Подходы к разработке программы информатизации школы Кацай Ирина Ивановна, консультант НФПК.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подходы к разработке программы информатизации школы.
Advertisements

Подходы к разработке программы информатизации школы.
1 Инструмент по оценке уровня информатизации школ Третьякова Елена Львовна 2012 год, сентябрь.
Программа информатизации МОУ- Раздольненской средней общеобразовательной школы 19 на год.
Карцовская школа - сад: модель информатизации Л.С.Филиппова - директор В.А. Ведерников – зам.директора поУВР Т.Г. Кириллова- зам. директора по ВР Л.Х.
МОУ «Перегребинская СОШ 2» ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ПЕРЕГРЕБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2»
«Единое информационное пространство образовательного учреждения, общие принципы его построения»
МОУ «Преображенская СОШ» Программа информатизации школы на 2010 г. – 2012 г.
Основные задачи программы Сроки реализации программы Основные этапы программы Результаты Основания для разработки Основная цель программы Анализ деятельности.
Создана команда по информатизации школы Учитель информатики Кузин И.В. Директор школы Климечук Н.Г. ЗУР Бабенко Т.М. Учитель начальных классов Веселова.
Деятельность стажировочной площадки при МБОУ «Еласовская средняя общеобразовательная школа» с. Еласы 2012.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Комплексно-целевая программа Дата утверждения: решение педагогического совета от 30 ноября 2007 года Муниципальная общеобразовательная средняя школа 17.
Успешная реализация программы информатизации Сафина Галина Алексеевна, заместитель директора по учебной работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа.
Программа информатизации МОУСОШ гг..
Методическое сопровождение информатизации образовательно- воспитательного процесса и управленческой деятельности Зам. директора по УВР : Шишкова Г.А.
Формирование информационно- коммуникационной компетентности субъектов образовательного процесса. Заместитель директора по УВР МОУ «Ржаксинская сош 1» Лексин.
1.Введение 2.Проблемы, на решение которых направлена Программа информатизации 3.Цель (цели) Программы информатизации 4.Основные задачи 5.Ожидаемые результаты.
Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа 5 Сроки реализации: 2008 – 2011 годы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ МОУ «Гимназия 1».
Транксрипт:

Подходы к разработке программы информатизации школы Кацай Ирина Ивановна, консультант НФПК

Внутренние ресурсы школы Наша Новая Школа

С чего начинать? В какой последовательности двигаться?

Что такое программа, чем она отличается от плана мероприятий? ПЛАН Что можно сделать? ПРОГРАММА Что необходимо сделать, чтобы… Использование благ Шаг развития, трансформация

Из каких элементов (блоков) должна состоять программа? Раздел «Общая часть», из которого должно быть ясно, в каких элементах проекта информатизации принимает участие ОУ, каких результатов планирует достичь? Особое внимание следует уделить описанию условий (внешних и внутренних по отношению к школе), которые во многом определяют степень достижения планируемых результатов. При этом, следует выделить (разделить) как результаты значимые для школы, так и для всех уровней реализации проекта (муниципалитет, регион, федерация). Раздел «Основные идеи, цели и задачи» должен показать какие приобретения может получить школа от реализации программы, какие, при этом, может понести потери. Те есть, данный раздел во многом определяет набор конкретных проектов. Подразделы «Проекты». Здесь описываются конкретные проекты, которые школа планирует осуществить на каждом этапе реализации Программы. Какова «нагрузка» каждого элемента (блока)?

Цель Цель программы может быть сформулирована как разрешающая проблему, которая стоит перед школой. Цель должна была понятна всем участникам программы, четко сформулирована, тогда она будет близка всем, кто имеет отношение к ее достижению. Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Цель должна касаться нового качества образования, которое мы хотим получить по окончании программы. Создание единого информационного пространства на основе интеграции информационных и коммуникационных технологий в образование за счет усовершенствования и адаптации традиционных технологических решений и образовательных проектов и разработки новых моделей, адекватных современным условиям. Отвечают ли примеры формулировок целей рекомендациям?

