1 2 1.Требования к уровню подготовки выпускников: основные умения …………………………….......................................................................................................

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исторические источники Исторические источники как форма работы по формированию ключевых компетенций обучающихся.
Advertisements

Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
Тема : Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс Выполнила: Тыныс А.А. Группа: 102 фк Приняла: Нурмаханова Г.К.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
УЧИМСЯ КОНСПЕКТИРОВАТЬ занятие в рамках работы элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся 9-ых классов»
Как составить реферат Как составить реферат Памятка для старшеклассников Копейский городской округ 2006.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Компетентностная педагогика Компетентностны й подход Образовательная технология.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Государственное учреждение образования «Средняя школа 3 г. Крупки» Заместитель директора по учебной.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
Конспект. Конспектирование Библиотечный урок для 9-10-х классов.
ГИА по истории 2013 г. Подготовка выпускников 9 классов к ГИА.
«Конечно, обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"! И.В.Гете «…Метод искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовать работу.
Методические рекомендации коллегам по подготовке и работе над исследовательскими проектами ( Из опыта работы)
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Определяешь проблему, формулируешь тему работы Знакомишься с литературой по данной проблематике Определяешь методы исследования Собираешь собственный материал.
Научное общество учащихся Направление «Математика»
Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению рефератов Разработал: преподаватель дисциплины «Языковая грамотность.
Методы работы с источниками информации Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться.
Как правильно оформить реферат. Реферат (от латинского Referre докладывать, сообщать) небольшое устное сообщение, изложение в письменной форме какой-
Транксрипт:

1

2 1.Требования к уровню подготовки выпускников: основные умения …………………………… Требования к уровню подготовки выпускников: основные умения 2.Основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)…… 4 -9Основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение 3.Работа с книгой………………………………………………………………………………… 10-15Работа с книгой 4.Письменные работы по истории (конспект, тезисы, реферат, исследовательская работа, эссе)………………………………………………………………………………………16-32Письменные работы по истории (конспект, тезисы, реферат, исследовательская работа, эссе) 5.Графические методы (схема, таблица, диаграмма, график)………………………… Графические методы (схема, таблица, диаграмма, график) 6.Работа с историческим понятием………………………………………………………… Работа с историческим понятием 7.Работа с историческим источником……………………………………………………… Работа с историческим источником 8.Культура речи………………………………………………………………………………………53Культура речи 9.Памятки………………………………………………………………………………………… Памятки 10.Словарь………………………………………………………………………………………… Словарь 11.Список использованной литературы………………………………………………………… 67Список использованной литературы

3 1.Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа. 2.Критически анализировать исторический источник (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности). 3.Классифицировать исторические источники по типу информации. 4.Использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую. 5.Различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории. 6.Уметь анализировать исторические процессы и явления. 7.Уметь систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса. 8.Формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата. 9.Участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы. 10.Представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения (эссе), резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.

4

5 Анализ (от греч. analysis разложение)- расчленение (разделение, раздробление) объекта (предмета, явления, события, процесса) на составные части, на элементы. Анализ позволяет выделить характерные черты, признаки, свойства рассматриваемого объекта, выявить среди них главные, существенные, изучить каждый элемент или сторону объекта в отдельности как часть целого. Термин «анализ» часто используется для обозначения процесса исследования, процесса, ведущего к получению нового знания. Анализ- одна из самых распространенных мыслительных операций. Анализируя какой-либо объект, явление и т. д., мы не можем забывать о связях между выделенными элементами (частями, свойствами, сторонами). Связи обеспечивают объекту целостность, возможность его синтезирования.

6 Синтез (от греч. synthesis соединение) - вторая мыслительная операция, неразрывно связанная с анализом. Это соединение элементов (частей) или свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое. Как и анализ, синтез может осуществляться мысленно и реально.

7 Сравнение Состоит в установлении признаков сходства и различия между предметами и явлениями. Существует преемственная связь сравнения с анализом, так как присущие объекту признаки выявляются в результате анализа. Выявляя новые отношения, сравнение позволяет обстоятельнее изучить процесс, явление, предмет и т. д., так как понять предмет- это значит, прежде всего, отличить его от других и установить сходство с родственными ему предметами. Сравнивать процессы и явления возможно только при наличии определенных критериев для сравнения. Сравнивать можно только однородные признаки. Нельзя, например, делать такое сравнение: «Корабли Колумба плыли со скоростью 5 узлов, а абсолютная монархия только устанавливалась в странах Западной Европы». Процесс сравнения завершается чаще всего выводом, вытекающем из соотношения общих (сходных) и различных признаков изучаемых явлений.

8 Обобщение Это мысленный переход от отдельного к общему, соединение сходных предметов, явлений, фактов и т. д. по общим для них признакам. Для учебной деятельности обобщение- это выделение и объединение самого главного в изученном материале. Путем сравнения выделяются у нескольких явлений (фактов и т. д.) главные, существенные, общие признаки. Объединяя мысленно эти признаки в одну группу, в качестве вывода мы указываем общее между ними. Вывод должен быть содержательным, чтобы из него было ясно: что представляет собой то или иное явление; о чем свидетельствует данная группа фактов; какие перспективы открывают результаты рассмотренных событий, как они повлияли на различные сферы общественной жизни и т. п.

