Учитель математики МОУ СОШ 30 Воронина Т. С.. Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее : на.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Advertisements

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
Типы уроков по ФГОС (по Нескребтову А.Л.) Выполнила: учитель немецкого языка I квалификационной категории Петрова Юлия Константиновна МОУ СОШ 15, г.Балашов.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Системно-деятельностный подход. Система дидактических принципов 1)Принцип деятельности 2)Принцип непрерывности 3)Принцип целостности 4)Принцип минимакса.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
Валишина Зиля Адибовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 г. Октябрьский РБ.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
Материал подготовила Хардина Г.А., методист МАУ ДПО «ЦНМО», 2014 г.
Конструирование уроков различных типов в контексте требований новых стандартов. Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Реализация системно- деятельностного подхода через урок в системе развивающего обучения Л.В.Занкова МОУ «Ульканская СОШ г.
Системно-деятельностный подход Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики ГОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Малосюгинская средняя общеобразовательная школа» Семинар «Системно – деятельностный.
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
СЕМИНАР учителей физики СЕМИНАР учителей физики ОБОШИ Суджанская школа-интернат «Деятельностный подход в обучении физики в рамках реализации ФГОС общего.
«ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы : - Уроки « открытия нового знания.
Чертушкина Елена Викторовна, учитель физики первой квалификационной категории.
Транксрипт:

Учитель математики МОУ СОШ 30 Воронина Т. С.

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее : на каждом уроке он должен чего - нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг. К. Д. Ушинский

Как организовать современный урок с точки зрения деятельностного подхода ? Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования ? Какой учебный материал отобрать ? Какие методы и средства обучения выбрать ? Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения ? Учителя сегодня волнуют вопросы :

Не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию. Основная задача образования :

Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость.

Традиционный урок 1. Проверка д / з учеников учителем 2. Объявление темы учителем 3. Объяснение темы учителем 4. Закрепление знаний учениками Проблемно- диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Применение знаний учениками 5. Рефлексия деятельности Проблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми

Новые знания дети открывают сами в процессе самостоятельной деятельности. Функция учителя заключается в сопровождении учебного процесса : подготовка дидактического материала ; организация различных форм сотрудничества учащихся ; участие в обсуждении результатов деятельности ; создание условий для самоконтроля и самооценки. Основная идея СДП.

Основная цель системно – деятельностного подхода в обучении : научить не знаниям, а работе.

Мотивационно – целевой компонент Содержательный компонент Рефлексивно – оценочный компонент. Операционный компонент Основные компоненты СДП

1. Мотивационно – целевой компонент Образовательные цели ученика относятся не только к изучаемым объектам, но и способам изучения этих объектов.

предполагает, что обучение должно быть системным и деятельностным, т. е. содержание деятельностного образования складывается из методов, средств и форм преобразующей деятельности ( поисковой, проблемной, проектной, исследовательской ). 2. Содержательный компонент

предполагает применение технологий, направленных на выращивание способностей. В традиционном образовании основным средством обучения являются тексты, в системно – деятельностном подходе главным средством обучения являются ситуации. 3. Операционный компонент

Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты. Адекватная самооценка обеспечивает школьникам осознание своего уровня освоения планируемого результата, приводит к пониманию своих проблем. 4. Рефлексивно – оценочный компонент

Средства развития потенциала будущего исследователя: моделирование; рефлексивный анализ; работа в группах; работа с вопросами причинно – следственного, прогностического и проектного характера Методы творческого применения знаний и способы деятельности Проблемное изложение; Частично – поисковые методы; Эвристическая беседа; Поисково – исследовательские методы. Нетрадиционные формы урока Интегрированные; Деловая игра; Уроки творчества; Урок – консультация; Урок – соревнование и др. Деятельностный подход ( дифференциальная диагностика )

1) Принцип деятельности. 2) Принцип непрерывности. 3) Принцип целостности. 4) Принцип минимакса. 5) Принцип психологической комфортности. 6) Принцип вариативности. 7) Принцип творчества. Система дидактических принципов организации учебной деятельности на уроках математики :

учитель создает проблемную ситуацию ; ученик принимает проблемную ситуацию ; вместе выявляют проблему ; учитель управляет поисковой деятельностью ; ученик осуществляет самостоятельный поиск ; обсуждение результатов. Структура урока с позиций деятельностного подхода :

уроки « открытия » новых знаний ; уроки рефлексии ; уроки общеметодологической направленности ; уроки развивающего контроля. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию делятся на четыре группы :

1. Урок « открытия » нового знания. Деятельностная цель : формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель : расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии. Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно – контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности. Выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т. д.). Образовательная цель : коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т. д.

3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель : формирование способностей учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель : выявление теоретических основ построения содержательно – методических линий.

4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель : формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель : контроль и самоконтроль изученных понятий. Асм

1. Цели задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. 3. Используются различные методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся. 4. Учитель обучает детей ставить вопросы и адресовать их. 5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки. 7. Учитель добивается осмысления материала каждым учеником. 8. Учитель поощряет и поддерживает минимальные успехи каждого ученика. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи каждого урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, психологического комфорта. Критерии результативности урока :

Урок введения нового знания : а ) мотивирование к учебной деятельности : « надо » – « хочу » – « могу »; б ) актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии ; в ) выявление места и причины затруднения ; г ) построение проекта выхода из затруднения ( цель и тема, способ, план, средство ); д ) реализация построенного проекта ; е ) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи ; ж ) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ; з ) включение в систему знаний и повторение ; е ) рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог ). Структура урока в рамках СДП :

Урок методологической направленности – это урок отработки и закрепления навыков. При проведении уроков данного типа к качестве одного из основных средств выступают устные упражнения, которые можно проводить фронтально, а лучше применять работу в парах. Продуманная система устных упражнений позволяет не только вести системную работу по формированию вычислительных навыков и навыков решения текстовых задач, но и во многих других направлениях, таких, как : а ) развитие внимания, памяти, мыслительных операций, речи ; б ) формирование эвристических приемов ; в ) развитие комбинаторного мышления ; г ) формирование пространственных представлений.

Урок развивающего контроля. Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой : написание учащимися контрольной работы ; сопоставление с объективно установленным эталоном выполнения этой работы ; оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями. Контроль знаний – одна из важнейших составляющих образовательного процесса. Любые попытки игнорировать оценивание знаний ( в том или ином виде ) приводят к нарушению нормального течения процесса образования.

Формы контроля : самостоятельные работы ; тестирование ; контрольные работы. Самостоятельные работы рассчитаны, как правило на 7 – 10 минут, На контрольные отводится от 30 до 45 минут. При выставлении оценки можно ориентироваться на следующую шкалу : «3» - если сделано не менее 50% объема работы ; «4» - если сделано не менее 75% объема работы ; «5» - если работа содержит не более 2 недочетов.