Цель Цель программы может быть сформулирована как разрешающая проблему, которая стоит перед школой. Цель должна была понятна всем участникам программы, четко сформулирована, тогда она будет близка всем, кто имеет отношение к ее достижению. Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Цель должна касаться нового качества образования, которое мы хотим получить по окончании программы. Отвечают ли примеры формулировок целей рекомендациям? Создание единой образовательной среды школы с использованием компьютерной техники и информационных технологий.

Цель Цель программы может быть сформулирована как разрешающая проблему, которая стоит перед школой. Цель должна была понятна всем участникам программы, четко сформулирована, тогда она будет близка всем, кто имеет отношение к ее достижению. Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Цель должна касаться нового качества образования, которое мы хотим получить по окончании программы. Отвечают ли примеры формулировок целей рекомендациям? Создание информационной системы образования, которая включает в себя предоставление условий для формирования у учащихся потребностей и способностей к использованию ПК в учебе, а также расширение возможностей педагогов к применению ИКТ в учебно- воспитательном процессе.

Цель Цель программы может быть сформулирована как разрешающая проблему, которая стоит перед школой. Цель должна была понятна всем участникам программы, четко сформулирована, тогда она будет близка всем, кто имеет отношение к ее достижению. Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Цель должна касаться нового качества образования, которое мы хотим получить по окончании программы. Отвечают ли примеры формулировок целей рекомендациям? Создание условий для повышения качества и эффективности образовательных услуг через внедрение и активное использование информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.

Цель Цель программы может быть сформулирована как разрешающая проблему, которая стоит перед школой. Цель должна была понятна всем участникам программы, четко сформулирована, тогда она будет близка всем, кто имеет отношение к ее достижению. Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Цель должна касаться нового качества образования, которое мы хотим получить по окончании программы. Отвечают ли примеры формулировок целей рекомендациям? Развитие конкурентоспособности школы во внешней среде за счет повышения качества образования на основе использования современных инновационных технологий, средств обучения и воспитании.

Цель Цель программы может быть сформулирована как разрешающая проблему, которая стоит перед школой. Цель должна была понятна всем участникам программы, четко сформулирована, тогда она будет близка всем, кто имеет отношение к ее достижению. Цель – более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Цель должна касаться нового качества образования, которое мы хотим получить по окончании программы. Отвечают ли примеры формулировок целей рекомендациям? Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и управленческой деятельности посредством интеграции ИКТ в систему жизнедеятельности школы.

Анализ реальной ситуации Анализ ситуации может предварять в программе постановку цели, а может остаться за рамками программы (текста). Но работа по анализу ситуации обязательно должна быть проведена. Качественно и полно представить анализ ситуации может помочь заполнение анкеты информатизации ОУ. Анализ ситуации необходимо завершить постановкой проблем. РесурсыУсловия Кадры Анализ ситуации На что надо обратить внимание при анализе ситуации? Технические Материальные … Организационные Внешние … Готовность педагогов внедрять Готовность администрации управлять Потребности учеников Запрос родителей

Анализ реальной ситуации Кадровые проблемы: 1.Снижение качества преподавания. 2.Недостаточный уровень подготовки педагогов к использованию ИКТ – технологий на уроках. 3.Недостаточная готовность учащихся ориентироваться в реальных жизненных ситуациях. Организационные проблемы и проблемы доступа ИКТ: 1.Неравенство в доступе к образовательным услугам; отдалённость от областных центров (восполняется путём формирования системы дистанционного обучения). 2.Несоответствие нормативно-правовой базы задачам информатизации образования (в уставе школы и локальных актах не прописаны задачи информатизации образования). Технологические проблемы: 1.Нет единой локальной сети, системных администраторов. РесурсыУсловия Кадры Анализ ситуации Четко ли сформулированы проблемы? Технические Материальные … Организационные Внешние … Готовность педагогов внедрять Готовность администрации управлять Потребности учеников Запрос родителей

