Конференция по образованию в Сколково, ноябрь 2011 г. Характеристики высокоэффективной системы Дэвид Хокер (David Hawker), Великобритания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Перспективы развития школы в контексте государственной образовательной политики.
Advertisements

Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Финансирование как фактор, способствующий переменам Джудит Камерон.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
Обеспечение устойчивого развития муниципальной системы качественного и доступного образования, в соответствии с требованиями инновационного развития экономики.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 3: Менеджмент персонала.
Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы 10 города Фурманова на годы «Адаптивная школа.
Выполнили студентки группы Жалакшаева К.Х. Тухватуллина А.Х. Молодежная политика в РФ.
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Проект «Формирование целостной системы оценки качества знаний» Автор : Щербакова Л.А.-учитель биологии МВСОУ Кулеватовской ВСОШ при ИК4.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Казымова Гюльнар Н. студентка II курса гр.ПНК-12.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Лидерство Задачи Формирование и продвижение молодого успешного россиянина. Поддержка и продвижение способной, инициативной и талантливой молодежи. Создание.
«Личностный рост каждого обучающегося как результат педагогического процесса»
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
Проектный семинар мая, Анапа. Концепция устойчивого маркетинга ВУЗа Основные рынки и продукты ВУЗа Изменения внешней маркетинговой среды ВУЗа Клиентоориентированность.
Транксрипт:

Конференция по образованию в Сколково, ноябрь 2011 г. Характеристики высокоэффективной системы Дэвид Хокер (David Hawker), Великобритания

Мой профессиональный опыт Глава национальной системы тестирования в школах Англии, Директор образования и сферы услуг для детей в округе Брайтон-Хоув, Генеральный директор по вопросам образования в Правительстве Уэльса, Генеральный директор по вопросам реформы взаимодействия с партнерскими структурами, Департамент образования Англии, Консалтинг в России (эксперт Всемирного банка и Британского Совета), Член Правления по вопросам развития общего образования Института «Открытое Общество»,

Четыре темы 1.Интеграция с глобальной концепцией Сколково 2.Вовлечение, прогресс и возможности 3.Передовые методы преподавания и учебы 4.Передовые методы руководства

Тема 1. Интеграция с глобальной концепцией Сколково

Основные вопросы Как в нашей образовательной системе будут отражаться ценности и устремления города? Как обеспечить наилучший возможный старт в жизни каждого молодого человека?

Технологическая среда Ноутбук или iPad для каждого ребенка Интернет-обучение должно быть хорошо структурировано и организовано Грамотность населения в ИТ доступ к товарам, услугам и социальным сетям через Интернет Что это означает для системы образования?

Социальная среда Фундаментальные изменения в социальной сфере за последние 20 лет что это означает для системы образования? Какие открываются новые возможности? Какие возникают новые сложные задачи? Какие прежние сложные задачи до сих пор актуальны?

Основные изменения в обществе за прошедшие 20–30 лет Изменения в экономике Изменения в семьях Изменения в образовании детей Изменения в отношениях с обществом и ровесниками Изменения в СМИ и обществе Влияние на детей увеличения неравенства и снижение социальной мобильности Экономика ориентирована на высокую квалификацию и знания Возросло значение социальных и эмоциональных навыков Увеличилась конкуренция за рабочие места, не требующие особой квалификации Увеличилась разнородность жилищных условий семей Возросла вероятность разрыва семейных отношений Более активное участие женщин на рынке труда Навыкам воспитания детей уделяется больше внимания Дети меньше гуляют и играют В обществе изменилось отношение к детям Для детей по-прежнему важны отношения с ровесниками; новое понимание иногда случающегося отрицательного воздействия таких отношений Дети получили значительно больший доступ ко всем видам СМИ Реклама и маркетинг все больше направлены на детскую аудиторию Увеличилось многообразие культур и их взаимодействие Возрос спрос на уход за детьми ясельного и дошкольного возраста Введены стандарты учебного процесса, экзамены и новые методы оценивания Возросло значение успеваемости в школе, больше детей поступают в университеты.

