Политическая экономия России: динамика общественного договора в 2000-х годах Аузан Александр Александрович Институт национального проекта «Общественный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Институциональные блокировки в трансформационных экономиках и возможности их преодоления». Аузан Александр Александрович Москва 19 октября 2009 года.
Advertisements

Проблема институциональной инерции в развитии России: возможности преодоления Аузан Александр Александрович Российский экономический конгресс
А.А. Аузан, В.Л. Тамбовцев Средний класс – социальный ресурс инновационного развития России? По материалам проекта ИНП «Общественный договор» «Средний.
Экономическая среда бизнеса. Опорные вопросы 1. Стихийные и регулятивные факторы внутренней и внешней сред бизнеса. 2. Конкуренция и конкурентные среды.
Национальный Исследовательский Университет – Высшая Школа Экономики Возможные риски при создании собственного малого бизнеса Преподаватель - Крылова Дина.
РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. «Экономика лишь условие и средство человеческой жизни, но не цель её, не высшая ценность и не определяющая причина».
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
Коррупция искажает экономическую и финансовую среду ведения бизнеса; уменьшает эффективность государственного управления и бизнеса, стимулы к инвестициям;
Государственный Университет – Высшая Школа Экономики Возможные риски при создании собственного малого бизнеса Преподаватель - Крылова Дина Владимировна,
Федеральная целевая программа "Электронная Россия ( годы)" 29 марта 2002 г. г. Вена.
Проф. Михаил Федотов, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Москва, 2012.
Уровень жизни – важнейший показатель и результат экономической жизни общества Как добиться высокого уровня развития и процветания? Уровень жизни – степень.
Государство и экономика 1. Две школы… 2. Задачи 3. Методы.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Политическая сфера Политика и власть. «Политика подобна сфинксу из сказки: она пожирает всех, кто не может разгадать ее загадок» Фр. Писатель А. Ривароль.
Гражданский контроль как форма общественного участия Институт развития прессы-Сибирь (sibirp.ru)
«Институциональные блокировки в трансформационных экономиках и возможности их преодоления» Аузан Александр Александрович Санкт-Петербург 1 декабря 2009.
Экономика и государство. Экономические функции государства Рыночная экономика Условие эффективности: Активная регулирующая роль государства Конкретные.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Транксрипт:

Политическая экономия России: динамика общественного договора в 2000-х годах Аузан Александр Александрович Институт национального проекта «Общественный договор»

I. Институциональная инерция и общественный договор: постановка проблемы Path dependence problem - признаки наличия: «Низкая» траектория макроэкономического развития по Мэдисону; Резкая волатильность в долгих периодах при низком «индексе счастья». Версии причин инерции: Структура национальных ценностей; Ошибка первоначального выбора институтов; Конфликт формальных и неформальных институтов.

I. Институциональная инерция и общественный договор Общественный договор - это обмен ожиданиями по поводу основных («надконституционных») правил трансакции прав собственности и свобод. Поливариантность социального контракта в двух измерениях: –Вертикальный и горизонтальный контракты, их взаимопереходы; –Различия в моделях соотношения власти, общества и бизнеса в разных странах. Значение социального контракта: –Для обеспечения легитимности государства, собственности и т.д.; –Для экономической эффективности (фактор национального консенсуса в исследованиях Комиссии по росту и развитию (Всемирный банк)).

II. Ключевые элементы общественного договора Формула общественного договора в России 2000-х годов: Налоги в обмен на порядок Гипотеза 1: Налоги в обмен на порядок (налоги как плата за безопасность, правосудие и другие государственные услуги). Стабильность в обмен на лояльность Гипотеза 2: Стабильность в обмен на лояльность (налоги как рента в обмен на сохранение status-quo). Объекты исследования для проверки гипотез: -Налоги и налоговое -Личная безопасность как администрирование. экономическое благо -Гражданское судопроизводство; -Легитимность собственности; -Госуслуги.

II. Ключевые элементы общественного договора: иллюстрация Налоговое администрирование: Налоги и другие официальные платежи растут одновременно с неофициальными; Основная нагрузка падает на средний бизнес (низкие трансакционные издержки изъятия); Продажа налоговой недоимки. Личная безопасность как экономическое благо: Преобладающая схема: взаимопомощь родных и знакомых; Наиболее желательная для респондентов схема: рыночная (покупка средств самообороны); Маргинальная схема: спрос на государственную защиту.

III. Стороны общественного договора: воздействие на соотношение переговорных сил ДебюрократизацияДебюрократизация экономики ( переговорной силы бизнеса); законодательства о НКОИзменение законодательства о НКО ( переговорной силы общественных организаций); Гражданский аудитГражданский аудит (изменение соотношения переговорных сил государственных служащих и негосударственных субъектов).

IV. Модернизация против инерции: возможности нового общественного договора Изменение характера взаимодействия государства, общества и бизнеса; Создание коалиции групп интересов за стратегию модернизации; Средний класс как потенциальный субъект российской модернизации;

IV. Возможности нового общественного договора: изменение характера взаимодействия государства, общества и бизнеса ДебюрократизацияПозитивная реинтеграция Цель Снижение административных барьеров через ограничение чиновников Повышение эффективности МСБ через развитие взаимодействия «власть–бизнес–общество». Система компенсаций Не предусматривалась Разрабатывается для каждого проектируемого изменения Проблема коллективных действий Не решена Законодательные решения по покрытию издержек и поддержке переговорной силы субъектов Учет внешних эффектов Отсутствовал Присутствует за счет трехстороннего взаимодействия Программа внедрения (инфорсмента ) Разработана частично Предусматривается в качестве необходимого инструмента специальная система контрольных, корректирующих и мотивационных мер

IV. Возможности нового общественного договора: изменение характера взаимодействия государства, общества и бизнеса Принципы позитивной реинтеграции: (1) Включенного третьего (2) «Кооперация + конкуренция» (3) Поддержки коллективного действия (4) Разумной компенсации (5) Внедрения (инфорсмента)

IV. Возможности нового общественного договора: коалиции за модернизацию Переговорная сила групп, их ресурсная обеспеченность, активность и горизонт их планирования определяют способность коалиции поддерживать модернизационную стратегию; Условия запуска механизма формирования коалиции: –легитимация собственности, –эффективные обратные связи, –развитие среднего класса и малого бизнеса, –общественная экспертиза нормативно-правовых актов. Ограничением на запуск подобного механизма является система существующих правил, изменение которой требует, прежде всего, модернизации государственных институтов.

IV. Возможности нового общественного договора: средний класс как субъект российской модернизации Решение проблемы низкого спроса на демократию потребует: Снижения уровня административных барьеров для бизнеса и трансакционных издержек в законодательстве о НКО; Финансирования издержек коллективных действий; Создания механизмов внешнего мониторинга результативности исполнительной власти. Для увеличения переговорной силы среднего класса потребуется: Снижение барьеров на политическом рынке; Перестройка входных барьеров и издержек в судебной системе.

V. Национальная формула модернизации Модернизация представляет собой не задачу, а проблему, связанную с инерцией неформальных институтов: Различные типы социального капитала. Характеристики культуры, выражающиеся в различных значениях коэффициентов Хофстеде.