Тема: Государственный образовательный стандарт третьего поколения: содержание и реализация. План лекции 1.Основные содержательные элементы и особенности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
Advertisements

ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Показатели, устанавливающие соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников учреждений высшего профессионального образования требованиям.
Требования к условиям реализации ООП Кадровое обеспечение Учебно-методическое и информационное обеспечение Материально-техническое обеспечение Финансовое.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Содержание и структура раздела 6. Экспертиза материалов раздела 6 Р.У.Богданова, председатель научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности.
Практико-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС профессионального образования нового поколения круглый стол 28 марта 2012 года.
Информация по внесению изменений в ФГОС г.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ 12 апреля 2010 г. « П роектирование образовательных программ на основе ФГОС ВПО в области «Образование и педагогика» (бакалавриат.
Кафедра «Менеджмента и государственного управления» Филиал НОЧУ ВПО МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ в г. КАМЕНСКЕ-ШАХТИНСКОМ.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
« Математика и информатика » I курс.12 группа Ефимова Валерия Игоревна Московский Государственный Областной Университет.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
Транксрипт:

Тема: Государственный образовательный стандарт третьего поколения: содержание и реализация. План лекции 1.Основные содержательные элементы и особенности Федерального Государственного образовательного стандарта ВПО третьего поколения (ФГОСа). 2.Характеристика профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». 3.Порядок реализации Государственного образовательного стандарта ВПО.

Первый вопрос. Основные содержательные элементы и особенности Федерального Государственного образовательного стандарта ВПО третьего поколения (ГОСа). Обучение во всех образовательных учреждениях России – начального, среднего общего и среднего профессионального, высшего профессионального образования ведется на основании Государственных образовательных стандартов (ГОСов). В настоящее время в Вузах России одновременно действуют два поколения ГОСов – второго и третьего поколения. ГОСы второго поколения определяют условия и требования к обучению по специальностям и специализациям, ГОСы третьего поколения – по направлениям и профилям подготовки – бакалавриата и магистратуры. Каждый ГОС рассчитан на конкретную специальность, направление, профиль.

Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от г. 41 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «бакалавр»)

ФГОС по направлению «ГМУ» состоит из восьми разделов. Это: I.Область применения II.Используемые сокращения III.Характеристика направления подготовки IV.Характеристика профессиональной деятельности бакалавров. V.Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата. VI.Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата. VII.Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата. VIII.Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата.

В первом разделе ФГОСа определена область применения – образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, обладающие лицензией на право реализации основных образовательных программ (ООП). Во втором разделе перечислены основные сокращения, используемые в тексте ГОСа: ОК – общекультурные компетенции ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования.

В третьем разделе дана краткая характеристика направления подготовки. В нем отмечено, что нормативный срок обучения – 4 года, трудоемкость обучения – 240 зачетных единиц (одна зачетная единица составляет 36 академических часов). В четвертом разделе, одном из самых объемных и важных разделов ГОСа, дана характеристика профессиональной деятельности выпускников бакалавриата. В нем указана область профессиональной деятельности бакалавров: на должностях государственной гражданской службы РФ, на должностях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях, на административных должностях в государственных и муниципальных предприятиях, на должностях в научно-исследовательских и образовательных организациях в сфере ГМУ, в политических партиях, общественно-политических и некоммерческих организациях.

В этом же разделе перечислены также объекты профессиональной деятельности бакалавров. Это: федеральные государственные органы, органы власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; государственные и муниципальные учреждения, предприятия и бюджетные организации; институты гражданского общества; общественные организации; некоммерческие организации; международные организации и международные органы управления; научно-исследовательские и образовательные организации и учреждения.

Второй вопрос. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» В Государственном образовательном стандарте определены следующие виды профессиональной деятельности бакалавров: Организационно-управленческая; Информационно-методическая; Коммуникативная; проектная; Вспомогательно-технологическая (исполнительская). Одновременно дается детальная характеристика каждого из перечисленных видов деятельности.