9 Классификация Это распределение предметов какого-либо рода на классы (разряды, группы) по наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов. Пример: Классификация мануфактур. XVIII век. Мануфактуры по владельцампо рабочей силе казенная вотчинная купеческая крепостная посессионная вольнонаемная

10 Книга - это база мыслительной деятельности, основа приобретения знаний. Специалистами разработана эффективная программа работы с книгой. Схематический порядок последовательных блоков-шагов (алгоритм) выглядит так: название автор выходные данные содержание факты особенности излагаемого материала новизна материала и его «полезность» для выполнения поставленной задачи

11 Недостатки традиционного чтения Проговаривание того, что читается. Проследите при чтении за собой, за товарищами- и вы нередко увидите шевеление губ. Осмысление текста при этом замедляется: информация воспринимается и перерабатывается через слуховой канал, пропускная способность которого гораздо меньшая, нежели канала зрительного. Возвратное движение глаз к недопонятым фразам, словам, когда происходит повторное чтение.

12 Полезные советы Не пренебрегайте предисловием книги, оно многое прояснит в содержании того, что вам предстоит проработать. Важнейшим условием эффективного чтения является понимание прочитанного. Это, в свою очередь, связано с вниманием к значению, содержанию каждого слова и выражения. По ходу чтения выписывайте и выясняйте значение каждого непонятного (или вызывающего сомнение в правильности понимания) слова и выражения. В любом тексте содержится разный по важности материал. Умение выделить главное - необходимое условие осмысления содержания книги. Заголовки подзаголовки часто помогают выделить это главное. К главному относятся обобщения и выводы. Полезным является умение находить (вычленять) так называемые «ключевые слова». Это слова, которые отражают суть того, о чем говорится в данной части текста.

13 Полезные советы Продуктивная работа с книгой, изучение ее содержания, всегда производится с карандашом в руках. В книге делаются разнообразные пометки: выделяются (подчеркиванием, а еще лучше отчеркиванием на полях) ключевые слова, важные положения (восклицательным знаком), выводы; отмечаются неясные и спорные места (часто вопросительными знаками). Лучшее место для всех пометок и условных знаков- поля. Чтобы пометки легко было найти, на отдельном листке или чистом форзаце записываются номера страниц с пометками. Важное правило- не портить книги. Поэтому пометки делаются только мягким карандашом, не сильно на него нажимая (чтобы легко было стереть), а самое главное- пометки можно делать только в своих собственных, личных книгах. В книгах не своих делаются закладки с пометками.

14 Полезные советы Главным условием эффективного изучения содержания книги является ведение записей. Запись- лучшая опора памяти. Еще в Древнем Риме утверждали: «Кто записывает, тот дважды читает». Тот, кто просто читает, сравнивают с бабочкой; того, кто читает и делает выписки,- с пчелой. Для записей используются тетради или карточки. Существует много разных форм записей. Специфичной при работе с книгой формой записи является выписка- либо в виде собственного (своими словами) изложения, либо в виде цитаты. Цитаты заключаются в кавычки. Обратите внимание на использование многоточия. Оно ставится в начале или в конце цитаты в тех случаях, когда в ней опущены начало или окончание фразы источника; многоточием же заменяется пропуск части текста. При изложении части текста своими словами или при цитировании нужно быть очень внимательными: выписка или цитата должны точно, без искажений, передавать смысл той части текста из которой они взяты.

15 Полезные советы При работе с книгой любая запись должна сопровождаться указанием на источник, библиографической ссылкой. В конце библиографического описания ставится номер страницы, из которой сделана выписка (например: 1)Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т.: Т. 1, ч. 1. М., С. 121; 2) Политические деятели России 1917: библиографический словарь/Гл. ред. П. В. Волобуев. М., С. 187; Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. М., С. 40). Как и во всякой деятельности, в работе с книгой первостепенное значение имеет организованность. Среди многих ее проявлений выделим аккуратность и точность записей, строгий порядок их расположения и хранения. Без этого записи становятся бесполезным хламом. В частности, на карточках с выписками и цитатами целесообразна наряду с библиографической ссылкой пометка о том, к какой теме или вопросу относится эта запись. А располагаются они для хранения подобно библиотечным систематическим каталогам - в тематическом порядке.

16 Конспект (от лат. conspectus- обзор)- краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада. Основные требования- ясность и краткость. Этапы конспектирования: 1.Отбор из предлагаемой информации самого существенного. 2.Перевод отобранной информации на «свой язык» с одновременным сокращением. 3.Запись этого сокращенного, «отжатого» текста.

17 Правила конспектирования 1.Внимательно прочитайте текст, попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты. 2.Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля. 3.При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора. 4.Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи. 5.При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями. Конспектирование- эффективный прием для понимания и запоминания материала.

