». Не обрушивайте на голову родителей сразу все о плохом поведении ребенка, ограничьтесь тремя-четырьмя примерами, иначе у них просто опустятся руки. Избегайте негативных предсказаний. «Ольга Петровна, если ваша Галя не прекратит так себя вести, она не получит аттестата», никогда не заканчивайте так разговор о «плохом» поведении ребенка. Маме достаточно размышлений и волнений по поводу того, что уже произошло, а вы еще заставляете ее тревожиться о том, что только может произойти (а может и не произойти). А вот позитивные предсказания очень полезны. Если вы говорите родителям: «Я не знаю, что делать с вашим ребенком», вы не получите никакого результата и испортите отношения. Лучше проанализируйте малейший успех в выполнении ШПД и выразите свою уверенность в будущих успехах. Учитывайте, что родители обычные люди и часто выдают защитную реакцию типа: «Ничего не получится», «Сами занимайтесь этим, вам за это деньги платят». Вы должны понимать, что в основе этих высказываний неуверенность, страх неудачи, боль и опыт разочарований. Старайтесь не обращать внимания на защитную реакцию, не обижаться и понять. Не требуйте от родителей невозможного: «Так, папа Петров, скажите своей Рите, чтобы она больше в класс с перемены не опаздывала». Это не проблемы родителей, а ваши, учительские проблемы и не требуйте их решения оно невозможно. Информирование родителей о ходе выполнения Школьного плана действий Родительско-учительская конференция Родительско-учительско-ученическая конференция При этом важно помнить следующее: Фокусируйтесь на будущем. Обсудите техники педагогического вмешательства. Обязательно подведите итоги разговора. Обязательно обсудите стратегии поддержки.