Анализ реальной ситуации Материально-технические проблемы: 1.Ниже районного показателя оснащенность учащихся школы современной компьютерной техникой; сохраняется потребность обеспечения предметных кабинетов школы средствами информационно-коммуникационных технологий; 2.Сложно решается вопрос обеспечения сохранности компьютерной техники. Недостаток финансовых средств не позволяет установить надежные двери во всех учебных кабинетах, что снижает эффективность использования и уровень доступности компьютеров для учителей и учащихся; 3.В школе имеется один компьютерный класс для преподавания предмета информатики, создается второй кабинет ИКТ; есть компьютеры на рабочих местах библиотекаря, педагога – психолога, администрации школы, секретаря и др, но все имеющиеся компьютеры не связаны между собой школьной локальной сетью, что создает определенные трудности в поддержании и использовании имеющихся баз данных. Кадровые ресурсы: 1.Открытым остается вопрос о готовности педагогов к применению информационно-коммуникационных технологий: высокий процент ИКТ-грамотности (обученности пользованию ПК), но низок процент ИКТ- компетентности, поэтому педагоги-предметники редко применяют свои знания и умения в практической деятельности (или совсем их не используют). Уровень готовности учителей к использованию современных средств информационных технологий в образовательной практике не превышает 30 %. 2.Нет опыта работы у педагогов, в недостаточной степени разработаны методики преподавания отдельных дисциплин с использованием средств ИКТ. 3.Невысока активность педагогов по вовлечению учащихся к участию в конкурсах творческих работ и личному участию в конкурсах педагогических инициатив. РесурсыУсловия Кадры Анализ ситуации Четко ли сформулированы проблемы? Технические Материальные … Организационные Внешние … Готовность педагогов внедрять Готовность администрации управлять Потребности учеников Запрос родителей

Задачи Задача – более частная цель, решение которой обеспечивает достижение общей цели. Цель дробится на задачи. Задачи и цель должны быть согласованы. Если есть «лишняя» задача, то цель должна быть переформулирована. Если поставленных задач не достаточно для достижения цели, то список задач должен быть дополнен. Цель: Достижение устойчивых изменений в работе школы по применению новых современных информационных и коммуникационных технологий с целью обеспечения школьников и педагогов цифровыми образовательными ресурсами. Задачи: 1.внедрить программу «Хронограф-школа» для повышения уровня информатизации труда с целью документооборота; 2.внедрение и использование дистанционного обучения для профильного и предпрофильного обучения учащихся, участия в эвристических олимпиадах; 3.поддержка и стимулирование инициатив педагогов, школ, использующих ИКТ– технологии в образовательном процессе; 4.повышение квалификации педагогов в области использования ИКТ-технологий. Согласованы ли примеры целей и задач?

Задачи Задача – более частная цель, решение которой обеспечивает достижение общей цели. Цель дробится на задачи. Задачи и цель должны быть согласованы. Если есть «лишняя» задача, то цель должна быть переформулирована. Если поставленных задач не достаточно для достижения цели, то список задач должен быть дополнен. Цель: Создание условий для формирования конкурентоспособного, социально адаптированного выпускника. Задачи: 1.Развитие материально-технической базы школы и создание единого информационного пространства. 2.Повышение ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса. 3.Создание условий для активного развития творческих способностей учащихся. 4.Управление школой на основе внедрения средств ИКТ. Согласованы ли примеры целей и задач?

Задачи Задача – более частная цель, решение которой обеспечивает достижение общей цели. Цель дробится на задачи. Задачи и цель должны быть согласованы. Если есть «лишняя» задача, то цель должна быть переформулирована. Если поставленных задач не достаточно для достижения цели, то список задач должен быть дополнен. Цель: Создание единой информационно- образовательной среды как условие нового качества предоставляемых гимназией образовательных услуг. Задачи: 1.Организация курсов повышения квалификации педагогических и административных работников гимназии на базе МОУ и методического центра; 2.Обеспечение методического сопровождения формирования компетентности в области информационных и коммуникационных технологий у учащихся и педагогов гимназии на базе ресурсного центра гимназии; 3.Создание единой информационно- образовательной среды на основе «Хронографа»; 4.Активное использование ИКТ педагогами и учащимися в образовательном процессе, внеурочной, научно-исследовательской, проектной деятельности. Согласованы ли примеры целей и задач?

Проекты Программа – это несколько взаимосвязанных проектов. В отличие от цели программы, цель проекта – гораздо конкретнее, например, это может быть отдельная задача. Проекты выполняются параллельно. Проект ограничен во времени. У программы внешние временные рамки, у проекта длительность определяется содержанием. Проект нацелен, как и вся программа в целом, на достижение конкретного результата. Цель проекта и его результат – взаимосвязанные и отражающие друг друга элементы. Какова возможная структура ПИШ? Одна задача – один проект.

