«У Харитонья в переулке…» (Харитоньевский переулок, 13-21) Палаты Волковых_ Юсуповых Пушкин и Петр Эпилог автор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Историческое событие в центре Москвы +7 (495)
Advertisements

В Москве и Подмосковье известно около ста пятидесяти мест, связанных с пребыванием Пушкина. Одни из них упоминаются в произведениях и письмах великого.
Красная площадь - центральная площадь Москвы, примыкающая к Кремлю. Образовалась в конце XV века. Первоначально была торговой площадью, затем с XVI века.
Храм Василия Блаженного выполнил Руденко Максим
Архитектурные памятники Московского Кремля
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города.
Путешествие в Кремль Урок-виртуальная экскурсия. Цели урока формирование познавательного интереса учащихся к истории и архитектуре Москвы; ознакомление.
Чертовская Ольга Алексеевна Учитель географии и православной культуры МОУ «Прохоровская гимназия» п. Прохоровка Белгородской области.
АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ В XIV-XVII ВЕКАХ. Русь в 14 веке Западные земли были захвачены Литвой. Огромное значение в тот период играли монастыри, ставшие не.
Меншиковский дворец.. Меншиковский дворец – построенный для первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова, приближённого императора.
Знать свой город, знать его историю почетная обязанность горожанина, ведь это неотъемлемая часть того, что определяет понятие Родина, Отечество.
Архитектурные памятники Петербурга Петровской эпохи. Презентацию подготовила ученица 7 класса Толстикова Анастасия.
МЕНШИКОВСКИЙ ДВОРЕЦ Первые каменные постройки Санкт-Петербурга.
Палаты дьяка Емельяна Украинцева (Хохловский переулок, дом 7) Хохловский переулок Дьяк Украинцев Архитектура дома Дальнейшая судьба дома Автор – Михайловская.
УГЛОВАЯ АРСЕНАЛЬНАЯ башня расположена подальше, в углу Кремля. НИКОЛЬСКАЯ башня расположена в начале Красной площади. В древности поблизости был монастырь.
Москва – столица нашей Родины.. Это интересно. Москва древний город, ей уже больше 850 лет. Но в Киевской Руси были и более древние, чем Москва, города:
ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО покровский собор
Воронцовский парк. «Воронцовский парк» зона отдыха и зелёная зона на Юго-Западе Москвы. Памятник садово-паркового искусства конца XVIII-начала XIX вв.,
Музей-усадьба «Большие Вязёмы» Винников Анатолий 9Б.
Цели урока: продолжить знакомство с архитектурными памятниками России; познакомиться с отличительными архитектурными особенностями храма Василия Блаженного;
Транксрипт:

«У Харитонья в переулке…» (Харитоньевский переулок, 13-21) Палаты Волковых_ Юсуповых Пушкин и Петр Эпилог автор

Михайловская Наталья Анатольевна – преподаватель истории искусства и английского языка Гимназии на Юго- Западе (1543).

Местность B XVII веке между улицами Мясницкая и Покровка находилась Огородная слобода, где жили царские огородники, которые выращивали и поставляли свежие овощи к государеву столу, торговые люди, бояре, дворяне, священники. При Петре I проходящая здесь Мясницкая улица превратилась в главную дорогу парадного царского выезда, именно тогда Огородная слобода стала одним и самых престижных мест Москвы. Здесь имели дома царские приближенные - Юсуповы, канцлер Бестужев-Рюмин, располагалась резиденция московского обер-полицмейстера. Большой Харитоньевский переулок назван так по церкви Харитония Исповедника в Огородной слободе ( не сохранилась).