18 Тезисы Это последовательно изложенные основные положения работы. Тезисы вбирают в себя существо значительной части текста- то, что доказывает или опровергает автор. Тезисы всегда имеют доказательства (аргументацию).

19 Реферат Это краткое письменное изложение или публичный доклад о содержании научного труда (трудов), литературы по теме. Основное требование- текст должен быть достаточно подробным, связным, без сокращений и условных обозначений. Этапы работы над рефератом: 1.Определение цели написания реферата в соответствии с поставленной темой. 2.Составление списка литературы, ее прочтение и выписка того, что должно быть включено в реферат. 3.Составление плана реферата. 4.Во вступительной части реферата раскрыть значение (актуальность) его темы. 5.Содержащиеся в реферате основные положения, их разъяснение и обоснование, примеры и факты сопровождать указанием на источник. 6.В реферате уместно отразить собственное отношение и суждения, связанные с содержанием освещаемого материала. 7.Завершить реферат необходимо обобщающим выводом и списком литературы.

20 Структура реферата 1.Титульный лист. 2.План или оглавление с указанием страниц. 3.Введение (обоснование выбора темы, актуальность), историография (подходы и споры в исторической науке по исследуемому вопросу), цели и задачи, краткое содержание реферата по главам. 4.Основная часть работы (включает в себя две или несколько глав, в которых раскрывается суть проблемы, излагается собственная позиция автора). При цитировании текст заключается в кавычки и дается точная ссылка на источник (включая номер страницы) (например: 1)Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т.: Т. 1, ч. 1. М., С. 121; 2) Политические деятели России 1917: библиографический словарь/Гл. ред. П. В. Волобуев. М., С. 187; Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. М., С. 40). Сноски нумеруются. 5.Заключение (основные выводы). 6.Список используемой литературы (в алфавитном порядке в соответствии с требованиями). 7.Примечания (сноски). 8.Приложения (иллюстративный ряд, схемы, таблицы, диаграммы и т.д.; в печатном, либо электронном варианте).

21 Исследовательская работа Исследовательская работа по истории- это важное средство повышения уровня подготовки выпускника, развития его творческих способностей. Исследовательская работа представляет собой самостоятельное исследование по одной из актуальных проблем исторической науки. Задачами написания работы являются: 1. Расширение и углубление знаний по предмету; 2. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы; 3. Развитие умений обобщать фактический материал, строить самостоятельную концепцию исследуемой проблемы. Исследовательская работа предполагает творческое отношение к теме. Ни в коем случае не допускается сведение работы только к компиляции, то есть компоновке текста на основе чужих исследований без самостоятельной обработки источников, и тем более к плагиату - открытому переписыванию чужих работ без ссылки на источник.

22 Исследовательская работа Подготовка и выполнение исследовательской работы включает в себя следующие этапы: 1.Выбор темы. 2.Выявление и изучение источников и литературы. 3.Написание текста работы. 4.Оформление работы. 5.Защита работы.

23 Исследовательская работа Выбор темы При выборе темы необходимо учитывать ее актуальность, степень изученности, обеспеченность источниками, научно-практическую значимость. Не рекомендуется выбирать тему с широкими хронологическими и региональными рамками, так как в этом случае будет трудно проанализировать все имеющиеся по теме источники. Лучше взять тему более ограниченную и временем и регионом, чтобы разработать ее глубоко и самостоятельно.

24 Исследовательская работа Написание текста работы Структура: 1.Введение. 2.Основной текст, состоящий из нескольких глав, при необходимости делящийся на параграфы. 3.Заключение. 4.Список источников и литературы. 5.Приложение (если оно необходимо).

25 Исследовательская работа Написание текста работы Введение должно включать в себя следующие элементы: обоснование темы, ее актуальности ; формулирование цели и задач исследования. Цель исследования должна раскрывать смысловое назначение исследовательской работы, отвечать на вопрос для чего предпринимается разработка данной темы, каких результатов автор пытается достичь в итоге исследования. Исходя из поставленной цели определяются и исследовательские задачи, решение которых должно обеспечивать достижение поставленной цели. Следует также четко установить хронологические и географические рамки исследования. Важной составной частью является историографический обзор. Его нельзя ограничивать перечислением всех исследований, использованных в работе. Задача историографического обзора заключается в анализе литературы по теме, в выявлении того нового, что вносил каждый автор в изучение данной темы. Конечной целью историографического обзора является показ степени изученности рассматриваемой темы, выявление в ней малоисследованных или неисследованных аспектов. Задачей источниковедческого обзора является анализ исторических источников по теме. Необходимо проанализировать происхождение имеющихся источников их полноту и достоверность. Конечной целью источниковедческого обзора является вывод о степени обеспеченности темы дипломной работы историческими источниками. Завершать введение должно краткое описание содержания глав исследовательской работы.

