Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО Тема: Концепция происхождения личностных нарушений и невротических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Куликова П.А. ФФМ, 3 курс. Американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психолгогии Президент Американской психологической ассоциации.
Advertisements

КЛИЕНТ- ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К. РОДЖЕРСА. Автор Карл Рэ́нсом Ро́джерс (англ. Carl Ransom Rogers; 8 января февраля 1987) американский психолог,
Психологическое здоровье Психологическое здоровье (по И.В. Дубровиной) - это совокупность личност­ных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
ПОДГОТОВИЛА: РЕБРОВА ДАРЬЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
Тема 5. Мотивация. План лекции Понятие мотивации Содержательные теории мотивации Процессуальные теории мотивации Оценка результатов труда и вознаграждение.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
… «важная и ответственная задача состоит в том, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе»…
ГБОУ ВПО Уральский государственный медицинский университет Кафедра Социальной работы Основы медицинской психологии Выполнила: студентка гр. ЗСРб-402 С.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Адаптация - это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности, и их систем к.
Тема: «Мотивация» План 1.Теории содержания мотивации. 2.Теория процесса мотивации. 3.Мотивация как форма социального влияния.
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России Кафедра философии Автор курса: доц., к.п.н. Светлана Михайловна Медведева.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
СЕМЬЯ. ФУНКЦИИ СЕМЬИ. Семья - самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди,те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся,
Выполнила: Курочкина Дарья. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли.
Транксрипт:

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО Тема: Концепция происхождения личностных нарушений и невротических расстройств в гуманистической психологии лекция 8 для студентов 2 курса, обучающихся по специальности – Клиническая психология (очно-заочная форма) канд.псх.н., доцент Волкова Олеся Владимировна Красноярск, 2013

План лекции: Личностные нарушения и невротические расстройства в гуманистической психологии. Влияние экзистенциальной философии и феноменологического подхода на формирование концепций нормы и патологии в гуманистической психологии. Антипсихиатрический подход.

I. Личностные нарушения и невротические расстройства в гуманистической психологии Основоположник гуманистической психологии Э.Фромм утверждал, что человек обладает особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров. Э́рих Зелигманн Фромм ( )

Гуманистическая психология настаивает прежде всего на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих личностных черт) как условия становления личности. Другой важный принцип – необходимость анализа личности как целого (холизм).

Иерархическая модель потребностей А.Маслоу 1-й уровень - физиологические потребности (потребности в пище, сне, сексе и др.); 2-й уровень - потребность в безопасности (потребности в обеспеченности, стабильности, порядке, защищенности, отсутствии страха и тревоги); 3-й уровень - потребность в любви и принадлежности (потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной общности, семья, дружба); 4-й уровень - потребность в самоуважении (потребность в самоуважении и признании другими людьми); 5-й уровень - потребность в самоактуализации (потребность в развитии и реализации собственных способностей, возможностей и личностного потенциала, личностного совершенствования).

Терминология Опыт - это совокупность переживаний (феноменальное поле), он включает все, что потенциально доступно сознанию и происходит в организме и с организмом в любой данный момент. Сознание рассматривается как символизации некоторого опыта переживаний. Феноменальное поле содержит и сознательные (символизированные) переживания, и бессознательные (несимволизированные). Организм - сосредоточение всего опыта переживаний (локус всего опыта переживаний). Это понятие включает весь социальный опыт человека. В организме находит выражение целостность человека. Я-концепция - более или менее осознанная устойчивая система представлений индивида о самом себе, включающая физические, эмоциональные, когнитивные, социальные и поведенческие характеристики, являющаяся дифференцированной частью феноменального поля

