ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЫ
Доминирующие социальные характеристики: Качества современной молодежи: коммуникабельность, интеллектуальность, целеустремлённость, самоуверенность, настойчивость. Качества молодежи прошлого поколения: честность, порядочность, доброта, стремление быть полезным обществу, коммуникабельность. Качества молодежи будущего поколения: коммуникабельность, беспринципность, целеустремлённость, наглость, прагматизм.
Для поколения нынешних выпускников школ преимущественно характерны: личностно значимые характеристики (самоуверенность, целеустремлённость, настойчивость и т.п.); интеллектуально значимые (объективность, интеллектуальность, логическое мышление, предвидение развития ситуации и т.п.).
Выпускниками школ прогнозируется: наращивание отрицательных нравственных характеристик (жестокость, бессердечие, эгоистичность, беспринципность); профессионально значимых (деловая хватка, владение компьютерными технологиями, оперативность); профессионально значимых (деловая хватка, владение компьютерными технологиями, оперативность); личностно значимых (упорство, решительность, вера в себя и т.п.).
Причины низких результатов школьников в международном тестировании недостаточная сформированность мыслительных операций (в том числе – анализа, обобщения, оценки и др.); недостаток самостоятельности мысли и инициативы в выборе собственной жизненной позиции; низкая мотивированность выполнения работы и неумение связать ее результат с собственным успехом и достижениями; слабая ориентация в проблемах здорового образа жизни, экологии, влияния достижений науки и техники на жизнь и развитие общества. слабая ориентация в проблемах здорового образа жизни, экологии, влияния достижений науки и техники на жизнь и развитие общества.
Чтобы быть успешным в современном мире выпускник должен мыслить ярко, неординарно, сокращая процесс рассуждения, т.е. свернуто, иметь хорошо развитые аналитико-синтетические способности, обладать гибкостью мышления, способностью к пространственным представлениям, высоким уровнем обобщения, развитым продуктивным мышлением, проявляющим умственную самостоятельность. Чтобы быть успешным в современном мире выпускник должен мыслить ярко, неординарно, сокращая процесс рассуждения, т.е. свернуто, иметь хорошо развитые аналитико-синтетические способности, обладать гибкостью мышления, способностью к пространственным представлениям, высоким уровнем обобщения, развитым продуктивным мышлением, проявляющим умственную самостоятельность.
Система предметных знаний, получаемых нашими учащимися, носит академический характер, в учебных ситуациях они применяют их на репродуктивном уровне и испытывают серьезные затруднения для их применения в окружающей, бытовой, личной жизни. Система предметных знаний, получаемых нашими учащимися, носит академический характер, в учебных ситуациях они применяют их на репродуктивном уровне и испытывают серьезные затруднения для их применения в окружающей, бытовой, личной жизни. Преодолеть эти недостатки можно только в новой парадигме образования, ориентированной на становление качества жизни человека. Преодолеть эти недостатки можно только в новой парадигме образования, ориентированной на становление качества жизни человека.
Приоритетные направления государственной политики в системе образования - формирование качества человека и на его основе становление качества жизни человека и общества. Приоритетные направления государственной политики в системе образования - формирование качества человека и на его основе становление качества жизни человека и общества.
Системные элементы качества человека: Системные элементы качества человека: интеллектуальные способности;интеллектуальные способности; познавательная, социальная, гражданская активность;познавательная, социальная, гражданская активность; образованность;образованность; духовность, нравственность, личная ментальность и культура;духовность, нравственность, личная ментальность и культура; способность к созиданию;способность к созиданию; стиль поведения и отношений; стиль поведения и отношений; способность к адекватной самооценке;способность к адекватной самооценке; способность к самопознанию, саморазвитию.способность к самопознанию, саморазвитию.
