Максим Горький ( Алексей Максимович Пешков) « Макар Чудра » Романтизм. Литературные герои.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Максим Горький Романтические рассказы Романтизм Выполнили: ученики 11А класса Межетова М., Боровых Т., Русаков А., Окунева О. Челябинск 2009 МОУ гимназия.
Advertisements

Романтизм - особый вид творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека.
Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны с одним типом героев – сильных, гордых и красивых.
Подготовили ученицы 8 А класса Перфилова Ирина, Шуварикова Екатерина Научный руководитель Соколова М. В. «Это - сердце в плену у Кармен…»
Герои - романтики в рассказе М.Горького «Макар Чудра» Герои - романтики в рассказе М.Горького «Макар Чудра»
На этом уроке мы познакомимся с произведением М.Горького «Старуха Изергиль», которое относится к периоду его раннего творчества. Произведение необычно.
Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
Романтизм М.Горького. Рассказ,,Челкаш Герои и их судьбы. Урок литературы в 8 классе Выполнила учитель русского языка и литературы Литвишко.
Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль») Учитель русского языка и литературы Бражникова С.В. Учитель русского языка и литературы.
Созвучие поэмы «Мцыри» и повести «Старик и море».
Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме: Урок по рассказу М Горького "Старуха Изергиль"
В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие «Песни о Соколе» 8 класс.
Презентация к уроку (литература, 9 класс) на тему: презентация "Поэма А.С. Пушкина "Цыганы" "
Максим Горький Есть ли в этой стране живые люди И услышат ли они меня. М. Горький «К честным людям» 1908.
Превосходная должность – быть на земле человеком. Максим Горький.
Судьбы романтических героев в поэмах А.С.Пушкина «Кавказский пленник» и «Цыганы» Исследовательская работа по литературе ученицы 9 класса Пакуновой Юлии.
Буревестник революции Буревестник революции Максим Горький (А.М.Пешков) 1868 – 1936 г.г.
Урок литературы в 8 классе «Где люди вольны, как орлы…» (Романтизм в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»). Учитель русского языка и литературы МОУСОШ 1 города.
Судьбы романтических героев в поэме А.С.Пушкина «Цыганы» 900igr.net Бимагамбетова Баян Кожбановна Ақтөбе облысы, Алға ауданы, Бестамақ орта мектебінің.
Основные черты романтизма. Романтический герой. Романтические произведения «Старуха Изергиль», «Макар Чудра». Композиционные особенности рассказов. Автор:
Транксрипт:

Максим Горький ( Алексей Максимович Пешков) « Макар Чудра » Романтизм. Литературные герои

Романтик В ранних своих произведениях Горький предстаёт перед читателями как романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей с миром один на один, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей окружающему исключительные требования. Герой на голову выше людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим объясняется типичное для романтика одиночество, т. к. люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой – романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, скал. Создавая образы таких героев, не боялся приукрашивать жизнь, используя художественные приёмы, найденные романтиками – предшественниками: исключительная личность в исключительных обстоятельствах, экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие эту исключительность, антитеза как основа композиции произведения, близость прозаического слова к стихотворному, ритмичность, насыщенность тропами, символика. Противостояние романтика и действительности, романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления.

Рассмотри на примере рассказа «Макар Чудра» Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем именно в романтическом пейзаже: его окружает "мгла осенней ночи", которая "вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева безграничную степь, справа бесконечное море". Обращая внимание на одушевленность пейзажа, на безграничность моря и степи, которые как бы подчеркивают безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.

Герои рассказа. Макар Чудра Главный герой старый цыган Макар Чудра. Для него самое главное в жизни личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы. Он считает, что крестьянин раб, который родился лишь затем, чтоб ковырять землю и умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть. Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую он рассказывает.

Радда Портрет Радды тоже дан в романтических преувеличениях. Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил её выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньем гнезде «Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, все равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!» Представление о красоте и свободолюбивом характере цыганки складывается под впечатлением этих сравнений. Красота Радды сравнима с игрой на скрипке: «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Лойко Зобар В рассказе дается условный портрет Лойко, цыгана, воровавшего лошадей, по цыганским меркам - это не воровство, а смелость, храбрость и удаль. Портрет героя дан в образных преувеличениях: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!» Рассказ сопровождается эмоциональными оценками, которые нужны для отождествления событий и образов легенды с реальной жизнью и реальными людьми.

Лойко Зобар и Радда Молодая, красивая цыганская пара Лойко Зобар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.

Особенностью композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни. Другой особенностью композиции этого произведения является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не слышим. Но в конце рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как Лойко Зобар и Радда кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой, проявляется его позиция. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же черты и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.

Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только влажный, холодный ветер разносит по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. И даже конфликт начинается с песни.

Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в свое сердце и не увидел там прежней вольной жизни. Одна Радда там живет. И он решил исполнить ее волю, поклониться ей в ноги, поцеловать правую ее руку, а потом сказал, что проверит, верно ли у Радды такое крепкое сердце, как она утверждает. Все и догадаться не успели, а он воткнул в ее сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож и заткнула рану своими волосами, потом сказала, что предполагала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину против сердца Лойко. Все смотрят, что лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног ее Лойко. Макару показалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывет Лойко Зобар. Развязка

Конец)))))