Конгруэнтность - неконгруэнтность Во-первых, это соответствие между воспринимаемым Я и актуальным опытом переживаний. Если в Я-концепции представлены переживания, достаточно точно отражающие «переживания организма», если человек допускает в сознание различные виды своего опыта, если осознает себя тем, кто он есть в опыте, если он «открыт опыту», то его образ Я будем адекватным и целостным, поведение - конструктивным, а сам человек является зрелым, адаптированным и способным к «полному функционированию». Неконгруэнтность между Я-концепцией и организмом, несоответствие или противоречие между опытом и представлением о себе вызывает ощущение угрозы и тревогу, вследствие чего опыт искажается по механизмам защиты, что, в свою очередь, приводит к ограничению возможностей человека. В этом смысле понятие «открытость опыту» противоположно понятию «защита». Во-вторых, термин «конгруэнтность» относится к соответствию между субъективной реальностью человека и внешней реальностью. В-третьих, конгруэнтность или неконгруэнтность - это степень соответствия между Я-реальным и Я-идеальным. Определенное расхождение между реальным и идеальным образами Я играет позитивную роль, так как создает перспективу развития человеческой личности и самосовершенствования. Однако чрезмерное увеличение дистанции представляет для Я угрозу, приводит к выраженному чувству неудовлетворенности и неуверенности, к обострению защитных реакций и плохой адаптации

Невротические расстройства результат блокирования специфически человеческой потребности в самоактуализации, невозможности раскрыть смысл собственного существования, отчуждения человека от самого себя и от мира. Невроз - результат невозможности самоактуализации, как результат отчуждения человека от самого себя и от мира. А.Маслоу: «Патология есть человеческое уничижение, потеря или недостижение актуализации человеческих способностей и возможностей. Идеал полного здоровья - это человек сознательный, осознающий реальность в каждый момент, человек живой, немедленный и спонтанный»

Виды мотивации по А.Маслоу дефицитарная мотивация (дефицитарные мотивы) Цель - удовлетворение дефицитарных состояний (голода, опасности) мотивация роста (мотивы роста) Мотивы роста имеют отдаленные цели, связанные со стремлением к самоактуализации. Эти потребности Маслоу обозначил как метапотребности. Метамотивация невозможна до тех пор, пока человек не удовлетворит дефицитарные потребности. Депривация метапотребностей, с точки зрения Маслоу, может вызвать психические заболевания.

К.Роджерс также видит в блокировании потребности самоактуализации источник возможных нарушений. Условием формирования адекватной Я-концепции является открытость опыту. Однако часто собственные переживания человека, его опыт могут в большей или меньшей степени расходиться с представлением о Себе. Расхождение, несоответствие между Я-концепцией и переживанием представляет угрозу для его Я-концепции. Эмоциональная реакция на ситуацию, воспринимаемая как угроза, - тревога. В качестве противодействия этому рассогласованию и вызванной им тревоги человек использует защиту.

Защитные механизмы по К.Роджерсу Искажение восприятия - вид защиты, представляющий собой процесс трансформации угрожающих переживаний в такую форму, которая соответствует Я-концепции или согласуется с ней. Отрицание есть процесс полного исключения из сознания угрожающих переживаний и неприятных аспектов действительности. Когда переживания целиком не согласуются с образом Я, тогда уровень внутреннего дискомфорта и тревоги слишком высок, чтобы человек мог с ним справиться. В таком случае развиваются либо повышенная психологическая уязвимость, либо различные психические расстройства, в частности, невротические нарушения.

Ви́ктор Эми́ль Франкл ( ) Каждое время имеет свой невроз и должно иметь свою психотерапию. Современный невротический пациент страдает не от подавления сексуального влечения и не от чувства собственной неполноценности, а от экзистенциальной фрустрации, которая возникает в результате переживания человеком чувства бессмысленности собственного существования. Воля к смыслу является основной человеческой потребностью, а невозможность удовлетворения этой потребности ведет к «ноогенному» (духовному) неврозу.

Терапия Роджерс назвал ее терапией, центрированной на клиенте, что означало трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как клиента, который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт выполняет только функцию консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой клиенту легче организовать свой внутренний «феноменальный» мир и достигнуть целостности собственной личности. Понять смысл ее существования (экзистенции).

Терапия – это обретение клиентом свободы расти и развиваться. Опора на чувства, в меньшей степени – на интеллектуальное осознание ситуации; занимается непосредственно ситуацией, а не прошлым человека. Предпочтение отдается термину клиент, а не пациент, так как пациент – больной человек. Здесь есть равенство клиента и терапевта, которое исключается в случае пациент – врач. Психотерапия – реализация существующих у потенциального клиента способностей, а не искусная манипуляция более или мене пассивной личностью. Клиент здесь способен понимать свои собственные трудности и проблемы, продолжает направлять процесс. Формировать цели терапии, инициирует изменение поведения, которые хочет.

