1 КОВРІГА Олександр Володимирович Міжнародна група «Школа стратегічного інвестування» Глобальна Криза і Вища Освіта: в пошуках підгрунтя і стратегії розвитку.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Advertisements

Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Отделение ПФР по Тамбовской области Проведение кампании по повышению пенсионной грамотности молодежи в Тамбовской области в 2011 году 8 февраля 2012 г.
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Результаты ФЭПО по направлениям и специальностям В разрезе факультетов.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.

Работа учащегося 7Б класса Толгского Андрея. Каждое натуральное число, больше единицы, делится, по крайней мере, на два числа: на 1 и на само себя. Если.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОЦП «Р АЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Д. Дуброво д. Бортниково с. Никульское д. Подлужье д. Бакунино пос. Радужный - Песчаный карьер ООО ССП «Черкизово» - Граница сельского поселения - Граница.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Результаты работы 5а класса Кл. руководитель: Белобородова Н. С. Показатель 0123 Обучаемость 1-6%4-25%8-50%3-18 Навыки смыслового чтения 1-6%12-75%3-18%
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
Результаты сбора и обработки баз данных неработающего населения муниципальных общеобразовательных учреждений города Краснодара за период с 02 по 10 февраля.
ЦИФРЫ ОДИН 11 ДВА 2 ТРИ 3 ЧЕТЫРЕ 4 ПЯТЬ 5 ШЕСТЬ 6.
Применение генетических алгоритмов для генерации числовых последовательностей, описывающих движение, на примере шага вперед человекоподобного робота Ю.К.
Транксрипт:

1 КОВРІГА Олександр Володимирович Міжнародна група «Школа стратегічного інвестування» Глобальна Криза і Вища Освіта: в пошуках підгрунтя і стратегії розвитку

2 Комментарии: 1. О стратегии развития сферы высшего образования (ВО) 2. «Болонский сценарий» 3. Тестирование VS Аттестат зрелости 4. Роль студентов в развитии сферы ВО

3 Личная позиция 1. Статус темы ВО с ~ 1979 г. 2. Высшее м.б. только самое лучшее в мире. 3. Проработка с ведущими смпециалистами в мире, Вебленовской школой, Нобелевскими лауреатами... и в лучших университетах мира...

4 Личная позиция 1. Сегодня в мире формируется совершенно новая парадигма ВО. 2. ВО переживает глубочайший кризис. В результате развала Союза и вступления мира в Глобальный экономический кризис – ВО утратило свои основания.

5 Ч Базовые принципы: В современном мире никакое действие по отношению к будущему невозможно вне стратегической работы со сферой ВО

6 Ч Базовые принципы: Ключевой субъект действия: общественно активная, профессионально грамотная и стратегически ориентированная молодёжь – те, кто за лет должны взять эту сферу образования и процессы развития страны в свои руки.

7 Ч Базовые принципы: «Брать» эту сферу необходимо в качестве инструмента культурно- исторической преемственности и развития страны. Масштаб хроно-политики для качественного изменения сферы ВО – не менее лет.

8 Ч Базовые принципы: Таков базовый цикл ВО. Технология ВО завязана на циклы: динамики знания, антропологии, человеческого развития. Работа только в режиме кратко- срочных проектов – займы у Будущего. Растрата времени!

9 Ч Базовые принципы: Чтобы действовать необходим стратегический аудит ситуации: Сферы ВО Техносферы Технологический прогноз на 50 лет и > Понимание восходящих трендов мирового развития

10 Ч А. Базовые принципы: Пример: в конце 1990-х казалось, что главный тренд – нео- либеральная трансформация сферы ВО, подчинение её «рынку труда» и конкуренции – отсюда одновременное принятие Лиссабонской стратегии построения экономики знаний и Болонского сценария.

11 Ч А. Базовые принципы: Данная политика оказалась ошибочной: Лиссабонская стратегия отвергнута – Стратегия «Европа 2020» строится на иных основаниях; Болонский сценарий отправлен на пересмотр.