26 Исследовательская работа Написание текста работы Основное содержание работы делится на несколько глав, главы могут делится на параграфы. Деление должно быть логичным и последовательным, а названия глав не повторяли название темы исследовательской работы. Использование цитат необходимо в работе для подтверждения своей мысли, однако недопустимо введение в текст работы в большом количестве огромных цитат, в результате чего работа превращается в сводку выдержек из документов и исследований других авторов. Особенно нетерпимым является цитирование без указания источника. Каждая глава работы должна заканчиваться кратким выводом Завершается исследовательская работа заключением, в котором подводится общий итог работы. Заключение должно давать ответ на те вопросы, которые были сформулированы во введении при постановке целей и задач исследования. Конечной целью любого научного труда является не сбор фактов, а их обобщение и анализ.

27 Исследовательская работа Оформление работы Исследовательская работа должна быть написана грамотно, хорошим литературным языком без лишних повторений. Исследовательская работа должна начинаться с титульного листа, за титульным листом следует оглавление, где находят отражение все структурные части работы с указанием соответствующих страниц. Неотъемлемой частью работы считается научно-справочный аппарат. Одной из его частей являются ссылки на источники и литературу. Такими ссылками подтверждают все факты, цифры и другие конкретные данные. Ссылки нумеруются отдельно на каждом листе работы или выносятся в конец работы и группируются под названием «примечания» (примеры ссылок: 1)Ключевский В. О. Сочинения: В 9 т.: Т. 1, ч. 1. М., С. 121; 2) Политические деятели России 1917: библиографический словарь/Гл. ред. П. В. Волобуев. М., С. 187; Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. М., С. 40). В качестве приложения в работу могут быть включены схемы, таблицы, диаграммы, копии документов, фотографии и т. д. Такое приложение должно быть пронумеровано и помещено в конец работы после списка источников и литературы. Приложения должны иметь заголовки и размещаться в порядке упоминания их в тексте.

28 Исследовательская работа Защита исследовательской работы На защиту исследовательской работы необходимо подготовить текст выступления, на которое обычно отводится 10 минут. Во вступительном слове необходимо обосновать актуальность и значение темы, показать степень ее изученности, дать характеристику источников и литературы по теме, изложить наиболее важные положения работы по главам, выделить то новое, что удалось выявить в процессе исследования, сформулировать общие выводы по работе в целом. После выступления члены комиссии могут задать вопросы, на которые требуется дать краткие, но исчерпывающие ответы.

29 Эссе (от франц. essai опыт, набросок)- жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра Мишель Монтень).

30 Эссе Качество эссе по истории зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких, как: 1. Исходный материал, который вы собираетесь использовать (конспекты прочитанной литературы, лекций, ваши собственные соображения). Конспектирование, особенно при чтении, является стратегическим интеллектуальным умением, а не механическим процессом составления краткого изложения. При конспектировании вы обращаете внимание на те моменты, которые являются ключевыми. Конспектируя, вы отбираете соответствующий материал, а также определяете, какие факты подтверждают определенное положение, а какие опровергают его. Следует заметить, что при прочтении одних текстов вы делаете больше заметок по сравнению с другими в силу того, что они будут полезны вам в дальнейшей работе или имеют большее отношение к интересующей вас проблеме, и/или являются более интересными. 2. Качество обработки имеющегося исходного материала, его организация. 3. Аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в вашей письменной работе проблемами).

31 Эссе Структура письменной работы, как правило, состоит из таких компонентов, как: 1. Введение. Должно включать краткое изложение вашего понимания и подход к ответу на данный вопрос. Очень полезно осветить цели работы, а также дать краткие определения ключевых терминов. 2. Развитие темы : аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала. ۷ Для этого необходима четкая формулировка одного или нескольких тезисов (тезис (греч. thesis положение, утверждение )-утверждение, требующее доказательства). Далее тезис доказывают с помощью аргументов (аргумент (лат. argumentum- суждение (или совокупность суждений), приводимое в подтверждение истинности другого суждения(тезиса, теории, концепции)). Аргументацию можно выстраивать, опираясь на факты ( от лат. factum сделанное, совершившееся)- знание, достоверность которого доказана). тезисаргумент факт ۷ При цитировании (используя чьи-то слова) всегда берите текст в кавычки и давайте точную отсылку к источнику (включая номер страницы). Если вы не будете делать этого, т.е. будете выдавать чужие мысли за свои, то это будет считаться плагиатом (одной из форм обмана). 3. Заключение : обобщения и аргументированные выводы по теме.

32 Эссе Чего следует избегать: 1.Плохой организации ответа. 2.Неумения придерживаться ответа на основной вопрос. 3.Использования риторики (утверждения) вместо аргументации (доказательства). 4.Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом. 5.Изложения других точек зрения, без высказывания собственной позиции. 6.Повторов без необходимости. Таким образом, при выдвижении вашей собственной позиции в центре внимания оказывается ваша способность (возможность) критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других, способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов.

33 Их преимущества перед повествованием состоят прежде всего в наглядности. Графические формы позволяют отчетливо представить сходства и различия, связи, иерархию, динамику процессов и явлений, они помогают анализировать явления и факты, классифицировать их, выделять главное и существенное.