Основные условия личностно- центрированной терапии Эмпатия - ощущение внутреннего мира клиента как своего собственного, но при сохранении качества "как будто". Эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Обычно рассматривают два вида эмпатии: 1)сопереживание - переживание тех же самых чувств, 2)сочувствие - переживание субъектом иных по сравнению с другим человеком чувств., Конгруэнтность - подлинность, реальность, открытость, прозрачность, присутствие. Безусловное положительное принятие клиента - (бескорыстная теплота, забота, высокая оценка, принятие, уважение) включает в себя готовность консультанта отражать разнообразные чувства клиента - любовь, радость, гнев, негодование и др. Суть этой позиции состоит в том, что вероятность продвижения клиента вперед увеличивается, если его хвалят за гуманность и они испытывают чувства безопасности и свободы.

Основной целью личностно- центрированной психотерапии является достижение человеком состояния полностью функционирующей личности, которое выражается посредством развития таких качеств, как открытость переживаниям и опыту, рациональность и отсутствие стремления к самообороне, вовлечение в экзистенциальный процесс жизни, взятие на себя ответственности, творческое отношение к жизни, принятие других людей как уникальных личностей, высокая самооценка, открытое и свободное реагирование на основе непосредственного переживания событий.

II. Влияние экзистенциальной философии и феноменологического подхода на формирование концепций нормы и патологии в гуманистической психологии В основе гуманистической психологии лежит философия европейского экзистенциализма и феноменологический подход. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологию интерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменология описательный подход к человеку, без предварительных теоретических построений, интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективному опыту, опыту непосредственного переживания («здесь и теперь») как основному феномену в изучении и понимании человека.

Основными мотивами, движущими силами и детерминантами личностного развития являются специфически человеческие свойства стремление к развитию и осуществлению своих потенциальных возможностей, стремление к самореализации, самовыражению, самоактуализации, к осуществлению определенных жизненных целей, раскрытию смысла собственного существования.

Гуманистическая психология под влиянием феноменологической традиции рассматривает познание другого человека только как процесс непосредственного обращения к его субъективному опыту. Не имеет смысла изучать различные отдельные элементы, а необходимо попытаться понять человека как некую целостность.

Основание для отнесения той или иной конкретной школы к одной из ветвей «опытного направления» представления о способах и путях интеграции опыта: «встреча» (encounter) -встреча с другими людьми, -встреча с самим собой, -встреча с Высшим началом.

III. Антипсихиатрический подход Антипсихиатри́я международное движение и теоретические концепции, сформировавшиеся на фоне социальной нестабильности в начале 60х годов 20 века и представлявшие радикальную оппозицию психиатрии; междисциплинарное явление западной науки и культуры второй половины XX столетия.

Развитие антипсихиатрии является скорее частью исторических потрясений данного периода, чем результатом эволюционных идей, антипсихиатрические модели не подтверждаются эмпирическим материалом, а порой и ему противоречат, не имеют научного подтверждения и не соответствуют методам медицинской диагностики, лечения и реабилитации психически больных.

Идеология антипсихиатрии основывается на психоаналитическом подходе к психиатрии, в противовес биологическому, который подразумевает, что в основе психических болезней лежит нарушение деятельности мозга, и которого придерживается научная психиатрия. Антипсихиатрия утверждает, что внутренняя реальность и личная свобода должны быть независимы от любых критериев психического здоровья и психических заболеваний, которые пытаются разработать психиатры.

Некоторые из основных постулатов антипсихиатров (такие, как утверждение о необоснованности психиатрических диагнозов и о субъективности диагностики) были частично подтверждены на практике в получивших известность антипсихиатрических экспериментах

Представители антипсихиатрии Мишель Фуко (Франция) Рональд Лэйг, Дэвид Купер (Великобритания) Томас Сас, Эрвинг Гоффман (США) Франко Базалью (Италия)

Антипсихиатрическое движение возникло на фоне широкого общественного недовольства по поводу злоупотреблений и неудовлетворительных условий содержания пациентов в психиатрических больницах и в ряде западных стран привело к деинституционализации психиатрической службы.