Акмеологический подход к современному образованию ориентирует на обращение к личности человека, к его способности к саморазвитию и творчеству, к самоорганизации своей жизни и профессиональной деятельности. Акмеология (древнегреческое аkmе - цветущая сила, вершина) - наука о вершинах в развитии человека. Предмет акмеологии развития личности в образовательной среде – процесс достижения высших форм и уровней целостного развития педагогов и учащихся средствами образовательной деятельности на основе мотивации достижений, саморазвития творчества, инноваций созидания.
Акмеологическое образовательное учреждение – это учреждение нового качества образования, учреждение высоких достижений и успехов каждого педагога и ученика. Это культурно-образовательный центр, формирующий социокультурную образовательную среду в окружающем социуме. Цель АОУ– достижение высокого уровня социальной зрелости выпускника, его готовности к самостоятельной жизнедеятельности в обществе постоянных перемен, к профессиональному образованию в интересах личности и государства, к духовно-нравственному самосовершенствованию. Цель АОУ– достижение высокого уровня социальной зрелости выпускника, его готовности к самостоятельной жизнедеятельности в обществе постоянных перемен, к профессиональному образованию в интересах личности и государства, к духовно-нравственному самосовершенствованию.
Учебная зрелость является акмеологическим критерием целостного развития младшего школьника и учащихся 5-7- х классов. Учебная зрелость является акмеологическим критерием целостного развития младшего школьника и учащихся 5-7- х классов. Главный итог обучения умение учащихся применять знания на практике (в дальнейшей учебе и в жизни). Главный итог обучения умение учащихся применять знания на практике (в дальнейшей учебе и в жизни). У учащихся 8-9 классов необходимо сформировать личностную зрелость как результат обучения, воспитания и общения. У учащихся 8-9 классов необходимо сформировать личностную зрелость как результат обучения, воспитания и общения. В классах педагогический процесс и акмеологическая поддержка развития школьника направлены на формирование социальной зрелости выпускника, его готовности к жизненному самоопределению В классах педагогический процесс и акмеологическая поддержка развития школьника направлены на формирование социальной зрелости выпускника, его готовности к жизненному самоопределению
Здоровье как ценность и основа социальной жизни человека Здоровье необходимо, чтобы быть успешным. Здоровье – это ресурс биологических, психофизических и социальных возможностей жизни, и эти возможности должны пополняться. Здоровье – это базовая стратегия в жизненной карьере любого человека. Здоровье - это продукт социальных возможностей и взаимодействий.
Термин «социальное здоровье» означает, что здоровье принадлежит не индивиду, а обществу, в котором индивид взаимодействует. Термин «социальное здоровье» означает, что здоровье принадлежит не индивиду, а обществу, в котором индивид взаимодействует. Социальное здоровье – понятие такое же нравственное, как и социальные ценности. Социальное здоровье – понятие такое же нравственное, как и социальные ценности. Здоровье - это социальный феномен, включающий в себя все стороны материальной и духовной жизни.
Слагаемые качества жизни Здоровье, которое обретает не только витальный, экономический, эстетический статус в жизненных ценностях, но и, конечно, социально- нравственный, духовный. Ценностные ориентации, которые наполняют жизнь эмоциональным, чувственным содержанием, складываясь в такие понятия как «чувство жизни», «вкус жизни», «радость жизни». Образ жизни, который в контексте здоровья рассматривается, как культура физической, трудовой, социальной активности человека и определяет порядок жизни, смысл жизни, направленность жизни.
Процесс становления качества жизни включает в себя процесс формирования личности. Применительно к субъектам образования формирование – это целенаправленный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий процесс обучения, развития и деятельности, направленный на достижение целей личного и общественного значения, процесс создания качества своей жизни. Процесс становления качества жизни включает в себя процесс формирования личности. Применительно к субъектам образования формирование – это целенаправленный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий процесс обучения, развития и деятельности, направленный на достижение целей личного и общественного значения, процесс создания качества своей жизни.
