Меркулова О.П. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПСИХОЛОГИИ (ПСБ-1) Тема: Компьютерные технологии в непосредственной и опосредованной коммуникации (2 ч.)
Коммуникация непосред- ственная публичнаяличная опосредо- ванная массовая рукописные тексты печатные издания телевидение, радио Интернет (Web 1.0) личная почта, телеграфтелефония компьютерные сети (Web 2.0) Коммуникация Обмен информацией между одним или несколькими взаимодействующими людьми (группами) Опосредованность коммуникации – наличие «посредника» через которого осуществляется взаимодействие
КТ в непосредственной коммуникации Публичная (выступления, доклады и т.п.) – Презентации для сопровождения устных докладов, заполнения пауз и т.п. – Подготовка раздаточных материалов и/или плакатов для сопровождения докладов Личная – Использование как средства в совместной деятельности: компьютерная психодиагностика совместная работа над проектами обучение использованию компьютерных технологий – Планирование времени, включая встречи – Аудио-, видеосъемка
Презентации можно использовать для... Сопровождения устного доклада Представления информации для самостоятельного ознакомления «Заполнения пауз» во время проведения каких-либо мероприятий (рекламных роликов и т.п.)...
Использование презентаций Для сопровождения устного выступления – содержание: план, тезисы, ключевые идеи – оформление: легкость чтения из аудитории поддержание внимания к сообщению, а не самой презентации Для представления информации в электронном виде – содержание: полное изложение – оформление: легкость чтения при работе за ПК поддержание внимания без излишнего утомления читателя эффектами
Использование презентаций Сообщение информации – Последовательное (линейное) изложение информации – Содержание важнее оформления и иллюстраций (за исключением схем, таблиц и других содержательных материалов) – Умеренное использование эффектов анимации и т.п. – Демонстрация, управляемая докладчиком «Заполнение пауз», реклама и т.п. – «Цикличное» структурирование информации – Значимая роль оформления, иллюстративного материала – Возможно активное использование эффектов анимации – Автоматическая демонстрация по времени
Примеры презентаций (но не всегда образцы для подражания :) Презентации для сопровождения устного доклада – Сообщения о биографиях психологов: Божович Л.И. Леонтьев А.Н. Теплов Б. М. – Выступление на научной конференции Выступление на научной конференции Презентация для «фоновой» демонстрации – Фотоальбом (слайд- шоу) Фотоальбом (слайд- шоу)
Компьютерно опосредованная коммуникация Способы взаимодействия: – публикации (научные, СМИ, сайты, блоги и др.) – массовые рассылки, – электронная почта – социальные сети – форумы – звуковая и видео связь – и др. Использование в работе психолога: – для взаимодействия с коллегами, включая (само)образование и саморазвитие – для взаимодействия с клиентами, включая просвещение и консультативную работу
Компьютерно опосредованная коммуникация Web 1.0 – Интернет как средство публикации информации, подготовленной «издателями» сайтов – Коммуникация преимущественно односторонняя – Массовый пользователь - читатель Web 2.0 – Персонализация работы с сайтами – Создание пользователями собственных страниц – Удаленное хранение пользовательской информации – Совместная работа пользователей через сетевые сервисы – Коммуникация между пользователями
Рекомендации по взаимодействию с преподавателями по электронной почте Настройки Вашего ящик а – это Ваша «визитная карточка» – Пользуйтесь для деловой переписки адресом, который подходит к деловой переписке (в логине не должно быть не слишком приличных или легкомысленных названий и т.п.) – В настройках фамилии и имени пользователя должны быть указаны Ваши фамилия и имя – На большинстве почтовых сайтов можно устанавливать фотографию пользователя. Если Вы пользуетесь этим сервисом, то не забывайте, что фотография должна быть тоже достаточно подходящая для делового общения – Указание фамилии и имени в настройках почтового ящика не отменяет необходимости подписывать свои сообщения. Обычно стандартную подпись можно также задать в настройках ящика – тогда ее не придется писать в каждом письме. В подписи можно указать не только Ваши фамилию и имя, но также и индекс учебной группы. Фраза вежливости «С уважением» или что-то подобное тоже не будет лишней
Рекомендации по взаимодействию с преподавателями по электронной почте Тема письма – Тема помогает понять, о чем письмо, просматривая его в списке писем – указание содержательной темы обычно не бывает лишним – Некоторые почтовые сайты и программы выполняют группировку писем от одного адресата и по одной теме – это помогает проследить историю переписки. Указывая тему, соответствующую содержанию письма (и не меняя тему, если Вы отвечаете по содержанию полученного письма), Вы поддерживаете порядок в цепочках писем и в своем ящике, и в ящике преподавателя – Примеры тем: «ИТ, презентация сайтов» «Практикум, вопрос по поводу задания по презентации предметов» «Введение в профессию, вопрос по подготовке к занятию»
Рекомендации по взаимодействию с преподавателями по электронной почте Содержание письма – Не забудьте поздороваться и/или обратиться к собеседнику! – Напишите содержание вопроса или опишите вложения, которые Вы прикладываете. – Если Вы отправляете какой-либо вариант доработки задания, которое преподаватель уже оценивал, не забудьте сообщить и об этом (Вы историю своих работ должны помнить все-таки лучше, чем преподаватель). Например, укажите, когда Вы представляли предыдущий вариант работы, какие замечания были сделаны, и что Вы после этого исправили, доработали и т.п. – Если замечания были сделаны Вам в письменной форме, лучше просто процитировать их. Например, ответить на письмо, в котором они содержались, с цитированием или приложить вместе с переделанным вариантом работы тот, в котором содержались замечания.
Рекомендации по взаимодействию с преподавателями по электронной почте Если Вы отправляете выполненные задания в виде вложения, не забудьте: – Сопроводить файл хотя бы небольшим письмом – Назвать файл так, чтобы из названия были понятны его автор и содержание работы (возможно, преподаватель сохранит файл к себе на диск, и корректное название поможет сделать это быстрее, не путаясь в сохраненных файлах разных студентов) – Проверить, что Вы сохранили файл в формате, который будет открываться на разных компьютерах (для офисных программ наиболее универсальным сейчас является формат приложений Microsoft Office doc,.xls,.ppt)
Социальные сети, рассылки и т.п. Позволяют «настраивать» потоки входящей информации через: – поддержание контактов; – подписки; – сообщения о событиях – и т.п.
Социальные сети, сайты и т.п. Позволяют создавать виртуальный образ себя как личности и профессионала: – страницы в социальных сетях – блоги – персональные сайты – страницы на тематических сайтах – комментарии и другая публичная активность