Три варианта антипсихиатрии объединяющий совокупность концепций, предложенных Лэйнгом, Купером и Эстерсоном авторами феноменологически-экзистенциалистской ориентации, которые строили свои основные идеи (особенно Лэйнг) на теории патологии внутрисемейной коммуникации, разработанной так называемой калифорнийской школой из Пало-Альто; представленный взглядами Базальи, главным образом на вопросы политики, идеологии и революционных общественных преобразований; включающий в себя взгляды Саса, теоретические основы которых сформировались под влиянием Бинсвангера и фрейдизма.

Ключевые проблемы, поднимаемые антипсихиатрией экзистенциальных предпосылок психического заболевания; онтологического статуса психического заболевания; места безумца в обществе; институционализации и деинституционализации; методов лечения психического заболевания; подавления личности и функционирования институтов власти; особенностей межличностного взаимодействия; неосознаваемых механизмов образования и функционирования группы и общества; защиты прав психически больных людей.

Антипсихиатрическое движение поставило два принципиальных вопроса : классификации и критерии психических расстройств являются нечёткими и произвольными, допуская множество толкований и мнений о том, насколько они соответствуют основным медицинским стандартам; широко распространенные психиатрические методы лечения приносят пациентам гораздо больше вреда, чем пользы

Антипсихиатрическое движение способствовало ограничению применения негуманных методов лечения и развивалось благодаря людям с негативным опытом пребывания в психиатрических учреждениях. Среди тех, кого госпитализировали в психиатрические учреждения в недобровольном порядке (в том числе с применением физической силы) и подвергали недобровольному лечению или физическому стеснению, были и те, кто считал, что пострадал или что мог бы получить другой, более эффективный вид помощи. По мере того, как формировалось движение прошедших через психиатрические учреждения или пострадавших в них, оно добивалось, чтобы их признали психически здоровыми, восстановили в правах, предоставили возможность самостоятельно распоряжаться собственной жизнью или полную свободу. Предпринимались попытки преодолеть стигматизацию и дискриминацию, связанную с ограничениями дееспособности, оказать помощь и поддержку людям, имеющим проблемы с психическим здоровьем, для того, чтобы они смогли принять более активное участие в трудовой и социальной жизни (например, через общественные организации), в работе психиатрической службы и её оценке.

Экстримизм взглядов антипсихиатров заключается в том, что они атакуют фундамент существующей психиатрической нозологии и эпистемологии (теория познания); подвергают сомнению медицинскую модель психического заболевания и критикуют неадекватные в связи с этим методы терапии (например, применение вместо социальных фармакологических методов), а также ошибочные профилактические мероприятия, не учитывающие социальные условия, и попытки изменить влияние этих условий; подчеркивают принципиальное значение для возникновения психических расстройств социального контекста и патогенную роль административной системы лечения; борются с психотерапией, понимая ее как процесс социального манипулирования и контроля (например, психотерапевтическое воздействие, направленное на приспособление индивида к обязательным социальным нормам); протестуют против принудительной госпитализации больных.

Резюме Гуманистический или «опытный» подход считает психические нарушения, в частности, невротические расстройства, результатом невозможности самоактуализации, отчуждения человека от самого себя и от мира, невозможности раскрыть смысл собственного существования. Теория терапии и личностного изменения предполагает снятие чувства беспокойства и неуверенности за счет безусловного положительного отношения к нему терапевта. Антипсихиатрическое движение существенно повлияло на организацию и качество психиатрической помощи, явилось предтечей радикальных изменений в 70-80е годы, гуманизации психиатрии и повышения внимания в обществе к правовым её аспектам

Домашнее задание 1.Осуществить аналитический обзор научных статей в периодических журналах по психологии за последние 3 года по вопросу: «Опыт терапии неврозов в рамках гуманистического подхода?» 2.Подготовить доклады к семинарским занятиям в соответствие с графиком!

Литература Основная: 1. Общая психология и психология личности /под ред.А.А.Реана. – М.: АСТ, Дополнительная: 1. Хьелл, Л. Теории личности: учеб. пособие. – СПб.: Питер, Хрестоматия по психологии личности. В 2 т. – СПб.: Питер, Электронные ресурсы: 1. БД «MedArt» 2. БД «Медицина» 3. ЭК КрасГМУ 4. Электронная библиотека Absotheue

Спасибо за внимание!