Проекты Какова возможная структура ПИШ? Цель: Создание условий для формирования конкурентоспособного, социально адаптированного выпускника. Задачи: Повышение ИКТ- компетентности всех участников образовательного процесса. Создание условий для активного развития творческих способностей учащихся. Управление школой на основе внедрения средств ИКТ. Проект 2 Мой друг и помощник компьютер Проект 3 Сквозь тернии к звёздам Проект 4 Информаци я и управление Ожидаемый результат: 1. Повышение ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса; 2. Развития творческих способностей учащихся; 3. Обеспечение доступности качественных образовательных услуг; 4. Внедрение в управление школой автоматизированных средств управления, создание единого информационного пространства школы. 5. Успешная социализация выпускников. Проект 1 Мечты сбываются Развитие МТБ школы и создание единого информационного пространства.

Проекты В другой структуре ни задачи, ни проекты не обособляются. Соответственно, результаты не складываются, а возникают как единый совокупный продукт. Проекты могут выполняться как параллельно, так и последовательно. Весь коллектив работает «единым фронтом», становится более сплоченным, что также способствует успеху. Но управление такой деятельностью усложняется. Какова возможная структура ПИШ? Результат – единый совокупный продукт.

Проекты Какова возможная структура ПИШ? Цель: Создание единой информационно-образовательной среды как условие нового качества предоставляемых гимназией образовательных услуг. ЗадачиПроекты Организация курсов повышения квалификации педагогических и административных работников гимназии на базе МОУ и методического центра Ресурсный кабинет – обеспечение информационной и технической поддержки и доступ к современным образовательным информационным ресурсам Обеспечение методического сопровождения формирования компетентности в области ИКТ у учащихся и педагогов гимназии на базе ресурсного центра гимназии Развитие информационного взаимодействия школы с внешкольной средой посредством дистанционных технологий Создание единой информационно- образовательной среды на основе «Хронографа» Повышение ИКТ – компетентности учителей предметников, использование ЦОР в педагогической деятельности Активное использование ИКТ педагогами и учащимися в образовательном процессе, внеурочной, научно-исследовательской, проектной деятельности Программы «ХроноГраф» – основа создания единой информационно-образовательной среды

Проекты Здесь задачи планируются как отдельные шаги-этапы реализации программы, которые на определенном этапе дифференцируются на отдельные проекты. Этапы могут означать поступательную реализацию процесса информатизации с развитием, углублением и расширением отдельных направлений. Управление таким процессом осуществляется легче, но высок риск подмены проекта плановым мероприятием. Какова возможная структура ПИШ? Реализация ПИШ – поступательный процесс.

Проекты Какова возможная структура ПИШ? Цель: Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и управленческой деятельности посредством интеграции ИКТ в систему жизнедеятельности школы. Задача 1 – первый этап. Создание условий для воспитания у учащихся информационной культуры Проект 1. Обновление МТБ школы Задача 2 – второй этап. Активное внедрение информационных технологий в учебный процесс Проект 2. Применение информационных технологий Задача 3 – третий этап. Формирование единого информационного образовательного пространства школы и выход в мировую информационную сеть Проект 3. Обобщение опыта и результатов реализации программы t, год

Результаты программы Критерием всей программы является ее результат. Цель может быть сформулирована в общем виде, она отвечает на вопрос, чего мы хотим достичь. Результат программы отвечает на вопрос: что конкретно изменится на уровне данной школы по завершении программы. Результат конкретнее и нагляднее. Цель программы и ее результат – взаимосвязаны. Чем точнее сформулированы результаты, тем понятнее цель программы в целом, тем легче она будет реализовываться. Достижение результата «доказывается» индикативными показателями. «Хорошая» ПИШ – согласованность всех элементов, взаимосвязь цели и результата, реалистичные и измеряемые результаты. согласованы взаимосвязаны реалистичны измеряемы ЦельРезультат Индикативные показатели