34 Схема (от греч. schema наружный вид, форма)- это изображение чего-либо в общих, главных чертах. При изучении истории часто применяют схематические рисунки или чертежи (схемы сражений, политического устройства, экономических связей и т. п.), отражающие последовательность событий, причинно- следственные и другие связи. Элементы событий и явлений обозначаются условными знаками (например, на схемах сражений) или словами, заключенными, как правило, в рамки. Расположение элементов схемы по вертикали отражает их подчиненность, зависимость от «вышестоящих». Расположение по горизонтали отражает «равенство», рядоположенность отраженных на схеме элементов. Связи отражаются линиями, стрелками между элементами. Стрелки показывают последовательность событий, односторонность или взаимность их влияний друг на друга. Схемы отражают в первую очередь только основные, существенные черты исторических явлений. Это выражается в их лаконичности, обозримости, ясности. Сложная, перегруженная элементами, линиями и стрелками схема своей учебной задачи не выполнит, она может только запутать.

35 Таблица С помощью таблиц упорядочивается, систематизируется разного рода информация. Отраженные в ней события (явления, факты) представлены в определенном порядке, позволяющем анализировать совокупность входящих в эти события элементов. Таблицы состоят из горизонтальных делений (строк) и вертикальных делений (колонок, столбцов или граф). Строки обычно служат для записи того, о чем говорится в данной таблице (например, для дат), а графы- для признаков того, что с ним происходит (например, события, которые произошли в том или ином году). Пересечение строк и граф образуют клетки таблицы, в которых и отражается сущность событий в показанных названиями строки и графы условиях. Заголовок таблицы должен быть четким и кратким.

36

37 Хронологические таблицы. В хронологических таблицах указывают события в хронологическом порядке, то есть перечисляют события в их временной последовательности. Синхронистические таблицы. Алгоритм составления синхронистической таблицы: 1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века. 2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран. 3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время. 4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты. 5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

38 Сравнительные таблицы. Сравнить- значит сопоставить, установить черты сходства и отличия. Сравнивать исторические явления и события целесообразнее при помощи таблицы. Прежде чем сравнивать, продумайте критерии для сравнения. Не забудьте указать схожие черты явлений или событий. Статистические таблицы. Отражают процессы и факты, связанные с количественными показателями. При заголовке (в скобках) указываются единицы измерения (шт., км, тыс., млн. и т. д.), а при необходимости, если это не входит в название строк или граф- место и время, к которым эти события относятся. В статистических таблицах все цифры в графах располагаются строго по разрядам: единицы под единицами, десятки под десятками и т. д.

39 Диаграмма (от греч. diagramma изображение, рисунок, чертеж). Из положительных качеств графических форм для диаграммы наиболее характерен наглядный показ (с помощью линейных отрезков или геометрических фигур) соотношения каких-либо величин. При изучении истории чаще всего используются столбцовые и круговые диаграммы. Для построения столбцовых диаграмм важно правильно выбрать масштаб- так, чтобы столбец самой большой величины уместился на отведенном в тетради месте. Круговые диаграммы удобны для отражения процентного соотношения величин. Для вычерчивания круговой диаграммы потребуются кроме линейки циркуль и транспортир. Площадь круга принимается за 100 %, при этом 1 % соответствует сегмент (часть круга) с центральным углом, равным (360° : 100) 3,6°.

40 График (от греч. graphikos начертанный). Графики используются для наглядного изображения процессов во времени и пространстве. При изучении истории графики используются чаще всего для отражения динамики экономических (производственных), политических (избирательных) и подобных процессов во времени. При этом временные показатели (годы) откладываются на горизонтальной оси (абцисс), а количественные показатели- на вертикальной оси (ординат) с обозначением на вершине последней единиц измерения (шт., км, т, тыс. и т. д.)

41 Определение (дефиниция (лат. definitio- определение))- это объяснение (формулировка), раскрывающее, разъясняющее содержание, смысл чего–либо. Установление смысла незнакомого термина (слова) с помощью терминов (слов) знакомых и уже осмысленных. Для того, чтобы грамотно и полно сформулировать определение понятия, важно включить в формулировку все необходимые компоненты, а именно: Определение понятия суть понятияобъем понятия признаки понятия

42 Например, разберем понятие абсолютная монархия (абсолютизм). Абсолютная монархия (абсолютизм )- тип государственной власти, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме достигается высшая степень централизации, создаются постоянная армия и полиция, разветвленный бюрократический аппарат. Деятельность сословно-представительных органов, как правило, прекращается. Период расцвета абсолютизма в странах Западной Европы пришелся на XVII-XVIII вв., в России- XVIII- XIX вв. Суть понятия : тип государственной власти, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. Признаки понятия : централизация власти, постоянная армия и полиция, разветвленный бюрократический аппарат, прекращение деятельности сословно-представительных органов власти. Объем понятия : относится к политической сфере жизни общества, период расцвета приходится на XVII-XVIII вв., в России- XVIII-XIX вв.

