(с) 2004 Барский Ф.И., Кутузова Д.А.. ЭТО НАПОМИНАЕТ МНЕ ОДНУ ИСТОРИЮ…

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нарративная практика как социально- психологическое консультирование и работа с сообществами Малышева Н.Г.
Advertisements

1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
1 Нарративная работа с конфликтами и проблемами – нарративные практики Школа по методологии «Технологии мышления: проблематизация». Светлогорск, 2010.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ оош 23 г.Бикина Балахонцевой Натальи Александровны по учебнику О.В.Кубасовой, УМК «Гармония» 2010 год Система.
Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС.
А ДАПТАЦИЯ Основной задачей образования в настоящее время является подготовка личности к процессу значительных изменений, происходящих в современном мире.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Психологическое здоровье личностное здоровье Психологическое здоровье согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия,
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Развитие субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных Российских ценностей Научно-методический семинар для участников Городской экспериментальной.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Технология проектного обучения возникла в начале прошлого столетия в США. Первоначально она была известна под названием «метод проектов» и (или) «метод.
Качество основного общего образования: требования ФГОС и требования времени В.К. Игнатович, эксперт ИПОП «Эврика»
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Мотивация учебной деятельности обучающихся 1 ступени.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Проект Формирование духовно-нравственное культуры на уроках литературы. проект выполнила Бессчастнова Светлана Николаевна учитель русского языка и литературы.
Ценности – нравственные императивы, детерминирующие поведение личности в ситуации жизненного выбора. Ценности – это не то, что служит нам, а то, что своим.
Транксрипт:

(с) 2004 Барский Ф.И., Кутузова Д.А.

ЭТО НАПОМИНАЕТ МНЕ ОДНУ ИСТОРИЮ…

Грегори Бейтсон считал истории, притчи и метафоры существенным выражением человеческой мысли, человеческого разума.

НАРРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ Московский семинар по когнитивной науке, 12 мая 2005

Theodore R. Sarbin Narrative psychology: The storied nature of human conduct (1986)

William Labov У истории есть начало, середина и конец. Истории скрепляются распознаваемыми паттернами событий, называемыми сюжетом. Центральными для сюжета являются трудности людей и их разрешение.

В истории обязательно есть герой. Поэтому истории – это особый способ описания, подходящий именно для людей.

…от формы художественного произведения через функциональный анализ ее элементов и структуры к воссозданию эстетической реакции и к установлению ее общих законов

Первичные формы аффективно- смысловых образований человеческого сознания существуют объективно вне каждого отдельного человека, существуют в человеческом обществе в виде произведений искусств или в других каких-либо материальных творениях людей…

Jerome Bruner Мы организуем свой опыт и свою память главным образом в форме нарратива истории. Житейская психология состоит из историй. Нарратив – лишь одна из форм. Это еще далеко не всё! Ulrich Neisser

«Я» Оно телеологично и активно. Оно встречает препятствия и барьеры, действительные или вымышленные. Оно реагирует на внешние суждения о своих успехах и неудачах, видоизменяя свои устремления и желаниях, а также привнося необходимые изменения в свои референтные группы. Оно обладает избирательной памятью, чтобы подстраивать прошлое под требования настоящего и предвосхищаемого будущего. Оно ориентировано в отношении референтных групп и значимых других, которые устанавливают общекультурные стандарты, по которым оно судит о себе. Оно обладает собственническими мотивами и стремлением к экспансии, адаптируя и встраивая в себя различные верования, ценности, пристрастия и даже предметы в качестве различных аспектов собственной идентификации. Оно, однако, способно поступиться этими ценностями и приобретениями, если того требуют обстоятельства, не теряя при этом своего постоянства. Оно переживает собственную тождественность во времени, пространстве и обстоятельствах, несмотря на значительные преобразования в собственном содержании и деятельности. Оно чувствительно и требовательно к тому, где и с кем оно обнаруживает себя в окружающем мире. Оно способно и даже иногда ответственно относится к определению и формулированию самого себя в словах, и склонно испытывать тревогу, когда эти слова не могут быть найдены. Оно подвергается перепадам настроения, эмоциям и аффектам, умеет быть гибким и чувствительным к изменениям ситуации. Оно ищет и защищает собственную гармонию и согласованность, преодолевая противоречия и диссонансы посредством сложных и высокоразвитых психологических процедур.

«История» Истории нужен сюжет. В сюжете должны быть препятствия, мешающие достижению целей. Препятствия заставляют людей задуматься и переосмыслять происходящее. Рассказывать следует только о тех событиях из прошлого, которые имеют отношение к рассказу. Нужно снабжать героев союзниками и социальными связями. Надо давать возможность своим героям расти. Но при этом сохранять их идентичность в целости и сохранности. А их самотождественность во времени и пространстве должна быть очевидной. Герои должны находится в мире людей. Надо давать возможность героем объясниться, если это требуется. Пусть у героев будут разные настроения. Если герои ведут себя странно, это вызывает тревогу, в том числе и у них самих.

«Я» – диалогично и полифонично. Пространство «самости» - это сообщество «голосов», которые занимают несовпадающие позиции и могут вступать в диалог друг с другом. «Я» – это мотивированный рассказчик историй. Hubert Hermans

Личность – это сложный паттерн черт, адаптаций и историй. Также как личностные черты, жизненные истории могут быть категоризованы и классифицированы в отношении индивидуальных различий. Dan McAdams

ТРЕХУРОВНЕВАЯ СХЕМА Д.МАКАДАМСА Личностные черты Характеристические адаптации Личная история

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Исследования автобиографии (нарративное интервью) Исследования дискурса в сообществе Метод само-конфронтации Деятельное исследование И другие…

НАРРАТИВНАЯ ПРАКТИКА Пере-рассказывание личной истории через экстернализацию Работа преимущественно с сообществами Деконструкция доминирующих в сообществе дискурсов

СПАСИБО! Винсенту Хеверну за фотографии, Губерту Хермансу за конференцию по Dialogical Self, Роману Пивоварову за перевод цитаты из Брунера, Грегори Бейтсону за вдохновение.

Немножко ссылок: Narrative Psychology Internet and Resource Guide Hubert J.M. Hermans homepage Русскоязычная страница о Грегори Бейтсоне "The Mead Project" – работы Мида, Кули, Джеймса, Дьюи и др. The Bakhtin Centre DAOL – Discourse Analysis Online Narrative Inquiry (журнал) Conversational Analysis and Discourse Analysis by C. Antaki Kenneth J. Gergen homepage The Virtual Faculty (статьи от различных авторов) John Shotter homepage Theory and Psychology (журнал) Бесплатная программа для транскрибирования текстов и видео Русскоязычное интернет-сообщество нарративных практиков