Первые строения и их владельцы Первое строение в Огородниках было возведено при Иване Грозном. Царь, страстно увлекавшийся охотой, приезжал в дремучий лес, простиравшийся от нынешних Сокольников до Красных ворот. Охота часто длилась несколько недель и по государеву указу для отдыха и ночлега был построен подмосковный охотничий дворец, названный Сокольничим. Место его возведения было выбрано не случайно. По старинному преданию, Иван Грозный, любивший зимой охотится в этих местах, проезжая однажды верхом через сосновый бор, зацепился за ветку собольей шапкой, которая упала в снег. Не на шутку разгневавшись, царь приказал вырубить на этом месте вековые сосны и на широкой поляне вознести каменный дворец. Позже, обустроив дворец по своему вкусу, Иван Грозный часто в нем гостил, любил пиры с гуслярами и певчими из Задонских степей. По государеву приказу был проведен подземный ход от Сокольничего дворца в Кремль.

Первым владельцем теремов "у Харитония", построенных на фундаменте дворца, был, по-видимому, ближайший сподвижник Петра Великого, дипломат и вице-канцлер барон Петр Павлович Шафиров, которому за заслуги и преданность царь пожаловал большие владения с каменным домом близ Мясницкой. Вскоре вице-канцлер был обвинен к казнокрадстве, попал к немилость, и конфискованные у него палаты в 1723 году были отданы графу Петру Андреевичу Толстому, который стоял во главе Тайной канцелярии и вел следствие по делу царевича Алексея. B результате дворцовых интриг против князя Александра Даниловича Меньшикова, граф очень скоро оказался в опале и был сослан вместе с семьей в Соловецкий монастырь, где вскоре и умер. B 1727 году палаты отошли к новому хозяину - обер-секретарю Военной коллеги Алексею Волкову, ближайшему помощнику Меньшикова, который, как свидетельствует в письме своему покровителю сам Волков, "от самого младенчества, в вашу милость милостиво принять и отечески воспитать и обучить и всегда содержать изволили". В том же году Меньшиков терпит поражение в борьбе за власть, и "светлейшего" ссылают. У Волкова, как единомышленника опального князя, по приказу Петра II имущество отбирают.

Интересно, что владельцем палат Волков был совсем недолго, меньше полугода, но его имя в истории закрепилось за Сокольничим дворцом, который с первой половины XVIII века в исторических документах стал именоваться палатами Волкова. В том же 1727 году Петр II подарил дворец князю Григорию Дмитриевичу Юсупову-Княжеву, жившему в палатах до своей кончины в 1730 году. При нем было положено начало легендарным богатствам рода Юсуповых, которые владели множеством дворцов, усадеб и деревень по всей России (всем известен Юсуповский дворец на Мойке в Петербурге). "Волковы палаты" считались главным родовым дворцом князей Юсуповых в Москве, которым также принадлежала и красивейшая усадьба в подмосковном Архангельском. Именно в это время древние палаты в Большом Харитоньевском стали называться Юсуповским дворцом.

Палаты Дошедший до настоящего времени архитектурный ансамбль каменных палат формировался в период конца XV - начала XVIII вв. и представляет собой несколько отдельных теремов на подклетах, с сенями и наружными крыльцами вдоль торцов. Самая старая часть памятника - нижний подклетный этаж крайней правой палаты - датируется концом XVI или началом XVII века. Точная дата постройки палат и имена строителей неизвестны. Предполагается, что его строили русские мастера. Отчасти это подтверждает в своих воспоминаниях Феликс Феликсович Юсупов-младший, повторяя семейную легенду: "Строили этот дом архитекторы Барма и Постник, те самые, что создали к Москве Собор Василия Блаженного". Для каменных палат характерна асимметричная композиция, сложные силуэты, шатровая крыша, "красное крыльцо".

Архитектура В конце XVII века строение состояло из двух больших отдельных палат. Более богатыми и представительными были восточные палаты, именно эти покои в начале XVIII века даровались высокими благодетелями своим приближенным. В сени второго этажа восточных палат вело Красное крыльцо, над которым возвышался терем. При Юсуповых значительно расширилась территория, прилегающая к зданию: было куплено несколько новых участков и домов, в одном из которых располагался известный по всей Москве Юсуповский театр. В конце XIX века началась крупномасштабная реставрация здания, которому князь, не жалея средств, стремился придать дворцовое великолепие. Под руководством архитектора В. Д. Померанцева была перестроена западная часть палат, изменен декор фасадов, стилизованный под XVII век, выполнена перепланировка внутренних помещений. Тогда же к двухэтажным каменным палатам был пристроен третий этаж. По указанию князя найденный в бывшей опочивальне подземный ход, шедший к Кремлю, был засыпан.

