ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ Тема 5. Образовательные возможности информационных технологий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компьютеризация образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято.
Advertisements

Тема самообразования: «Формирование информационной культуры через создание и использование электронных учебных пособий»
Методика организации тестового контроля знаний учащихся на уроках информатики.
LOGO Информационные технологии в образовании. Информация - сведения, передаваемые от одного человека к другому устно, письменно или посредством каких-либо.
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
«Использование ИКТ в процессе преподавания биологии для активизации познавательной деятельности и развития логического мышления учащихся» Цель : создание.
Признаки электронного учебника. 1) учебный материал излагается из определенной области знаний; 1) учебный материал излагается из определенной области.
Использование информационно- коммуникативных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Мастер-класс Использование ИКТ на уроках биологии.
Комплексная оценка электронных образовательных ресурсов.
Конструирование урока математики с использованием ИКТ.
Педагогическими целями использования компьютерных технологий в процессе обучения являются развитие личности учащегося; подготовка к самостоятельной продуктивной.
Особенности использования ЭОР на уроках информатики Учитель информатики МБОУ – лицей 32 Идрисова А. А.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Наборская Светлана Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ 252 Красносельского.
Г. Екатеринбург 2010 г. МВ(С)ОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ 190.
Особенности изучения географии в условиях апробации УМК «Сферы» Из опыта работы учителя географии МОУ СОШ п.Комсомольский Котельничского района Плехова.
Применение компьютерных технологий в образовательном процессе МОУ СОШ 3 МО г.Тихорецк г.
Мультимедиа-технология в высшем образовании. Выполнили: Казарина Кристина Киселев Никита Кузнецова Любовь Овчинникова Дарья.
Транксрипт:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ Тема 5. Образовательные возможности информационных технологий

Подходы к определению информацион- ных технологий обучения (ИТО) ИТО – дидактический процесс, организованный с использованием совокупности встраиваемых в системы обучения принципиально новых средств и методов обучения, представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельности обучаемых (В.Ф. Шолохович). ИТО – приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельность педагога), восприятия знаний (деятельность обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно- воспитательного процесса (И.Г. Захарова). ИТО как процесс обученияПрименение ИТ в обучении

Функции ИТ в обучении дидактические техноко- педагогические обучающие управляющие диагностирую- щие моделирующие экспертные диалоговые консультирую- щие расчетно- логические средство обучения средство, совершенствующее процесс преподавания инструмент познания окружающей действительности и самопознания средство развития личности обучаемого объект изучения информационно-методическое обеспечение и управление УВП средство коммуникаций средство автоматизации процесса обработки результатов эксперимента и управления средство автоматизации процессов контроля и коррекции результатов обучения, тестирования и психодиагностики средство организации интеллектуального досуга ИТ создают учебно- познавательную компьютерную среду для решения различных дидактических задач Задачи ИТ в обучении поддержка и развитие систем- ности мышления обучаемых; поддержка всех видов позна- вательной деятельности чело- века в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений; реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности

включение в содержание обучения данных о всех типах рефлексии – интеллектуальной, личностной и межличностной; учет того, как учащиеся понимают логику обучения с использованием ИКТ, смысл требований и пр.; применение ИКТ с учетом сложившихся форм обучения актуализация опорных знаний и способов действий; формирование новых понятий и способов действий; применение знаний, формирование умений управление вниманием учащихся на занятии; осознание смысла предстоящей деятельности каждым учащимся; актуализация мотивационных состояний; совместное с учащимися целеполагание; формирование системы учебных действий; формирование способов контроля за своими действиями; формирование самооценки, отношения к процессу и результату деятельности взаимосвязь применения ИТ и целей, сод-я, форм и методов обучения: Условия достижения функций ИТ в обучении дидактическая структура занятия с использованием ИТ: мотивационное обеспечение занятия с использованием ИТ сочетание слова преподавателя и применения ИКТ психологическая структура занятия с использованием ИКТ:

Адекватность возможностей ВТ и потребностей образования вычислительные – быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.); трансдьюсерные – способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств); комбинаторные – возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию; графические – представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.); моделирующие – построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

Цели ИТ в образовании усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, гуманизация; индивидуализация; оптимизация процесса обучения; формирование информационной культуры (осмысление современной картины мира, широкое использование информационных потоков и их анализ, реализация прямых и обратных связей с целью их адаптации, приспособление к окружающему миру, грамотное владение языками общения с компьютером, понимание его возможностей, места и роли человека в интеллектуальной среде); повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Использование ИТ в сфере образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.