Результаты программы Связаны ли цели и результаты? Цель: Создание единой образовательной информационной среды школы для: повышения качества образования; создания условий для совершенствования и реализации возможностей педагогического коллектива и учащихся в области информационных и коммуникационных технологий. Результаты: 1) Для учащихся школы: смогут, работая в Интернете, с электронными учебниками, вести поиск необходимой информации для решения учебной задачи, знакомиться с различными точками зрения на изучаемую проблему; публиковать на страничках сайта свои творческие работы (сочинения, рисунки, изо­бражение поделок, статьи, фотографии и т.п.); появится возможность обучаться в рамках курсов по учебным предметам на базе медиацентра, кабинетов информатики, посредством Интернет - технологий; получат возможность разрабатывать и создавать электронные презентации, веб-ресурсы для дальнейшего их использования в учебном процессе; повышение качества образования. 2)Для педагогического коллектива: использовать современные электронные учебники, веб-ресурсы в учебном процессе, с целью повышения качества знаний, активизации познавательной деятельности, развития кругозора школьников; получат возможность разрабатывать презентации учебного материала, создавать веб-ресурсы с целью дальнейшего использования на уроках и во внеурочной деятельности. использование информационных технологий в воспитательном процессе, внеурочной деятельности; приобретут возможность значительно расширить свой кругозор, повысить свою профессиональную квалификацию; приобретут возможность работы в Интернете, получать, обрабатывать различную информацию, необходимую для учебного процесса; получат возможность делиться опытом, своими идеями, результатами практической деятельности и уникальными находками с коллегами из различных школ, регионов, стран мира. 3)Для администрации школы: создание единого информационного пространства школы; создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) администрации школы, библиотекаря, медицинского работника, психолога.

Результаты программы Связаны ли цели и результаты? Цель: Создание условий для повышения качества и эффективности образовательных услуг через внедрение и активное использование информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе Результаты: Подключение по скоростному каналу к краевой образовательной информационной сети. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников школы. Достижение отвечающего современным требованиям уровня подготовки преподавателей в области информационных технологий. Повышение эффективности образовательного процесса, качества знаний и информационной культуры учащихся. Создание и развитие школьной медиатеки. Паспортизация кабинетов информатики.

Результаты программы Связаны ли цели и результаты? Цель: Создание единой информационно- образовательной среды как условие нового качества предоставляемых гимназией образовательных услуг Результаты: 1) Овладение учащимися ИК-технологиями (на профильном уровне в том числе); 2) Повышение квалификации педагогов в области ИК- технологий как средство формирования ИКТ- компетентности; 3) Функционирование гимназического ресурсного центра, в котором педагоги гимназии получают постоянную методическую и техническую поддержку; 4) Доступность современных образовательных информационных ресурсов; 5) Организация дистанционных проектов: олимпиад, занятий «Телешколы», обучение одаренных детей и детей, обучающихся на дому. 6) Единая информационно-образовательная среда; 7) Новое качество гимназического образования – школы культуротворческого типа

Результаты программы Чем мерить будем? Индикативные показатели: 1) Количество выпускников 9-х классов, овладевших ИКТ – 100 %. 2) Количество педагогических и административных работников гимназии, повысивших свою квалификацию в области ИКТ на базе гимназии: первый год – 60 % педагогов; второй год – 100 %; на базе методического центра: первый год – 40 % педагогов; второй год – 60 %; третий год – 100 %. 3) Регулярное (еженедельное) обновление сайта гимназии. 4) Создание и расширение локальной сети для более эффективного управления образовательным процессом гимназии. 5) Уровень доступности компьютеров и Интернет для учителей и учеников оптимальный. 6) Количество компьютеров на одного ученика. Результаты: 1) Овладение учащимися ИК-технологиями (на профильном уровне в том числе); 2) Повышение квалификации педагогов в области ИК- технологий как средство формирования ИКТ- компетентности; 3) Функционирование гимназического ресурсного центра, в котором педагоги гимназии получают постоянную методическую и техническую поддержку; 4) Доступность современных образовательных информационных ресурсов; 5) Организация дистанционных проектов: олимпиад, занятий «Телешколы», обучение одаренных детей и детей, обучающихся на дому. 6) Единая информационно-образовательная среда; 7) Новое качество гимназического образования – школы культуротворческого типа