Организационно-управленческая деятельность включает: - организацию исполнений полномочий органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; - участие в разработке социально-ориентированных мер регулирующего воздействия на общественные отношения и процессы социально-экономического развития; - участие в процессах бюджетного планирования и оценки бюджетных расходов; - участие в организации управления персоналом в органах государственной власти РФ, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления; - участие в контроле качества управленческих решений и осуществлении административных процессов;

Информационно-методическая деятельность заключается в: документационном обеспечении деятельности лиц, замещающих государственные должности РФ, субъектов РФ, должности муниципальной службы, должности в государственных и муниципальных предприятиях и т.д.; участии в создании информационных баз данных для принятия управленческих решений; информационно-методической поддержке и сопровождении управленческих решений; защите служебной и конфиденциальной информации, обеспечении открытого доступа граждан к информации в соответствии с положениями законодательства; участии в создании и актуализации информационных баз данных для принятия управленческих решений; сборе и классификационно-методической обработке информации об имеющихся политических, социально-экономических, организационно- управленческих процессах и тенденциях; -подготовке информационно-методических материалов и др.

Коммуникативная деятельность включает: участие в организации взаимодействия между соответствующими органами власти и организациями с институтами гражданского общества, средствами массовой информации, гражданами; участие в разрешении конфликтов в соответствующих органах и организациях; участие в обеспечении связей с общественностью соответствующих органов и организаций; содействие развития механизмов общественного участия в принятии и реализации управленческих решений;

участие в подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами государственного и муниципального управления; содействие развитию механизмов общественного участия в принятии и реализации управленческих решений; поддержка формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, страны и территории на основе современных коммуникативных технологий; участие в подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами государственного и муниципального управления; и др. участие в обеспечении связей с общественностью соответствующих органов и организаций;

Проектная деятельность состоит в: участии в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления; участии в проектировании организационных систем; проведении расчетов с целью выявления оптимальных решений при подготовке и реализации проектов; оценке результатов проектной деятельности.

Вспомогательно-технологическая деятельность включает: ведение делопроизводства и документооборота в органах государственной власти РФ, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления; технологическое обеспечение служебной деятельности специалистов (по категориям и группам должностей федеральной государственной гражданской и государственной гражданской и муниципальной службы; вспомогательное обеспечение исполнения основных функций органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций и предприятий, политических партий, общественно-политических организаций; осуществление действий, приемов и операций, обеспечивающих оказание услуг физическим и юридическим лицам и т.д.

Третий вопрос. Порядок реализации Государственного образовательного стандарта ВПО В ГОС ВПО по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление изложены требования к условиям реализации основной образовательной программы бакалавриата (ООП) – важнейшей части ГОС ВПО и мы будем знакомиться с нею на следующей лекции. ВУЗы самостоятельно разрабатывают и утверждают учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы. Должны быть созданы возможности для формирования общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера), социокультурную среду с целью всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусматриваются встречи с представителями государственных и общественных организаций. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при очной форме обучения составляет 27 академических часов, с учетом специфики направления подготовки (без учета обязательных аудиторных занятий по физической культуре).

Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В период обучения студенты обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные в ВУЗе. Учебная и производственная практики являются обязательными и представляют собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Конкретные виды практик определяются вузом. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Аттестация по итогам практики производится в виде защиты обучающимся выполненного индивидуального или группового задания и представления отчета, оформленного в соответствии с правилами и требованиями, установленными вузом. Объектами производственной практики в основном являются органы государственной власти и местного самоуправления Ставропольского края и регионов Северо-Кавказского федерального округа.

Учебная практика может осуществляться и в форме научно- исследовательской работы обучающегося. Для этого у студента должна быть возможность: осуществлять сбор, обработку и анализ информации по теме (заданию); участвовать в проведении научных исследований или выполнении разработок; составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию); выступить с докладом на конференции. Для безусловного выполнения всех требований ФГОСа ВПО должны быть научно-педагогические кадры, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. При этом доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.

Обязательным условием реализации ФГОС ВПО является обеспеченность учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно- библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов не менее чем 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Высшее учебное заведение должно располагать материально- технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе: разработкой объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечения должной компетентности преподавательского состава; информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. Оценка качества подготовки студентов должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза. Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.

Благодарю за внимание!