Что такое «хорошее детство»? …как личность…как член общества …в детстве …готовится к взрослой жизни Ребенка ценят и поддерживают в обществе, а также дают возможность участвовать в общественной жизни Счастливое, безопасное и здоровое детство Развивается для максимальной реализации своего потенциала как гражданина и будущего родителя Личная самореализация, как у взрослого человека Отсутствие вреда Позитив Эти направления взаимосвязаны «Хорошим детством» можно назвать ситуацию, когда ребенок получает или продвигается к получению следующего:

Взаимодейст вие в обществе Каковы основные факторы влияния на жизнь детей и к каким последствиям они приводят? Экономическо е благополучие Родители Ровесники Взаимодействие в обществе Свойства Социальные и эмоциональные Когнитивные Физиологические Школа и услуги для детей Влияние СМИ и защита прав потребителя в обществе Последствия Здоровье Безопасность Получай удоволь- ствие и достигай результатов Вноси свой положительный вклад Экономическое благополучие

Тема 2. Вовлечение, прогресс и возможности

Основные предположения У каждого ребенка есть право на получение наилучшего возможного образования, а также на максимально возможные шансы для реализации своего потенциала Это означает большие устремления у всех как у одаренных и талантливых, так и испытывающих затруднения в обучении Это также означает эффективную помощь детям, испытывающим затруднения в плане эмоций, социализации и поведения Кроме того, это означает обеспечение успешного продвижения от очередного этапа обучения к следующему

«Модель результатов» для создания комплексных услуг для детей Безопасность Положительный вклад в жизнь общества Здоровье Радость и достижения Экономическое благосостояние

Целостный подход к региональным коллективам пример из города Брайтон и Хоув, Англия Ранние годы (от 0 до 7)Школьные годы (от 8 до 13)Юноши и девушки (от 14 до 19) Ведущие воспитатели и воспитательницы из семейного сообщества Ведущие педагоги- психологи Ведущие профессионалы, занимающиеся вопросами молодежи Услуги на базе детских центров: пренатальная поддержка акушерки сообщества помощь в воспитании детей консультации по уходу за ребенком ранняя оценка потребностей ранее образование доступ к услугам специалистов неформальная социальная поддержка Услуги на базе «расширенных» школ: обеспечение посещаемости школы контроль поведения семейная поддержка психическое здоровье сообщества внеучебная деятельность помощь преподавателям координатор домашнего обучения доступ к услугам специалистов Услуги на базе молодежных центров: консультации по здоровью консультации по взаимоотношениям консультации по карьере социальная активность помощь в обучении общественная деятельность комитеты молодежи доступ к услугам специалистов

Относительные когнитивные сдвиги с 22 месяцев до 10 лет Высокий Q в 22 месяца Низкий Q в 22 месяца Источник: Feinstein, L. (2003) Inequality in the Early Cognitive Development of British Children in the 1970 Cohort, Economica (70) 277, 73-97

Школы менее «эффективны» (оценки школьников ниже) в неблагополучных районах, где много детей, получающих право на бесплатное питание (БП) в школах… % школьников с БП и без БП, со средним уровнем 4 за экзамены KS2, но неудовлетворительно сдавших экзамены KS3 Источник: исследование Министерства образования в Англии

Англия: связь между академическими результатами и социально-экономическим происхождением Связь между оценками 5A*-Cs за экзамены GCSE и социальным статусом родителей, % Связь между бесплатным питанием и сдачей 5 или более экзаменов GCSEs с оценками A*-C, % Высш. професс. Нач. професс. Средний уровень Упр. нижн. уровня Некв. рабочие Другое Имеют право на бесплатное питание Все школьники Не имеют права на бесплатное питание

Модель услуг для различных уровней потребностей

Местные группы Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3 Детские центры Расширенные школы Интегрированные центры для детей и молодежи Интенсивная междисциплинарная работа Псих. здоровье Посещаемость Реформа рынка труда Родители Сложные потребности Что конкретно означает новая модель услуг ? ГОЛОС РЕБЕНКА И МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА Поддержка семей

Три ключевых показателя Количество детей, пользующихся услугами здравоохранения Количество детей, не посещающих школу Количество молодых людей, не занятых образованием или профессиональным обучением и не трудоустроенных Каждый показатель улучшился на 10 % за 18 месяцев после внедрения новой организационной структуры

Тема 3. Передовые методы преподавания и учебы

Как оценить работу школы? Хорошее управление финансами Хорошее общественное управление и связи с окружающим сообществом Хороший менеджмент и руководство Хорошее качество преподавания Хорошие результаты учащихся Хорошая программа Хорошая атмосфера Хорошая среда, оборудование и ресурсы