12 Ч К проблеме стратегического аудита сферы ВО В какой же рамке и в каком горизонте необходимо мыслить, анализировать и проектировать развитие сферы ВО? У нас нет никакой ТЕОРИИ СОВРЕМЕННОГО ВО, и представлений о перспетивных системах управления развитием сферы ВО.

13 Ч К проблеме стратегического аудита сферы ВО Что же такое «ВО» как институт? «Институты любят скрывать свою природу»! Без постижения организации и устройства сферы ВО и перспективных форм ВО конструктивные измения невозможны.

14 Ч К проблеме стратегического аудита сферы ВО - Главный фактор, определяющий ситуацию в сфере ВО сегодня – ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС. ВО конституируется, утверждается как ВЫСШЕЕ только по отношению к БУДУЩЕМУ, в международном котексте и в сопоставлении.

15 Ч К проблеме стратегического аудита сферы ВО Поскольку вы ориентированы на общественную активность – важно понимать что происходит в мире. Необходимо представить: - динамику ВО в пост-кризисном мире - Какими будут пост-кризисная миро-экономика и миро-порядок?

16 Ч К проблеме стратегического аудита сферы ВО Без понимания и проектирования посткризисной миро-экономики и миро-порядка никакое реформирование и развитие (национальной) сферы ВО немыслимы. Иначе – проедание и растрата ресурсов будущего.

17 Ч ВО как институт ВО один из самых сложных институтов и высоких технологий современности. В ХХІ веке ВО это системообразующая технология. Через освоение ВЫСШИХ ФОРМ мышления и деятельности обеспечивается воспроизводство и развитие народа.

18 Ч ВО как институт Главной стратегической технологией, на которой выстраивается сфера ВО в Европейской цивилизации является ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ. Эта технология была институционально закреплена в университетской системе, созданной Вильгельмом фон Гумбольдтом – Wilhelm von Humboldt

19 Ч ВО как институт Это технология: - постановки обществом проблем - преодоления одного класса проблем - институционального закрепления результатов и способов разрешения проблем - обеспечени выхода на другой уровень технологического и цивилизационного развития

20 Ч ВО как институт ВО и университет – хранители этой технологии. Они призваны обеспечить освоение новыми поколениями УНИВЕРСУМА ПРОБЛЕМ, достигнутого страной и человеческой цивилизацией в целом. Не должно быть иллюзий – там где этого нет, нет и ВО.

21 Ч ВО как институт Если новым поколениям закрыт доступ к пониманию проблемного происхождения и истории институтов, если не обеспечено понимание устройства мира, в котором оно оказывается, то новые поколения ограничены в возможностях, в свободах и в творении истории.

22 Ч ВО как институт Тогда невозможны: - проблематизация того, что есть - проектирование будущего и - построения новой повестки дня. Университеты должны обеспечивать знание о будущем и движение по «переднему краю».

23 Ч ВО как институт Сфера ВО – её устройство и организация – предмет острой глобальной схватки за будущее мира. Стратегически, устройство сферы ВО определяет возможность суверенитета и развития страны.

24 Ч ВО как институт Политика трансформация сферы ВО – это часть политики методов и мировоззрений: эмпиризм и позитивизм, методологический индивидуализм, новые антропологические концепции (в которых, например, однополые браки – норма) – всё это влияет на цивилизационную идентичность и перспективы развития стран и мира.

25 Ч Тенденции Н.Саркози в 2009 направил 35 млрд. евро на обеспечение развития стратегических сфер, прежде всего сферы ВО. Великобритания создала специальное министерство развития международной деятельности университетов. Саудовский принц выделил $400 млн. на создание университета мирового класса.

26 Ч Тенденции Б.Обама приступил к радикальному реформированию всей сферы образования. Один из «гуру» современного кризиса А.Гринспэн: «для США самое важное –... увеличить приток квалифицированной рабочей силы и провести реформу образования».

27 Ч Тенденции Создаёт супер университет «Новый университет Астаны» Казахстан. «Стране требуются элитные университеты, являющиеся мощными образовательными, исследовательскими и научно-производственными комплексами, тесно связанными с индустрией». Н.Назарбаев.