Педагогические цели использования средств современных ИТ (по И.В.Роберт) 1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных ИТ: повышение эффективности и качества процесса обучения; повышение активности познавательной деятельности; углубление межпредметных связей; увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации. 2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества: развитие различных видов мышления; развитие коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

Педагогические цели использования средств современных ИТ (по И.В.Роберт) эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации; развитие умений моделировать задачу или ситуацию; формирование умений осуществлять экспериментально- исследовательскую деятельность. 3) Работа на выполнение социального заказа общества: подготовка информационно грамотной личности; подготовка пользователя компьютерными средствами; осуществление профориентационной работы в области информатики.

Образовательные возможности ИТ индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью; осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности; высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ; визуализировать учебную информацию; моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления; проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента; формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях; развивать определенный вид мышления (наглядно-образного, теоретического); усилить мотивацию обучения (за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций); формировать культуру познавательной деятельности и др.

Образовательные электронные ресурсы Электронное издание (ЭИ) – совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной и другой информации, а также печатной документации пользователя. ЭИ может быть выполнено на любом электронном носителе или опубликовано в электронной компьютерной сети. Учебное электронное издание – это ЭИ, которое содержит систематизированный материал по соответствующей научно- практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области.

Образовательные информационные ресурсы позволяют организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний; применять весь спектр возможностей современных ИКТ в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности (регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.); использовать в учебном процессе возможности технологий мультимедиа, гипертекстовых и гипермедиа систем; диагностировать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию;

Образовательные информационные ресурсы позволяют управлять обучением, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности, тренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации; создавать условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности обучаемых, для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации; работать в современных телекоммуникационных средах, обеспечить управление информационными потоками; формировать на их основе профильные образовательные информационные порталы.

Педагогические программные средства (ППС) Обучающие программные системы (ОПС) Программы, содержащие только текстовую информацию Программы, содержащие текстовую информацию и двухмерную графику Программы мультимедиа Программы виртуальной реальности АОСЭУЭОСИОС сервисныеконтролирующие тренажерныемоделирующие Типизация компьютерных учебных программ (по Л.Х. Зайнутдиновой) По назначению По форме представления информации пользователю

Классификация компьютерных обучающих средств по функциональным признакам компьютерные или электронные учебники (ЭУ); предметно-ориентированные среды (ПОС) (микромиры, моделирующие программы) – это учебные пакеты программ, позволяющие оперировать с объектами определенного класса; лабораторные практикумы (ЛП); программы-тренажеры; контролирующие программы; справочники.

Программное средство учебного назначения (ПСУН) ПСУН – это ППС, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются усло- вия для осуществления различных видов учебной деятельности (И.В. Роберт). Использование ПСУН ориентировано: на решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и/или разрешения, – проблемно-ориентированные ПС; на осуществление некоторой деятельности с объектной средой (например, с системой подготовки текстов, базой данных и др.) – объектно- ориентированные ПС; на осуществление деятельности в некоторой предметной среде (в идеале – со встроенными элементами технологии обучения) – предметно- ориентированные ПС.

Перечень программных средств учебного назначения электронные учебники и обучающие программы; электронные лекции; контролирующие программы (электронные тесты); справочники и базы данных учебного назначения (УБД); сборники задач и генераторы примеров (тренажеры); лабораторные практикумы; предметно-ориентированные среды (ПОС); учебно-методические комплексы (УМК); программно-методические комплексы; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

Возможности использования ИТ для интенсификации процесса усвоения учебного материала Элементы процесса усвоения Возможности ИКТ для интенсификации элементов процесса усвоения Восприятие Понимание Обобщение Закрепление Применение Осмысление Виртуальные лаборатории, интерактивные модели, анимация, звук, красочность Гипертекст, справочные таблицы, интерактивный словарь, система гиперссылок, глоссарий, каталоги и путеводители Промежуточный контроль, помощь в выборе оптимального алгоритма решения; тестовые задания, вопросы Выделение основных мыслей, схемы, таблицы, диаграммы Повторное воспроизведение важных элементов, воспроизведение других вариантов (многовариантность), тренинг, система дистанционного обучения Тренирующие, тестирующие программы, выполнение заданий творческого характера, поисковая работа через рекомендуемые сайты, предметный и именной указатели

Варианты использования ПСУН для преподавателей 1. Подготовка лекционного материала, электронных учебников. 2. Создание информационно-методического обеспечения по изучаемым курсам. 3. Подготовка демонстрационных средств поддержки проведения занятий. 4. Автоматизация проверки знаний обучаемых. 5. Сбор и анализ статистики для совершенствования обучения.

Обучающая программа (ОП) ОП – это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. ОП должна способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения: наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели; расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага; завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием; использование автоматического устройства; индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах).

Обучающая программа (ОП) При составлении ОП необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации. Очень важно создать положительный эмоциональный фактор, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей ОП – это необходимое условие успешности обучения. Правильно построенная ОП позволяет: избегать монотонности заданий, учитывать смену деятельности по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение; предоставить возможность успешной работы с ОП и сильным, и средним, и слабым учащимся; учитывать фактор памяти (оперативной, кратковременной, долговременной). Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Причем необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, способность ориентироваться на мыслительные задачи, требующие конструирования ответа, а не просто механического запоминания.

Пути создания обучающих программ 1) прямое программирование на языках высокого уровня; 2) инструментальные системы, позволяющие изготавливать ПСУН преподавателю-предметнику, незнакомому с программированием (АДОНИС, УРОК, ДЕЛЬФИН-3 (разработка МЭИ), Statpro Multimedia (разработка МЭСИ) и др.); 3) использование готовых обучающих программ по курсам, дисциплинам, разделам, которые собраны в фондах НИИ Высшего образования, Рос НИИ информационных систем, Института информатизации образования и др. организаций; 4) заказ специализированным государственным или коммерческим организациям. Выбор пути зависит от материально-технической базы образовательного учреждения, финансовых возможностей, уровня компьютерной подготовки преподавательского состава и его творческих возможностей и желания.

Критерии качества обучающих программ 1. Эффективность компьютерной поддержки: экономия времени учащегося (за счет графики и т.п.); количество информации для индуктивных умозаключений (за счет большого числа рассмотренных задач, генератора примеров, т.п.); глубина трактовки вопросов программы; предоставление возможностей для создания новых методик преподавания и модернизации содержания учебных курсов; возможность выхода в смежные области знаний. 2. Качество экранного дизайна: лаконичность, аскетизм, академический стиль; обоснованность цветовых решений ( в т.ч. с точки зрения медиков, психологов); оптимальность количества информации на экране.

Критерии качества обучающих программ 3. Методические свойства: отсутствие грамматических и семантических ошибок; простота освоения программы и простота работы с ней; адекватность языка и обозначений, используемых в программе предметной области; соответствие стандартным требованиям к интерфейсу; открытость, т.е. возможность расширения круга решения задач; воздействие на методику преподавания, возможность повысить преподавательское мастерство. 4. Экономическая обоснованность: круг предполагаемых пользователей (мощность рынка); конкурентоспособность; открытость для модификаций и дополнений последующими версиями и разработками.

Особенности разработки ПСУН 1. Разработка информационного ресурса начинается с постановки целей обучения. Цели ставятся как ответы на вопросы: – что должен знать и уметь учащийся по окончании работы с программой? – на какие вопросы он должен уметь отвечать? – какими операциями, методами, навыками и т.д. он должен овладеть и на каком уровне? 2. Сбор и организация учебного материала. Необходимо учитывать, что: – учебный материал должен соответствовать современному педагогическому и техническому уровню; – информация должна раскрывать суть, закономерности и принципы изучаемых явлений, случайную и малозначимую информацию необходимо исключить; – учебный материал должен излагаться четко и доходчиво, стимулируя интерес к познанию; – следует применять разнообразные формы заданий, ставить вопросы возбуждающие мыслительную активность учащихся; – в качестве подсказок целесообразно использовать аналоги, ассоциации, сопоставления.

Особенности разработки ПСУН Правила последовательного распределения материала: – от известного к неизвестному; – от простого к сложному; – от конкретного к абстрактному; – от наблюдения к рассуждению; – от общего рассмотрения к детальному анализу. 3. Общие требования к представлению учебной информации на экране: Объем текста в кадре не должен превышать 8-10 строк по символов. При мелком дроблении у учащихся не создается целостного представления об изучаемых явлениях. Маленькие дозы информации не стимулируют мыслительной активности учащихся, возрастает время прохождения программы. При слишком крупном дроблении процесс обучения становится менее управляемым и учебный материал трудно усваивается.

Особенности разработки ПСУН При разработке ПСУН целесообразно предусмотреть: наличие специальных средств для мотивации обучаемых и поддержания их внимания и интереса; градуирование степеней трудности и сложности материала; наличие процедур для облегчения процессов обобщения; наличие итоговых обобщающих схем; использование значков (иконок) и других специальных символов, обеспечивающих четкое различение (спецификацию) различных компонентов учебного материала; доступность и дружественность языкового стиля, его ориентацию на целевые группы обучаемых; простоту навигации по учебному материалу; сохранение общепринятых обозначений и терминологии; справочный режим, содержащий определение всех используемых объектов и отношений; возможность отмены учащимся ошибочных действий в ходе СРС.

Особенности разработки ПСУН 4. Требования к тексту: – научность – все положения, определения и выводы должны быть построены на строго научной основе; – логичность – текстовый материал должен строится так, что бы легко прослеживались логические связи между излагаемыми понятиями; – доступность – значение новых терминов должно быть разъяснено; – однозначность – единое толкование текста различными учащимися; – лаконичность – текстовое изложение должно быть максимально кратким и не содержать ничего лишнего; – завершенность – содержание каждой части текстовой информации логически завершено.

Особенности разработки ПСУН Вопрос – это дидактическое средство, направленное на проверку знаний обуча- емым учебного материала, распознавание и объяснение типичных ошибок. 5. Требования к постановке вопроса: – вопрос должен быть сформулирован четко, в строгом соответствии с терминологией учебного материала; – вопрос должен быть поставлен конкретно – он должен определять как содержание ответа, так и его форму; – вопрос должен быть однозначным, т.е. исключать возможность существования нескольких разных по смыслу верных ответов; – формулировка вопроса должна быть максимально лаконичной; – постановка вопроса должна быть информационно достаточной; – вопросы, задаваемые обучающимся должны находиться в строгом соответствии с логикой изложения учебного материала.

Эргономическая оценка программного продукта При оценке программного продукта принимают во внимание: обучающий эффект программы; влияние ОП на психическое и эмоциональное состояние обучаемых. Для этого учитывают физиологические особенности восприятия человеком различных эффектов оформления программы. Восприятие информации – процесс преобразования сведений, поступающих в техническую систему или живой организм из внешнего мира, в форму, пригодную для дальнейшего использования. Восприятие предмета в совокупности его свойств формируется на основе совместной деятельности ряда анализаторов, объединенных в функциональную систему. Последовательность различения разных признаков сигнала: 1) различается положение и яркость сигнала (по отношению к фону); 2) цветовые характеристики; 3) форма.

Эргономическая оценка программного продукта С помощью зрительных ощущений человек может различать до 180 цветовых тонов. Восприятие того или иного цвета может возбуждать или успокаивать: Теплые цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители в порядке убывания интенсивности воздействия: красный, оранжевый, желтый. Холодные цвета успокаивают, вызывают сонное состояние. Нейтральными являются цвета – светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый. Цветной символ распознается на 30-40% быстрее, чем его черно-белое изображение. Использование цвета в тексте повышает эффективность восприятия на 15-20%. Эффективность восприятия и усвоения (запоминания) формул с цветными символами, используемыми при объяснении, повышается в 1,5-2 раза.

Эргономическая оценка программного продукта Важно правильное сочетание цвета знака и цвета фона, т.к. они влияют на зрительный комфорт (зеленые буквы на красном фоне могут привести к стрессу). Хорошо воспринимаемые сочетания цветов: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем. Любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала. Включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (песен, мелодий) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.

Эргономическая оценка программного продукта По форме символов наиболее быстро и точно распознаются символы, контур которых имеет резкие перепады. По точности опознания простейшие фигуры располагаются в следующем порядке: треугольник, ромб, прямоугольник, круг, квадрат. Прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные, лучше воспринимаются цифры, образованные прямыми линиями. Воздействие мультипликации на подсознание человека гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко вкладываются в подсознание. Чем короче воздействие, тем оно сильнее. Любой анимированный объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания.

Электронный учебник (ЭУ) ЭУ – это обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также ПО, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. Индивидуализация обучения Управление учеб- ным процессом Справочная функция Основные функции ЭУ Контролирующая функция Закрепление полу- ченных знаний

Структура электронного учебника Презентационная часть (методические рекомендации по курсу, теоретический материал); Упражнения (практикум); Система контроля (самоконтроля знаний, система итогового тестирования по изучаемому курсу); Вспомогательный учебный материал (глоссарий, библиография). ЭУ обычно предоставляют возможность обучения в двух режимах: Информационно-справочный в сочетании с печатным материалом, аудио- и видеозаписями используется для расширения и упрощения доступа к учебному материалу, для удобной и наглядной структуризации учебного материала; Контрольно-обучающий режим – для самотестирования, предварительного или промежуточного тестирования в ходе дистанционного обучения.

ЭУ особенно эффективен в тех случаях, когда он обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом – рассказывает, показывает, моделирует и т.д. (проявляются возможности и неоспоримые преимущества мультимедиа-технологий!); позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу; может актуализировать необходимую учебную информацию с помощью, например, сети Интернет.