43 Важно: давая определение понятия, нельзя ограничиваться только указанием его сути, не обозначив существенные признаки и объем этого понятия (в данном случае- хронологические рамки, место возникновения, сфера жизни общества), так как определение не будет точно и полно отражать смысл понятия (например, понятие «абсолютизм» не будет иметь существенных отличий от понятия «авторитаризм», так как при авторитарном режиме так же возможна концентрация власти в руках одного человека).

44 Характеристика исторического источника; Как работать с письменным источником; Как сопоставлять текстовые источники; Анализ документов государственного характера(грамоты, указы, законы, постановления, речи государственных деятелей и т. п.); Анализ документов международного характера (договоры, соглашения и т. п.); Анализ документов исторического характера (хроники, анналы, летописи и т. п.); Анализ документов личностного характера (мемуары, дневники, письма и т. п.); Анализ документов литературного характера (историческая проза, поэзия, мифы, сатира, крылатые выражения эпос и т. п.).

45 Характеристика исторического источника 1.Принадлежность к определенному времени (эпохе) событию, лицу, общественному институту, движению и т. д. 2.Сфера общественной жизни, в которой возник и использовался источник. 3.Материал, форма, стиль, язык источника. 4.История источника (создатели, владельцы, проблемы сохранности и др.) 5.Значение источника как свидетельства о своем времени, как культурного достояния. 6.Информативность источника (подлинность, полнота). 7.Степень субъективности и объективности источника (официальные, общественные, личные материалы). 8.Соотношение с другими источниками; сходства и расхождения свидетельств.

46 Как работать с письменным источником 1.Определите вид источника. 2.При первом прочтении текста выясните незнакомые термины, географические названия, уточните сведения о лицах, упоминаемых в тексте. 3.Определите главные вопросы содержания источника. Сделайте вывод о его информационной ценности. 4.Проанализируйте содержание текста (внутренняя критика источника): а) оцените излагаемые факты: их полноту, конкретность, объективность, достоверность; б) проанализируйте приводимые автором оценки (выводы): их обоснованность, всесторонность, объективность, глубину; сформулируйте свое отношение к суждениям автора источника. 5.Определите главную идею текста. 6.Сформулируйте группу вопросов, которые порождает источник. 7.Определите значение источника: при изучении каких проблем истории он может быть использован; какова степень уникальности и достоверности приводимых сведений; где и как вы можете его использовать в своей учебной деятельности ( на уроках, при подготовке докладов, рефератов и т. д.).

47 Как сопоставлять текстовые источники 1.Определите вид, год и место (исторический период) написания каждого источника. 2.Сформулируйте главные вопросы (проблемы) их содержания. Установите, какие вопросы содержания являются общими для них. 3.Выявите противоречия в содержании каждого источника: в приводимых авторами фактах, в суждениях и оценках. 4.Подберите материал, который максимально достоверно подтверждает сведения, выводы того или иного автора. Обоснуйте свое мнение. 5.Систематизируйте материал. Сделайте вывод об информационной ценности, степени достоверности изучаемых источников.

48 Анализ документов государственного характера (грамоты, указы, законы, постановления, речи государственных деятелей и т. п.) 1.Когда, где и почему появился документ? Опишите исторические условия его создания. 2.Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности? 3.Выделите основные (новые) понятия, использованные в документе, и объясните их. 4.Интересы каких слоев населения, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь документ в целом? 5.Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах? 6.К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?

49 Анализ документов международного характера (договоры, соглашения и т. п.) 1.Найдите на карте государства, составившие этот документ. 2.Охарактеризуйте исторические условия его создания. 3.Назовите основные положения документа. 4.Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу? 5.Оцените их значение для каждой из стран, имеющих к нему отношение. 6.Дайте общую оценку данному документу.

50 Анализ документов исторического характера (хроники, анналы, летописи и т. п.) 1.По какому периоду истории, какой стране, каким событиям посвящен этот документ? 2.Найдите на карте место, где происходили описываемые в документе события. 3.Определите время, в которое они происходили. Если дата указана в документе не по христианскому календарю, переведите ее в привычную для нас систему летосчисления. 4.Как автор документа объясняет причины, излагает ход и определяет значение исторических событий? 5.Как автор относится к описываемым им событиям и деятелям? Как оценочные суждения автора связаны с характером этого документа и обстоятельствами его создания? 6.Вызывают ли приведенные автором сведения доверие к себе? Почему да или нет? 7.В чем позиции автора совпадают или не совпадают с точкой зрения его современников или потомков на эти исторические факты? Чем это сходство или различие можно объяснить? 8.Оцените научную (познавательную), историческую значимость этого документа.

51 Анализ документов личностного характера (мемуары, дневники, письма и т. п.) 1.Кто автор документа? Каково его социальное положение, должность, занятия, причастность к описываемым событиям? 2.Какому историческому событию или явлению посвящен этот документ? Как автор относится к происходящему? Подтвердите свои рассуждения словами текста или другими деталями. 3.Чем вы объясняете именно такое отношение автора к данным событиям, к его участникам? 4.В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого человека от других? Почему? 5.Разделяете ли вы отношение автора к описываемым фактам? Доверяете ли его свидетельствам? Почему да или нет? 6.В какой мере этот документ может быть использован в качестве исторического источника?

