Логико-синтаксический аспект отграничения номинативных и двусоставных предложений в школьной практике Автор работы: Трофимова Алина, ученица 10 «В» класса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация по русскому языку на тему : Односоставные предложения Выполнил ученик 8В класса Залепухин Вадим.
Advertisements

Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений. В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов.
Проектную работу выполнила ученица 8-б класса Степанова Людмила.
Назывные (номинативные) предложения Номинативные – от nominativus именительный падеж.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Назывные предложения 8 класс Подготовила - учитель русского языка Разживина С.Н.
Виды односоставных предложений. Клебанова Н.Н.. Односоставные предложения С главным членом – сказуемым Определённо- личные Неоперелённо- личные Обобщенно-личные.
Назывное односоставное предложение. Назывные предложения это односоставные предложения, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений.
Автор: Прусова Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Нарышкинская СОШ».
Урок русского языка 8 класс. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения.
Синтаксический разбор простого предложения ( 4) Урок русского языка в 5 классе учителя МОУ «Лицей 3» г. Чебоксары Семёновой Л.Ю.
Односоставные предложения главный член – сказуемое главный член – подлежащее определён- но-личное неопреде- лённо- личное обобщённо- личное безличное.
Урок в 8 классе с использованием мультимедийной презентации на тему: « Назывные предложения» Урок подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ТИПЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Лузан Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 2 города Черепанова.
Составное именное сказуемое. Грамматическая основа предложения – это … и … По строению грамматической основы предложения делятся на … и …. Грамматическая.
Простое предложение – одна грамматическая основа Октябрь уж наступил. Хожу на охоту. Ночь.
Синтаксическая роль инфинитива Гилясова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ г.Иркутска СОШ с углублённым изучением отдельных предметов.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Тема 4.
Готовимся к ЕГЭ Простое предложение Простое предложение.
Презентация к уроку (русский язык, 4 класс) на тему: Таблица по русскому языку "Члены предложения" (авторская разработка)
Назывные предложения Сделайте разбор по членам предложения Хорошо пахнет сено. Хорошо пахнет сеном.
Транксрипт:

Логико-синтаксический аспект отграничения номинативных и двусоставных предложений в школьной практике Автор работы: Трофимова Алина, ученица 10 «В» класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 32» Руководитель: Миронова Е. В., учитель русского языка и литературы Саранск 2007

Понятие о номинативных предложениях. Номинативные предложения - это именные односоставные предложения с общим значением бытия предмета речи. Например: Лес. Палатка. Плеск речной волны. Начало конца.

Проблема отграничения односоставных и двусоставных предложений. 1. Вот и месяц (односост., наз.). Ясный месяц (односост., наз.). Над окошком месяц (двусост., неполное). 30% ошибок

2. Ясный месяц (односост., наз.) Месяц ясный (двусост.) 75% ошибок Игрушки в борозде (односост., наз.) 95 % ошибок

Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями 1) Именительный падеж в роли простого наименования: Универсам. 2) Именительный падеж функции сказуемого: Гость протянул руку: - Иванов. 3) Изолированное употребление именительного падежа, номинатив.

Купе первого класса. Веник у порога. Кадка с водою в сенях. Зелёный свет сквозь листву в окошке. Интонация как средство оформления односоставности- двусоставности Купе – первого класса. Веник - у порога. Кадка с водою - в сенях. Зелёный свет - сквозь листву в окошке.

Назывные предложения в школьной практике Как уже говорилось в пункте 1.2 настоящей работы, вопрос об отграничении номинативных предложений в школьной практике стоит наиболее остро: ни в одном из школьных учебников нет чёткого алгоритма их ограничений от двусоставных. Хотя и С.Г. Крючков с соавторами, и авторский коллектив учебника под редакцией В.В. Бабайцевой приводят упражнения, в которых учащиеся должны отграничивать номинативные предложения от других ( упражнение 212, учебник для 8 класса / С.Г. Бархударов ).

Из учебника Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ С. Г.Бархударов, С.Е.Крючков.-М., 2004 г. Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем, например: 1) Лес. Просека. По просеке, теряющейся в дали, тянется полотно железной дороги. Ряд телеграфных столбов. Ночь (Ч.) 2) Весна! Выставляется первая рама. (Майк.) С частицами вот, вон назывные предложения приобретают указательное значение: Вот парадный поезд. Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках и статьях. С их помощью писатели журналисты обычно в начале своих произведениях очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку, например: 1) Ночь. Землянка. Фитилёк разгорелся еле-еле. 2) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертания столицы во мгле.

Примечание: Назывные предложения следует отличать от двусоставных с составным именным сказуемым и неполных предложений, т.к. а) изменение порядка слов несёт существенные изменения в синтаксических функциях слов, б) распространять назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего. Ясный месяц. Месяц ясный. Бриллианты в лунном свете. Несогласованные определения в номинативных предложениях могут быть осложнены значениями обстоятельств и дополнений. Осколки от посуды. Дождь над вокзалом.