28 Ч Тенденции В погоню за создание университетов нового типа и мирового класса всключились едва ли не все мировые игроки.

29 Ч.1.5. Ситуация Для понимания ситуации сферы ВО необходимо видеть все цепочки в которые оно встроено. Пример поиска цепочки - ряд фактов: Большинство студентов Европы потребляют наркотики Афганского происхождения. В элитных вузах Москвы это 30%, в ЕС – не менее трети студентов.

30 Ч.1.6. Ситуация В Киеве ситуация иная, но не радикально. Откуда этот напор наркотиков на ВО? Производство наркотиков за время пребывания в Афганистане миссии НАТО выросло в 8-10 раз.

31 Ч.1.7. Ситуация Талибы ликвидировали наркоторговлю, но сегодня для афганцев это единственное средство существования. Парадоксальная цепочка? АльКаеда – Афганистан – Талибы – НАТО – накобизнес – студенты – ВО –...

32 Ч ВО и развитие Университет = высшее образование Что значит развивать ВО? ВО – это мера. Что мы измеряем? И для чего?

33 Ч ВО и развитие Университет = высшее образование Факт ВО «свершается» в пространстве реализации высших форм мысли и деятельности Как общественное отношение ВО «существует» не в университете, но на связке и взаимодействии с миром и обществом.

34 Ч ВО и развитие Университет = высшее образование Пространство реализации ВО обеспечивает воспроизводство и развитие ВЫСШИХ, в данной культурно-исторической ситуации, ФОРМ Мысли и Деятельности, перспективных стилей жизни и жизнестратегий Если мы не знаем какие формы высшие и перспективные – у нас нет критерия оценки «качества» и самого факта ВО

35 Ч ВО и развитие Университет = высшее образование Пространство реализации ВО = воспроизводство и развитие ВЫСШИХ, в данной культурно-исторической ситуации, ФОРМ Мысли и Деятельности, перспективных стилей жизни и жизнестратегий Национальное хозяйство Миро-экономика

36 Ч ВО и развитие Университет = высшее образование Восходящий тренд мирового развития Пространство реализации М-Э НХ

37 Ч ВО и развитие Университет = высшее образование Восходящий тренд мирового развития Нисходящие тренды мирового развития Пространство реализации М-Э НХ

38 Ч ВО и развитие Университет = высшее образование Восходящий тренд мирового развития Нисходящие тренды мирового развития Пространство реализации Институциональная инфраструктура общества и миро- экономики М-Э НХ

39 Ч Контекст Университет = высшее образование Голливуд Супермаркет Wall Street Fast Food Casino Get Reach Quick Culture Сети социальные Н Х М-Э Биржа труда

40 Ч Контекст Университет = высшее образование Голливуд Супермаркет Wall Street Fast Food Casino Тенденции трансформации ВО в - институт потребления - социальную службу подготовки к выживанию в дез- интегрированном капитализме - инструмент корпоративного управления Get Reach Quick Culture Сети социальные Биржа труда М-Э Н Х

41 Ч. 2. Вища освіта в Україні В «Царство боже» через «Армагедон» рр.?

42 Ч Вища освіта в Україні По отношению к сфере ВО вся страна, МОН Украины, Кабинет Министров, Президент, руководство университетов сегодня – заложники доставшихся в наследство: -«Проблемной Повестки Дня» -Нисходящих тенденций последних десятилетий и -Концептуальной инерции.

43 Ч Вища освіта в Україні Харьковская Коллегия МОН: 1) Начата переоценка ситуации в сфере ВО в направлении её суверенизации 2) МОН действует в рамках логики Комитета по экономическим реформам. Центральным остаётся нео-либеральный подход: университет = «агента рынка» и «институт потребления образовательных услуг»

44 Ч Вища освіта в Україні 3) Вопрос о долгосрочной стратегии развития сферы ВО Украины открыт. 4) Каждый вуз должен самостоятельно разработать перспективные планы развития на период до 2020 г. 5) Учёт кризиса сферы ВО, повестки дня развития ВО от Всемирного форума ЮНЕСКО 2009 г. ещё впереди.

45 Ч Вища освіта в Україні 6) Стратегической оценки ситуации вокруг «зовнішнього незалежного оцінювання» пока не сделано. 7) Переход к портфельному подходу в создании фильтров для получения ВО обозначен и будет реализован.

46 Ч Вища освіта в Україні 9) Госзаказ не различён от рыночного спроса и по большей части остаётся условным. 10) В сфере ВО пока нет концепций призванных обеспечить учёт и связь деятельности университетов и требований развития промышленности и рынка труда.

47 Ч Вища освіта в Україні 10) Поставлена задача разработки процедуры определения потребностей в специалистах и типах подготовки. 11) Будет прорабатываться схема нео- либеральной монетизации образовательных услуг.

48 Ч Вища освіта в Україні 12) Сверхдадача на гг.: признание ВО Украины в европейском и мировом пространстве. 13) Предполагается ряд инноваций: Новые органы государственно- общественного управления системой ВО и независимой экспертизы её деятельности.

49 Ч Вища освіта в Україні Новые стандарты, «сопоставимые с европейскими». Новый состав специальностей – «как в Европе». Построение «Национальной рамки квалификаций» – с участием социальных партнёров и работодателей.

50 Ч Вища освіта в Україні Бюджет ВО на 2009 год. (план) Вузы системы МОН – 12 млрд. грн. Вузы ІІІ – IV уровня аккредитации – около 7 млрд. грн. Это В ДВА РАЗА МЕНЬШЕ бюджета Йельского университета и ~ в 3.5 раза меньше бюджета Университета Калифорнии в Бёркли.

51 Ч Вища освіта в Україні Продолжается распад классической университетской культуры профессорского сообщества, начатый ещё в советские времена. Система общественного контроля за деятельностью ВУЗов пока не сложилась. ВУЗы часто действуют как закрытые корпорации.

52 Ч Вища освіта в Україні Сокращается и доля студентов знающих элементарную алгебру. Всё меньшее число выпускников школ и студентов не пробовавших наркотики. Фонд Елены Франчук реализует программу «Вы раздягаєте ми одягаєм» – поставлена задача установить кондомат – в каждое общежитие и в каждый университет. Мы стоим перед реальной угрозой интеллектуальной стерилизации огромных масс населения.

53 Ч Вища освіта в Україні В обществе культивируется стяжание прибыли. Прибыль формируется на сверхэксплуатации ВО, которое организовано вне рыночной логики. То, что называется «коррупцией» как общественное отношение и тип поведения – на самом деле является важнейшим достижением нео- либерального демократического реформирования.

54 Ч Вища освіта в Україні «Коррупционнное извлечение выгоды» = опортунизм и опортунистическое поведение – важнейшая характеристика человека и человеческого поведения в нео-либеральной концепции мира. Введение тестирования – оказалось «актом коррупции»? (В интересах WB?)

55 Ч. 3. Вища освіта у світі: «...Прокинулись нема нічого» Криза фінансово-економічна і цивілізаційна! Крах ожиданий «Болонского процесса»

56 Ч Вища освіта у світі: Юбилейный саммит министров образования участников Болонского процесса в 2009 г. не смог подвести реальных итогов и поставить цели на следующее десятилетие. Опубликованные документы носят обще-декларативный характер, не отражают реальности кризиса реформы высшего образования по Болонскому сценарию.

57 Ч Вища освіта у світі: Ожидается, что в течении трёх лет – к следующему саммиту министров в 2012 году Уполномоченная рабочая группа проведёт анализ и сформулирует цели и задачи на гг.

58 Ч Вища освіта у світі: Поскольку в Украине пока нет независимого органа и особых научных или концептуальных оснований для оценки реформ ВО по Болонскому сценарию, обратимся к таким оценкам в Германии, как стране-локомотиву развития ЕС.

59 Ч Вища освіта у світі: The Bologna Bubble Has Burst «Болонский пузырь лопнул» «Не случайно, что Болонский пузырь лопнул сразу после финансового пузыря. В обеих системах ответственные деятели утратили какую либо связь с реальностью». Редакционная статья газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung от 24 ноября 2009 г.