Интерьеры Все интерьеры дворца в гг. были декорированы по эскизам Ф. Ф. Солнцева - выполнены богатые настенные росписи "в русском" стиле, резные порталы, бронзовые решетки, подсвечники и фонари.

Позднейшая история После революции 1917 года дворец Юсуповых был экспроприирован государством Одно время до 1929 года во дворце действовал Музей дворянского быта, затем Военно-исторический музей. С 1928 года в здании размещаются различные сельскохозяйственные учреждения, такие как Совхозный институт, Институт планирования, экономики и организации, Всероссийская сельскохозяйственная академия им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ), которую многие годы возглавлял академик, ученый-биолог Николай Иванович Вавилов. В 2004 году памятник был передан в долгосрочную аренду проектной организации "МежрегионНИИпроект".

Детство Пушкина Юсуповский дворец связан с именем великого русского поэта А. С. Пушкина, который несколько лет в нем жил. С1801 по 1803 годы Сергей Львович Пушкин со своей семьей снимал западную часть палат (флигель) "со всеми принадлежностями и хозяйственной частью". Юный Пушкин часто играл в примыкавшем к дому саду, ходил со взрослыми на службу в церковь св. Харитония, гостил в скромной усадьбе в Малом Харитоньевском, 7, которую еще в 1797 году приобрела после смерти мужа бабушка поэта Ольга Васильевна. В своем творчестве Пушкин не раз обращается к этим местам. Так, по одной из московских легенд, на углу Большого и Малого Харитоньевских переулков до войны находился деревянный домик, в народе называемый "Ларинским" или "домом Татьяны", и будто бы именно он упоминается в седьмой главе "Евгения Онегина". В поэме именно здесь останавливается Татьяна Ларина с матерью, приехавшая "в Москву на ярмарку невест".

Ксавье де Местр (?). Портрет А.С.Пушкина г. (?).

Пушкин и Петр В разные годы своей жизни Пушкин обращался к личности Петра, причем отношение к царю менялось. в «Заметках по русской истории 18 века» поэт видит в нём мудрого царя – реформатора, защитника просвещения. В 1826 году он пишет о Петре I в «Стансах». Здесь проводится параллель между Николаем I и Петром – такая параллель была лестной для любого русского монарха. Пушкин убеждал Николая: «Во всём будь пращуру подобен». Пётр I в «Стансах» – просвещённый монарх. Благородство Петра Пушкин подчёркивает и в «Моей родословной», указывая милость царя к арапу – своему прадеду.

Образ Петра – «вечного работника на троне» - Пушкин продолжал развивать и в «Арапе Петра Великого». Образ Петра Великого в «Полтаве» похож на героев торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18 века. Однако, Петр в сознании Пушкина и революционер - "одновременно Робеспьер и Наполеон - воплощенная революция". («О дворянстве»).

Двойственное отношение Пушкина встречаем мы и в "Медном всаднике", Пётр велик в государственных замыслах и жесток, деспотичен в отношении к личности. В «Истории Петра» Пушкин подчёркивает противоречие между целями, осуществляемыми Петром, и средствами, которые он применял для их достижения А.Бенуа. Иллюстрация к «Медному всаднику».

Заключение Москва и поныне является свидетельницей нашей великой и страшной истории. Образ царя Петра – просветителя и преобразователя, строителя и воина, деспота и тирана – сложной и противоречивой личности – оживает здесь, на московских улочках, храним домами, памятниками. Надо только суметь присмотреться к будничному пространству – и страницы учебников и исторических трудов обретают живые иллюстрации.

Использованная литература: