Минкова Э.Б. Консультант по управлению Т Р И З в решении мотивационных задач.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ АРИЗ - пошаговая программа для анализа и решения изобретательских задач. 3 основных инструмента ТРИЗ: - программа.
Advertisements

Методы решения творческих изобретательских задач Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)
ТРИЗ: постулаты, источники и составные части. Вопросы лекции 1.Основные понятия ТРИЗ 2.Источники ТРИЗ 3.Постулаты и принципы ТРИЗ 4.Составные части ТРИЗ.
Концепция применения ТРИЗ в педагогике Технические системы развиваются по объективно-существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать.
На основе имеющихся ресурсов устранить противоречия, мешающие достичь идеального результата. ПОСТАНОВКА ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ЗАДАЧИ Решение поставленной задачи.
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
Лекция 2. Введение в биофизику сложных систем: БИОКИБЕРНЕТИКА; ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ; ТЕОРИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ г.
Образовательная программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) УГС, направления подготовки: Энергетика, энергетическое.
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ Конспект лекций в схемах. Раздел I ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ. РОЛЬ И МЕСТО УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ. Глава 1 ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
Логико-структурная основа проекта. Методики социального и образовательного проектирования Методика матрицы идей Методика вживания в роль Метод аналогии.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ Классификационные признаки моделирования Эффективность моделирования систем.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ Классификационные признаки моделирования Эффективность моделирования систем.
Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Основные подходы к организации службы управления персоналом Структура персонала организации – это совокупность отдельных групп работников, объединенных.
1 © Vladimir Petrov Саммит Разработчиков ТРИЗ – 2009 ТRIZ Developers Summit – 2009 Структура АРИЗ-2010 Владимир Петров.
Основы курса управления Zoja Vaks. Управление и менеджмент… Менеджмент - управление производством: совокупность принципов, методов, средств и форм управления.
Теория оперантного обусловливания связана с именами Эдварда Торндайка Берреса Фердинанда Скиннера.
«Мировые информационные ресурсы» Кафедра «Сетевой экономики и мировых информационных ресурсов» Селетков Сергей Николаевич.
Учитель информатики высшей категории МОУ СОШ 28 Мартынова Нина Михайловна На тему : Объекты и модель окружающего мира Учебный модуль Системно - информационная.
Транксрипт:

Минкова Э.Б. Консультант по управлению Т Р И З в решении мотивационных задач

Метод фокальных объектов Проблема, как она воспринимается Генерация идеи решения Проблема, как оно предполагается Предметы в магазине Случайные слова в книге Объекты природы Неограниченное пространство поиска ПЛЮС 1.Новая точка зрения на проблему 2.Стимуляция творческого мышления МИНУС 1.Существенная роль случайных факторов 2.Нет ограничений процесса поиска, нет уверенности, что эффективное решение есть в пространстве поиска 3.Слабая возможность обучения ИНТЕРЕСНО 1.Полезен для развития ассоциативного мышления и навыка сравнительного анализа 2.Полезен для преодоления негативных стереотипов мышления

Брэйнсторминг Проблема, как она воспринимается Генерация идеи решения Проблема, как оно предполагается Командная генерация аналогий: a)Прямая b)Личная (эмпатия) c)символьная d)фантастическая Командная генерация аналогий: a)Прямая b)Личная (эмпатия) c)символьная d)фантастическая Этапы преобразования проблемы: 1.Проблема «как она дана» 2.Устранение очевидных решений 3.Проблема «как она понятна» 4.Наводящие вопросы Этапы преобразования проблемы: 1.Проблема «как она дана» 2.Устранение очевидных решений 3.Проблема «как она понятна» 4.Наводящие вопросы Существенно- ориентированн ое пространство поиска ПЛЮС 1.Универсальность применения 2.Простота освоения и применения 3.Относительно небольшие затраты времени на подготовку сеанса и генерацию идей МИНУС 1.Ненаправленность поиска 2.Нет уверенности в выходе в область эффективных решений 3.Существенная роль командного синергизма 4.Нет способа передачи опыта ИНТЕРЕСНО 1.Полезен для развития быстрого генерационного мышления 2.Полезен для преодоления негативных стереотипов мышления

Создатель ТРИЗ Г.С. Альтшуллер Создатель ТРИЗ Г.С. Альтшуллер

1. 1. Ключ к решению проблем – выявление и устранение системного противоречия! 2. Тактика и методы решения проблем (приемы) могут быть выявлены на основе анализа сильных изобретений. 3. Стратегия решения проблем должна опираться на закономерности развития технических систем Ключ к решению проблем – выявление и устранение системного противоречия! 2. Тактика и методы решения проблем (приемы) могут быть выявлены на основе анализа сильных изобретений. 3. Стратегия решения проблем должна опираться на закономерности развития технических систем.

Ключевая ТРИЗ-схема для создания изобретательских решений на основе устранения противоречия АНАЛИТИЧЕСКАЯ СТАДИЯ Анализ исходной постановки проблемы; выявление основного звена и основного противоречия; выявление непосредственных причин существования противоречия ОПЕРАТИВНАЯ СТАДИЯ Поиск и применение преобразований для устранения противоречия через изменение причин, создающих это противоречие; опора на аналоги и приемы из изобретательской практики СИНТЕТИЧЕСКАЯ СТАДИЯ Введение изменений в систему, в сопредельные системы, в методы применения системы; проверка применимости идеи для решения других технических проблем; оценка изобретения Проблема, как она воспринимается Генерация идеи решения Решение, как оно предполагается