60 Ч Вища освіта у світі: Frankfurter Allgemeine Zeitung – это газета экономического и политического истэблишмента Германии. Самая распространённая немецкая газета в мире – ежедневно поставляется в 148 стран. Отличается качественным анализом политических и экономических событий. Является независимой, не поддерживает политических партий.

61 Ч. 3.5.Вища освіта у світі: Frankfurter Allgemeine Zeitung читают: 59 % всего германского истэблишмента 60 % менеджеров немецких банков 66 % управляющих и генеральных директоров 67 % занятых в стратегическом планировании народного хозяйства 60 % занимающих ключевые посты в области фондовых и валютных рынков, организаций, занимающихся недвижимостью 64 % занятых в банковских отраслях

62 Ч Вища освіта у світі: В течении 2009 года FAZ провела массивную кампанию против Болонских реформ, требуя их ПОЛНОГО СВОРАЧИВАНИЯ. Газета отражает позицию лидеров немецкого делового сообщества. Они осознали, что нео-либеральная «экономика образования» порождает совсем не то, что ими ожидалось.

63 Ч Вища освіта у світі: Позиция делового мира Германии: «Германия не нуждается в новой модели ВО, она просто должна отбросить рако-подобные Болонские реформы и обеспечить возрождение Гумбольдтовской университетской системы».

64 Ч Вища освіта у світі: Для лидеров делового мира Германии: Главный критерий качества ВО – формирует ли оно у студентов интеллектуальные и деятельные способности, которые позволяют полноправно участвовать в создании и реализации научных и технологических инноваций?

65 Ч Вища освіта у світі: Таким качеством обладает университеская система Гумбольдта. В ней интегрированы прорывные исследования и обучение. Болонские реформы = внедрения в университеты Германии с 1999 г. американских методов управления, ПОДОРВАЛИ ФУНДАМЕНТ системы ВО и экономики Германии.

66 Ч Вища освіта у світі: Болонская система была построена на принципе нео-либерального преобразования «экономики образования», вне понимания динамики обращения знаний в обществе и экономике. Для большинства студентов ВО стало простым «потреблением» существующих знаний. Исследовательский и проектный потенциал университетов сократился.

67 Ч Вища освіта у світі: После волны протестов против Болонской системы политики заговорили о корректировке реформ. Источником Болонского проекта являются США: Билл Клинтон и Алан Гринспен активно вводили в США и в мире парадигму «новой экономики» - на основе информационных технологий и интернета. США и мир оказались в ловушке Кризиса

68 Ч Вища освіта у світі: В 1990-е годы Америка преподавалась как «история успеха». Большинство деловой и политической элиты Германии увлеклись и стали приверженцами этой «новой американской экономической парадигмы».

69 Ч Вища освіта у світі: По духу это было похоже на лозунг в странах соц-лагеря: «Учиться у Советского Союза – значит учиться побеждать!» Отказ от интеграции в американскую модель и её копирование в 1990-е означал проигрыш.

70 Ч Вища освіта у світі: Европа 1990-х была наводнена модными лозунгами американских теорий управления: value based management, value driver, flexibilization, downsizing, lean production, outsourcing, competitiveness by cost cutting, benchmarking....

71 Ч Вища освіта у світі: Лозунги этой идеологической компании распространялись Американскими университетами, фабриками мысли, фондами, консультационными корпорациями. Они захватили сознание деловой, политической и даже научной элиты Германии. В эйфории никто не задавал критических вопросов.

72 Ч Вища освіта у світі: В результате сегодня элита Европы и Германии расценивает ситуацию как «упущенное десятилетие». Иллюзии рассеялись когда финансовый кризис made in the USA поразил весь мир. Как оказалось, «Американская история успеха» 1990-х, таковой не являлась.

73 Ч Вища освіта у світі: Болонские реформы превратили Бакалавра в ключевую степень, вместо международно признанного «Диплома» Германского университета, получаемого после пяти лет обучения. Замысел состоял в том, чтобы большинство студентов покидали систему ВО после 3-4 лет. Право получения степени Магистра предоставлялось меньшинству.

