Эволюция темы свободы и рабства в творчестве А.С.Пушкина И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А.С.Пушкин «Анчар». В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной.
Advertisements

Санкт-Петербург Фрунзенский район ГОУ СОШ 603 Автор – Лобанова Марина Петровна, учитель литературы Презентация к уроку литературы в 10-м классе «Эволюция.
А С. Пушкин «Анчар» 1828 г.. История стихотворения В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существовании на острове.
Медиатексты в электронном формате (по творчеству А.С.Пушкина)
А.С. Пушкин и Числа Фибоначчи Неужели Пушкин всё-таки постиг математику?
Александр Сергеевич Пушкин Мотив свободы в лирике Пушкина.
Золотое сечение в искусстве Подготовила Фесенко Анастасия.
Математика и литература Выполнил: Ученик 10 кл Сивожелезов Михаил МОУ СОШ 7 г.Соль Илецк Оренбургской обл.
Золотое сечение Учитель математики МОУ СОШ 4 с углубленным изучением отдельных предметов г Батайска Прийма Т.Б. в искусстве.
О ДНО ИЗ ЗАГАДОЧНЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ А.С. П УШКИНА «А НЧАР » Выполнили: Большакова Евгения, Алексеева Виктория, Козлова Ксения Руководитель: Меркулова Эльза.
Роды литературы классическая макро классификация литературных произведений, восходящая (как обычно считают) к Аристотелю («Поэтике»). Критериями служат:
Ода «Вольность» Стихотворение «Деревня» Стихотворение «К Чаадаеву»
Григорьева Ирина Владимировна, преподаватель Санкт-Петербургского суворовского военного училища Презентация для проведения урока литературы в 10 классе.
Тайна поэтического слова А. С. Пушкина на примере стихотворений «Пророк», «Анчар»
А.С.Пушкин. Слово о писателе. Лицейские годы. «Узник»- вольнолюбивые устремления. Урок по литературе в 6 классе. Автор: Тышкевич О.Ю.
А. С. Пушкин Стихотворение « Анчар » Лингвистический анализ стихотворения.
Учебная цель: обучение анализу поэтического текста; научиться понимать поэтическое слово, замечать его смысловые оттенки, понять смысл стихотворения.
Анализ стихотворения А.С.Пушкина Байдакова Т.Б., учитель МОУ СОШ 3 г. Амурска Хабаровского края.
Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина Презентация на тему: Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина Ученицы 9 класса «В» средней школы 5 Тюменцевой Анастасии.
Транксрипт:

Эволюция темы свободы и рабства в творчестве А.С.Пушкина И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу… А.С.Пушкин

Эволюция - развитие, процесс изменения кого- чего- нибудь от одного состояния к другому Лирика - один из трёх родов художеств. литературы, в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр. В лирическом образе через крупицу живого чувства (мысли, переживания) поэта выражает себя всё извечное бытие, глубинные социально-политические и духовно-исторические конфликты, напряжённые философские и гражданские искания.

Слово Несвобода, неволя, кабала, зависимость, подвластность, подчинение, плен, подчиненность Тюрьма, кандалы, узник, темница, тирания… Рабство Свобода Воля, вольность, независимость Небо, воздух, море, корабль, птица… Синонимы, лексическое значение Ассоциации и/или символы

«Вольность» 1817 Петербургский период «Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок» Мысли автора: «Нарушение закона гибельно для государства и для Свободы. Подлинная свобода возможна при верховенстве законов и над властителем, и над народом».

«К Чаадаеву» «свободою горим» «звезда пленительного счастья» «на обломках самовластья напишут наши имена» Юношеское представление автора о свободе как о романтическом идеале.

«Деревня» «Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?» Надежда на государственные реформы – отмену «рабства» по велению государя.

УЗНИК Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: "Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер... да я! Мысли автора: Свобода – извечная мечта народа. Нельзя заключить в тюрьму мечту о свободе

«К морю» «Я был окован… могучей страстью очарован» «Судьба земли повсюду та же: Где капля блага, Там на страже, уж просвещенье иль тиран». Мысли автора: Свобода сохранилась лишь в мире природы, в мире людей она утрачена

АНЧАР В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной... К нему и птица не летит И тигр нейдет лишь вихорь черный На древо смерти набежит И мчится прочь, уже тлетворный…. Но человека человек Послал к анчару властным взглядом: И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом. Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями; Принес и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. * Древо яда.

«Раб не только жертва, но и распространитель зла. Пушкин подчеркивает это, характеризуя одинаковыми словами раба и стрелы, с помощью которых князь разослал гибель в чужие страны: раб «послушно в путь потек», князь разослал «послушливые стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла. …«Анчар» одно из самых мрачных стихотворений Пушкина, но и оно несет в себе надежду на возможность света». ( Из статьи Ю.Лотмана) «И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки» Мысли автора: «Народная мудрость» - истоки тирании в «рабском» сознании людей

Не дорого ценю я громкие права, От коих не одна кружится голова. Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспоривать налоги Или мешать царям друг с другом воевать; И мало горя мне, свободно ли печать Морочит олухов, иль чуткая цензура В журнальных замыслах стесняет балагура. Все это, видите ль, слова, слова, слова 1 Иные, лучшие, мне дороги права; Иная, лучшая, потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! вот права... 1 Из Пиндемонти

Мысли автора: «Отсутствие политической и социальной свободы – меньшее зло, чем отсутствие свободы личной». «Человек – цель политики». Мирская власть должна обеспечить права личности Из Пиндемонти 1836 Последние годы (борьба за личную свободу) «Иная, лучшая, потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа – Не все ли нам равно?»

Эволюция темы свободы и рабства в творчестве А.С.Пушкина Тема свободы и рабства – одна из ведущих тем в творчестве А.С.Пушкина. К ней он обращался на протяжении всей жизни, поэтому по стихам поэта можно проследить эволюцию его взглядов на свободу и рабство. «Вольность» (Из Пиндемонти) 1817 Южная ссылка. Северная ссылка 1836 Петербург Ода – Послание - Народная песня – Притча – Легенда – Религиозно-философская лирика Осуждение тирании Осуждение мирской власти «Свобода мира» Личная свобода Государственный Нравственный закон Божественный закон Идеал Законопослушное Гуманистическое государство общество