Структура классической ТРИЗ Проблема, как она воспринимается Генерация идеи решения Проблема, как оно предполагается Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) Противоречия; оперативная зона и оперативное время; идеальное решение ; ресурсы Принципы; приемы; стандарты Эффекты Законы развития и организации систем; многоэкранная схема; функционально- стоимостной анализ; мини- или макси- задача Психологические методы: прямых или фантастических аналогий; размерность – время – стоимость; маленьких фигурок

Любую организацию, можно описать в следующих основных «координатах противоречий»: В пространстве: организация занимает какую-то площадь и работает на какой-то территории, кроме физического пространства для организаций существует еще ряд условных «пространств»: юридическое, политическое, социальное, налоговое и т.д.). Во времени: организация когда-то была создана, существует какое-то время, имеет собственную историю, производственные циклы и т.д. В структуре: организация, по определению, имеет собственную структуру (элементы и связи между ними)и сама является элементом других, более сложных систем. В отношениях: в организациях работают люди и они вступают в различные отношения между собой. В воздействиях: организация воздействует на людей по разным каналам, люди воздействуют на организацию и друг на друга.

Понятие ресурсов В основе красивых и эффективных решений лежат Ресурсы, уже имеющиеся в нашей Системе (Система "контекст", в котором возникает задача, ситуация, обстановка): то есть мы ничего не добавляем извне, а результат достигается. Так, решая простую задачу, зачастую достаточно лишь поискать нужный Ресурс.

Какие бывают ресурсы Принято классифицировать ресурсы следующим образом: Материально-вещественные (вещества, предметы, товары, деньги, оборудование и т.д.). Информационные (каналы и носители информации). Ресурсы времени. Ресурсы пространства (площадь, объем и т.д.). Энергетические ресурсы и поля (тепловая, электрическая, электромагнитная, атомная энергия, звуковые сигналы и т.д.). Человеческие (сами люди, а также их стереотипы, мотивация, каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание). Другие ресурсы (события прошлого, имидж, культура и др.).

Идеальный конечный результат (ИКР) Решать задачу проще, если заранее знаешь ответ. Но как быть, когда перед нами творческая задача, ответа на которую не знает никто? В таких случаях тризовцы советуют представить себе идеальный образ решения, или Идеальный Конечный Результат (ИКР). Идеальный конечный результат это ситуация, когда нужное действие получается без каких-либо затрат (потерь), усложнений и нежелательных эффектов.

Как формулировать ИКР при решении задачи Правила формулировния ИКР: Система сама (за счёт ресурсов) выполняет нужное действие и при этом не допускает нежелательных эффектов. При формулировании ИКР желательно применять слово "Сам" (Сама, Само, Сами). Обычно используют три основные формулировки ИКР: "Система сама выполняет данную функцию". "Системы нет, а функции ее выполняются (с помощью ресурсов)". "Функция не нужна".

Информационный фонд Он состоит из: приёмов устранения противоречий и таблицы их применения; системы стандартов на решение изобретательских задач (типовые решения определённого класса задач); технологических эффектов (физических, химических, биологических, математических, в частности, наиболее разработанных из них в настоящее время геометрических) и таблицы их использования; ресурсов природы и техники и способов их использования.

Система приёмов, используемая в ТРИЗ, включает простые и парные (прием-антиприем). Простые приёмы позволяют разрешать технические противоречия. Среди простых приёмов наиболее популярны 40 основных приёмов. Парные приёмы состоят из приёма и антиприёма, с их помощью можно разрешать физические противоречия, так как при этом рассматривают два противоположных действия, состояния, свойства.

Принцип объединения В случае, если требуемые действия невозможно совершить с (над) одним объектом, их производят с несколькими объектами. При этом можно выполнить следующее: Соединить однородные или смежные объекты. Объединить во времени однородные или смежные операции. Один объект разместить внутри другого.

ПРИНЦИПЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ: 1. В пространстве: В месте М1 изменяемый элемент обладает свойством А, а в месте М2 - свойством неА. Пример: Часто выгодно разделить предприятие- производитель на два юридических лица: одно только производит, другое только продаёт. Пример: Очень трудно бороться за чистоту окружающей среды. Во Франции законодательно установлено, что водозабор предприятия устанавливается ниже по течению реки, чем сброс отработанных стоков.

2. Во времени: В интервал времени t1 изменяемый элемент обладает свойством А, а в интервале времени t2 - свойством неА. Пример: Деньги в банках должны «работать» непрерывно, но обычно коррсчет банка закрывается в 16 часов. Сеть филиалов, расположенных в разных часовых поясах позволяет разрешить это противоречие.

3. В структуре: Одна часть изменяемого элемента обладает свойством А, а другие части - свойством неА. Пример: Объединение предприятий с разными формами собственности и разной направленности позволяет оперативно управлять финансами при изменении внешних условий (налоги, конъюнктура на рынке и т.д.)

4. В отношениях: По отношению к эталону Э1 объект обладает свойством А, а по отношению к эталону Э2 - свойством неА. Пример: Сильвестр Сталлоне - супермен, а Александр Карелин, хоть и не такой красавец, зато - многократный чемпион мира и олимпийских игр! Пример: В Дании есть кафе, где вся мебель увеличена в 2 раза, чтобы взрослые почувствовали, каково приходится детям во "взрослых" кафе. В очередь записываются за два месяца!

5. В воздействиях: При воздействии В1 изменяемый элемент обладает свойством А, а при воздействии В2 (отсутствии воздействия) - свойством неА. Пример: Обычно считается, что для стимулирования работников необходимо повышать им зарплату. Жизнь, однако, полна примеров, когда люди работают бесплатно - за идею.

Разрешение противоречий по методике приводит к тому, что мы по кусочкам конструируем «фоторобот» комплексного, системного ответа на поставленную в начале работы административную задачу.

Структурно-функциональные модели А В А В ВА А С В А С В АВ