23 Качество учителей – важнейший фактор высоких результатов школьников *Верхние 20% учителей; ** Нижние 20% учителей Анализ данных в штате Теннеси показал, что качество учителя влияет на результаты школьников больше, чем любые другие факторы: школьники с начальным уровнем 50% за 3 года разошлись в результатах более чем на 50% в зависимости от учителя Источник: Sanders & Rivers Cumulative and Residual Effects on Future Student Academic Achievement, McKinsey analysis 50 % 0%0% 100% Результаты школьников 8 лет 11 лет 90% Лучшие* учителя 53 процентных пункта 37% Худшие** учителя Два одинаковых школьника ПРИМЕР США

24 Пять главных правил для улучшения учебных занятий в классах Привлечение, отбор и повышение квалификации блестящих школьных руководителей Высокие стандарты и измерение соответствующих показателей Тщательный отбор преподавательского состава Эффективное обучение и повышение квалификации учителей Целеустремленно устранять проблемы

Тема 4. Передовые методы руководства

Сильные директора школ тратят больше времени на работу с учителями и их профессиональное развитие Источник: международный опрос руководителей школ 2010 года Частота контактов директора с учителями 1 Не меньше 1 раза в неделю Меньше 1 раза в неделю Лучшие Случайная выборка 1 Усредненные данные по регионам (Канада, Австралия, США, Сингапур, Новая Зеландия, Нидерланды, Англия); всего лучших = 388; всего в случайной выборке = 1412

Все директора школ любят преподавать, но лучшие любят сильнее 1 Усредненные данные по регионам (Канада, Австралия, США, Сингапур, Новая Зеландия, Нидерланды, Англия); всего лучших = 388; всего в случайной выборке = 1412 Источник: международный опрос руководителей школ 2010 года Очень любят преподавать Любят преподавать Не против преподавания 3% 2% Желание преподавать среди директоров школ 1 % респондентов Лучшие Случайная выборка

Влияние мероприятий по развитию лидерских качеств на результаты учащихся в Англии Источник: исследование проф. Вивиан Робинсон (2008)

29 Директора школ в Сингапуре оцениваются по модели эффективности школ Источник: Сингапурский национальный университет образования 29 Личное лидерство 10% Управление кадрами 9% Стратегическое планирование 7% Ресурсы 11,5% Процессы, ориентиро- ванные на учащихся 12,5% Результаты работы кадров 8% Администра- тивные и операционные результаты 6% Результаты для партнеров и общества 6% Ключевые результаты деятельности 30% Факторы (50%)Результаты (50%)

30 В штате Виктория в Австралии создали концепцию лидерского развивающего обучения ИСТОЧНИК:Департамент образования, штат Виктория, Австралия: The Developmental Learning Framework for School Leaders («Концепция развивающего обучения для школьных руководителей»), 2007 г. Стратегическое мышление и планирование Выделение ресурсов в соответствии с желаемыми результатами Личная ответственность и стимулирование ответственного поведения других участников Созидание будущего Развитие уникальной школьной культуры Поддержка контактов и сотрудничества с партнерами Саморазвитие и самодисциплина Выделение ресурсов в соответствии с принятыми ценностями Накопление знаний и обмен знаниями Системная педагогика Ориентированность на достижения Поощрение вопросов и обратной связи Защищает интересы всех учащихся Развивает отношения Развивает личные и командные способности Лидерство в технологиях Лидерство в коллективе Лидерство в образовании Лидерство на личном примере Лидерство в культуре Концепция развивающего обучения

31 Для снижения разницы в уровнях эффективности школ необходимо учесть три фактора Конфигурация физических активов и ресурсов и их оптимизация для увеличения ценности и снижения потерь Что люди думают, чувствуют и как они ведут себя на работе (индивидуально и коллективно) Модель поведения Формальные структуры, процессы и системы, с помощью которых вся система управляется для достижения поставленных целей Модель управления Оперативная модель Базовые модели эффективности Источник: материалы по экономичному производству и анализу групповой деятельности Краткое определениеШкольный контекст «Ресурсы классов и школы и способы из использования» «Что обсуждается в учительской и как себя чувствуют учителя» «Как организована и как управляется школа» В лучших школах три модели усиливают друг друга Модель поведения Модель управления Операционная модель