52 Анализ документов литературного характера (историческая проза, поэзия, мифы, сатира, крылатые выражения эпос и т. п.) 1.Найдите на карте место, где происходит действие этого литературного источника. 2.По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т. п. определите примерное время действия или написания произведения (найдите в документе подтверждения, что он был создан в эту эпоху). 3.Какие образы исторических героев, событий создает автор? Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искаженным? Как вы думаете, с какой целью автор произведения сделал это? 4.Как автор объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с его аргументами? 5.К какому общественному слою принадлежит автор? Насколько объективным и беспристрастным он оказался в передаче событий или совершенно к этому не стремился? 6.В каких других литературных произведениях, в том числе иноязычных, вы встречали похожий сюжет? Чем объясняется его распространение?

53 Основные требования: Ясность, точность, информативность, лаконичность (ясная речь- понятная окружающим; точная, соответствующая мыслям говорящего; информативная- содержательная). Сосредоточенность на предмете разговора (говорить только то, что относится к предмету разговора). Отсутствие в речи слов- паразитов, словесных штампов, бессодержательных выражений, для которых характерны пустословие, нелогичность, безграмотность. Употребление слов в их истинном значении. Точное следование правилам грамматики в построении фразы, правильные ударения, интонирование (по интонации слушатели должны четко понимать, где он мысленно ставит запятую, двоеточие, точку и т. д.).

54 Составление плана при работе с текстом. Оформление рабочей тетради по истории. Анализ и самоанализ ответа. Составление презентации в электронном виде. Характеристика общественных выступлений. Характеристика политического строя. Характеристика войны. Характеристика исторического деятеля.

55 Составление плана при работе с текстом 1.Прочитайте текст про себя, продумайте прочитанное. 2.Разбейте текст на смысловые части, озаглавьте их (заголовки должны передавать главную мысль каждого фрагмента). 3.Проверьте, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

56 Оформление рабочей тетради по истории Заглавия всех тем выполнять ярким, выделяющимся цветом. Подзаголовки подчеркивать ярким цветом. На каждой странице оставлять свободные поля для записи даты конспектирования, заметок преподавателя и последующей проработки конспекта. Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль. Абзац должен начинаться с «красной» строки. Между абзацами оставлять чистую строку. Главное, ключевое слово каждой отдельной мысли, либо даты, термины, имена исторических деятелей выделять подчеркиванием или иным способом. Каждый учебный вопрос по необходимости, а тему каждого урока обязательно завершить обобщением (выводом), начиная словами: «итак», «таким образом» или «вывод». В тетради для конспектирования недопустимы посторонние записи, рисунки, чертежи и наклейки, не относящиеся к изучаемому предмету. Следует помнить: конспект в значительной степени отражает возможности, способности и даже характер учащегося, его отношение к предмету обучения; он является не только отчетным ученическим документом, но и источником знаний, индивидуальным учебником.

57 Анализ и самоанализ ответа 1.Не разобрался в теме (А). 2.Неправильно понял вопрос (А). 3.Не знаю (не знает) дат, значения терминов (А). 4.Не смог найти всю информацию по карте (А). 5.Не смог обобщить и сделать выводы (Б). 6.Не смог привести сравнение (Б). 7.Не смог сгруппировать (классифицировать) учебный материал (Б). 8.Не смог выделить причины и последствия явления, события (Б). 9.Неправильно оформил ответ (непоследовательно излагал материал) (В). 10.Не смог правильно выразить свою мысль (В). А- предметные трудности. Б- логические трудности. В- трудности в оформлении ответа.

58 Составление презентации в электронном виде Отобрать из предлагаемой информации самое существенное и логически структурировать отобранное. Составить примерный план презентации. Продумать содержание каждого слайда, руководствуясь планом. Слайды могут включать в себя иллюстрации, схемы, диаграммы, таблицы, небольшие четко структурированные тексты (размер шрифта не менее 24) либо ключевые слова, имена, даты, понятия и т. д. Недопустимо включать в презентацию большие тексты и зачитывать их аудитории. Слайды должны лишь иллюстрировать рассказ докладчика, являться средством наглядности. Загромождение презентации разнообразными анимационными эффектами, лишним, не несущим в себе смыслового значения для данной презентации материалом, может мешать восприятию информации аудиторией. В презентации необходимо указать источники информации (Интернет- сайты, энциклопедии, историческая литература и т. д.) Используя Интернет- ресурсы, необходимо быть внимательными при отборе информации, так как некоторые сайты могут содержать ошибочные сведения.

59 Характеристика общественных выступлений 1.Время и место выступления. 2.Связь с другими событиями. 3.Причины. 4.Социальный состав участников. 5.Требования, лозунги, цели. 6.Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.). 7.Масштабы выступления. 8.Уровень организованности. 9.Имена участников, руководителей. 10.Развитие событий, основные этапы. 11.Значение выступления, его результаты.