74 Ч Вища освіта у світі: Учебный план Бакалаврата сведен до модулей школьного типа – чтобы точно рассчитать нагрузку и «кредиты» - ECTS. ВО строится по принципу «точно-и- вовремя» - как индустриальный процесс. Студентам не оставлено времени и энергии на интеллектуальное любопытство, на развитие научных интересов и культивирование мышления.

75 Ч Вища освіта у світі: Деловое сообщество Германии было главным адвокатом введения Болонской системы. Ожидалось, что появление различных уровней подготовки либерализует рынок труда. Рабочая сила и процессы занятости станут более гибкими, заточенными под нужды рынка = будет сокращено время и расходы на образование.

76 Ч Вища освіта у світі: Однако. Бакалавр оказался абсолютно не соответствующим требованиям современной экономики Германии. Студенты со степенью бакалавра не нужны немецкому бизнесу. (А и украинскому ?)

77 Ч Вища освіта у світі: В чём причина разочарования? Германия – это общество знаний. «Сила ума» – важнейшая составляющая её экономики. Когда «знание» редуцируется до существующего возникают проблемы. Экономике Германии нужны знания, порождающие инновации – продукты и услуги, выходящие за рамки известного.

78 Ч Вища освіта у світі: Трудовые ресурсы, подготовленные только на уровне существующих знаний, не могут производить инновации. Чтобы оставаться инновационной экономика Германии нуждается в специалистах, которые «знают больше», чем корпус наличных знаний в соответствующих областях.

79 Ч Вища освіта у світі: В подлинной университетской системе студенты должны выходить к пониманию пределов существующих знаний, смысла и значения нерешённых вопросов и проблем. Реальная вовлечённость в прорывные исследования и проектирование обязательна.

80 Ч Вища освіта у світі: Негативное воздействие Болонских реформ не ограничено лишь понижением квалификации студентов. Удар нанесен и по способности профессоров осуществлять исследования. * * *

81 Ч Вища освіта у світі: А как выглядит Американская университетская система? В США ~ 4000 институтов «ВО» – это местные колледжи с 2-х летними программами (комбинация гимназии и ПТУ в Европе). Остальные университеты – это 4-х годичные колледжи схожие на техникумы.

82 Ч Вища освіта у світі: 150 институтов ВО США сопоставимы со 104 университетами Германии. 50 университетов США – мирового класса. Обучение в них стоит $ $ в год. Треть исследовательского персонала элитных университетов – иностранцы – импортированые из Индии, России, Германии, Китая и др. В инженерных и естественно-научных областях эта доля составляет 62%.

83 Ч Что делать: Человечество преживает один из самых глубоких кризисов в своей истории. Этот кризис не просто финансовый или экономический, он цивилизационный и затрагивает фундаментальные основы существования всех народов.

84 Ч Что делать: Преодоление кризиса связано с переходом к новым техно- промышленному и социо- культурному укладам, к новым формам организации систем производства и экономических институтов, к новым типам занятости. Важнейшую роль в этом переходе играет ВО.

85 Ч Что делать: ВО должно обеспечить целенаправленную антикризисную подготовку высокообразованной талантливой молодёжи, которая станет прорывным квалифицированным ядром, обеспечивающим комплексное перевооружение системных технологий различных производств и в разнообразных сферах.

86 Ч Что делать: Необходимо не замыкаться на инерции старого рынка труда, а выйти на проработку содержательного стратегического планирования развития ВО как сферы деятельности в масштабе промышленной политики и Стратегии развития страны.

87 Ч Что делать: Кризис планетарный. Он несёт с собою ветер перемен. Уплотняется время. Кризис не преодолим в одиночку. Это задача общего дела.

88 Инициатива: Научный журнал «Социальная экономика» и Международная группа «Школа стратегического инвестирования» инициируют годичную международную междисциплинарую дискуссию: « Высшая школа и глобальный Кризис: университет как инкубатор Будущего и объект стратегического инвестирования »