Основные задачи педагогического коллектива средней школы: создать психолого-педагогические условия для личностного развития, самоактуализации и самоопределения личности каждого субъекта образования; создать информационно-педагогические условия для освоения учащимися исторического и культурного наследия собственного образовательного учреждения, поселка, района, региона как основу формирования любви к Родине, малой родине;
создать научно-методические условия для совершенствования профессиональной компетентности и педагогического творчества преподавателей школ; разработать межшкольную организационную структуру управления; создать систему взаимодействия школы с внешней средой.
Задачи контроля за качеством образования: 1)установление соответствия организации, содержания, обеспечения образовательного процесса требованиям законодательных и нормативных актов, установленным стандартам и нормам; 2)своевременное обнаружение и устранение неблагоприятных тенденций в ходе учебного процесса с целью обеспечения требуемого уровня его качества;
обеспечение участников образовательного процесса, субъектов управления информацией о ходе, результатах, потенциальных областях улучшения организации учебного процесса на всех его уровнях;
4) формирование банка данных по широкому кругу аспектов образовательного процесса с последующим их использованием в управлении на основе применения статистических методов, методов SWOT-анализа, методов имитационного моделирования и т.д.; 5) повышение управляемости и информационной прозрачности образовательного процесса в условиях реализуемых в его рамках инновационных проектов и программ; 6) определение результативности комплекса и отдельных организационных и методических нововведений, реализуемых образовательных моделей, технологий, концепций обучения.
Контроль за качеством образования может осуществляется с использованием различных способов, методов, технологий: Контроль за качеством образования может осуществляется с использованием различных способов, методов, технологий: рефлексивные методырефлексивные методы статистические методыстатистические методы мониторинговые методымониторинговые методы квалиметрические методыквалиметрические методы методы программированного контроляметоды программированного контроля методы аудитаметоды аудита психодиагностические и социологические методыпсиходиагностические и социологические методы акмеологические методы.акмеологические методы.
Качества педагога-мастера в профессиональной деятельности: это специалист по развитию ребенка в предметном обучении, владеющий коррекционно- развивающими технологиями и технологиями развития одаренности и творчества (наукоемкими технологиями);это специалист по развитию ребенка в предметном обучении, владеющий коррекционно- развивающими технологиями и технологиями развития одаренности и творчества (наукоемкими технологиями); методологическая культура учителя;методологическая культура учителя; новое профессиональное сознание педагога;новое профессиональное сознание педагога; научно-педагогическая компетентность педагога;научно-педагогическая компетентность педагога; новые профессионально и личностно значимые качества, которые обеспечивают творческую самореализацию индивидуальности педагога.новые профессионально и личностно значимые качества, которые обеспечивают творческую самореализацию индивидуальности педагога.
Внутренние факторы, непосредственно влияющие на непрерывный процесс самореализации педагога уровень самосознания (особенности Я- концепции, самооценка, психологические защитные механизмы, рефлексия); особенности мотивационной сферы личности (мотивация и мотивы, направленность, уровень притязаний, целевой компонент и т. п.); ценностные ориентации; особенности эмоционально-волевой сферы; системное и дивергентное (творческое) мышление.
Цель человеческой жизни, которой можно достичь через образование, обучение, - быть счастливым и успешным. Цель человеческой жизни, которой можно достичь через образование, обучение, - быть счастливым и успешным. Важнейшая задача социально- педагогической системы современного обучения - на основе нового содержания образования превратить процесс обучения в процесс постижения искусства жить, созидать свою жизнь, наслаждаться результатами достигнутого в учебе, деятельности, профессии, общении. Важнейшая задача социально- педагогической системы современного обучения - на основе нового содержания образования превратить процесс обучения в процесс постижения искусства жить, созидать свою жизнь, наслаждаться результатами достигнутого в учебе, деятельности, профессии, общении.
Центр научного и инновационного сотрудничества «Вершина познания» «Вершина познания» ,Тюменская область, г. Тюмень, ул. Ленина, 2 А, оф. 401/304, а/я 2719 ул. Ленина, 2 А, оф. 401/304, а/я 2719 т./факс (3452) , т./факс (3452) , , , Благодарю за внимание и приглашаю к плодотворному сотрудничеству!