60 Характеристика политического строя государства 1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая), республика (парламентская, смешанная, президентская). 2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм. 3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, европейского союза). 4. Структура органов власти: -глава государства, его полномочия, -законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия), -исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость), -судебные органы, -соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти, -местные органы власти. 5. Права граждан (подданных): -избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. д.), -политические права и свободы, -личные права и свободы, -возможность использования провозглашенных законом прав. 6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе). 7. Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.

61 Характеристика войны 1.Причины войны, хронологические рамки. 2.Воюющие страны или группировки стран. 3.Цели сторон. 4.Соотношение сил воюющих стран. 5.Повод к войне. 6.Ход военных действий (по этапам): планы сторон в начале каждого этапа, итоги каждого этапа. 7.Характер войны. 8.Условия мирного договора и основные итоги войны. 9.Историческое значение войны.

62 Характеристика исторического деятеля 1.Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель. 2.К какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению. 3.Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их. 4.Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что вы цените в его характере, что не одобряете? 5.Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь). 6.Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества), выскажите своё отношение к нему.

63 АЛГОРИТМ - (способ (программа) решения вычислительных и др. задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными. Определенная последовательность действий для получения необходимого результата. АНАЛИЗ (от греч. analysis разложение) - расчленение (разделение, раздробление) объекта (предмета, явления, события, процесса) на составные части, на элементы. АРГУМЕНТ ( лат. argumentum- суждение)- суждение (или совокупность суждений), приводимое в подтверждение истинности другого суждения(тезиса, теории, концепции. БИБЛИОГРАФИЯ (от греч. biblion книга и...графия)- информационная деятельность по подготовке и передаче информации о произведениях печати и письменности. Включает выявление произведений, их отбор по определенным признакам, описание, систематизацию, составление указателей, списков, обзоров литературы и др. ГРАФИК (от греч. graphikos начертанный)- чертеж, применяемый для наглядного изображения зависимости какой-либо величины (напр., пути) от другой (напр., времени).

64 ДИАГРАММА (от греч. diagramma изображение, рисунок, чертеж)- графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких- либо величин. ИСТОРИОГРАФИЯ- совокупность исторических трудов, посвященных определенной теме, эпохе; специальная историческая дисциплина, изучающая развитие исторических знаний, исторической науки. КЛАССИФИКАЦИЯ (от лат classis- разряд, класс)- распределение предметов какого-либо рода на классы (разряды, группы) по наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов. КОНСПЕКТ ( от лат. conspectus обзор)- краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада. ОПРЕДЕЛЕНИЕ (дефиниция (лат. definitio- определение))-это объяснение (формулировка), раскрывающее, разъясняющее содержание, смысл чего–либо. Установление смысла незнакомого термина (слова) с помощью терминов (слов) знакомых и уже осмысленных. ПЛАГИАТ (от лат. plagio похищаю)- умышленное присвоение авторства на чужое произведение литературы, науки, искусства, изобретение или рационализаторское предложение (полностью или частично). Предусматривается уголовная и гражданская ответственность за нарушение авторских и изобретательских прав.

65 ПОНЯТИЕ- это форма мысли, в которой отражаются общие и существенные признаки предмета или явления. Отображая сущность объекта, понятие является результатом его познания. РЕФЕРАТ (от лат. refero сообщаю)- краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. СИНТЕЗ (от греч. synthesis соединение) - соединение элементов (частей) или свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое (систему). СИНХРОНИЯ (от греч. synchronos одновременный)- сосуществование, совпадение во времени элементов какой-либо системы. СХЕМА (от греч. schema наружный вид, форма)- чертеж, на котором условными графическими обозначениями показаны составные части изделия или установки и соединения или связи между ними. Описание, изложение чего-либо в общих, главных чертах. ТЕЗИС (греч. thesis положение, утверждение)- в широком смысле любое утверждение в споре или изложении некоторой теории; в узком смысле основополагающие утверждения принципы. В логике утверждение, требующее доказательства.

66 ТЕРМИН- это слово или словосочетание, являющееся обозначением определенного понятия. ФАКТ (от лат. factum сделанное, совершившееся)- в обычном смысле синоним понятий «истина», «событие», «результат». Знание, достоверность которого доказана. ХРОНОЛОГИЯ- последовательность исторических событий во времени. Наука об измерении времени. ЦИТАТА- точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания. ЭССЕ (от франц. essai опыт, набросок)- жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра Мишель Монтень).

67 Список использованной литературы: 1.Алексашкина Л. Н. Программа и методические рекомендации по курсу предпрофильной подготовки по истории с ориентацией на социально-гуманитарный профиль для учащихся 9 классов. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Учебные программы элективных курсов по социально- гуманитарным предметам для системы повышения квалификации./ Сост. Е. Е. Вяземский.- М.: АПК и ПРО, Грибов В. С. Дидактические материалы по истории Нового времени: 7-8 кл.- М., 2003.