Разработчики и исполнители программы В рамках проекта информатизации предполагается, что каждая школа создаст свою школьную команду. Нормативно школьная команда определяется приказом директора. Школьная команда осуществляет реальные действия по достижению результатов. Школьная команда всем своим составом отвечает за реализацию программы. Внутри школьной команды обязанности распределяются в соответствии с отдельными проектами. Проект как отдельное направление работы, как элемент программы может иметь своих исполнителей. Как правило, есть конкретный человек, отвечающий за выполнение данного проекта. Ему в помощь могут быть назначены дополнительные люди. Важно, чтобы исполняющий данный проект точно знал, что именно он должен делать, в какие сроки, что именно произойдет в результате.

Паспорт программы информатизации Наименование программы (возможно раздела программы развития ОУ) Может не иметь отдельного названия Цели и задачи программы Основные индикативные показатели программы Сроки реализации программы Определяется сроками Проекта Исполнители программы Школьная команда Объемы и источники финансирования Бюджетные Внебюджетные Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности Система контроля за исполнением - текущий и итоговый анализ реализации проектов; - ежемесячная аналитическая оперативка школьной команды; - отчеты в органы управления образования и методический центр.

В помощь разработчикам ПИШ Анкета состояния информатизации школы Получить из системы реальное состояние информатизации, пути развития и программу информатизации школы

В помощь разработчикам ПИШ Описание реального состояния информатизации Название кластераСсылка 1. Школы, в которых работают над созданием условий для дальнейшего развитияОписание кластера 2. Школы начального этапа информатизации или школы с типичным состоянием информатизации перед началом проекта информатизации Описание кластера 3. Школы с неиспользованными возможностямиОписание кластера 4. Типичные школы проекта с высоким удельным техническим оснащениемОписание кластера 5. Школы развитых вариативных форм учебной работыОписание кластера 6. Школы развитых вариативных форм учебной работы при высоком уровне доступа к Интернет и активном использовании проектных методик Описание кластера 7. Школы с высоким развитием цифровой образовательной средыОписание кластера 8. Школы высшего уровня применения вариативных форм учебной работы и развития цифровой образовательной среды Описание кластера 9. Школы, работающие в ИКТ-насыщенной средеОписание кластера 10. Школы, использующие ИнтернетОписание кластера 11. Школы с ИКТ компетентной администрацией и хорошо развитыми цифровой образовательной средой и системой управления школой Описание кластера 12. Школы активно и целенаправленно использующие ИКТ в педагогической и административной практике при высоком уровне доступа в Интернет Описание кластера

В помощь разработчикам ПИШ Переходы между различными состояниями информатизации школ Целью движения любой школы должно быть стремление достичь уровня группы школ, работающих в ИКТ-насыщенной среде (кластер 9, который имеет наиболее высокий уровень информатизации для базовой выборки).

Практикум «Разработка основных положений ПИШ» Цель: сформировать способы работы со школьной командой по составлению ими программ информатизации.

Ход практикума 1.Разделиться на 5-6 групп по 7-10 человек. 2.Каждая группа получает одно из описаний реальной ситуации в ОУ.описаний реальной ситуации 3.Группа знакомится с назначенным ей описанием реальной ситуации. 4.Группа соотносит описание с номером кластера, готовит небольшое устное, а лучше подкрепленное презентацией экспертное заключение по поводу описания. То есть отвечает на вопросы:номером кластера Достаточно ли описание для сопоставления его с описанием кластера? Какие положительные приемы описания есть в предложенном тексте? Какие моменты требуют более подробного раскрытия? 5.Познакомиться с описанием рекомендуемых переходов для данного кластера, к которому отнесена ОУ.рекомендуемых переходов 6.Сформулировать возможные цели, задачи, ожидаемые результаты для ОУ с учетом рекомендуемых переходов. 7.Заполнить паспорт ПИШ для заданного описания.паспорт ПИШ 8.Оформить работу группы в виде презентации. 9.Представить презентацию на пленаре, раскрыв следующие вопросы: Каковы стартовые возможности ОУ? (с учетом отнесения к кластеру) Каковы возможные переходы для данного ОУ? Какой переход рекомендуется группой и почему? Какова цель, задачи и предполагаемые результаты ПИШ?