Большинство вмешательств заканчиваются неудачей, поскольку упущены какие-либо из базовых стимулов эффективности Распространенные ситуацииОписаниеКак это может выглядеть в школе? «Сбалансированное лидерство» Сотрудники хорошо обеспечиваются всеми ресурсами, необходимыми в классе Непрерывное совершенствование, основанное на анализе фактов Авторитетное и вдохновляющее школьное руководство Надежные, эффективные школьные системы Мотивированный преподавательский состав, имеющий общее представление о будущем школы и сотрудничающий для воплощения его в жизнь «Отсутствие направленности» MM «Высокая мотивация, но слабое руководство» OM Недостаточная помощь сотрудникам в их классной работе Неэффективное распределение ресурсов школы Трата времени сотрудников на ненужную бюрократию и (или) ненужные совещания Плохое расписание (то есть отсутствие совместного планирования времени преподавателями в одном и том же коллективе) Не авторитетное и не вдохновляющее школьное руководство Растерянность сотрудников из-за отсутствия заданной направленности работы Недостаточное использование фактических данных, неэффективность в принятии решений и постановке задач Неэффективные руководители, не ставящие амбициозных целей Неэффективные системы (например, бюджетирование, подбор персонала) «Хорошо в теории, но плохо на практике» BM Низкий уровень морального духа у сотрудников, трудности при подборе кадров на открывающиеся вакансии Всеобщий настрой «отсидеть рабочее время и домой» Нехватка творческого подхода и новаторства, а также обмена идеями и передовыми методами Следование букве, а не духу закона

Что мы знаем об улучшении систем образования? Четкость, прозрачность, ответственность за результаты Последовательное, мотивирующее и вовлеченное в работу руководство Прежде всего – внимание к качеству Системный подход к реформам Адаптация универсальных принципов к конкретным условиям

34 Подробные исследования лучших в мире систем образования показывают, что у них есть три взаимно дополняющих друг друга особенности: Стандарты мирового уровня Координация учебной программы и экзаменов Высокие ожидания Сложность задач Подбор, поддержка, развитие, управление и поощрение лучших лидеров и учителей Справедливое и прозрачное финансиро- вание Поощрение успеха Внимание к неудачам Силам рынка созданы равноправные условия Сильная поддержка Комплексная мотивация Источник : McKinsey International Benchmarking Framework

Исследования McKinsey показывают, что для каждого сдвига вверх свойствен уникальный «комплекс мер» SOURCE: McKinsey & Company Подготовка к проф. деятельности Рост через взаимодействие и инновации Овладение основами грамотности и математики Заложение основ Сдвиг Основное направление Плохо > удовл. Удовл. > хорошо Хорошо > очень хорошо Очень хорошо > отлично Общие черты всех сдвигов Шесть шагов: 1] Пересмотр учебного плана и стандартов 2] Пересмотр системы оплаты учителей 3] Развитие технических навыков Источник: McKinsey & Company 4] Оценка компетенций учащихся 5] Использование данных об обучении учащихся 6] Пересмотр политики и законодательства в области образования

Источник: McKinsey & Company Сдвиг «хорошо > очень хорошо»: подготовка к профессиональной деятельности Тема Типы мер Подбор кадров Подготовка и инструктирование Рост исходного уровня учителей и директоров Профессиональное развитие Практическое обучение Карьерное развитие Рост уровня уже работающих учителей и директоров Самооценка Гибкость учебного плана Принятие решений на уровне школ Обследованные системы образования Бостон (2006+) Англия (1995+) Гонконг (1989–99) Лонг-Бич (2005+) Латвия (2001+) Литва (2001+) Польша (2003+) Саксония (2000–05) Сингапур (1988–98) Словения (2006+) Южная Корея (1983–98)

37 Системные изменения для Создания возможностей и концентрации услуг вокруг детей, молодых людей и семей Поддержки родителей Профилактики и раннего вмешательства Интеграция Общих и специальных услуг Услуг для возрастов 0-19 лет Новый подход к услугам Лучшие результаты для всех детей и молодежи Выбор и уверенность для родителей Достижения и возможности для детей Сглаживание различий