Отличительные особенности ЭУ Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и должна представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий (традиционное требование к любому учебнику). Каждый фрагмент, наряду с текстом, может представлять информацию в виде аудио- или видеоряда. Можно определить эту часть ЭУ как фрагментыживых лекций. Обязательный элемент интерфейса живых лекций – линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций. В ЭУ рекомендуется использовать многооконный интерфейс. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная всплывающая подсказка (помощь), появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации.

Отличительные особенности ЭУ Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром и индексом. Дополнительная видеоинформация или анимированные клипы должны сопровождать те разделы курса, которые трудно понять в текстовом изложении. Некоторые явления практически невозможно описать человеку, никогда их не видевшему (например, водопад, огонь, взрыв и т.п.), а можно только показать. Аудиоинформация является незаменимой, например, при изучении звучания музыкальных инструментов, при распознавании птиц по их пению, определении болезней по шумам в сердце или диагностике работы двигателя, изучении иностранных языков и т.п. ЭУ должен иметь возможность копирования выбранной информации, ее редактирования и распечатки, не выходя из самого учебника. Это позволит готовить курсовые работы и рефераты непосредственно с помощью ЭУ.

Контроль знаний Качественные контролирующие программы как правило: используют компьютерную графику в информационных и контрольных кадрах; позволяют оперативно изменять содержание учебного курса с помощью меню; обеспечивают возможность изменения трудности заданий; позволяют обучаемому работать в индивидуальном темпе; являются открытыми системами, что позволяет их легко модернизировать. Интеллектуальная контролирующая программа: дает возможность анализировать ответы разных типов; распознает различные синонимы правильных ответов; проводит синтаксический и семантический анализы ответов обучаемых; различает технические (орфография, ошибки клавиатурного набора) и существенные ошибки; локализует местонахождение ошибки; может задавать дополнительные вопросы с целью уточнения оценки.

Тестовая система компьютерного контроля Главные требование к тестовой системе: тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию; компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок; в тестовой системе должна быть оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос; тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить; вопросы и варианты ответов должны подаваться испытуемому в случайном порядке; вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символа; необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать время. Задания тестового контроля делятся на: тестовые вопросы – требуют от обучающегося только знания того или иного факта, ответ может быть дан сразу путем выбора его из предложенных вариантов ответа; тестовые задания – ответ может быть дан только после выполнения испытуемым некоторых дополнительных действий (связанных с вычислениями и др.).

Типы тестовых вопросов Тип А. Наиболее простой. В качестве вопроса – фраза в вопросительной или утвердительной форме, предлагаются только два возможных варианта ответа:Да и Нет. Например, вопрос: Волга впадает в Каспийское море. Возможные варианты ответа: Да, Нет. Тип Б. На вопрос нужно дать ответ, выбрав один или несколько пунктов из предложенных вариантов. Например, вопрос: Волга впадает в … море. Возможные варианты ответа: Азовское, Черное, Каспийское, Средиземноморское. Тип В. Требуется заполнить пропуски в предложении текстовыми фрагментами, предложенными в качестве вариантов ответа. Например, вопрос: Восстановите фразу из произведения А.С. Пушкина Мой... самых честных.... Возможные варианты ответа: отец, брат, дядя, кузен, намерений, правил, пожеланий.

Типы тестовых вопросов Тип Г. Требуется установить и указать соответствие между элементами двух списков. Списки имеют одинаковую длину и существует однозначное соответствие между элементами списков. Например, вопрос: Укажите соответствие между фамилиями писателей и названиями литературных произведений, которые они написали. Писатели: Литературные произведения: А.С. Пушкин Три сестры Л.Н. Толстой Капитанская дочка А.П. Чехов Война и мир Тип Д. Требуется переставить элементы списка в соответствии с заданным условием. Например, вопрос: Расставьте следующие события в хронологическом порядке. Список: первый полет человека в космос, первая высадка человека на Луну, запуск первого искусственного спутника Земли.

Критерии оценки информационного ресурса 1. Технический уровень: – Корректность работы сайта. – Возможность демонстрационного просмотра. – Правильность работы гиперссылок. – Наличие удобной системы навигации на сайте. 2. Эргономический уровень: – Наличие уровней меню. – Наличие подсказок, комментариев. – Представление информации на экране согласно эргономическим требованиям.

Критерии оценки информационного ресурса 3. Психолого-педагогический уровень: – Отражение в продукте состояния научных и педагогических знаний. – Образовательная ценность (соответствие дидактическим требованиям к программе учебного назначения). – Приобретение опыта экспериментально-исследовательской деятельности. 4. Уровень интерактивности: – Возможность выбора вариантов содержания. – Наличие различных уровней сложности. – Возможность модификации данных.